| 1970). Экономич. ущерб наносит бешенство (ежегодно ок. 1,2 млн. долл.), причём наряду с классич. формой имеет место паралитич. форма бешенства кр. рог. скота, в распространении к-рой осн. роль играют летучие мыши. Постоянно регистрируется бруцеллёз кр. рог. скота, классич. чума свиней, инфекц. энцефаломиелит лошадей, лептоспироз (у собак и свиней), чума плотоядных, сибирская язва, анаплазмоз, бабезиоз, кокцидиоз, гельминтозы. У пчёл отмечены европейский и амер. гнилец, нозематоз; у рыб - сапролегниоз. В Боготе функционирует зоопрофилактич, ин-т. В К. 1011 вет. врачей (1971). И. А. Бакулов.
X. Просвещение Гос. система просвещения введена в 1903, вместе с тем существуют и частные уч. заведения, находящиеся в ведении католич. церкви. Религия является обязат. предметом в программах всех школ. Система дошкольного воспитания включает государственные и частные детские сады для детей 5-7 лет. Обязат. обучение детей в возрасте от 7 до 12 лет введено в 1927, однако по переписи 1964, в К. 27% населения было неграмотно. Начальная школа 5-летняя в городах и 4-летняя в сел. местности. Обучение раздельное. В 1968 уч. г. в нач. школах обучалось 2,8 млн. уч-ся. Средняя общеобразоват. школа 6-летняя. С 1958 функционируют опытные ср. школы, где в течение 4 лет обучение осуществляется по общей программе, а в 5-6-х классах - дифференцирование по группам предметов. В 1968 уч. г. в ср. школах обучалось 587 тыс. уч-ся. При Мин-ве просвещения организованы вечерние курсы по ликвидации неграмотности среди взрослых. В 1965 на 2138 курсах училось 109,7 тыс. чел. Проф. подготовка осуществляется на базе 5-летней нач. школы в 3-4-летних технических, с.-х. школах, школах иск-в и ремёсел. Имеются ср. технич. школы с 7-летним сроком обучения и коммерческие 6-летние школы. В 1965 уч. г. в проф. уч. заведениях обучалось 71,6 тыс. уч-ся. Учителей нач. школы готовят пед. училища (в 1965 уч. г. в них училось 57,1 тыс. чел.), учителей ср. школы - университеты. В К. имеются 38 университетов и 24 др. гос. и частных высших уч. заведения. В 1968 уч. г. в вузах обучалось 58,4 тыс. студентов. Крупнейший университет-Нац. ун-т К. в Боготе (осн. в 1867). В столице находятся Нац. б-ка (осн. в 1777, 350 тыс. тт.), Нац. музей (1824), Нац. антропологич. музей (1938), Музей золота (1939), музей Боливара (1922) и др. Я. Б. Лысова.
XI. Научные учреждения Важнейшие центры науч. исследований в области естествознания и техники - ун-ты. Нац. ун-т К. имеет 5 н.-и. ин-тов (в числе их Ин-т естеств. наук, Ин-т радия и Нац. астрономич. обсерватория); ун-ту Хавериана (осн. в 1622) подчинён Геофизический ин-т Колумбийских Анд; Ун-т Валье (осн. в 1945) - один из крупнейших мед. центров Латинской Америки. Необходимость развития национальной пром-сти привела к созданию специализиров. ун-тов: Пром. ун-та в деп. Сантандера (осн. в 1948), где ведутся науч. исследования в области химии, энергетики, металлургии, горнодоб. пром-сти и др.; Технологич. ун-та в Перейре и др. Науч. исследования ведут также академии, в т. ч. Колумбийская академия точных, физич. и технич. наук (осн. в 1931), Нац. академия мед. наук (осн. в 1890) и др., ряд ин-тов, в т. ч. географический - "Агустин Кодасси" (осн. в 1935), Колумбийский ин-т технич. стандартов (осн. в 1963), технологич. исследований (осн. в 1958), сельскохозяйственный (осн. в 1962), ядерных исследований (осн. в 1959) и др. Имеются ассоциации и науч. об-ва по различным отраслям естеств. наук. Науч. исследования часто ведутся без определённых планов и лишены прочной финанс. базы. Координацию науч. работы частично осуществляют Колумбийский фонд науч. исследований и Колумбийская ассоциация ун-тов. В финансировании н.-и. учреждений значит, роль играют гос. и частные орг-ции США (Нац. науч. фонд, фонды Форда, Рокфеллера, Келлога и др.), к-рые часто определяют и направление исследований.
