БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

. Я. Поляков.


ИБИБИО, народ, обитающий на Ю
ИБИБИО, народ, обитающий на Ю.-В. Нигерии, между дельтой р. Нигер и нигерийско-камерунской границей; мелкие группы живут и в др. р-нах страны. Численность вместе с близкородств. народами (ананг, орон, андони, эфик, эккет, ква и др.) - св. 2 млн. чел. (1970, оценка). Язык И. - ибибио - относится к вост. бантоидной группе. Религия - культы сил природы, предков, часть исповедует христианство. Осн. занятия - земледелие (ямс, маниок, батат), сбор плодов масличной пальмы, па побережье - рыболовство. Распространено отходничество.

Лит.: Исмагилова Р. Н., Народы Нигерии, М.. 1963.



ИБИБИО, язык народа ибибио, живущего ла Ю.-В. Нигерии, принадлежит к кроссриверской подгруппе конго-кордофанской семьи языков (по Дж. Гринбергу) или к восточнобантоидным языкам (по другим классификациям). Число говорящих на И. св. 2 млн. чел. (1970, оценка). Основные диалекты: ибибио, эфик, акоянг (окойонг) и др. Имеются Двухфокусные смычные [Кр]. Есть фонологич. тона. Отношения, передаваемые и др. языках надежами и предлогами, в II. выражаются порядком слов, 2 предлогами, а также лексически - глаголами: "я пойду без тебя" - на диалекте эфик: nyeka nyunke fi ("пойду не хочу тебя"). Глагол оформлен префиксом лица я числа, субъекта, видовременные и модальные значения выражаются также префиксами и особыми личными местоимениями. Словообразование в основном префиксальное. С 19 в. существует яйт. язык (на базе диалекта эфик).

Лит.: Gо1die H.. Principles of Efik grammar, Edinburgh. 1868; Adams R.. English-Efiк and Efik-English dictionary, 2 еd.. Liverpool, 1943. Л. Б. Долгопольский.



ИБИКОН, передающая телевизионная трубка с усилением выходного сигнала посредством возбуждённой (наведённой) проводимости. Излучаемые под действием света фотокатодом И. электроны (фотоэлектроны) ускоряются электрич. полем и ударяются о поверхность мишени, состоящей из плёнки диэлектрика, к-рая покрыта (со стороны фотокатода) тонкой плёнкой алюминия. Плёнка алюминия прозрачна для электронов с большими скоростями. Электроны, проходя через плёнку диэлектрика, во много раз (в нек-рых веществах в 1000 и более раз) увеличивают его электропроводность, к-рая пропорциональна числу электронов. Это явление паз. возбуждённой (наведённой) проводимостью. С противоположной стороны вся плёнка диэлектрика заряжается электронным лучом, развёртывающим телевизионное изображение, до одинакового потенциала. Эти заряды вследствие наведённой проводимости в плёнке диэлектрика стекают на алюминиевую плёнку, соединённую с выходным электродом И. Сила тока зарядки, а следовательно, и выходной сигнал И. будут тем больше, чем больше поток фотоэлектронов, попадающих с фотокатода в данную точку мишени. И. могут работать при низких уровнях освещённости и применяются в различной телевизионной аппаратуре.

П. В. Тимофеев.

ИБИНЬ, Сюйчжоу, город в Китае, в пров. Сычуань, на лев. берегу р. Янцзы, при впадении в неё р. Миньцзян. Речной порт и крупная ж.-д. станция. 212 тыс. жит. (1959, оценка). Металлургия, хим., машиностроит., бум., текст., кож., винодельческая и др. отрасли пищ. пром-сти.



ИБИСЫ (Ibididaе), семейство птиц отряда голенастых. Крупные и ср. величины птицы. Клюв длинный, изогнутый книзу (собственно ибисы) или прямой, уплощенный с расширением на вершине (колпицы). У нек-рых И. часть головы и шеи голые, кожа яркоокрашенная. Ноги длинные, пальцы у основания соединены короткой перепонкой. В сем. 20 родов, объединяющих 32 вида. Распространены И. в болотистых местностях тропич. и частью умеренного поясов. Гнездятся колониями на деревьях, в тростниках, реже на скалах. В кладке 2-3 яйца. Птенцы вылупляются беспомощными и долго остаются в гнезде. Пища - мелкая рыба, лягушки, моллюски, черви, насекомые. В СССР гнездятся коровника (Plegadis falcinellus) и колпица (Platalea leucorpdia). Залёт священного ибиса (Threskiornis aethiopica) отмечался в Закавказье и низовьях Волги; на юге Приморья ранее встречался красноногий ибис (Nipponia nippon), ныне он в СССР, видимо, не гнездится.

