| в СССР, как и в др. социалистич. гос-вах, имеются гос. органы, осн. обязанностью к-рых является контроль от имени и в интересах гос-ва. Систему таких органов обычно именуют Г. к.
В основе всей организации и деятельности органов социалистич. Г. к. лежат теоретич. положения, сформулированные В. И. Лениным и обогащённые опытом стр-ва социалистич. государственности. Контроль необходим и важен на всех этапах стр-ва социалистич. гос-ва. В. И. Ленин придавал большое значение контролю, позволяющему глубоко изучать положение дел на предприятиях и в учреждениях, выявлять положит. опыт в целях его распространения и искоренения недостатков. Такой контроль позволяет находить умелых, радивых, преданных делу социализма работников и в то же время вскрывать бюрократизм, устранять излишества и совершенствовать гос. механизм. "...Борьба с тиной бюрократизма и волокиты проверкой людей и проверкой фактической работы; беспощадное изгнание лишних чиновников, сокращение штатов, смещение коммунистов, не учащихся делу управления всерьез, -такова должна быть линия...", - указывал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 370). Г. к. позволяет систематически проверять исполнение постановлений центральной власти, укреплять гос. дисциплину и законность, изучать обоснованность и реальность решений центр. органов гос-ва, помогать совершенствовать практику разработки и принятия таких решений.
В СССР в первые дни существования Сов. гос-ва - 14(27) ноября 1917 -был создан рабочий контроль как важнейший фактор, способствовавший упрочению Сов. власти. В работе "Задачи революции" (1917) В.И. Ленин выдвинул требование о немедленном введении рабочего контроля в общегос.масштабе (см. там же, т. 34, с. 229-38). Организационно рабочий контроль состоял из заводских или фабричных к-тов и советов старост. В крупных городах, губерниях и промышленно развитых районах при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов действовали местные советы рабочего контроля, к-рые координировали и направляли деятельность рабочих советов предприятий. В масштабе всей страны руководство советами рабочего контроля осуществлял Всеросс. совет рабочего контроля, в составе к-рого были созданы комиссии специалистов-ревизоров по определ. отраслям произ-ва. В янв. 1918 были образованы Центр. контр. коллегия и учётно-контр. коллегии и контр. комиссии на местах. Центр. контр. коллегия была в июле 1918 преобразована в Наркомат Г. к. 8-й съезд РКП(б) (март 1919) принял постановление о реорганизации Г. к. ВЦИК и СНК РСФСР в апр. 1919 приняли декрет "О гос. контроле" (СУ РСФСР, 1919, № 12, ст. 122). В 1919 фактически существовало 3 системы контроля (Наркомат Г. к. РСФСР, ведомств. контрольные органы и рабочие контрольные инспекции), что осложняло деятельность Г. к. В февр. 1920 Наркомат Г. к. был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), в задачи к-рой входили: контроль за деятельностью всех органов гос. управления, органов управления х-вом и за общественными орг-циями; борьба с бюрократизмом и волокитой; проведение летучих ревизий и обследований; проверка исполнения декретов и постановлений Сов. пр-ва; надзор за соблюдением законов в управлении. РКИ действовала на правах наркомата и имела свои органы на местах, она опиралась в своей деятельности на широкий актив из рабочих, крестьян, специалистов. Важное значение в совершенствовании правового положения РКИ имел декрет ВЦИК от 9 янв. 1922, к-рым на РКИ возлагались обязанности по контролю за учётом и хранением гос. имущества, последующая проверка финанс. смет, планов материального снабжения, договоров и др. денежных документов; разработка предложений о сокращении и удешевлении гос. аппарата; контроль за состоянием приёма и рассмотрения жалоб и т. д.
Дальнейшее совершенствование Г. к. шло в направлении реализации идей, развитых В. И. Лениным в его трудах "О придании законодательных функций Госплану" (1922), "Как нам реорганизовать Рабкрин" (1923), "Лучше меньше, да лучше" (1923). В этих работах В. И. Ленин наметил план соединения двух высших контрольных аппаратов - партийного и государственного. 12-й съезд партии (апр. 1923) в резолюциях "О задачах РКИ и ЦКК" и "По организационному вопросу" определил задачи нового контрольного органа - ЦКК-РКИ. На основании этих решений объединение ЦКК и Наркомата РКИ, не означавшее, однако, их полного слияния, было проведено в след. форме: нарком РКИ являлся одновременно пред. ЦКК, а состав коллегии Наркомата формировался в основном из членов Президиума ЦКК.
