| ою джунглей" (1959, совм. с Пекинской киностудией), "Дорогой предков" (1962), "Зачарованные острова" (1965), "Лесная симфония" (1967), "Чёрная гора" (1971) и др. Вице-президент, в 1958-62 и с 1971 президент Междунар. ассоциации науч. кино. В 1958-65 зам. пред. Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР, с 1960 художеств. руководитель творческого объединения "Орбита" "Центрнаучфильма". Преподаёт во ВГИКе с 1947 (с 1966 проф., руководит мастерской режиссуры научно-популярного фильма). Гос. пр. СССР (1941, 1946, 1950), Гос. пр. РСФСР (1969). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
Соч.: О некоторых вопросах теории и практики научно-популярной кинематографии, в сб.: Научно-популярный фильм, в. 1, М.. 1959; Научное кино н СССР, 2 изд.. М., 1959 (совм. с И. Васильковым); В мире животных, М.. 1961; Тропою джунглей. Л., 1962: Страницы автобиографии, М., 1968.
ЗГУPOBKA, посёлок гор. типа в Яготинском р-не Киевской обл. УССР, в 32 км от ж.-д. ст. Яготин (на линии Киев - Гребёнка). Сахарный з-д.
ЗДАНОВИЧ Георгий Феликсович (псевд.- Г. Майашвили) [4(16).11. 1854, Кутаиси,-31. 7(13. 8). 1917, там же], революционер-народник и груз. обществ. деятель. В конце 1874-75 один из руководителей "кружка москвичей" ("Всероссийская социально-революционная организация"). Арестован в сентябре 1875; в 1877 по процессу 50-ти осуждён на каторгу на 6 лет 8 мес. После возвращения в кон. 80-х гг. с каторги и ссылки был сотрудником периодич. изданий на Кавказе. Один из идейных руководителей груз. партии "социал-федералистов".
Лит.: Процесс 50-ти, М., 1906; Письма Г. ф. Здановича, "Красный архив", 1927, т. 1(20); Мегрелишвили Г. И., Грузинская общественно-экономическая мысль 2-й половины 19 в. и начала 20 в., т. 1, ч. 2, Тб., 1961.
ЗДОБНОВ Николай Васильевич [9(21). 10. 1888, Шадринск,-15.5. 1942], советский библиограф. Библиографич. деятельность начал в 1914, выступал с докладами на 1-м (1924) и 2-м (1926) библиографич. съездах, в Русском библиографич. об-ве. Деятельность 3. имела важное значение для усиления роли библиографии в развитии сов. краеведения, подготовке библиографов, разработке истории, теоретич. и методич. основ библиографии. 3. написаны; "Основы краевой библиографии" (1931), "Указатель библиографических пособий по Уралу" (1927), "Материалы для Сибирского словаря писателей" (1927), "Об отношении Ленина к библиографии" (опубл. 1958) и ми. др. Крупнейший его труд - "История русской библиографии от древнего периода до начала XX века" (т. 1- 2, 1944-47; 3-е изд.-"История русской библиографии до начала XX века", 1955). 3.- инициатор создания и редактор капитальных работ: "Библиография Дальневосточного края" (т. 1-2,1935), "Библиография Бурят-Монголии за 1890-1936 гг." (т. 1-4, 1939-1946).
Лит.: Машкова М. В., Н. В. Здобнов (1888-1942). Очерк жизни и деятельности, под ред. и с предисл. П. Н. Беркова, М.. 1959 (имеется библ.).
ЗДОЛБУНОВ, город (с 1939), центр Здолбуновского р-на Ровенской обл. УССР. Ж.-д. узел. 21 тыс. жит. (1970). Цсментно-шиферный комбинат: з-ды железобетонных изделий, железобетонных конструкций, авторем., пластмассовых изделий, кирпичный и др. Предприятия по обслуживанию ж.-д. транспорта.
ЗДОРОВЬЕ, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. 3. человека определяется комплексом биологич. (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния 3. или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: "Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Однако столь широкое социологи ч. определение 3. является неск. спорным, т. к. социальная полноценность человека не всегда совпадает с его биологич. состоянием. Вообще понятие 3. является неск. условным и объективно устанавливается по совокупности антропометрич., клинич., физиологич. и биохимич. показателей, определяемых с учётом полового, возрастного факторов, а также климатич. и географич. условий.
