| едствии Дж. Бруно. Трактат И. Г. не получил резонанса в eвp. и исламском мире и продолжал жить лишь в христ. схоластич. традиции как соч. загадочного араба или христианина Авицеброна; лишь в 19 в. было доказано тождество этого философа с евр. поэтом И. Г. с. С. Аверинцев.
ИБН ДАСТА. арабоязычный учёный-энциклопедист 2-й пол. 9 - нач. 10 вв.; см. Ион Руста.
ИБН ДАУД Авраам Галеви, рабби (известен также под именем Равад - рабби Авраам бен Дауд) (р. ок. 1100, Толедо.- ум. ок. 1180, Кордова), еврейский философ и теолог; сторонник аристотелизма, последователь философов Фараби и Ибн Сины. Выступал против неоплатонизма ср.-век. евр. философа Ибн Гебироля. Осн. соч. И. Д. "Возвышенное убеждение" (1168), написанное по-арабски, сохранилось лишь в двух переводах на иврит. Синтезируя представления раввинистич. иудаистской теологии с идеями Аристотеля, II. Д., очевидно, первым в евр. философии утверждал, что бог есть лишь первопричина бытия. Свобода воли - способ реализации одной из возможностей действия, к-рые оставлены богом неопределёнными, чтобы человек мог проявить свою энергию. Дар пророчества - высший этап развития человеческого интеллекта. Учение И. Д. оказало определённое влияние на последующее развитие философии в ср. века.
Лит.: Guttmann J., Die Religions-philosophie des Abraham ibn Daud aus Toledo, Gott.. 1879: Husik 1.. A history of mediaeval Jewish philosophy, N. Y., 1958.
ИБН ДЖУБАЙР Мухаммед ибн Ахмед ибн Джубайр аль-Кинани (1145, Валенсия,- 29.11.1217, Александрия), арабоиспанский путешественник и писатель. Служил при дворе наместника Альмохадов в Гранаде. Совершил три путешествия па Восток (1183-85, 1189-91, 1204). Путевой дневник первого из них (1183-85) "Путешествие кинапита" - важный источник по истории Египта, Аравии, Ирака, Сирии, Сицилии, а также по истории материальной культуры этих стран. Известны стихотворения И. Д., в частности касыда, посв. Салах-ад-дину.
Соч.: The travels of Ibn Jubayr, ed. W. Wright. 2 ed. revised de M.J.Goeje. Leyden - L., 1907 (Gibb memorial series); Voyages, trad, er annotes par M. Gaudefroy-Demombynes. pt. 1 - 4, P., 1949 - 65.
Лит.: Кpачковский И. Ю.. Избр. соч.. т. 4. M. - Л., 1957, с. 304-307; Заняда М., Рнхлят Ибн Джубайр ва Ибн Баттута (Путешествие Ибн Джубайра и Ибн Баттугы). Каир, 1939.
ИБН ЗАЙДУН Абу-ль-Валид Ахмед ибн Абдаллах аль-Махзуми (1003, Кордова,- 1071, Севилья), испано-арабский поэт. Получил традиц. мусульм. образование. Его диван - один из немногих сборников испано-арабской поэзии, дошедших до наших дней. В нём содержатся панегирич., элегич. и лирич. стихи, лучшие из к-рых написаны в период невзгод и скитаний. Прославился также как блестящий стилист-прозаик, часто прибегавший к рифмованной прозе и гиперболам. В своём творчестве И. 3. оставался верен традициям араб. лит-ры вост. областей Халифата, хотя и испытал нек-рое влияние араб. андалусской поэзии (см. Арабская культура, раздел Литература).
Соч.: Диван, Каир, 1932.
Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 2. М -Л., 1956; аль - Фахури X., История арабской литературы, т. 2, М., 1961; Соur A., Un poete arabe d'Andalousie, Ibn Zaitloun, Constantine, 1920.
ИБН ЗАФАР Мухаммед ибн Абу Мухаммед ас-Сакали (г. рожд. неизв., Мекка,- 1169 или 1172, Хама), арабский писатель и филолог. Жил в Сев. Африке, на о. Сицилия и в г. Халеб. Гл. произв.- дидактич. антология в прозе "Утешения властителя при вражде подчинённых". Известна в двух авторских редакциях 1150 и 1159. И. 3. впервые в араб. лит-ре обращается к форме рассказа о реальных истории, событиях, но с вымышленными персонажами.
