| в.-хоз. деятельность и кассовое исполнение бюджета. В кон. 60-х гг. Госбанк осуществлял кредитно-расчётные операции с 40 иностр. банками. В систему банка в 1970 входили 19 областных отделений и 13 их филиалов, 200 сберегат. касс.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК СССР, Госбанк, единый эмиссионный, кассовый и расчётный центр СССР, осн. банк кредитования и финансирования нар. х-ва и населения. До 1923 Госбанк РСФСР. Осн. по инициативе В. И. Ленина. 4 окт. 1921 В. И. Ленин подписал декрет СНК об учреждении Госбанка РСФСР. Декрет был утверждён 4-й сессией ВЦИК 7 окт. 1921. Пост. ЦИК СССР от 6 июля 1923 Госбанк РСФСР был реорганизован в Госбанк СССР.
В течение первого года деятельности Госбанк выполнял только кредитные и расчётные операции. Декретом СНК от 11 октября 1922 Госбанку было предоставлено право эмиссии банковских билетов. Другие кредитные учреждения СССР права эмиссии не имеют. На Госбанк возложена также эмиссия казначейских билетов и разменной монеты.
Сов. пр-во использовало Госбанк как важный экономич. ин-т на всех этапах развития Сов. гос-ва: в целях ликвидации капиталистич. элементов и укрепления социалистич. строя, в индустриализации и коллективизации страны, в выполнении первых пятилеток и обеспечении победы социализма. Важную роль сыграл он в годы Великой Отечеств. войны 1941-45, в послевоен. восстановлении и дальнейшем развитии экономики страны. В условиях экономич. реформы, проводимой в СССР с 1966, быстрого расширения сферы кредитного метода финансирования нар. х-ва Госбанк играет важную роль в решении хоз.-политич. задач, в построении материально-технич. базы коммунизма. 24-й съезд КПСС (1971) поставил перед Госбанком задачу- при кредитовании предприятий и орг-ций содействовать более полной мобилизации резервов обществ. произ-ва и повышению его эффективности.
Госбанк осуществляет эмиссию наличных денег и организует ден. обращение в стране; проводит краткосрочное кредитование нар. х-ва; финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений с.-х., заготовит. и нек-рых других предприятий и орг-ций, потребительской кооперации, лесного и водного х-ва, а также населения в сел. местности; организует сберегательное дело, осуществляет расчёты в нар. х-ве, кассовое исполнение гос. бюджета, междунар. кредитные и расчётные операции и операции с драгоценными металлами и иностр. валютой.
Госбанк СССР - крупнейший банк мира. В 1970 банк имел 4135 учреждений, к-рые обслуживали св. 978 тыс. пром. предприятий, совхозов и колхозов, торг. и др. орг-ций и индивидуальных заёмщиков. Его клиентам было открыто 4,2 млн. расчётных, текущих и ссудных счетов. В 1970 отраслям нар. х-ва было выдано 934 млрд. руб. краткосрочных ссуд, ок. 3 млрд. руб. долгосрочных ссуд и св. 12 млрд. руб. (не включая операции по соглашению со Стройбанком СССР) в порядке финансирования капитальных вложений. Переходящая задолженность на 1 янв. 1971 по краткосрочным ссудам составила 100,1 млрд. руб., из них промышленности -36,1 млрд. руб., торговли-31,1 млрд. руб., с. х-ва и заготовок - 17,5 млрд. руб. Платёжный оборот, прошедший через банк за 1970, составил примерно 1480 млрд. руб. В 78,3 тыс. сберкасс и агентств открыто 80,1 млн. счетов по вкладам, на к-рых к 1 янв. 1971 находилось 46,6 млрд. руб. За 1970 сберкассы провели 1227 млн. операций.
Госбанк играет важную роль в осуществлении междунар. расчётов и валютных операций. Расширяются корреспондентские связи Госбанка и Банка для внешней торговли СССР с иностр. банками, а также операции сов. банков за границей, гл. акционером к-рых является Госбанк. Правовое положение банка определяется его Уставом, утверждаемым Сов.Мин. СССР. Пред. Правления Госбанка назначается Верх. Советом СССР. Банк является строго централизованной системой. Он возглавляется Правлением, имеет центр. аппарат, конторы и управления гострудсбер-касс в союзных республиках, краях, областях и АССР, агентства и широкую сеть сберкасс.
Лит.: Первый год деятельности, М., 1922 [отчёт Гос. Банка]; Четыре года существования Государственного банка СССР 1921 - 1925, Самара, 1925; Государственный банк СССР к VII Всесоюзному съезду Советов, М., 1935; Денежное обращение и кредитная система Союза ССР за 20 лет. Сб. важнейших законодательных материалов, М., 1939; Государственный банк СССР. Краткий очерк, М., 1957; Кредитно-денежная система СССР, М., 1967; Атлас М., Развитие Государственного банка СССР, М., 1958.