В области обществ, наук исследования сосредоточены в ряде ин-тов, подведомственных ун-там, в частности ун-ту Хавериана, ун-ту Анд и др. Кроме того, изучение проблем гуманитарных наук ведётся в нескольких академиях: Колумбийской академии истории (осн. в 1902), Картахенской академии истории (осн. в 1912), Колумбийской академии юридич. наук (осн. в 1894), в немногих автономных ин-тах, об-вах и ассоциациях.
Лит.: Instituciones cientificas у cientificos latinoamericanos, Colombia-Montevideo. 1965; Зарубежные центры по изучению Латинской Америки, ч. 2, в. 1, М.. 1970. Г. Е. Жучкова.
XII. Печать, радиовещание, телевидение В 1973 в К. выходило ок. 400 периодич. изданий (б. ч. их находится в руках Консервативной и Либеральной партий), вт. ч. 37 ежедневных газет. Крупнейшие газеты: "Эспектадор" ("El Espectador"), с 1887, тираж 211 тыс. экз., орган Либеральной партии; "Тьемпо" ("El Tiempo"), с 1911, тираж 200 тыс. экз., орган Либеральной партии; "Сигло" ("El Siglo"), с 1932, тираж 50 тыс. экз., орган Консервативной партии; "Пайс" ("El Pai's"), с 1950, тираж ок. 100 тыс. экз., орган Консервативной партии; "Република" ("La Republica"), с 1954, тираж 50 тыс. экз., орган Консервативной партии; "Эль Периодико" ("El Periodico"), с 1972, тираж 50 тыс. экз., независимая; "Вое пролетария" ("Voz Proletaria"), с 1957, еженедельник, орган компартии К. Информац. агентство Коломбиа пресс, коммерч. предприятие, осн. в 1955.
Радиовещание и телевидение контролируется Мин-вом связи К. Гос. станция- Радио дифусора насьональ-осн. в 1940. Существует 223 частные коммерч. станции. Крупнейшие радиокомпании: КАРАКОЛЬ (57 станций), ТОДЕЛАР (41 станция) и "Радио кадена насьональ" (41 станция). Телевидение-с 1954. Нац. орг-ция радиовещания и телевидения объединяет 17 телецентров, крупнейшие - в Боготе, Кали, Медельине и Барранкилье.
XIII. Литература Лит-pa К. развивается на исп. яз. Культура индейских племён была уничтожена исп. колонизаторами в 16 в. До кон. 18 в. развивалась преимущественно поэзия, ориентировавшаяся на исп. образцы.
В годы нац.-освободит, борьбы, во время войны за независимость исп. колоний в Америке 1810-26 и после её окончания достигла расцвета литература революционно-патриотич. классицизма, представленная публицистикой А. Нариньо (1765-1823), Ф. А. Сеа (1766-1822), К. Торреса (1766-1816), творчеством поэтов и драматургов X. Фернандеса Мадрида (1789-1830), Л. Варгаса Техады (1802-29), X. М. Саласара (1785-1828) - автора поэмы "Колумбиада" (изд. 1852) и др. С 1830-х гг. в К. развивалась лит-pa романтич. направления, у истоков к-рой - поэт, романист и драматург X. X. Ортис (1814-92), поэты X. Э. Каро (1817-53) и X. Арболеда (1817-62). Незаконченная поэма Арболеды: "Гонсало де Ойон" (опубл. 1858) - один из образцов "индеани стекой" лит-ры, идеализировавшей жизнь индейских племён прошлых веков. В романтич. традициях писал поэт Р. Помбо (1833-1912). X. Кайседо Рохас (1816-98), Ф. Перес (1836-91) - авторы историч. романов. Роман X. Исаакса (1837-95) "Мария" (1867), содержащий элементы романтизма, связан с костумбристской бытоописательной прозой (см. Костумбризм), представленной романами X. М. Сампера (1828-88), Э. Диаса Кастро (1804-65), очерками X. М. Вергары-и-Вергары (1831-72), сатирич. памфлетами X. Д. Гуарина (1830-90) и X. де Дьоса Рестрепо (1827-97); в поэзии известны сатирики Р. Карраскилья (1827-86) и X. П. Посада (1825-80), поэты-бытописатели Э. Мехиа (1830-1913), Г. Гутьеррес Гонсалес (1826-72) и др. Реалистич. тенденции костумбризма развивал X. М. Маррокин (1827-1908), автор плутовского романа "Блас Хиль" (1896). Социальным романам Т. Карраскильи (1858-1940) и Э. Сулеты (1864-1937) присущи черты натурализма.
