БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

оводу земли как естественного условия всякого произ-ва и гл. средства произ-ва в сел. и лесном х-вах. Отношения 3. с. существуют во всяком обществе. Историч. формы этих отношений соответствуют определённым способам произ-ва и изменяются под влиянием развития производит. сил общества и социального строя. Для каждой общественно-экономич. формации характерна присущая ей преобладающая форма 3. с. Новые формы 3. с. возникают в недрах старого общества. В то же время для каждого нового способа произ-ва наряду с утверждением новой, соответствующей ему формы 3. с. сохраняется ряд форм и видов 3. с. предшествующих общественно-экономич. формаций. Общей закономерностью для классово-антагонистических формаций является господство частной 3. с.

Первой историч. формой 3. с. была общинная 3. с., характерная для первобытнообщинного строя. Она существовала в формах племенной, родовой и патриархальной семейной (домашней) общины. Частная 3. с. впервые зарождается с развитием разделения труда и возникновением обмена. Её появление приводит к разложению общинной 3. с.

Это длительный процесс, к-рый, как правило, завершается при капитализме. Но во мн. странах Азии и Африки общинная 3. с. ещё сохранилась. В сельском х-ве стран тропич. Африки осн. социально-экономич. ячейкой является крест. община. У отд. народностей основу организации общины составляют родовые патриархальные отношения. В этих странах, где традиции частной 3. с. отсутствуют, возникает возможность осуществить переход от общинной к общественной 3. с., минуя стадию капиталистич. развития.

При рабовладельческом строе существовало несколько видов 3. с.: общинная, храмовая, гос. и частная (индивидуальная). Концентрация частной 3. с., постепенно усиливаясь, приводила к ликвидации 3. с. мелких крестьян и к росту рабовладельческого латифундизма. В условиях феодализма 3. с. неразрывно связана с прикреплением к земле, находящейся в частной собственности феодала, непосредственных производителей. Феодал становится владельцем средств произ-ва и концентрирует в своих руках политич. власть, с помощью к-рой путём внеэкономического принуждения эксплуатирует прикреплённых к его земле крепостных и лично зависимых от него крестьян. В эту эпоху 3. с. составляет основу экономич. и политич. власти господствующего класса феодалов. На различных стадиях развития феодализма в разных странах структура 3. с. и её правовой режим были многообразны. В средневековой Европе типичной формой 3. с. была основанная на иерархич. структуре ленная форма феод. собственности. Строго сословный характер феод. 3. с. проявлялся и у славянских народов, хотя в славянских странах (Русском гос-ве, Болгарии, Польше, Чехии) иерархич. структура феод. 3. с. не носила такого ярко выраженного характера. В странах Лат. Америки насаждение феод. 3. с. произошло гл. обр. в период испанских завоеваний (16-нач. 17 вв.).

Характерная для капитализма частная капиталистич. форма 3. с. создавалась посредством подчинения земледелия капиталу. Она означала концентрацию зем. богатств в руках лендлордов и капиталистов, экспроприацию земли у непосредственных производителей. Возникла монополия 3. с. Во многих капиталистич. странах наряду с капиталистич. 3. с. сохраняются ещё феод. и полуфеод. формы 3. с. (Испания, Италия, Индия, Иран, Турция, Юг США, страны Лат. Америки и др.). При капитализме параллельно шёл и процесс отделения земли как объекта х-ва от 3. с. и зем. собственника (см. Абсентеизм земледельческий): 3. с. превращается только в титул, дающий право присваивать ренту (см. Земельная рента). Отделение 3. с. от функционирующего капитала происходит в двух правовых формах: аренды земли и залога земли (ипотеки, см. также Кредит ипотечный).

Сращивание 3. с. с финанс. капиталом усиливается в эпоху империализма: возникают крупные с.-х. корпорации, владеющие большими зем. массивами, а капитал, вложенный в них, принадлежит финанс., пром. и торг. монополиям ; происходит сосредоточение земли в руках финанс. монополий; посредством личной унии крупные финанс. монополии становятся зем. собственниками, а крупные землевладельцы - держателями акций банков, пром. компаний и т. д. Эти формы тесно переплетаются и представляют единый процесс. Об огромной концентрации земли в руках монополий в сер. 60-х гг. 20 в. свидетельствуют следующие данные: "Тексас Пасифик ленд" владела 1,7 млн. акров земли (1 акр=0,4047 га); консервная компания США "Калифорния пэкинг" - ок. 100 тыс. акров фруктовых садов и т. д. При государственно-монополистическом капитализме возрастает вмешательство бурж. гос-ва в зем. отношения в интересах монополий и крупного агр. капитала (см. Государственно-монополистическое регулирование сельского хозяйства).