А. Е. Мелков.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК ЧЕХОСЛОВАКИИ, единый эмиссионный, расчётный, кредитный и кассовый центр Чехословакии. Создан в 1950 на базе Нац. банка, Живностенского банка, Словацкого Татра-банка и Почтовой сберегат. кассы. Банк осуществляет эмиссию ден. знаков и регулирует ден. обращение в стране; организует расчёты в нар. х-ве; концентрирует все временно свободные средства предприятий, гос. бюджета, финанс. и кредитной систем и предоставляет кредиты гос. орг-циям на производственные цели и капиталовложения; финансирует капитальное строительство, осуществляет кассовое обслуживание гос. бюджета. Банку предоставлено право покупки и продажи золота, иностр. валюты, драгоценных металлов, а также осуществления междунар. расчётов.
Уставный фонд банка определён в 1 млрд. крон, ген. резервный фонд - 1 млрд. крон. Общий объём задолженности по кредитам на производств. деятельность и капиталовложения в нар. х-во к нач. 1971 составил 242,8 млрд. крон (в т. ч. на производств. нужды 175,1 млрд. крон, на капиталовложения 67,7 млрд. крон). Л. X. Суляева.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, см. Бюджет государственный.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР в СССР, система мероприятий по обеспечению гос. контроля за соблюдением правил, норм и инструкций, разработкой и проведением профилактич. мер по технике безопасности и охране недр. Высший орган, осуществляющий Г. г. н.,- Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в пром-сти и горному надзору при Сов. Мин. СССР (Госгортехнадзор СССР). Осн. задачи Г. г. н.: надзор за безопасным ведением работ в угольной, горнорудной, горнохим., нерудной, нефте- и газодобывающей, хим., металлургич. и нефтегазоперерабатывающей пром-сти, в геологоразведочных экспедициях и партиях, при устройстве и эксплуатации подъёмных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, надзор за безопасным ведением взрывных работ в пром-сти, а также за правильностью эксплуатации месторождений полезных ископаемых, за охраной недр; предоставление участков для разработки.
Госгортехнадзор СССР утверждает в установленном порядке отраслевые и межотраслевые правила, инструкции и нормы по безопасному ведению работ для подконтрольных отраслей пром-сти. В его обязанности входит также выдача разрешений на применение новых образцов электромеханич. оборудования, выемочных машин (в части общей безопасности и предупреждения пылеобразова-ния) и контрольно-измерит. аппаратуры в рудничном взрывобезопасном исполнении, предназначен. для подземных горных работ, а также новых образцов рудничных самоспасателей.
Госгортехнадзору СССР и его органам предоставлено право: приостанавливать работы; давать обязательные для руководителей предприятий и организаций предписания об устранении нарушений правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ и охране недр; делать представления о наложении дисциплинарных взысканий, об отстранении от выполняемой работы лиц, систематически нарушающих правила, нормы и инструкции, а также лиц, допустивших самовольное возобновление работ; налагать штраф на должностных лиц; расследовать обстоятельства и причины аварий и случаев производств. травматизма с тяжёлым исходом; принимать участие в работе гос. приёмочных комиссий по приёмке в эксплуатацию предприятий, производств. объектов, подконтрольных органам Госгортехнадзора; контролировать состояние и готовность военизированных горноспасат. частей и подразделений газоспасат. службы.
