БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

кружении, в годы первых пятилеток (1929-40), а также в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 и послевоен. восстановления нар. х-ва использовало Г. к. как важный дополнит. источник средств. В условиях, когда накопления социалистич. х-ва обеспечили удовлетворение почти всех потребностей гос-ва в ден. средствах, Сов. гос-во отказалось (в 1957) от использования займов, размещаемых по подписке среди населения, и использует в качестве ресурсов Г. к. ежегодный прирост вкладов в сберкассы, а также свободно обращающийся гос. 3% -ный внутр. выигрышный заём, выпущенный в 1966 сроком на 20 лет.

Опыт организации сов. Г. к. используется др. социалистич. странами. Важную роль в развитии Г. к. в этих странах играют их экономич. сотрудничество и помощь СССР, в т. ч. помощь кредитная, оказываемая как в форме займов, так и путём поставок товаров, оборудования и оказания различных услуг на условиях кредита. Общая сумма кредитов СССР др. социалистич. странам (к 1968) составляла примерно 10 млрд. руб.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 24, § 6 и т. 3, гл. 29, Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 23, 25; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27; Программа КПСС, М., 1971, ч. 1, разд. IV ("Кризис мирового капитализма"); Бретель Э., Налоги, займы и инфляция на службе империализма, [ч. 1], М., 1953, гл. V -VII; Богачевский М. Б.. Государственный кредит в капиталистич. странах, М., 1966; Энтов Р. М., Государственный кредит США в период империализма,М.,1967; Государственные займы в СССР. Учебное пособие, М., 1956; Финансы СССР. Учебник, М., 1967, разд. 2 и разд. 4, гл. 25. И. Д. Злобин.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ, лицо, поддерживающее от имени гос-ва обвинение в суде при рассмотрении уголовных дел. В СССР Г. о. выступают прокуроры, их заместители и помощники. Поддержание гос. обвинения - одна из форм осуществления прокурором надзора за точным исполнением законов. Г. о. принимает участие в исследовании доказательств в суд. заседании, даёт заключение по вопросам, возникающим во время суд. разбирательства, участвует в суд. прениях, представляя суду свои соображения по поводу доказанности обвинения, применения уголовного закона и меры наказания и по др. вопросам. Существенное место в речи Г.о. занимают анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, и предложения по устранению этих причин и условий. Если Г. о. придёт к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают обвинения, предъявленного подсудимому, он обязан отказаться от обвинения, изложив суду мотивы отказа. Суд в этих случаях обязан продолжить разбирательство дела и разрешить на общих основаниях вопрос о виновности, исходя из рассмотренных доказательств и доводов всех участников суд. разбирательства.

В зарубежных социалистич. странах гос. обвинение в суде также поддерживает прокурор.

В бурж. гос-вах функцию Г. о. выполняют различные должностные лица, имеющие право осуществлять уголовное преследование. В США обвинение в Верх.суде США по делам исключит. важности поддерживает атторней-генерал, в др. федеральных судах - атторнеи. В Великобритании для поддержания обвинения в судах по делам, затрагивающим интересы короны (гос-ва), в 1879 была учреждена должность директора публичных преследований. Обвинителями выступают и др. должностные лица, в т. ч. и должностные лица полиции. Во Франции, согласно УПК 1958, гос. обвинение в судах поддерживают прокуроры, состоящие при каждом уголовном суде. В Швейцарии, ФРГ, Бельгии, Мексике, Венесуэле и др. Г. о. также являются прокуроры, состоящие либо при судах, либо при мин-вах юстиции.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАНОВЫЙ КОМИТЕТ Совета Министров СССР (Госплан СССР), союз-но-респ. орган, осуществляющий обще-гос. планирование развития нар. х-ва СССР и контроль за выполнением нар,-хоз. планов. Госплан СССР образован декретом СНК РСФСР от 22 февр. 1921 в период перехода к мирному хоз. строительству. Под руководством Коммунистич. партии и Сов. пр-ва Госплан СССР сыграл большую роль в разработке и осуществлении великих планов строительства социализма и коммунизма в СССР. "Народнохозяйственные планы, являясь выражением экономической политики Коммунистической партии,-подчёркивается в приветствии ЦК КПСС, Президиума Верх. Совета СССР и Сов. Мин. СССР торжественному собранию, посвящённому 50-летию Госплана, всем работникам плановых органов Сов. Союза, - на всех этапах строительства нового общества были организующей и мобилизующей силой в решении важнейших хозяйственных и социальных задач" ("Правда", 1971, 23 февраля, с. 1).