Лит.: Тугарннов А. Я., Веслоногие аистообразные., фламинго, в кн.:Фауна СССР. Птицы, т. 1. в. 3, № 33, М. -Л.. 1947; Птицы Советского Союза, под ред. Г. П. Дементьева и Н. А. Гладкова, т. 2, М., 1951.

ИБЛИС, название дьявола в исламе.

ИБЛЬ (Ybl) Миклош (6.4.1814, Секешфехервар,- 22.1.1891, Будапешт), венгерский архитектор. Учился в Политехиич. ин-те в Вене (1831) и в АХ в Мюнхене (нач. 1840-х гг.). Работы: дворец Каройи (1863), таможня (1870-74), Оперный театр (1875-84), базилика (1867-91), зап. крыло королевского дворца (1880- 1891) - все в Будапеште; церковь, дом священника и школа в Фоте (1845-55). Парадные постройки И. в духе неоренессанса и необарокко во многом определили облик центра венг. столицы.

Лит.: Ybl E.. Ybl Miklos, Bdpst, 1956.


ИБН (араб.- сын), в собственном имени ставится перед именем отца для обозначения отчества у пародов, пользующихся араб. языком.



ИБН АБД РАББИХИ Лбу Омар Ахмед ибн Мухаммед (28.11.860, Кордова,- 1.3.940, там же), испано-арабский поэт и историк. Панегирист династии Мерванидов. Получил традиц. мусульм. образование. Сохранились лишь немногие из его стихов, собранные в "Уникальной книге о поэтах-современниках" ас-Саалиби. В этих стихах любовная лирика перемежается с аскетич. мотивами. Известна его прозаич. антология "Редкостное ожерелье", состоящая из 25 глав ("драгоценностей"). В ней содержатся сведения по истории и литературе Хачифата 7-8 вв.

Соч.: аль-Икд аль-фарид, Булак, 1293 с. г. х. (1876), Каир, 1953.

Лит.: Крачковский И. Ю Собр соч., т. 2, М. -Л., 1956; аль-Фахури X., История арабской литературы, т. 2. М., 1961; Jabbur J. S., Umar Ibn Abi Rabi'ah His age, life and works, v. 1 - 2 Beirut 1933-35.



ИБН АЛЬ-АРАБИ Абу Бекр Мухаммед (прозвище: Шейх аль-Акбар - "Величайший шейх") (7.8.1165, Мурсия, Испания,- 16.11. 1240, Дамаск), средневековый арабский мыслитель и поэт-суфий. Род. и получил образование в Андалусии, с раннего возраста был близок суфийским кругам (крупнейший ср. век. араб. философ Ибн Pушд был другом его отца). Начиная с 1202 путешествовал по странам мусульм. Востока, жил во ми. городах Ирака, Сирии и Малой Азии, в 1230-х гг.- в Дамаске. И. а.-А. принадлежит большое число филос. и поэтич. работ, развивавших идеи суфизма, в особенности учение о едином начале бытия и о познании через внутр. озарение. Наиболее известные соч.- "Мекканские откровения" ("аль-Футухат аль-Маккийя"), "Геммы мудрости" ("Фусус аль-хикам") и стихотворный "Толкователь любовных страстей" ("Тарджуман аль-ашвак"). Черная материал из мп. неисламских филос. и космологии, систем, И. а.-А. весьма вольно толковал догмы Корана, поэтому неоднократно обвинялся в ересц. Влияние И. а.-А. испытали почти все последующие представители суфизма.

Соч.: Фусус аль-хикам, критич. изд. Л. Аффифи. Каир, 1948, франц. пор.- Т. Burckhardt, La sagesse des prophet", P., 1955.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1-6, М.-Л., 1955-60 (см. указат. имён); Asin Ра1асiоs М., El islam cristianizado. Madrid, 1931; Affifi A. E., The mystical philosophy of Muhyiddin Ibnu'l Arabi. Camb.. 1939; Peres H., La poesie andalouse en arabе classique, 2 ed.. P., 1953: Соrbin H.. L'imagination crcatrice dans le soufismе d'lbn Arabi, P., 1958; Оsman Jahуa, Histoire et la classification de 1'oeuvre d'lbn Arabi, v. 1-2, Damas, 1У64.