3. необходимо характеризовать не только качественно, но и количественно, т. к. существует понятие о степени 3., определяемой широтой адаптационных (приспособительных) возможностей организма. Хотя 3. представляет собой состояние, противоположное болезни, оно может быть связано с ней различными переходными состояниями и не иметь чётких границ. Состояние 3. не исключает наличия в организме ещё не проявившегося болезнетворного начала или субъективных колебаний в самочувствии человека. В связи с этими особенностями возникло понятие "практически здоровый человек", при к-ром наблюдающиеся в организме патологич. изменения не сказываются на самочувствии и не отражаются па работоспособности человека. Вместе с тем отсутствие манифестирующих нарушений 3. ещё не указывает па отсутствие болезненного состояния, т. к. перенапряжение защитно-приспособительных механизмов, не нарушая 3., может привести к развитию болезни при воздействии па организм чрезвычайных раздражителей.
К факторам, определяющим 3. населения, относятся: величина реальной заработной платы, продолжительность рабочего дня, степень интенсивности и условия труда, наличие профессиональных вредностей, уровень и характер питания, жилищные условия, образ жизни, состояние здравоохранения и сан. состояния страны. Однозначного критерия, по к-рому можно было бы судить о состоянии 3. жителей той или иной страны, практически не существует; даже такой комплексный показатель, как средняя продолжительность жизни, сам по себе, без учёта комплексных социально-биологич. исследований, ещё не достаточен для оценки 3. населения. Научная организация охраны 3. отдельных лиц и человеческих коллективов должна основываться на повышении защитных свойств организма людей, а также на создании условий, предупреждающих возможность контакта человека с разными патогенными раздражителями, или же на ослаблении их действия на организм.
Сов. здравоохранение всемерно стремится развивать, сохранять и укреплять 3. человека. Этому способствуют профилактич. характер сов. медицины, бесплатное, общедоступное и квалифицированное лечение, создание широкой сети леч.-профилактич. учреждений, санаториев и домов отдыха, массовая организация физич. культуры и спорта. В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, принятых Верховным Советом СССР 19 дек. 1969, сказано: "Охрана здоровья парода - одна из важнейших задач Советского государства... Охрана здоровья населения - обязанность всех государственных органов и общественных организаций". в. А. Фролов.
"ЗДОРОВЬЕ", ежемесячный научно-популярный журнал министерств здравоохранения СССР и РСФСР; издаётся изд-вом "Правда" (Москва) с 1955. Рассчитан на широкий круг читателей. "3." освещает новейшие достижения мед. науки и практики, знакомит с правилами личной гигиены, общественной профилактики заболеваний и т. д. Тираж (1972) 10 млн. экз.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, комплекс государственных, социальных, экономических, медицинских и др. мер, предпринимаемых обществом для охраны и улучшения здоровья членов этого общества. Характер 3. определяется прежде всего социальным строем общества и государства. Поэтому принципы и характер 3. в капиталистич. и социалистич. обществах различны, хотя цель 3. единая - изучение здоровья и болезней, предупреждение и лечение их, сохранение здоровья и трудоспособности. Интернациональны методы 3., меры индивидуальной и комплексной профилактики, способы надзора и контроля за биосферой, методы диагностики, лечения болезней и т. п. Но для 3. каждого государства характерны национальные особенности и традиции.
В СССР и др. социалистич. странах характер социального строя обусловил возникновение нового типа 3., представляющего собой гос. систему социально-экономических, медицинских и общественных мероприятий, направленных на предупреждение и лечение болезней, обеспечение здоровых условий труда, высокой трудоспособности и активного долголетия человека. Осп. принципы социалистич. 3.- научный характер, бесплатность и общедоступность квалифицированной мед. помощи, профилактич. направление, участие общественности в 3. В СССР принципы 3. определяются политикой КПСС и Сов. государства. В Программе КПСС, принятой 22-м съездом КПСС, записано: "Социалистическое государство - единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения. Это обеспечивается системой социально-экономических и медицинских мероприятий" (1971, с. 96). Основные положения о 3. в СССР регламентированы в законодательном порядке и наиболее полно и систематизированно закреплены в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, принятых Верховным Советом СССР 19 дек. 1969. Синтез передовой медицины и совр. организационных форм является основой единства мед. науки и практики, чем определяется науч. характер 3. в СССР, являющийся одним из осн. принципов социа-листич. 3.11 июля 1918 В. И. Ленин подписал декрет Совнаркома РСФСР об учреждении Народного комиссариата здравоохранения РСФСР - первого в мире государственного органа управления 3. По этому декрету на бюджет государства и в ведение Наркомздрава РСФСР перешли все медико-санитарные учреждения, ранее принадлежавшие различным ведомствам, учреждениям, организациям и частным лицам. В целях объединения научных сил, использования достижений передовой мед. науки, определения направлений исследований в области медицины, решения научно-практич. задач в 1918 при Наркомздраве был организован Учёный мед. совет.