В кон. 19 - нач. 20 вв. утверждаются модернистские тенденции в поэзии X. А. Сильвы (1865-96), Г. Валенсии (1873-1943), М. А. Осорио (1883-1942) и др., объединившихся в кружки "Символический грот", "Общество Арболеды" и др. После 1-й мировой войны 1914-18 в К. получил распространение "авангардизм", в русле к-рого начинали писать поэты Л. де Грейф (р. 1895), Р. Майя (р. 1897), Л. Видалес (р. 1905) и др.
Л. К. Лопес (1883-1950) и А. Мартинес Мутис (1884-1954) - автор антиимпериалистич. поэмы "Эпопея Конрода" (1914), развивали традиции социальной поэзии. В прозе усилилась социальнокритич. направленность. X. Э. Ривера (1889-1928) в романе "Пучина" (1924) показал эксплуатацию сборщиков каучука в тропич. сельве и положил начало т. н. лит-ре "зелёного ада". Обличит, характер носят и романы С. Урибе Пьедраиты (1897-1951), Э. Саламеа Борды (1907-63), X. Буйтраго (р. 1904) и др. Творчеству А. Лопеса де Месы (р. 1884), А. Альвареса Льераса (1892-1956) и особенно X. Рестрепо Карамильо (1896-1945, "Роман о троих", 1926) и Д. Аранго Белеса (р. 1895, роман "Невинный", 1929) свойственны интерес к столкновениям человека с природой, изображение патологич. отклонений в человеческой психике. X. А. Осорио Лисарасо (р. 1900), начавший с психоаналитич. романов, позднее написал романы "Человек под землёй" (1944) - о шахтёрах и "День ненависти" (1952) - об убийстве в 1948 прогрессивного деятеля Гайтана. Антиимпериалистич., антидиктаторские идеи нашли отражение в публицистике X. Саламеа (1905-69), в эссеистике Б. Санина Кано (1861-1957). Партиз. борьбе 1950-х гг. посвящены цикл "романов о насилии": "Сухой ветер" (1953) Д. Кайседо (р. 1912), "Луна и винтовка" (1960) Р. У. Гавирии, романы М. Мехиа Вальехо (р. 1923), К. А. Труке (р. 1927) и др. Острые конфликты нац. действительности получили отражение в романах "Сьерво безземельный" (1954) Э. Кабальеро Кальдерона (р. 1910), "Звёзды чёрного цвета" (1949) и "Сельва и ливень" (1958) А. Палисиоса (р. 1924) и др. В романе "Сто лет одиночества" (1967) Г. Гарсиа Маркеса (р. 1928) представлена картина жизни, к-рую автор назвал "фантастической реальностью". В поэзии ведущее место принадлежит возникшей в 1940 прогрессивной группе "Камень и небо", из к-рой вышли поэты X. Пардо Гарсиа (р. 1902), автор сб-ка "Есть камни точно слезы" (1957) и др., К. Кастро Сааведра (р. 1924), автор сб-ка "Строфы убитого крестьянина" (1961) и др.
Лит.: Кутейщикова В. Н., Роман Латинской Америки в XX веке, М., 1964; Художественная литература Латинской Америки в русской печати, 1759 -1959, сост. Л. А. Шур, М., 1960; Шур Л. А., Художественная литература Латинской Америки в русской печати, 1960 - 1964, М., 1966; Мамонтов С. П., Испаноязычная литература стран Латинской Америки в XX в., М., 1972; Торрес-Риосеко А., Большая Латиноамериканская литература, пер. с исп., М., 1972: San in С an о В., Letras colombianas, Мех., 1944; Gomez Restre p о A., Historia de la literature colombiana, v. 1 - 4, Bogota, [1945-46]; О г j u e-1 a H. H., Fuentes generales para el estudio de la literatura colombiana. Guia bibliografica, Bogota, 1968. 3. И. Плавскин.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
К 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. относят культуру Сан-Агустин, открытую в лесах Юж. К. (святилища из кам. плит; рельефы, изображающие животных и молящихся людей; схематичные кам. фигуры людей выс. 2-3 м, часто со звериными чертами). Индейцы чибча строили каменные храмы и укрепления, деревянные дома, создавали разнообразные керамич., медные, серебряные и золотые сосуды, статуэтки, декоративные изделия. Древние традиции качества, плетения и гончарства сохранились у совр. индейцев. В 16-18 вв. строились города с прямоугольной сеткой улиц, дома из кирпича и адобы с галереями во внутр. дворах, с оштукатуренными и белёными стенами, каменными пли кирпичными
Каменная стела. Сан-Агустин.