Во главе Госплана стояли выдающиеся деятели КПСС - Г. М. Кржижановский (1921-23, 1925-30), А. Д. Цюрупа (1923-25), В. В. Куйбышев (1930-34), В. И. Межлаук (1934-37), Н. А. Вознесенский (1938-49), А. Н. Косыгин (1959-60). Деятельность Госплана СССР строилась на ленинских идеях социали-стич. планирования. Декретом СНК об образовании Госплана было чётко определено гл. содержание его работы:

"а) Разработка единого общегосударственного хозяйственного плана, способов и порядка его осуществления;

б) Рассмотрение и согласование с общегосударственным планом производственных программ и плановых предположений различных ведомств, а также областных (хозяйственных) организаций по всем отраслям народного хозяйства..." (СУ, 1921, № 17, ст. 106).

С развитием экономики, расширением межотраслевых, межресп. и междунар. экономич. связей расширялись и усложнялись задачи Госплана, изменялись его функции, структура, совершенствовались методы и формы планирования. Значительно возросла роль Госплана СССР в условиях перехода пром-сти и др. отраслей нар. х-ва на новые методы хозяйствования, разработанные Сентябрьским (1965) пленумом ЦК КПСС. Гл. задачей Госплана в современных условиях является разработка в соответствии с Программой КПСС, директивами съездов КПСС, указаниями ЦК КПСС и решениями Сов. Мин. СССР гос. нар.-хоз. пятилетних и на более длит. перспективу планов, а также годовыхпланов развития нар. х-ва СССР, обеспечивающих пропорциональное развитие экономики СССР, непрерывный рост и повышение эффективности общественного произ-ва в целях создания мате-риально-технич. базы коммунизма, неуклонного повышения уровня жизни народа и укрепления обороноспособности страны.

При разработке планов Госплан стремится, чтобы они были оптимальными и основывались на экономич. законах социализма, на совр. достижениях и перспективах развития науки и техники, на результатах науч. исследований экономич. и социальных проблем коммунистич. строительства, всестороннего изучения общественных потребностей. В планах должно отражаться правильное сочетание отраслевого и терр. планирования, а также централизованного планирования с хоз. самостоятельностью предприятий и орг-ций.

Свою деятельность в области планирования Госплан СССР осуществляет, опираясь на мин-ва, ведомства, Госпланы союзных республик и науч. орг-ции. С их участием он разрабатывает осн. направления развития нар. х-ва на перспективу, проекты перспективных и текущих планов, в к-рых предусматривает неуклонный подъём всех отраслей нар. х-ва, повышение эффективности общественного произ-ва, высокие темпы роста нац. дохода, улучшение структуры общественного произ-ва, правильное использование материальных, трудовых и природных ресурсов, рациональное размещение производит. сил по территории страны с учётом специализации и кооперирования произ-ва, комплексного развития х-ва союзных республик и экономич. районов при правильном сочетании их интересов с интересами всего нар. х-ва.

В разрабатываемых планах Госпланом СССР предусматриваются мероприятия, обеспечивающие дальнейший технич. прогресс, быстрейшее использование в нар. х-ве достижений науки и техники, увеличение выпуска новой продукции с технически передовыми качественными показателями, комплексную механизацию и автоматизацию произ-ва, повышение эффективности капитальных вложений, ускорение ввода в действие основных фондов и производственных мощностей, полное освоение действующих и вводимых новых мощностей. Госплан разрабатывает также показатели по росту производительности труда, использованию трудовых ресурсов страны, обеспечению нар. х-ва квалифицированными рабочими и специалистами, повышению рентабельности произ-ва, улучшению использования финанс. ресурсов. На основе высоких темпов роста нац. дохода в планах предусматривается систематич. повышение уровня жизни сов. народа. В планах намечаются также мероприятия по укреплению обороны страны.

Госплан СССР готовит предложения по координации планов развития нар. х-ва СССР с нар.-хоз. планами др. социа-листич. стран - членов СЭВ на основе дальнейшего углубления социалистич. разделения труда, улучшения межгос. специализации и кооперирования производства, разрабатывает проекты планов развития внеш. торговли и экономич. сотрудничества с др. странами.