В 1936 был образован центр. орган управления 3.- союзно-республиканский Наркомат здравоохранения СССР (с 1946 - Мин-во здравоохранения СССР); мин-ва здравоохранения образованы также в союзных и автономных республиках. Исполкомы краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся имеют отделы 3.
Для мед. обслуживания работников отд. отраслей нар. хозяйства в составе ряда министерств организованы медико-санитарные службы, а при некоторых министерствах - сан. инспекции. Координацию их деятельности осуществляет Мин-во здравоохранения СССР.
Прочная материально-техническая база позволила реализовать один из важнейших принципов социалистич. 3.- бесплатность и общедоступность квалифицированной, специализированной мед. помощи для всего населения. В СССР бюджет 3. составляет часть гос. бюджета; кроме того, привлекаются собственные средства государственных, кооперативных, профсоюзных и др. обществ. предприятий и орг-ций, а также колхозов. Заботясь о здоровье трудящихся, Сов. гос-во постоянно увеличивает расходы на 3. (включая физкультуру и спорт): в 1950 эти расходы составили 2,1 млрд. руб., в 1960 - 4,8 млрд. руб. и в 1970 - 9,9 млрд. руб.
План развития 3.-составная часть плана развития нар. х-ва СССР, разрабатываемого с учётом перспектив и прогнозов экономич. развития, осн. демографич. показателей и показателей заболеваемости в отд. р-нах страны. План 3. является комплексным. В решении задач 3., в частности в проведении профилактич. мер, наряду с органами 3. участвуют и др. ведомства и организации, что обеспечивает единство их деятельности с общегосударственными органами, позволяет осуществлять координацию, централизованное управление и руководство 3. на всех уровнях по единым принципам с учётом специфики местных условий, нац. традиций и особенностей.
Профилактич. направление осуществляется как гос. система социальных и мед. мер, имеющих целью предупреждение возникновения болезней, а также мер по охране здоровья, трудоспособности и активного долголетия. Большое значение в охране здоровья трудящихся, лечении и профилактике различных заболеваний имеет санаторно-курортное лечение (см. Курорты, Санаторий, Дом отдыха). Развитие медицины в теоретич. и практич. плане осуществляют Академия мед. наук СССР, её проблемные комиссии и учёные мед. советы мин-в здравоохранения. С 1965 в обеих палатах Верх. Совета СССР функционируют постоянные комиссии по здравоохранению и социальному обеспечению; при местных Советах депутатов трудящихся существуют постоянные комиссии по 3., осуществляющие контроль и помощь в деятельности органов 3. Большую работу выполняют представители профсоюзов, активисты Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, а также общественные организации.
В зарубежных социалистич. странах 3. строится в основном на принципах, аналогичных принципам советского 3. На иных принципах построена система 3. в капиталистических странах. В функции гос. органов 3. обычно входят: сан. законодательство, сан. охрана границ, воен. медицина, организация леч. помощи нек-рым контингентам населения (напр., инвалидам войны, иногда психическим больным), регламентация прав и обязанностей врачей, мед. образование (высшее), торговля медикаментами. В функции органов самоуправления (муниципалитетов и др.) входят организация больниц и, в ограниченных размерах, внебольничных учреждений по охране материнства и детства, по борьбе с туберкулёзом и др. социальными болезнями, организация сан. надзора. Содержание муниципальных медицинских учреждений (больниц) основано на принципе самоокупаемости, лечение в них производится только за плату. Наряду с муниципальными и благотворит. больницами существует значит. число частных лечебниц, являющихся чисто коммерческими предприятиями.
Однако с высокоразвитой науч. медициной уживаются открытое знахарство и шарлатанство, напр. в США легально существуют тысячи знахарей, остеопатов, хиропрактиков, обирающих легковерных пациентов. Беззастенчивая реклама различных чудодейств. "лечебных" средств дополняет эту спекуляцию на болезнях.