порталами. Многочисленны монастырские церкви колон, периода, чьи строгие монолитные объёмы контрастируют с богатой, часто многоцветной резьбой в интерьерах. В 16-17 вв. сложилась местная школа живописи - религ. и светской (портреты, аллегорич. картины с бытовыми сценами, росписи домов). Стремление к суровой правдивости образов, сильной пластич. лепке проявилось в творчестве художников 17 в., особенно в картинах и рис. Г. Васкеса. Своеобразна и резьба по дереву, изобилующая мотивами тропич. природы и индейского иск-ва. В 19 - нач. 20 вв. города сохраняли традиц. облик, но строились и здания в духе классицизма, а позже эклектики и стиля "модерн". П. X. Фитероа и X. М. Эспиноса создавали реалистич. портреты героев борьбы за независимость, батальные картины, пейзажи, Р. Торрес Мендес - зарисовки сцен нар. быта, А. Урданета - композиции на темы нац. истории; портретисты Э. Гарай и Р. Асеведо Берналь принесли в К. франц. живописную культуру, А. де Санта-Мария - принципы импрессионизма. С нач. 20 в. началось пром. стр-во, приведшее к росту городов и неблагоустроенных рабочих р-нов. С 1930-х гг. появляются здания совр. типа под влиянием архит. школ США и Бразилии. В 1940-70-х гг. строятся новые кварталы и жилые массивы в Боготе, Кали, Картахене, Медельине, Барранкилье, пром. комплексы, здания банков, фирм, отелей, стадионы, рынки, многоквартирные и блокиров. дома. Для построек арх. П. Н. Гомеса Агудело, X. Р. Монтеро, Г. Серрано Камарго, М. Г. Солано, Ф. Писано и др. характерны систематич. применение совр. материалов и конструкций, простота и рациональность архит. композиции. Но в стране преобладает устарелая застройка вплоть до глиняных и тростниковых хижин. С 1930-х гг. в изобразит, иск-ве пробуждается интерес к социальным проблемам; трудовой нар. жизни посвящены фрески и картины П. Н. Гомеса Агудело, И. Гомеса Харамильо. Традиции реалистич. бытового жанра и портрета продолжают живописцы М. Диас Варгас, Э. Мартинес, X. Родригес Асеведо, скульптор X. О. Бетанкур. Живописцы Л. А. Акунья, А. Рамирес Фахардо, Р. Гомес Кампусано, скульптор Р. Росо обращаются к опыту мекс. иск-ва и к древним традициям, стремясь выразить характер своего народа. Среди представителей модернист ч. течений - живописцы Э. Грау Араухо, Ф. Ботеро, скульптор Э. Негре.
Капелла Нуэстра Сеньора де ла Грасия в Кали. Сер. 17 в.
Илл. см. на вклейке, табл. XXXIV (стр. 464-465).
Лит.: Duque Gomez L., Colombia. Monumentos histdricos у arqueologicos, v. 1 - 2, Мех., 1955; Gil Tovar F., Trayecto у signo del arte en Colombia, Bogota, 1957.
XV. Музыка Hap. музыка К. отражает своеобразие нац. состава страны. На Тихоокеанском побережье и в центр, горных р-нах преобладает креольская музыка с типично исп. чертами; во внутр. областях и в вост. части сохраняется индейская муз. культура; муз. фольклор карибского побережья испытал влияние негритянской музыки. Осн. песенно-хореографич. формы креольской музыки - бамбуке, пасильо, торбелино, гаубина и др. В инструментарии преобладают струнные щипковые - типле (разновидность гитары), бандола, рекинто. Для индейской музыки типичен пентатонный строй, неразрывное единство песни, пляски и инструм. сопровождения; преобладание духовых муз. инструментов (тростниковые флейты, деревянные трубы - фотуто) и ударно-шумовых (различные барабаны, барабан-ксилофон мангуаре, погремушки). Негритянский фольклор отличается подчёркнутой 2-дольностью, остро синкопированными ритмами, полиритмией, преобладанием ударно-шумовых муз. инструментов. Наиболее распространённые песенно-танц. формы - порро, кумбия, меренге, румба.