Госплан СССР широко использует балансовый метод планирования. Он разрабатывает материальные, трудовые истоимостные балансы, а также баланс нар. х-ва в целом по СССР и по союзным республикам. Для максимального учёта достижений научно-технич. прогресса, возможно более полного вовлечения резервов предприятий Госпланом применяются прогрессивные технико-экономич. нормы и нормативы, в т. ч. нормы расхода материальных ресурсов в произ-ве и строительстве,

затрат труда, удельные капитальные вложения, технико-экономич. показатели использования производственных мощностей и т. п. Используются также различного рода прогнозные материалы. Это способствует установлению правильных натурально-вещественных и стоимостных пропорций в нар. х-ве и, прежде всего, между I и II подразделениями обществ. произ-ва (произ-вом средств произ-ва и произ-вом предметов потребления); пром-стью и с. х-вом; общественным произ-вом и строительством; произ-вом и перевозками грузов осн. видами транспорта; розничным товарооборотом, услугами населению и ден. доходами населения и др. пропорций. Расчёты и обоснование планов производятся с использованием экономико-математич. методов и электронно-вычислит. техники.

Госплан СССР осуществляет увязку между собой планов развития отраслей, союзных республик и экономич. районов, а также всех разделов и показателей плана. Показатели в планах разрабатываются адресно по исполнителям - мин-вам, ведомствам и союзным республикам, что позволяет обеспечивать ди-рективность планов и организовывать проверку их выполнения. В ходе рассмотрения проектов планов мин-в, ведомств и Советов Министров союзных республик Госплан СССР изыскивает наиболее эффективные пути развития отраслей нар. х-ва, союзных реслублик и экономич. районов, сочетая их интересы с общегосударственными и противодействуя отд. тенденциям ведомственности и местничества.

В дополнение к заданиям гос. планов, устанавливаемым Сов. Мин. СССР, Госплан СССР непосредственно утверждает ряд показателей, имеющих важное значение для пропорционального развития нар. х-ва и осн. его отраслей, в частности: балансы и планы распределения продукции по установленной номенклатуре; задания по снижению норм расхода материальных ресурсов; планы строит.-монтажных работ, выполняемых подрядным и хоз. способами; планы проектно-изыскательских работ и работ проектных орг-ций; вносит в задания нар.-хоз. плана изменения, вытекающие из отд. решений пр-ва СССР, а также в связи с введением в установленном порядке новых цен, не учтённых в утверждённых планах; совместно с АН СССР организует науч. исследования по общеэконо-мич. проблемам развития нар. х-ва. Госплан СССР несёт ответственность за повышение науч. уровня гос. планирования, за экономич. обоснованность разрабатываемых проектов планов развития нар. х-ва, их сбалансированность и пропорциональность в развитии нар. х-ва, за правильное размещение производит. сил.

Госплан СССР осуществляет контроль за выполнением мин-вами, ведомствами, союзными республиками, предприятиями и орг-циями нар.-хоз. планов, выявляет резервы для дальнейшего роста произ-ва, более эффективного использования производственных фондов, мощностей и материальных ресурсов, повышения рентабельности и улучшения др. экономич. показателей развития отраслей нар. х-ва СССР, систематически докладывает пр-ву СССР о ходе выполнения планов, разрабатывает мероприятия по предупреждению и устранению диспропорций в развитии нар. х-ва и вносит соответствующие предложения в Сов. Мин. СССР.

Госплан СССР в пределах своей компетенции издаёт постановления, обязательные для исполнения всеми мин-вами, ведомствами и др. орг-циями. Ему предоставлено право привлекать для разработки проектов планов и отд. нар.-хоз. проблем АН СССР, академии наук союзных республик, отраслевые академии наук, н.-и. и проектные ин-ты, конструкторские и др. орг-ции и учреждения, а также отд. учёных, специалистов и передовиков произ-ва.

Госплан СССР образуется в составе председателя комитета, назначаемого в соответствии с Конституцией СССР Верх. Советом СССР, заместителей председателя и членов Госплана СССР, персонально назначаемых Сов. Мин. СССР. Для оперативного руководства деятельностью Госплана СССР и Госпланов союзных республик Сов. Мин. СССР утверждается Коллегия в составе председателя Госплана СССР (председатель Коллегии), заместителей председателя Госплана СССР, а также др. руководящих работников - членов Госплана СССР.