X. К. Удам.



ИБН АЛЬ-АСИР Изз-ад-дин Абу-ль-Хасан Али (12.5.1160, Джезират-ибн-Омар,-1233 или 1234, Мосул), арабский историк. Гл. труд - "Совершенный в истории", или "Полная история" в 12 томах. Часть труда (до 922-923)- переработанное изложение "Истории" Табари, по с привлечением дополнит. источников, другая же (до 1231) - самостоят. произведение. Им написаны также биографич. словарь сподвижников Мухаммеда и соч. по истории правителей (атабеков) Мосула. Отрывки соч. И. а.-А. в рус. пер. имеются в трудах Н. А. Медникова и А. Е. Крымского.

Соч.: Chronicon quod perfcetissimilm inscribitur..., "I. С. J. Tornberg, v. 1-14, Leiden. 1851 - 76.



ИБН АЛЬ-КУТИЙЯ Абу Бекр Мухаммед ибн Омар (ум. 6.11.977, Кордова), арабо-испанский историк. Его труд, написанный на араб. яз., "История завоевания Андалусии"-важный источник по истории пародов Пиренейского п-ова в 8-10 вв.

Соч.: Histoire de la сonquete de 1'Andalousie, ed. par 0. Houdas, P., 1889; Historia de laconquista de Espana de Abenalcotaiba, trad. de J. Ribera, Madrid, 1926.

Лит.: Ibn al-Kutiyya, в кн.: Encyclopediе de l'Islam, t. 3, Leiden- P., 1968.


ИБН АЛЬ-МУКАФФА Абу Мухаммед Абдаллах (перс. имя до принятия ислама - Розоех ибн Дадое) (720?-759, Басра), арабский писатель и переводчик. Перс по происхождению. Жил в Басре, служил секретарём при правителях. Был казнён как противник араб. господства в Иране и еретик (зиндик). Автор дидактич. соч. "Единственная жемчужина", "Наставления для малых дел" и "Наставления для больших дел". Перевёл со среднеперс. яз. на араб. яз. сб. назидательных басен "Калила и Димна" и "Книгу царей"-один из источников "Шахнаме" Фирдоуси.

Соч. в рус. пер.: Калила и Димна, пер. с араб. И. Ю. Крачковского и И. П. Кузьмина. Предисл. Е. Э. Бертельса, М., 1957.

Лит.: аль-Фахури X., История арабской литературы, т. 1- 2, М., 1959-61; Эструп И., Исследование о 1001 ночи, ее составе, возникновении и развитии, пер. с дат., М., 1904.



ИБН АЛЬ-МУТАЗЗ Абдаллах Абу-ль-Аббас (1.11. 861, Багдад, -19.12.908, там же), арабский поэт и филолог. Сын халифа аббасидской династии аль-Мутазза. Примыкал к т. н. новому направлению придворной поэзии. Написал стихотворную хронику халифа аль-Мутадида (892-902). Составил неск. антологий, относящихся к лит-ре адаба, большую антологию "новых" поэтов, сборник афоризмов, антологию вакхической поэзии, книгу о лит. плагиатах и др. Его соч. по поэтике ("Книга о новом") положило начало целой науке на Бл. Востоке.

Соч.: Китаб аль-бади (текст, перевод, исследование), в кн.: Крачковский И.Ю , Избр. соч., т. 6, М. -Л., 1960; Диван, I-IV, Стамбул, 1940-50.

Лит.: аль-Ахль Абд аль-Азиз, Абдаллах ибн аль-Мутазз, Бейрут, 1951; Loth О., tJber Leben und Werke des Abdallah ibn ul Mu'tazz, Lpz., 1882.

А. А. Долинина.