Проф. музыка зародилась в нач. 17 в. (связана гл. обр. с церковью). Светская музыка стала развиваться в кон. 18 в. В 1784 в Боготе создан первый инструм. ансамбль - духовой оркестр. После завоевания независимости активизировалась концертная жизнь. С 40-х гг. 19 в. в К. гастролировали итал. оперные труппы. Значителен вклад в колумбийскую музыку европ. композиторов, живших в К. в нач. 19 в., в т. ч. англичанина Г. Прайса - организатора первого в К. муз. Филармонич. об-ва, его сына Дж. Прайса - основателя Нац. академии музыки (1882; с 1910 - Нац. консерватория). Среди композиторов 19 в.- А. Веласко, Н. К. Речедель, Э. Салас, X. X. Гуарин, X. К. Арвело, О. Синдичи (итальянец по происхождению, автор Нац. гимна К.), X. М. Понсе де Леон - автор первых колумбийских опер "Эстер" (1874) и "Флоринда" (1880). Крупнейший композитор - Г. Урибе Ольгин. Среди музыкантов 20 в.: композиторы А. М. Валенсия, X, Б. Сильва, X. Р. Контрерас, К. П. Амадор, Л. А. Эскобар, дирижёр Г. Эсшшоса Грау - основатель Нац. симф. оркестра (1936), певец Л. Масиа, музыковеды X. И. Педромо Эскобар, Э. де Лима. Центр муз. жизни - Богота, где функционируют оперный театр, Нац. консерватория, Нац. симф. оркестр, Нац. духовой оркестр, хореографич. труппа "Фольклорный балет", н.-и. центр по изучению фольклора (при Нац. ун-те). Консерватории и муз. школы имеются в др. городах.
Лит.: "Boletin Latino-Americano de Musica", t. 4, Bogota, 1938; Slonimsky N., Music of Latin America, 2 ed., N. Y., [1946]; Perdonio EscobarJ. I., Historia de lamusica en Colombia, 3 ed., Bogota, 1963. П. А. Пииугин.
XVI. Драматический театр Первые театральные представления состоялись в Боготе в кон. 18 в. Среди видных драматургов 19 в. - X. М. Саласар, Л. Варгас Техада, X. М. Сампер.Х. Кайседо Рохас, С. Перес, А. Л. Гомес; в 1-й пол. 20 в. - А. Альварес Льерас и Л. Э. Осорио. С сер. 1950-х гг. происходит активизация театральной жизни, возникают труппы, проводятся фестивали, создаётся Нац. школа драматич. иск-ва. Важную роль в развитии театральной культуры совр. К. играют: Экспериментальный театр г. Кали, труппы Дома культуры и "Ла мама", Нар. театр в Боготе. Они ведут борьбу против коммерч. начала в театре, ставят произв. драматургии, в к-рых получают отражение актуальные проблемы жизни К. и др. стран Лат. Америки. Театральные коллективы имеются также в Медельине, Манисалесе. Широкий размах получило движение университетских театров (с 1966 они проводят фестивали). Однако незначит. размеры гос. помощи, отсутствие длительной театральной традиции тормозят развитие национального театра. Ставятся пьесы О. Диаса, X. Саламеа, К. X. Рейеса, М. Лопеса Лемуса. В числе деятелей театра - Э. Буэнавентура, С. Гарсиа, Э. Армандо. В г. Манисалес периодически (с 1968) проводятся Лат.-амер. фестивали университетских театров. В. Б. Оводов.
Ф. Писано. Здание фирмы "Филипс Коломбиана" в Боготе. Сер. 20 в.
XVII. Кино В 1910-е гг. в стране были сняты первые хроникальные фильмы. В 20-е гг. появлялись отд. полнометражные киноленты. Регулярное кинопроиз-во началось в кон. 30-х гг. В 60-е гг. впервые поставлены фильмы, отличающиеся прогрессивной социальной направленностью: "Каменные корни" (1961) и "За меридианом" (1968) (реж. обоих фильмов X. М. Арсуага), "Три колумбийские истории" (1964, реж. X. Лусардо и А. Мехиа), "Горькая земля |