В соответствии с осн. задачами и функциями по планированию нар. х-ва аппарат Госплана СССР образуется из отраслевых и сводных отделов. Отраслевые отделы созданы: по отраслям пром-сти, по с. х-ву, транспорту, товарообороту, внеш. торговле, культуре и образованию, здравоохранению, жилищному и коммунальному х-ву, бытовому обслуживанию населения и др. Эти отделы разрабатывают, с учётом предложений, представляемых мин-вами, ведомствами и республиками, проекты перспективных и текущих планов развития соответствующих отраслей пром-сти и др. отраслей нар. х-ва, обеспечивая совместно с балансовыми отделами Госплана увязку потребностей нар. х-ва с ресурсами, разрабатывают мероприятия по использованию имеющихся резервов увеличения произ-ва. Сводные отделы (сводный отдел нар.-хоз. плана, отдел терр. планирования и размещения производительных сил, сводный отдел капитальных вложений, сводный отдел материальных балансов и планов распределения, отдел труда, отдел финансов и себестоимости и др.) осуществляют разработку проектов нар.-хоз. планов в целом по стране, в отраслевом и территориальном разрезах, обеспечивают необходимую увязку, сбалансированность и пропорциональность развития отраслей нар. х-ва, подготавливают систему показателей, формы и методич. указания к составлению планов, осуществляют анализ выполнения нар.-хоз. планов и подготовку докладов Госплану и Сов. Мин. СССР, координируют работу отраслевых отделов Госплана СССР.

В составе Госплана СССР имеется Гос. экспертная комиссия, состоящая из крупных учёных и специалистов, осуществляющая экспертизу важнейших нар.-хоз. проблем, генеральных схем развития Отраслей нар. х-ва и размещения предприятий, специализации и комплексного развития х-ва экономич. районов и проектов крупных комплексных строек. При Госплане СССР в 1965 создана Междуведомственная комиссия по вопросам экономич. реформы, на к-рую возложены методич. руководство работой по осуществлению экономич. реформы в нар. х-ве, изучение и обобщение опыта применения новой системы хозяйствования по отраслям нар. х-ва, а также разработка проблем дальнейшего развития и совершенствования системы планирования и экономич. стимулирования, подготовка совместно с мин-вами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик предложений по совершенствованию организации и управления произ-вом. Госплан СССР имеет Гл. вычислит. центр, осуществляющий расчёты плановых показателей по заказам отделов Госплана с помощью электронно-вычислит. техники. При Госплане СССР имеются Н.-и. экономич. ин-т, Совет по изучению производительных сил, Ин-т комплексных трансп. проблем, Н.-и. ин-т планирования и нормативов. Госпланом издаётся журнал "Плановое хозяйство"(с 1923). Лит.: Ленин В. И., Проект основного пункта постановления СТО об общеплановой комиссии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 338; его же, Об едином хозяйственном плане, там же, с. 339 - 47; его же, О придании законодательных функций Госплану, т. 45, с. 349 - 53; Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам, т. 1, М., 1957, с. 27 - 28, 84 - 86, 203 - 04; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 5, М.,1968, с. 640 - 85; Материалы XXIII съезда КПСС, М., 1966; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Куйбышев В. В., Избр. произведения, М., 1958, с. 265-68; Струмилин С. Г., Планирование в СССР, М., 1957; Байбаков Н. К., Государственное плановое руководство - важнейшее условие успешного развития экономики СССР, "Плановое хозяйство", 1971, № 2, с. 5 - 19.

Н. П. Лебединский.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ, в ряде roc-в Европы и Америки название должностей высших гос. чиновников. Напр., в США Г. с.- руководитель Государственного департамента, назначается президентом и является одним из его ближайших сотрудников. В Великобритании Г. с. именуются главы нек-рых ведомств - внутр. дел, обороны, по делам Шотландии и т. п. В Бельгии Г. с. являются фактически заместителями министров. В Югославии, согласно конституции 1963, Г. с.- главы гос. секретариатов по иностр. делам и по делам нар. обороны.



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, 1) высшее законосовещат. учреждение Росс. империи. Образован 1(13) янв. 1810 в соответствии с планом гос. преобразований М. М. Сперанского. В Г. с. предусматривалось рассмотрение всех законопроектов перед утверждением царём, что часто не исполнялось. Внесение законопроектов в Г. с. определялось волей царя. Законодат. инициативой Г. с. не обладал. Первоначально в Г. с. было 35 чл., в 1890 - 60. Члены Г. с. и председатель назначались царём из высших сановников. Министры являлись членами Г. с. по должности. В случае присутствия царя председательство переходило к нему. В 1812 - 65 пред. Г. с. являлся одновременно и пред. К-та министров. Г. с. состоял из 4 департаментов: департамента законов, рассматривавшего законопроекты общегос. значения; департамента гражд. и духовных дел, ведавшего вопросами юстиции, полиции и духовного ведомства; департамента гос. экономии, зан