При социализме помещичья и капиталистич. 3. с., а следовательно, и связанные с ней отношения эксплуатации человека человеком полностью упраздняются и складываются совершенно новый тип 3. с.- общественная социалистич. собственность и соответствующий ей социалистич. агр. строй. Особенностью образования социалистич. формы 3. с. по сравнению с предшествующими ей формами является то, что она создаётся в ходе социалистич. революции. Национализация всей земли, а также её недр, лесов и вод в СССР была осуществлена Декретом о земле [26 окт. (8 ноября) 1917], по к-рому более 150 млн. дес. (1 дес. = 1,0925 га) земли, находившейся в частной собственности помещиков, капиталистов, монастырей, церквей, царской семьи, перешло в бесплатное пользование трудящихся крестьян. К кон. 1918 в руки бедняков и середняков перешло 50 млн. га земли, изъятой у кулаков. Земля перестала служить орудием эксплуатации. С окт. 1917 Сов. гос-во стало единым и единственным собственником всей земли, к-рая составляет единый гос. зем. фонд (см. Земельный фонд СССР). Гос. социалистич. 3. с. существует также и в др. социалистич. странах. Однако, в отличие от СССР и МНР, где вся земля является общенар. собственностью, в других социалистических странах в процессе аграрных преобразований была ликвидирована крупная помещичья и капиталистич. 3. с., осуществлена национализация значит. части земли, но сохранена частная трудовая 3. с. В нек-рых социалистич. странах (ВНР, КНДР, СРР) наряду с гос. 3. с. сложилась и получила широкое развитие 3. с. с.-х. производств. кооперативов. Общественное землепользование кооперативов оказало большое влияние на трудовую частную 3. с., подчинив её задачам социалистич. строительства.

Лит.: Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2; его же, Национализация земли, там же, т. 18; его же, Капитал, т. 1, там же, т. 23, гл. 24; т. 3, там же, т. 25, гл. 37 и 47; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3; его же, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов, ^там же, т. 16; Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1971- Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, М., 1969; Венедиктов А. В., Государственная социалистическая собственность, М.-Л., 1948; Аксененок Г. А., Земельные правоотношения в СССР, М., 1958; Аграрно-крестьянский вопрос на современном этапе национально-освободительного движения в странах Азии, Африки и Латинской Америки, М., 1965; Аграрные реформы в развивающихся странах и странах высокоразвитого капитализма. Под ред. Б. П. Кузнецова и М.А. Максимова, М., 1965; Дембо Л. И., Земельные правоотношения в классово-антагонистическом обществе, Л., 1954; его же. Очерки современного аграрного законодательства капиталистических стран..., М., 1962; Правовое обеспечение рационального использования земли в СССР, М., 1969; Жариков Ю. Г., Право сельскохозяйственного землепользования, М., 1969; Ленинский декрет "О земле" и современность, М., 1970. М. И. Козырь.

ЗЕМЕЛЬНАЯ ШНУРОВАЯ КНИГА, книга для учёта земель бессрочного и долгосрочного пользования с.-х. предприятий (форма 3. ш. к. утверждена Госпланом СССР и ЦСУ СССР 22 сентября 1962). 3. ш. к. состоит из 4 разделов: в первом учитывают общую площадь земель бессрочного и долгосрочного пользования, а также основания на право пользования ими; во втором - состав земель бессрочного и долгосрочного пользования по угодьям; в третьем - сведения о качестве с.-х. угодий; в четвёртом - приусадебные участки личного пользования колхозников, рабочих, служащих и др. граждан. За неправильное и несвоевременное заполнение 3. ш. к. несут ответственность руководитель х-ва и специалист, к-рому поручено ведение учёта земель. Контроль за состоянием и заполнением 3. ш. к. осуществляет главный (старший) инженер-землеустроитель управления сельского хозяйства райисполкома.