В 1924 был создан союзно-респ. Наркомат рабоче-крест. инспекции. В 1930 был создан орган проверки исполнения решений пр-ва СССР - Комиссия исполнения при СНК СССР во главе с пред. СНК СССР. В состав комиссии входили: секретарь ЦК ВКП(б), пред. ВЦСПС, нарком РКИ и пред. Колхозцентра. В 1934 Наркомат РКИ был ликвидирован, а его функции и функции Комиссии исполнения были переданы созданной в том же году Комиссии сов. контроля (КСК) при СНК СССР. Осн. обязанность КСК состояла в проверке исполнения важнейших пост. пр-ва всеми звеньями гос., в т. ч. и хоз., аппарата в центре и на местах. В 1940 Комиссия сов. контроля была реорганизована в союзно-респ. наркомат Г. к. (с 1946 - мин-во), затем мин-ва Г. к. были реорганизованы в комиссии Г. к. СССР и союзных республик. В 1962-65 в СССР действовали к-ты парт.-гос. контроля, осуществлявшие контроль за деятельностью парт. и гос. органов. Декабрьский (1965) пленум ЦК КПСС постановил упразднить органы парт.-гос. контроля и образовать народный контроль как орган Г. к.
В зарубежных социалистич. гос-вах Г. к. строится с учётом опыта СССР и особенностей развития государственности в данной стране, но организационное построение органов Г. к. и их правовое положение имеют нек-рые различия. Так, в Польше Г. к. возглавляет Верховная контрольная палата, подчинённая сейму (в воеводствах имеются делегатуры - местные органы палаты). В Венгрии система органов Г. к. состоит из Центр. комиссии нар. контроля (действует под руководствомпр-ва), городских и районных комиссий нар. контроля. В Болгарии Г. к. представляет собой обособленную систему контрольных органов, возглавляемую Комитетом Г. к.; в округах имеются инспекции Г. к., а на предприятиях, в организациях, кооперативах и учреждениях - комиссии нар. контроля. В ГДР система органов Г. к. во главе с К-том рабоче-крест. инспекции построена частично по отраслевому (инспекции в ведущих отраслях нар. х-ва), частично по производственному принципу (комиссии на предприятиях, в учреждениях, в ин-тах и т. д.). В Чехословакии Центр. комиссия нар. контроля избирается Нар. собранием.
В дореволюц. России первые сведения о гос. органах с контрольными функциями относятся ко 2-й пол. 17 в. (Счётный приказ, Тайный приказ); более чёткую компетенцию в области контроля имели нек-рые коллегии, созданные Петром I (напр., Ревизион-кол-легия). Как самостоят. ведомство Г. к. был образован в 1811 в форме Гл. управления ревизии гос. счетов, в задачи к-рого входило наблюдение за правильностью поступления гос. доходов и законностью расходов. В 1862 был введён последующий документальный контроль, ведомству Г. к. было предоставлено право кассовых и др. ревизий. В нач. 20 в. и до 1-й мировой войны 1914-18 система Г. к. в России, возглавлявшаяся гос. контролёром в ранге министра, включала центр. ревизионные учреждения и их местные органы: контрольные палаты в губерниях и спец. учреждения Г. к. на строительстве крепостных сооружений, ж. д. и др. объектов, к-рое велось за счёт казны. На стр-вах, осуществлявшихся на средства частных лиц, Г. к. устанавливался в тех случаях, когда казна гарантировала частные капиталовложения. В систему Г. к. царской России входил полевой контроль, действовавший во время войны и проверявший правильность расходования гос. средств, выделявшихся на воен. цели. Губернские контрольные палаты ревизовали ден. и имуществ. операции, совершавшиеся за счёт казённых средств губернскими, уездными и волостными органами управления.
Формы осуществления Г. к. в современных бур ж. гос-вах различны. По мере кризиса парламентаризма повсеместно утрачивают значение традиционные парламентские методы контроля (право депутатского запроса, парламентские расследования и т. п.), снижается роль общих судов в разрешении конфликтов, связанных с деятельностью гос. аппарата, в рассмотрении жалоб на действия должностных лиц и адм. органов. Усложнение задач управления в условиях государственно-монополистич. капитализма сопровождается усилением контрольных функций центр. аппарата министерств и ведомств и появлением новых надведомств. органов Г. к. Так, во многих странах получили распространение внепарламентские, но действующие от имени парламентов контрольные инстанции (напр., ин-т т. н. омбудсменов), возросла численность и роль в контрольной деятельности органов административной юстиции. Во всех гос-вах широкими правами контроля обладают мин-ва финансов. Однако в каждой стране сложилась собств. система Г. к.