Лит.: Amari M., Conforti politici di Ibn Zafar. Firenze, 1851; Вrосke1mann C., Geschichte der arabischen Literatur, Bd 1, Weimar, 1898.
ИБН ИСХАК Абу Абдаллах Мухаммед (704, Медина,- 767 или 768, Багдад), арабский историк, автор наиболее ранней из биографий Мухаммеда, дошедшей до нас в обработке Ибн Хишама (ум. в 833 или 834) под назв. "Книга жития посланника аллаха". Несмотря на наличие в ней многих легенд и вымышленных поэтич. цитат, остаётся цепным источником но истории раннего ислама.
Соч.: Das Leben Muhammeds. nach Muhammed Ibn Ishak, Bd 1 - 2, Gott., 1858-60 (араб. текст); то же, пер. с араб., Stuttg.,1864.
ИБН КУЗМАН, Ибн Козман (ок. 1080 - 1160, Кордова), испано-арабский поэт. Вёл жизнь бродячего певца. Создал новый вид строфич. поэзии - заджал (мелодия). Собранные в его диване стихи написаны на разговорном диалекте, насыщенном романскими элементами. И. К. принадлежит видное место в араб. лит-ре. Он оказал воздействие па раннюю провансальскую лирику, поэзию вагантов, а через них - и на европ. поэзию.
Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч.. т. 2, М. - Л., 1956; Brockelmann С., Geschichte der arabischen Literatur, Bd 1, Weimar, 1898, S. 272 - 73; Pеres H., La poesie andalouse en arabe classique au XI siecle, 2 ed., P., 1953.
ИБН КУРРА, Сабит ибн Курра (ок. 830, Харран,- 901), багдадский математик. Перевёл "Начала" Евклида, написал к ним пояснения, в частности к кн. 5-й, и спец. комментарий к теории параллельных. Познакомил араб. учёных с соч. Архимеда о правильном семиугольнике.
Лит.: Юшкович А. П., История математики в средние века, М., 1961.
ИБН КУТАЙБА Абу Мухаммед Абдаллах ибп Муслим (828, Багдад,- ок. 889, там же), арабский филолог, историк и писатель. Его предки происходили из г. Мерв (совр. Мары в Туркм. ССР). Основатель багдадской школы араб. филологии. Занимался собиранием, систематизацией и критич. изучением памятников древней лит-ры. Важнейшие соч.: "Источники известий" (10 книг) - одна из самых ранних в араб. лит-ре обширная прозаич. антология историко-лит. и дидактич. содержания; "Зерцало писца" и "Книга поэзии и поэтов" - библиографич. словарь, включающий произв. араб. поэтов 6-9 вв.
Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч.. т. 2, М. -Л., 1956; Rosen V., Zur arabischen Literaturgeschichte der alteren Zeit, 1. Ibn Quteiba: Kitab Ujun al-akhbar, "Bulletin cle I'Academie Imp. des sciences de St.-Petersbourg" 1881, t. 27, № 1.
ИБН МАДЖИД Ахмед, арабский лоцман и теоретик мореплавания. Из семьи навигаторов. Жил во 2-й пол. 15 в.; в 1498 вёл корабли Васко да Гамы от вост. побережья Африки до Калькутты. Написал ок. 40 работ (б. ч. в стихах), представляющих собой обстоят. свод теории и практики мор. дела арабов, осн. на богатом практич. опыте и материалах предшественников. В них описаны маршруты, к-рыми водили суда араб. мореплаватели от Занзибара и Мадагаскара до Тайваня и отдалённых о-вов Индонезии. Опыт И. М. и др. араб. мореходов во многом помог развитию европ. судоходства в Индийском ок.
Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская географическая литература, Избр. соч., т. 4, М.-Л., 1957; Шумовский Т. А., Три неизвестные лоции Ахмада Ибн Маджида..., М.-Л., 1957; его же, Арабы и море, М., 1964.