Госгортехнадзор СССР осуществляет свою деятельность в контакте с технич. инспекциями соответствующих отраслевых профсоюзов. с. Я. Хейфиц.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ (Department of State), главное внешнеполитич. ведомство США (с 1789), исполняющее функции Мин-ва иностр. дел. Возглавляется гос. секретарём. Юридически Г. д. рассматривается как совещат. орган (конституция США возлагает осуществление внеш. политики на президента). Фактически Г. д. проводит в жизнь внешнеполитич. курс, вырабатываемый президентом и конгрессом. Выполняет также нек-рые функции, относящиеся к чисто внутр. делам (в частности, опубликование законов).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОГОВОР О ВОССТАНОВЛЕНИИ НЕЗАВИСИМОЙ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ АВСТРИИ (1955), договор между четырьмя великими державами - участницами антигитлеровской коалиции во 2-й мировой войне 1939-45: СССР, США, Великобританией и Францией, с одной стороны, и Австрией (к-рая была в марте 1938 захвачена фашистской Германией и освобождена в марте -начале мая 1945 в результате разгрома фаш. Германии)- с другой. Подписан 15 мая 1955 в Вене. Заключению договора предшествовали длит. переговоры, в ходе к-рых зап. державы, стремившиеся превратить терр. Зап. Австрии в плацдарм НАТО (см. Организация Североатлантического договора), затягивали решение австр. вопроса. Сов.-австр. переговоры, состоявшиеся в Москве 12-15 апр. 1955 по инициативе пр-ва СССР, привели к достижению договорённости по наиболее важным вопросам, связанным с подписанием договора. В Моск. меморандуме, опубликованном позднее, Австрия взяла на себя обязательство проводить политику постоянного нейтралитета. Договор положил конец оккупации Австрии войсками четырёх держав, восстановил суверенитет и независимость австрийского государства в границах, существовавших на 1 января 1938. Подписавшие договор великие державы взяли на себя обязательство уважать независимость и территориальную целостность Австрии. В договор включены статьи, запрещающие аншлюс (присоединение) Австрии к Германии, вступление Австрии в политич. или экономич. союз с Германией в к.-л. форме. Договор обязывает австр. пр-во обеспечить демокра-тич. свободы в стране, не допускать деятельности нацистских и фаш. орг-ций. В соответствии с экономич. положениями договора Австрии были переданы бывшие герм. активы и (за соответствующую компенсацию) бывшие сов. предприятия в Вост. Австрии. Договор вступил в силу 27 июля 1955. Вывод оккупац. войск из Австрии завершился 25 окт. 1955. Договор явился вкладом в дело разрядки междунар. напряжённости и укрепления мира в Европе, создал необходимые предпосылки для развития независимой Австрии, подъёма её экономики и культуры. 26 окт. 1955 австр. парламент принял конституционный закон о постоянном нейтралитете Австрии.
Публ.; Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, "Правда", 1955, 16 мая.
Лит.: Белецкий В. Н.. Советский Союз и Австрия, М.. 1962; СССР в борьбе за независимость Австрии, М.. 1965.
Д. Н. Мочалин.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, общая сумма задолженности гoc-ва по непогашенным займам н невыплаченным процентам по ним. С учётом сферы размещения займов Г. д. подразделяется на внутренний и внешний. По срокам погашения различают Г. д. капитальный (задолженность, по к-рой срок платежа не наступил) и текущий (срок уплаты наступает в данном или ближайшем бюджетном году). При капитализме возникновение и рост Г. д. обусловлены самим способом произ-ва. В. И. Ленин указывал, что гос. долги, как и налоги, объективно необходимы для содержания бурж. гос-ва (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 12). Задолженность капиталистических государств мира достигает крупных размеров. В США к 1970 она составила 485 млрд. долл. (включая задолженность штатов и местных органов власти), а в Великобритании - 44 млрд. ф. ст. Во мн. капиталистич. странах Г. д. растёт быстрее, чем нац. доход, и, т. о., отношение суммы Г. д. к нац. доходу возрастает. Если в США в 1914 Г. д. составлял 3,3% нац. дохода, то в 1969-63% ; в Великобритании соответственно 31,2% и 126,1% . Непосредств. причиной увеличения Г. д. является дефицитность бюджета (см. Бюджет государственный). Рост Г. д. влечёт за собой возрастание долговых обязательств гос-ва, ежегодно предъявляемых казначейству для уплаты.
В развивающихся странах Г. д. состоит преимущественно из внеш. займов. В 1970 задолженность развивающихся стран достигла 60 млрд. долл. В 60-х гг. 20 в. внешняя задолженность по темпам роста примерно в 2 раза опережала экспортные доходы этих стран. Рост платежей по внешним долгам ложится тяжёлым бременем на экономику развивающихся стран. Напр., лат.-амер. страны расходуют ок. 35% валютных поступлений от экспорта на погашение внешней задолженности.
В дореволюц. России систематич. рост Г. д. имел в своей основе выпуск многочисл. гос. и гарантированных казной частных займов. На 1 янв. 1914 он выражался в сумме 8811,2 млн. руб. После Окт. социалистич. революции в соответствии с декретом ВЦИК от 21 янв. (3 февр.) 1918 все Г. д. царского и Временного пр-в были аннулированы, при сохранении интересов мелких держателей гос. бумаг.
В социалистич. странах Г. д. вызывается необходимостью использования займов (см. Займы государственные) в качестве одного из методов привлечения ден. ресурсов населения для расширенного социалистич. воспроиз-ва и повышения нар. благосостояния. На 1 апр. 1957, к моменту прекращения выпуска гос. займов, размещаемых по подписке среди населения, и отсрочки их погашения на 20 лет, Г. д. СССР составил примерно 26 млрд. руб. 24-й съезд КПСС (1971), учитывая возросший экономич. потенциал страны, принял решение о досрочном (на 6 лет раньше намеченного срока) погашении облигаций займов, оставшихся у населения. В 1974-75 погашается облигаций на 2 млрд. руб., в последующие годы размеры выплат по облигациям будут увеличиваться, и все облигации будут погашены к 1990.