ЗЕМЕЛЬНО-ВОДНЫЕ РЕФОРМЫ в Средней Азии и Казахстане, социально-экономич. преобразования, осуществлённые Сов. властью в 20-х гг. для уничтожения последствий колониальной зем. политики царизма, ликвидации помещичьего и резкого сокращения байско-кулацкого землепользования в пользу батрацко-середняцких масс крестьянства. З.-в. р. проводились в 1921-22 в Туркестанской АССР и Казахстане, а в 1925-29 после национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии -во всех вновь образованных республиках.

Специфич. условия края - слабое развитие экономики, сохранение феод.-патриарх. отношений в с. х-ве (лучшими землями, пастбищами, водой владели баи) и др. определили более медленные по сравнению с Центр. Россией темпы революц. агр. преобразований и их своеобразие. В 1918 были конфискованы лишь земли царской фамилии, чиновников и наиболее крупных баев, отдельных с.-х. и пром. капиталистич. объединений. З.-в. р. 1921-22 осуществлялись на основе постановления ЦК РКП(б) от 29 июня 1920, решений 5-го съезда компартии Туркестана, 9-го Всетуркестанского съезда Советов (сент. 1920) и декретов ЦИК Кирг. АССР (первоначальное назв. Казахской республики) от 2 февр. и 19 апр. 1921. Гл. целью реформы было уравнять в правах на землю и воду местное (кирг., казах., узб.) и рус. крестьянство.

Коренному населению передавались земли, захваченные рус. кулаками-переселенцами, у них же изымались излишки скота, семян, с.-х. инвентаря. В ходе реформы в Туркестанской АССР изъято у кулаков св. 232 тыс. га земли, к-рая передавалась 12,8 тыс. батрацко-бедняцких х-в. В Казахстане коренному населению было передано св. 470 тыс. га земли. Следующий этап агр. преобразований - З.-в. р. 1925-29. Начало реформе было положено декретами ЦИК Узб. ССР "О национализации земли и воды" и "О земельно-водной реформе" от 2 дек.

1925 и пост. ЦИК и СНК Турки. ССР от 24 сент. 1925, согласно к-рым подлежали изъятию и передаче в гос. фонд все поливные земли помещиков, не обрабатывавших их собств. силами, а также лиц, имевших гл. источником существования торговлю или нетрудовой доход. Были установлены нормы трудового землепользования - 7-10 дес. Излишки земли подлежали конфискации, излишки с.-х. инвентаря - принудит. выкупу. В результате З.-в. р. в Ср. Азии ликвидировано 6763 х-ва баев, крупных торговцев, духовенства, ростовщиков, б. эмирско-ханских чиновников; зем. излишки урезаны у 37 759 кулацких х-в. Всего изъято 281 171 га земли. Землёй наделено 123 418 безземельных и малоземельных дехканских х-в, получивших также с.-х. инвентарь, продовольств. и семенные ссуды. Распределение воды было передано органам Сов. власти. Специфич. характер носила земельная реформа в Казах. АССР (по пост. ЦИК и СНК Казах. АССР от 20 мая 1926 и от 27 авг. 1928). Конфискации подлежали богатые скотоводч. х-ва, имевшие св. 400 голов крупного рогатого скота в кочевых, св. 300 голов - в полукочевых и св. 150 голов - в оседлых р-нах. Им оставлялось в собственность для ведения трудового х-ва по 5 голов скота па каждого чл. семьи (но не более 25 на семью) в кочевых, по 3 (но не св. 16) в полукочевых, по 2 (но не более 11) в оседлых р-нах. Всего в Казахстане ликвидировано 696 крупных х-в, владевших 145 тыс. голов скота, к-рый был распределён (ок. 80%) среди трудового крестьянства, остальной передан гос. зем. органам, колхозам и совхозам. В Казахстане бедняки и середняки получили к 1928 ок. 1360 тыс. га сенокосов и 1250 тыс. га пахотных земель. Дехканство освободилось от уплаты байству ренты, составлявшей накануне З.-в. р. 25- 28 млн. руб. ежегодно.