ИБН МИСКАВАЙХ, Ибн Мискавейх, Абу Али Ахмед ибн Мухаммед (г. рожд. неизв.- ум. 1030), арабоязычный историк и философ. Автор "Книги опытов народов" - первого после соч. Табари значит. труда по всеобщей истории. В ней особенно важны разделы о политич. истории Халифата 10 в. Составил трактаты по философии и этике.
Соч.: The Tajarib al-umam or history of Ibn Miskwayh..., ed. by L. Caetani, v. 1-5, 6, Leyden-L., 1909-17.
Лит.: Шмидт А. Э., Рукопись З тома Всемирной истории Ибн-Мискавейха, в кн.: Труды государственной публичной библиотеки Узбекской ССР, т. 1, Таш.. 1936, с. 118-33; Шустер Б. Я., Шестой том Всемирной истории Ибн Маскавейха как источник по социальным отношениям в позднем халифате, "Краткие сообщения Ин-та народов Азии". 1961, т. 47; Arkoun M., Contribution a 1'etude de 1'humanisme arabe au IVe-Xe siecle: Miskawayh (320/325-421) - (932/936- 1030) philosophe et historien, P.,1970 (библ.).
ИБН НУБАТА Джемаль-ад-дин Абу Бекр аль-Кураши аль-Миери (апр. 1287- окт.1366,Каир), арабский поэт. Придворный поэт егип. султана Насира Насир-ад-Дина Хасана (правил 1347-51 и 1354-61). Сохранился диван поэта, содержащий панегирич. и лирич. стихи. В кн. "Погружение взора в разъяснения трактата Ибн Зайдуна" описал жизнь и творчество крупнейших поэтов доисламского периода и первых лет ислама. Сохранился его трактат, посвящённый эпистолярному стилю. Увлечение И. Н. игрой слов, формальной техникой стиха, где он считался непревзойдённым, снижало художеств. достоинства его поэзии.
Соч.: Диван, Каир, 1905.
Лит.: аль - Фахури X., История арабской литературы, т. 2, М., 1961.
ИБН РУСТА, Ибн Даста Абу Али Ахмед ибн Омар, арабоязычный учёный-энциклопедист 2-й пол. 9 - нач. 10 вв. По происхождению перс. Автор "Книги драгоценных ожерелий". До нас дошёл лишь 7-й том, содержащий ценные сведения о народах Бл. и Ср. Востока и Вост. Европы.
Соч.: Kitab al-A'lak an-nafisa VII, autore Abu Ali Ahmed ibn Omar ibn Rosteh, ed. M. J. de Goeje, Lugduni Batavorum. 1892 (Bibliotheca Geographorum Arabicorum, pars. 7).
Лит.: Крачковский И. Ю.. Избр. соч.. т. 4, М.-Л., 1957 (см. по указателю); Заходер Б. Н., Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. 1 - 2, М., 1962 - 67.
ИБН РУШД, Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибп Ахмед (латинизированное - Аверроэс) (1126, Кордова,- 1198, Марракеш, Марокко), арабский философ и врач, последний извидных представителей вост. аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, занимал должности судьи и придворного врача, незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. Большинство филос. соч. И. Р. представляет собой комментарий к трудам Аристотеля; получил почётное прозвище Комментатора. В трактате "Опровержение опровержения" И. Р. отверг нападки Газали и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Высказанное им разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и образно-аллегорич. религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины. Утверждая вечность мира и безначальность первоматерии, он понимал сотворённость мира богом в том смысле, что бог, "совечный" миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой разум, нус в аристотелевском его понимании, рассматривается И. Р. как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая на отд. души извне. В соответствии с этим он отрицал бессмертие индивидуальной души. Эти рационалистич. и материалистич. тенденции аристотелизма И. Р. оказали большое влияние на дальнейшее развитие ср.-век. философии (см. Аверроизм). Обществ. идеалы И. Р. основывались на "Государстве" Платона.
И. Р.-автор энциклопедич мед. труда Китаб аль-коллият (общее руководство по медицине) в 7 кн. (в европ. лит-ре известно под названием "Colliget"), содержащего клинич. наблюдения И. Р. и др. врачей.