ИБН АЛЬ-ФАРИД Абу Хафс Омар ибн Али ас-Сади (1182, Каир,- 1235, там же), арабский поэт-суфий. Его небольшой диван - один из популярнейших сборников араб. поэзии. Наиболее известны произв.: "Винная песня" и "Большая таийя" -касыда, состоящая из 760 бейтов, в к-рой выявился суфий-ский пафос поэта. Постоянно воспевал любовь, отсюда его прозвище - "султан аль-'ашикин" ("царь влюблённых"). И. а.-Ф. ради благозвучия стиха пренебрегал грамматикой. Его стихи иногда тяжеловесны и запутанны.

Соч.: Диван, Дамаск, 1840; Das arabische hohe Lied der Liebe, das ist Ibn al Faridh's Tai'jet in Text und Ubers., hrsg. von J. Hammer-Purgstall, W., 1854.

Лит.: аль-Фахури Х., История арабской литературы, т. 2, М., 1961.



ИБН АЛЬ-ХАЙСАМ, Альгазен (965, Басра,- ок. 1039), арабский учёный, работал в Каире. Посвятил анализу "Начал" Евклида два трактата, где рассмотрены определения, аксиомы и постулаты, теория параллельных. Ему принадлежат работы в области физики (наиболее полное изложение оптики того времени), медицины (данные о строении глаза, приближающиеся к современным) и философии.

Лит.: Историко-математические исследования, в. 11, М., 1958, с. 733-82; Розенбергер Ф., История физики, пер. с нем., 2 изд., ч. 1-2, М.-Л., 1937.



ИБН АЛЬ-ХАТИБ Мухаммед Лисанаддин (1313-1374), арабо-исп. учёный, поэт, историк, гос. деятель. Род. в семье, близкой к эмирам Гранады. Занимал высокие адм. посты при правителях Гранады и Феса. Автор ок. 60 трудов по истории, географии, философии, медицине, лит-ре. Соч. "Повествование по истории Гранады" и "Книга деяний выдающихся людей" - важный источник по истории мусульм. Испании. И. а.-Х.- мастер изысканных лит. соч. в рифмованной прозе и стихах; его наз. иногда "последним поэтом Гранады".

Соч.: Аль-Ихата фи тарих Гарната, т. 1-2, Каир, 1959; Китаб аль-амаль аль-а'лам. [Отрывки], в кн.: Collection des textes arabes publiee par 1'Institut des hautes etudes marocaines, v. 3, Rabat, 1934.

ИБН АР-РУМИ Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Аббас ибн Джурайдж (21.6.836, Багдад,-14.6.896, там же), арабский писатель. Сохранились талантливые прозаич. послания, но центр. место в его наследии занимает диван, включающий стихи разных жанров: панегирики, сатиры, элегии, любовную лирику. Талант И. а.-Р. особенно проявился в сатирич. стихах, эпиграммах, за к-рые поэт подвергался преследованиям со стороны знати. Лирич. стихи отмечены фривольностью. Произв. И. а.-Р. отличаются богатством и отточенностью языка, несмотря на то, что он мало заботился о традиц. смысловой самостоятельности отд. бейта.

Соч.: Диван, Каир, 1917.

Лит.: аль -Фахури X., История арабской литературы, т. 2, М., 1961,



ИБН АСАКИР Али ибн аль-Хасан (1105, Дамаск,- 25.1.1176, там же), арабский историк. Написал "Историю Дамаска" в 80 тт., к-рая содержит гл. обр. биографии выдающихся людей, связанных с Дамаском, а также мн. ценные сведения по истории этого города и Сирии в целом. В Дамаске изданы первые два тома этого соч. ("ат-Тарих аль-Кабир", 1911 и 1954).



ИБН БАДЖА Абу Бекр Мухаммед [латинизированное - Авемпас или Авенпаце (Avempace, Avenpace)] (ок. 1070, Сарагоса,- 1139, Фее, Марокко), арабский философ, первый крупный представитель вост. аристотелизма в мусульм. Испании. Жил в Андалусии и Марокко, занимал гос. посты; по обвинению в ереси был заточён в тюрьму, а затем отравлен. Помимо комментариев к работам Аристотеля, написал трактаты по философии, физике, математике, астрологии, музыке и медицине. Большинство этих трактатов до нас не дошло; сохранившаяся их часть (иногда в отрывках) известна гл. обр. в др.-евр. и лат. переводах. Соч. И. Б. способствовали развитию арабо-исп. рационализма (Ибн Рушд, Ибн Туфайль) и распространению аристотелизма в зап.-европ. ср.-век. философии (Альберт Великий, Фома Аквинский).