В Великобритании контроль за распределением между ведомствами средствгос. бюджета и их использованием осуществляет ведомство контролёра и гл. (генерального) аудитора совместно с Мин-вом финансов. Контролёр и гл. аудитор назначается пр-вом (формально королём) на неограниченный срок и может быть смещён лишь на основании совместной резолюции обеих палат парламента. Специально для выявления случаев "плохого управления" в 1967 создано ведомство парламентского комиссионера, уполномоченного рассматривать жалобы на деятельность большинства центр. органов управления (результаты проверок докладываются парламенту). Контроль за деятельностью муниципальных органов управления осуществляет (за нек-рыми исключениями) Мин-во местного управления и жилищного строительства. Особое ведомство, возглавляемое премьер-министром, контролирует работу гражд. гос. служащих всех министерств и ведомств. Ряд министерств выполняет функции специализированного межведомств. контроля: напр., Мин-во внутр. дел контролирует межведомств. мероприятия по гражд. обороне, осуществляет противопожарный надзор, Мин-во здравоохранения - санитарный надзор и т. д.
В США Г. к. осуществляется органами, входящими в Исполнит. управление президента: аппарат Белого дома, Бюро бюджета и управления (созд. в 1970 на базе Бюро бюджета), Управление чрезвычайного планирования, Управление науки и техники и др. Конституционный контроль осуществляется Верховным судом США. Контрольные функции имеют также комиссии парламентские. В качестве спец. органа финанс. контроля функционирует Главное (генеральное) управление отчётности, возглавляемое гл. контролёром (назначается президентом на 15 лет, может быть смещён по решению обеих палат конгресса). Функции спец. межведомств. контроля возложены на многие отраслевые ведомства: Центральное разведывательное управление, Мин-во обороны, Управление внутр. безопасности и Федеральное бюро расследований, Комиссию по гражд. службе, Мин-во труда и т. д.
Во Франции Г. к. осуществляет ряд органов. Счётная палата контролирует выполнение своих функций и соблюдение финанс. дисциплины всеми гос. органами в центре и на местах: отчёты Счётной палаты направляются президенту Франции; решения её можно обжаловать только в Гос. совет. Мин-во финансов через финанс. инспекторов контролирует выполнение гос. органами бюджета и сметы. Префекты контролируют деятельность администрации префектур: законность и целесообразность действий в области здравоохранения, социального обеспечения, дорожного х-ва. Контроль над гос. пром. предприятиями осуществляет Гос. коллегия по проверке имуществ. фондов предприятий, подчинённая Счётной палате. Ежегодный отчёт Гос. коллегии докладывается Нац. собранию, Сов. Мин. и Счётной палате. На гос. предприятиях имеются постоянные гос. комиссары, а на крупных предприятиях - 1-2 контролёра, к-рые следят за рациональным использованием администрацией имущества и ден. средств. Спец. органами Г. к. во Франции являются инспекции социального обеспечения, просвещения, мостов и дорог, лесов и вод, рудников и шахт, контролирующие гос. и частный секторы.
В сканд. гос-вах и в Финляндии функции Г. к. осуществляют т. н. прокураторы. Напр., в Швеции прокураторы, избираемые парламентом на 4 года, осуществляют контроль за выполнением законов органами исполнит. власти и юстиции. Свои контрольные функции прокураторы выполняют путём рассмотрения жалоб граждан на администрацию и эпизодич. проверок выполнения администрацией законов и др. парл. решений. Аналогичный аппарат Г. к. имеется в Финляндии, Дании, Норвегии, где парламенты избирают комиссаров, к-рые от имени парламента осуществляют контроль за выполнением законов органами гос-ва. В указанных гос-вах имеются и др. органы гос. контроля. В парламенте Швеции имеются, кроме того, фи-нанс. и налоговая комиссии, контролирующие выполнение бюджета, соблюдение законов о налогах и таможенных сборах.
Лит.: Ленин В. И.. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 349 - 54, 383 - 406; КПСС я резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 2, М., 1970, с. 444- 449, т. 3, М.,1970, с. 253-60; Дорохова Г. А., Рабоче-крестьянская инспекция в 1920 - 1923 гг., М., 1959; Иконников С. Н., Организация и деятельность РКИ в 1920- 1925 гг., М., 1960; Лунев А.Е., Государственный контроль в СССР, М., 1951; Морозов Л. Ф., Портнов В. П., Органы ЦКК-НК РКИ в борьбе за совершенствование советского государственного аппарата (1923- 1934 гг.), М., 1964; Народный контроль в СССР, М., 1967; Народный контролёр. Справочник, под ред. С. П. Мезенцева, М., 1970; История советского государства и права, т. 1 - 2, М., 1968. А. Е. Лунёв.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, совокупность кредитных отношений, в к-рых государство выступает в качестве заёмщика. Однако в системе междунар. кредита (при межгос. займах) гос-во нередко выступает и кредитором. Содержание и формы Г. к. определяются характером экономич. строя общества. В рабовладельч. обществе и при феодализме Г. к. существовал в форме займов, принимавших часто принудит. характер. В них переплетались элементы налога и займа. Полученные таким образом средства шли в осн. на покрытие воен. и др. чрезвычайных расходов.