Соч.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9 - 14 вв., М., 1961, с. 397-554; Averroes'Tahafut al-Tahafut, v. 1 - 2, L., 1954; Averroes' Commentary on Plato's Republic, Camb., 1956.
Лит.: Peнан Э.. Аверроэс и аверроизм. пер. с франц., К., 1903; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 143-206; Gauthier L.. Ibn Rochd (Averroes), P., 1948; Соrbin H., Histoire de la philosophic islamique, v. 1. P., 1964. А. В. Сагадеев.
ИБН САУД Абд аль-Азиз (24.11.1880, Эр-Рияд,-9.11.1953, Таиф), король Саудовской Аравии с 1932, из династии Саудидов; религ. глава ваххабитов. В 1902-27 эмир Неджда. Стремясь создать централизованное феод.-абсолютистское гос-во, вёл войны с соседними княжествами Аравийского п-ова. Война с Хиджазом (1924-25) завершилась завоеванием последнего. В 1927 И. С. был провозглашён королём Хиджаза, Неджда и присоединённых областей (с 1932- Саудовская Аравия).
ИБН СИНА, Абу Али Хусейн ибн Аб-даллах (латинизированное -Авиценна) (980, с. Афшана, близ Бухары,- 18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач, представитель вост. аристотелизма. Жил в Ср. Азии и Иране, занимал должности врача и везира при различных правителях. Гл. филос. труды - "Книга исцеления" (в сокращённом изложении - "Книга спасения"), "Книга указаний и наставлений","Книга знания" (на языке фарси).
Философия И. С. продолжает традиции вост. аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти - онтологич. концепции неоплатонизма. И. С. отрицает сотворённость мира во времени, объясняя его как вневременную эманацию бога -"первой причины" (ср. "Единое" Плотина), из к-рого в иерархич. порядке истекают разумы, души и тела небесных сфер. Т. о., "универсальный разум" и "мировая душа" неоплатонизма дробятся у него на отд. разумы и души согласно аристотелевской космоло-гич. схеме. Один бог, по И. С., обладает абс. существованием, всё же остальное само по себе только возможно, а действительно лишь благодаря богу. Однако природа, истекшая от бога через иерархию эманации, в дальнейшем развивается по принципу самодвижения, будучи вместе с тем замкнутой во времени и пространстве. В социальном учении И. С. примечательна мысль о дозволительности вооружённого восстания против несправедливого правления.
Мусульм. богословы (в частности, Газали) обвиняли И. С. в ереси и атеизме, тогда как Ибн Рушд критиковал его с позиций более последовательного натурализма. Филос. и естеств.-науч. трактаты И. С. пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий. А. В. Сагадеев. Сохранились немногочисл. стихи И. С. на араб. яз. и на фарси. Осн. тема его поэтич. творчества - вечность материи, проповедь просвещения и науки. Характерные черты стихов И. С.- афористичность, простота художеств.-изобразит. средств. Б. ч. его стихов на фарси написана в форме рубай. В своеобразных филос. повестях "Живой, сын Бодрствующего", "Послание о птице", "Саламан и Абсал" И. С. излагает свои идеи и взгляды в форме развёрнутой аллегории. Выступал и как теоретик лит-ры - в комментариях к "Поэтике" Аристотеля и в дошедшем до нас толковании стихов араб. поэта Ибн ар-Руми. Большую роль в становлении классич. фарси как лит. языка сыграли науч. соч. И. С., прежде всего "Даниш-наме". И. С. оказал влияние на классич. Иран. лит-ру, в меньшей мере - на араб., узб. и отчасти ср.-век. евр. лит-ры. С его повестью "Живой, сын Бодрствующего" нек-рые исследователи связывают сюжет "Божественной комедии" Данте. И. Я. Михайлов.В
ажнейшее мед. сочинение И. С. "Канон медицины" - мед. энциклопедия в 5 частях, получило мировую известность и многократно переводилось на мн. европ. языки. "Канон врачебной науки"- итог взглядов и опыта греч., рим., инд. и ср.-азиат. врачей, переиздавался на лат. языке ок. 30 раз и много веков был обязательным руководством в Европе и в странах Востока. В "Каноне" излагаются теоретич. основы медицины - взгляды автора на философию медицины, учение о т. н. соках (кровь, лимфа, жёлчь) и различных телосложениях, основы анатомии человека, рассматриваются причины болезней и здоровья, симптомы болезней, развивается учение о рациональном питании. И. С. выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях "лихорадочных" (инфекционных) заболеваний, передающихся при посредстве воды и воздуха. Описанные И. С. клинич. картины болезней отличаются точностью и полнотой. "Канон" оказал громадное влияние на развитие медицины во всех странах мира.