Соч. в рус. пер.: Книга о душе, в сб.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв., М., 1961.

Лит.: Григорян С. Н., Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока, М., 1966; Farrukh О. A.. Ibn Bajja (Avempace) and the philosophy in the Moslem West, Beirut, 1945. А. В. Сагадеев.



ИБН БАДРУН Абу Марван Абд аль-Малик (г. рожд. неизв.-ум. 1211), арабский поэт и историк. Род. в Силвише (Португалия). Жил в Севилье при дворе Абу Якуба Юсу фа Альмохада (1163-84). Сохранился его комментарий к касыде Ибн Абдуна (ум. 1134) в прозе и стихах "Чашечка цветка и раковина жемчужины". В нём цитируются историч. источники, в большинстве утраченные. Комментарий в подробностях рисует картину быта и нравов эпохи. Многократно цитировался позднейшими араб. авторами.

Соч.: Commentaire historique sur le poeme d'lbn-Abdoun, ed. par Ibn Badroun, public par R. P. A. Dozy, Leyde, 1846.

Лит.: Pons Boigues F., Ensayo bio-bibliografice sobre los historiadores у geografos arabigoespanoles, Madrid, 1898, p. 260-62.



ИБН БАТТУТА Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Ганджи (24.2.1304, Танжер, -1377, Фес), арабский путешественник, странствующий купец. В 1325, отправившись из Марокко в хаджж (паломничество), побывал в Египте, Аравии, затем Иране, Месопотамии, Сирии, М. Азии, Крыму н юж. областях России, дойдя до Волги; через Ср. Азию и Афганистан прибыл в Индию и жил там неск. лет, затем посетил Индонезию и Китай. В 1349 возвратился в Марокко. Между 1349 и 1352 ездил в мусульм. Испанию. В 1352-53 путешествовал по Зап. и Центр. Судану. Описание путешествий И. Б.- ценный историч. источник. Интересны заметки И. Б. о его пребывании в Золотой Орде (в частности, в Крыму и при дворе хана Узбека), изобилующие сведениями экономич., этнографич. и культурно-бытового характера. И. Б. подробно описал Константинополь, в к-ром побывал, сопровождая жену Узбека - греч. царевну. И. Б. обстоятельно рассказал о положении Ирана при Хулагуидах, о своём пребывании в Индии, где он занимал пост судьи при дворе делийского султана Мухаммеда Туглака. И. Б. первый сообщил подробные сведения о гос-ве Мали и о прилегающих к нему областях.

Соч.: Voyages d'lbn Batoutah. Texte arabe accompagne d'une traduction par C. Defremery et B. R. Sanguinetti, v. 1 - 4, P., 1853 - 58; The travels of Ibn Battuta A. D. 1325-1354, ed. by H. A. R. Gibb, v. 1 - 2, Camb.. 1958 - 62.

Лит.: Тизенгаузен В. Г., Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, М. -Л., 1941; Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 4, М. -Л.. 1957, с. 416-30; Die Reise des Arabers Ibn Batflta durch Indien und China (14. Jahrhundert), Hamb., 1911. Л. Е. Куббель.



ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон бен Иегуда [араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, латинизированное - Авицеброн (Avicebron, Avencebrol, Avicebrol)] (ок. 1021, Малага, - 1055 или 1070, Валенсия), еврейский поэт и философ. Его поэтич. творчество на др.-евр. яз. (иврите) сыграло важную роль в общем обновлении евр. поэзии в араб. Испании 10-11 вв. Произв. И. Г. относятся к различным лирич. жанрам; важнейшее - мистич. поэма "Венец царствия". Филос. трактат "Источиик жизни" был написан на араб, языке; оригинал не сохранился (лат. пер. "Fons vitae", ed. С. Baumker, fasc. 1-3, 1892-95). И. Г. тяготел к неоплатонич. пантеизму, но, в отличие от неоплатоников, придавал гораздо большее значение материи, к-рую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и духовного. Заимствованное из антич. филос. традиции противоположение материи и формы доводится И. Г. вплоть до уровня бога, причём если форма интерпретируется как творение воли бога (И. Г. принадлежит весьма яркое учение о природе воли), то материя оказывается непосредств. истечением сущности бога и потому божественнее, чем форма. Это сближение бога и материи у II. Г. было воспринято впосл