Даже в самых богатых капиталистич. странах отсутствует развитая система мед. помощи сел. населению. В совр. капиталистич. странах сложились в основ. три системы организации мед. помощи населению: частнопредпринимательская, страховая медицина и гос. служба 3.
Наиболее ярко частнопредпринимательская медицина представлена в США, Испании, Португалии и нек-рых др. гос-вах. Напр., в США нет обязательного страхования от болезней. Стоимость больничного лечения неуклонно растёт. Так, по свидетельству газ. "Нью-Йорк тайме", плата за 10-дневное пребывание в нью-йоркских частных больницах увеличилась с 560 долл. в 1960 до 842 долл. в 1966.
"Добровольное" страхование на основе т. н. авансового группового обеспечения прогрессивные круги справедливо называют "рассрочкой нужды" - оно лишь в небольшой степени (ок. 40% ), притом за счёт самого рабочего, возмещает стоимость мед. помощи.
Особенностью амер. 3. является значит. размер госпитального фонда для психиатрич. больниц, это обусловлено чрезвычайно большим распространением в стране нервно-психич. заболеваний.
Страховая медицина получила распространение в большинстве ев-роп. капиталистич. стран, а также в нек-рых странах Азии и Лат. Америки. Для этой системы характерны: а) обязательное гос. страхование части или всего населения страны; б) участие в финансировании расходов на мед. помощь самих застрахованных, а также предпринимателей, правительств. и муниципальных органов; в) неполная компенсация расходов застрахованных на мед. помощь; г) леч. направленность. В нек-рых странах обязательному гос. страхованию подлежат только рабочие и служащие пром. предприятий (напр., ФРГ), в других - всё население страны (Норвегия, Австрия). Осн. источником образования фондов социального страхования являются взносы самих застрахованных (напр., в Норвегии ок. 55%). В среднем расходы на мед. помощь составляют 1,5-3% заработной платы. Больничная помощь оказывается в гос., муниципальных, частных или благотворит. лечебницах, т. к. своих больниц страховые органы не имеют; оплату за лечение (частично или полностью) производят страховые кассы. Бюджет по страховой медицине не включает средств на профилактич. мероприятия.
Гос. служба 3. Среди капиталистич. стран в наиболее полном виде гос. служба 3. введена в Великобритании с 1948. Эта наиболее прогрессивная система 3., возникшая в результате длит. классовой борьбы, справедливо расценивается англ. рабочими как их серьёзное достижение. Гос. служба включает вне-больничную и больничную помощь, консультацию специалистов, а также нек-рые виды профилактич. помощи. Все виды мед. помощи, за исключением медикаментозной, обеспечиваются в основном бесплатно. Внебольничная помощь в кабинете врача и на дому оказывается врачами общей практики. Обычно это врачи-универсалы, принимающие всех приписанных к ним больных независимо от характера заболевания (терапия, педиатрия, акушерство, кожные и др.). На консультацию к специалисту может направить только врач общей практики. Расходы по содержанию и оснащению кабинета, а также оплате вспомогат. мед. персонала несёт сам врач. Нек-рые профилактич. мероприятия осуществляются местными органами 3. (напр., комитетами 3. графств), в т. ч. сестринская служба по уходу за больными на дому, помощь психическим больным, перевозка больных, профилактич. иммунизация и др. Учреждений санаторно-курортного типа, домов отдыха нет.
В странах, освободившихся от колониализма, осуществляются демократич. преобразования в различных сферах социальной жизни, в т. ч. и в области 3. Тяжёлое наследие прошлого, недостаток мед. кадров и материальных средств не дают возможности широко осуществить эти важные начинания, но всё же отмечается значительный прогресс в 3.: проводятся мероприятия по предупреждению массового распространения таких заболеваний, как оспа, малярия, глистные инвазии и др.
Контакты между различными странами привели к расширению международного сотрудничества и в области 3. Сфера деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) расширяется. СССР и др. социалистом, страны играют в ней важную роль, всемерно способствуя развитию междунар. сотрудничества в области 3. Проблемы 3. и социальной гигиены как интегрирующей науки стали превращаться из внутр. проблем отд. страны в интернациональные.
Лит.: Соловьёв 3. П., Вопросы социальной гигиены и здравоохранения, Избр. произв., М., 1970; Белицкая Е. Я., Проблемы социальной гигиены. Л. |