Лит. см. при ст. Государственный кредит. Р. Д. Винокур, Т. В. Гуйда.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗНАК КАЧЕСТВА в СССР, с 1967 знак, проставляемый на товарах нар. потребления и производственно-технического назначения высокого качества. Ставится непосредственно на товаре или на упаковке, таре, а также в товаро-сопроводит. документации, на ярлыках и этикетках (независимо от товарного знака). Право использования Г. з. к. предоставляется предприятиям мин-вами (ведомствами) сроком на 2-3 года на основании результатов гос. аттестации качества выпускаемой этими предприятиями пром. продукции. Ю. И. Свядосц.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ, комплекс гос. мероприятий, направленных на ускорение экономич. развития страны. Сущность Г. к. определяется классовой природой гос-ва, конкретной историч. обстановкой и спецификой экономики тех или иных стран. Г. к. различен в эпоху домонополистич. капитализма, в эпоху диктатуры пролетариата, в развивающихся странах после завоевания ими политич. независимости.
В эпоху домонополистич. капитализма Г. к.- гос. вмешательство в экономич. жизнь с целью ускорения процесса расширенного капита-листич. воспроиз-ва.
На ранних стадиях капитализма нарождавшаяся буржуазия использовала гос-во для ускорения процесса частнокапиталистич. накопления. Гос. мероприятия в этой области осуществлялись в трёх направлениях. Во-первых, превращение гос., церковных и общинных земель в частную собственность. "Государственные земли отдавались в дар, продавались за бесценок или же присоединялись к частным поместьям путём прямой узурпации" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 735). Раздача гос. земель являлась наиболее распространённой формой гос. субсидий частному капиталу и на более поздних стадиях капитализма. Так было в Великобритании, России, США и др. странах. В США, напр., строительство ж. д., осуществлявшееся частным капиталом, сопровождалось раздачей гос. земель ж.-д. магнатам. Во-вторых, обеспечение капиталистич. предприятий рабочей силой путём издания драконовских законов о нищих, на основе к-рых беднота насильственно заключалась в работные дома тюремного типа, поставлявшие дешёвых работников фабрикантам, как это было в Великобритании. В России гос-во предоставляло частным заводчикам принадлежавших ему крепостных крестьян в качестве рабочей силы. В-третьих, осуществление колониальных захватов, гл. выгоды от к-рых извлекал частный капитал. Так, накопление капитала, усиленное активной помощью гос-ва, ускорило пром. развитие Великобритании, что позволило ей занять в 19 в. господствующее положение в капиталистич. мире.
По мере развития капитализма в др. странах Европы и Америки потребовались наряду с перечисленными и новые формы гос. вмешательства в экономич. жизнь, направленные на ускорение капиталистич. развития и защиту нац. буржуазии от брит. конкуренции. Во мн. странах континентальной Европы, где развитие капитализма резко отставало от Великобритании и остро сказывался недостаток частных капиталов для строительства крупных заводов, ж. д., средств связи и т. п., само гос-во начало выступать в качестве крупнейшего капиталиста. Оно на свой счёт строило рудники, ме-таллургич. з-ды, арсеналы, ж. д., телеграфную связь и т. д. Так возникала в 18 и 19 вв. гос. пром-сть в Германии, России и др. странах. Гос. пром-сть стала гл. содержанием Г. к. континентальной Европы. Наряду с этим большую роль играли прямые гос. субсидии капиталистам для сооружения крупных заводов. Рост гос. капиталовложений и субсидий повлёк за собой рост налогов и гос. долга.
В целях получения дополнит. источника доходов гос-во в ряде стран устанавливало монополию на произ-во и сбыт нек-рых потребительских товаров, напр., созданные во 2-й пол. 19 в. гос. табачная монополия в Германии и спирто-водочная монополия в России.
Способствуя т. о. развитию капитализма, гос-во одновременно охраняло нац. буржуазию от иностр. конкуренции. Отсюда - протекционизм, т. е. высокие таможенные тарифы, ставшие всеобщим явлением в последней четв. 19 в. Под прикрытием протекционистских таможенных тарифов ускорилось развитие нац. пром-сти во всех странах Европы и Америки. Характеризуя протекционизм, К. Маркс писал, что он является "...искусственным средством фабриковать фабрикантов..., насильственно ускорять переход от |