Б. Д. Петров.
Соч.: Диван, Тегеран, 1957; в рус. пер.- Четверостишия, "Литературный Таджикистан", 1953, кн. 5; Канон врачебной науки, кн. 1-5, Таш., 1954-60; Данишнамэ, [Душанбе], 1957; Математические главы "Книги знания", Душанбе, 1967; О душе, в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. 9-14 в., М., 1961, с. 215-86.
Лит.: Ибн Сина. Материалы научной сессии АН УзССР, посвященной 1000-летнему юбилею Ибн Сины, Таш., 1953; Семенов А. А., Абу Али Ибн Сина (Авиценна), 2 изд.. [Душанбе], 1953; Тернопский В. Н., Ибн Сина (Авиценна), М., 1969 (библ. с. 183 - 89); Сorbin H., Avicenne et le recit visionnaire, v. 1, 2 ed., Teheran - P., 1954; Goishon A.-M., La philosophic d'Avicenne et son influence en Europe medievale, 2 ed., P., 1951; Afnan S. M., Avicenna. His life and works, L., 1958; Anawati G. C., Essai de bibliographie d'Avicenna, Cairo, 1952.
ИБН ТАГРИБЕРДИ, Ибн Тагpибирди Абу-ль-Махасин Джамаль-аддин Юсуф (1409 или 1410-5.6.1470), арабский историк и литератор. Род. в семье знатного мамлюка в Египте; обучался у выдающихся учёных своего времени, в т. ч. у Макризи. Из сохранившихся трудов наибольший интерес представляют хроники, охватывающие историю Египта от араб. завоевания (7 в.) до 1469 и содержащие цепные сведения социально-экономич. характера. И. Т.- также автор краткой истории жизни Мухаммеда, сб. стихотворений и антологии араб. поэзии.
Соч.: Ан-Нуджум аз-захира фи-ль-мулук Миср ва-ль-Кахира (Блестящие звезды о царях Египта и Каира), т. 1 - 12, Каир. 1929-56.
Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 2, М.- Л.,1956(см. по указателю).
ИБН ТУФАЙЛЬ, Ибн Туфейль Абу Бекр Мухаммед ибн Абд аль-Малик (латинизированное - Абубацер) (р. ок. 1110, Гуадикс, Испания,- ум. 1185, Марракеш, Марокко), арабский философ, врач, астроном, гос. деятель. В 1130-63 был врачом и секретарём халифа Абд аль-Мумина (см. Альмохады), в 1163-84 везиром и врачом халифа Юсуфа. И. Т.- представитель рационалистич. линии арабо-исп. философии. Соединял аристотелевскую натурфилософию с неоплатонич. концепцией бога - учением об эманации. В единственном дошедшем до нас произв. И. Т. "Романе о Хайс, сыне Якзана" (рус. пер. 1920; с 17 в. переведён на латинский, затем почти на все европ. и нек-рые вост. языки) рисуется картина духовного развития человека, заброшенного на уединённый остров. В сюжете "Робинзона Крузо" Д. Дефо есть черты, общие с сюжетом соч. И. Т.
Лит.: Петров Д. К., Одна пз испано-арабских проблем, "Зап. Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР", 1926, т. 2, в. 1; Сага деев А. В., Абубацер Ибн-Туфейль, "В защиту мира", 1961, № 7-8; Gauthier L., Ibn Thofail. Sa vie, ses oeuvres. P., 1909; Garcia Gоmеz E., Un cuento arabe. Fuente comun de Abentofail у de Gracian, Madrid, 1926.
ИБН |