Капиталист ч. система Г. к. зародилась в 16-18 вв. вначале в Голландии и Великобритании, а затем и в др. гос-вах. С возникновением мирового рынка получил развитие междунар. Г.к., явившийся, как показал К. Маркс, наряду с внутр. Г. к. одним из самых сильных рычагов первоначального накопления капитала. При капитализме Г. к. выступает гл. обр. в виде займов, а также краткосрочных казначейских обязательств, использования вкладов населения в сберкассы, помещаемых последними в гос. ценные бумаги (непосредственно или через банк).
Г. к. - одна из форм движения ссудного капитала. В отличие от др. форм капиталистич. кредита, связанных в той или иной степени с процессами произ-ва и реализации товаров, Г. к. служит средством привлечения ден. ресурсов гл. обр. на непроизводит. цели: на воен. расходы гос-ва, содержание адм.-полицейского аппарата, а также на прямое и косвенное субсидирование капиталистов. Поэтому прямыми следствиями развития Г. к. являются рост государственного долга и раздувание размеров фиктивного капитала (в виде облигацийгос. займов и купонов к ним, краткосрочных казначейских векселей и др. кредитных документов). Г. к. способствует обогащению буржуазии. Свободные ден. капиталы, лежащие без употребления у банкиров, находят выгодную сферу приложения в виде государственных займов (см. Займы государственные), к-рые дают высокие гарантированные доходы. Источником средств для погашения гос. займов и уплаты процентов, как и для всех др. расходов гос-ва при капитализме, служат прямые и косвенные налоги, к-рые тяжёлым бременем ложатся на широкие массы трудящихся.
В период общего кризиса капитализма Г. к. становится органич. частью финанс. систем бурж. гос-ва, используемых для прямого финансирования капиталистич. монополий и обеспечения им наивысших прибылей за счёт трудящихся, мелкой и даже средней буржуазии. Причём для совр. капиталистич. гос-в характерно использование Г. к. для финансирования расходов хронически дефицитных гос. бюджетов, обусловливаемых милитаризацией экономики, подготовкой и ведением войн.
Разбухание Г. к.-одно из проявлений паразитизма капитализма, выражающегося в росте непроизводит. потребления и увеличении числа рантье, живущих на доходы от ценных бумаг. В период общего кризиса капитализма быстро растут внеш. долги, используемые империалистич. странами-кредиторами для усиления своего экономич. и политич. господства в странах-должниках (см. Вывоз капитала).
В освободившихся от колониальной зависимости странах - Индии, Бирме, АРЕ, Ираке и др., часть средств, мобилизуемых с помощью Г. к., направляется на финансирование развития пром-сти, транспорта, на укрепление экономич. самостоятельности и политич. независимости этих стран. Империалистич. гос-ва, стремясь навязать этим странам свою волю и восстановить своё былое господство, используют междунар. Г. к. Социа-листич. страны в целях оказания финанс. помощи развивающимся гос-вам предоставляют им долгосрочные кредиты, которые выдаются на льготных условиях сроком на 8-12 и более лет, из расчёта 2-2,5% годовых (что, как правило, ниже процентных ставок по кредитам капиталистич. стран) и погашаются поставками товаров традиц. экспорта развивающихся стран (без золота и твёрдых валют). Кредитная помощь оказывается этим странам в первую очередь для создания отечеств. пром-сти, развитие и укрепление нац. экономики и подготовку нац. кадров специалистов. Сумма долгосрочных кредитов стран-членов СЭВ этим гос-вам к нач. 1968 превысила 8 млрд. руб., из них СССР-4,5 млрд. руб.
При социализме Г. к. используется гос-вом как один из методов мобилизации временно свободных ден. средств предприятий и сбережений населения на общегос. нужды. Производительный и общественно полезный характер использования этих средств - одно из коренных отличий социалистич. Г. к. от капиталистического. Способствуя росту общественного произ-ва, Г. к. выступает как средство увеличения ден. доходов населения. Привлекаемые с помощью Г. к. средства используются на расширение социалистич. произ-ва, что позволяет гос-ву выплачивать держателям облигаций гос. займов определ. доход в виде выигрышей и погашать свою задолженность. Сов. гос-во, строившее социалистич. общество в капиталистич. о |