Революц.-демократич. З.-в. р. улучшили положение трудящегося дехканства. Они всколыхнули широкие массы бедноты и середняков кишлаков и аулов, организовали и сплотили их вокруг Сов. власти. Экономич. силе, политич. и идеология, влиянию байства был нанесён решит. удар. Проведение реформ сопровождалось острой классовой борьбой, резким обострением противоречий между середняцко-батрацкой массой и клерикально-феод. элементами, поддержанными националистически настроенной частью интеллигенции. З.-в. р. не разрешили зем. вопроса до конца: оставались значит. малоземелье, чересполосицы, недостаток воды, сохранялись элементы феод. и капиталистич. эксплуатации-чайрикерство (издольщина), наёмный труд. Но реформы полностью ликвидировали феод. землевладение, резко ограничили землепользование кулачества, оградили и защитили интересы бедняка и середняка. З.-в. р. способствовали осереднячиванию кишлака и аула. Они ускорили развитие различных форм кооперации (в т. ч. образование неск. десятков колхозов), облегчили народам Ср. Азии и Казахстана переход к социализму, минуя капиталистич. стадию; подготовили почву для социалистич. преобразования с. х-ва республик Ср. Азии на основе коллективизации. Подобные преобразования в 20 - нач. 30-х гг. осуществлялись в Бурятии, Дагестане и др. нац. р-нах.

Лит.: Шерстобитов В. П., Новая экономическая политика в Киргизии (1921-

1925), Фр., 1964; Аминова Р. X., Аграрные преобразования в Узбекистане накануне сплошной коллективизации (1925- 1929 гг.), Таш., 1969; ДахшлейгерГ. ф., Социально-экономические преобразования в ауле и деревне Казахстана (1921 - 1929 гг.), А.-А., 1965; Тулепбаев Б. А., Осуществление ленинской аграрной политики партии в республиках Средней Азии, М., 1967. Р. X. Аминова.



ЗЕМЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, Национальная земельная компания (National Land Company), действовало в Великобритании; осн. в 1845 Ф. О'Коннором. Выступило против монополии аристократии на землю. Однако в основе деятельности общества лежала утопическая идея об избавлении рабочих от эксплуатации путём возвращения их на землю. С этой целью практиковалась покупка на собранные членами об-ва средства зем. участков и передача их в аренду рабочим-акционерам. В противовес мелкобурж. программе 3. о., фактически отвлекавшей рабочих от классовой борьбы, представители революц. крыла чартизма выдвинули требование национализации земли лендлордов. Несостоятельность зем. плана О'Коннора проявилась уже в том, что 3. о., насчитывавшее св. 40 тыс. чл., наделило участками лишь ок. 200 чел. В 1848 общество распалось.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО, в СССР отрасль советского социалистич. права, регулирующая земельные отношения в целях рационального использования земель, повышения эффективности их использования, охраны прав социалистич. организаций и граждан как землепользователей, укрепления законности в области земельных отношений. Основой 3. п. является отмена частной собственности на землю и превращение земли во всенар. достояние.

Как совокупность правовых норм и институтов сов. 3. п. делится на: общую часть (право гос. собственности на землю, гос. управление земельным фондом, право землепользования, охрана правового режима земли как объекта собственности и пользования) и особенную часть (правовой режим отдельных категорий земель: с.-х. назначения, населённых пунктов; промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; гос. лесного фонда; гос. водного фонда; гос. запаса). См. также Земельный фонд СССР.

Гл. источниками 3. п. являются Конституции Союза ССР и союзных республик, Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968, земельные кодексы союзных республик. Земельные отношения регулируются также другими законодат. актами Союза ССР и союзных республик. Горные, лесные и водные отношения регулируются специальным законодательством Союза ССР и союзных республик по этим вопросам.

Установление в СССР исключит. собственности гос-ва на землю означает, что никто, кроме гос-ва, не может быть собственником земли; она предоставляется социалистич. организациям и гражданам только на праве пользования; поскольку гос. собственность на землю составляет основу земельных отношений в СССР, все Другие права на землю являются производными и зависят от права гос. собственности на неё. Купля-продажа, залог, завещание, дарение, аренда, самовольный обмен земельными участками и др. сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право гос. собственности на землю,- недействительны.

Гос. управление земельным фондом - одна из форм осуществления права гос. собственности. В порядке гос. управления проводятся планирование использования земли, предоставление земли землепользователям, изъятие её для гос. или обществ. нужд, организация земельной территории (землеустройство и планировка земель), ведение гос. земельного кадастра, контроль за использованием земли, разрешение земельных споров.

Господствующими формами землепользования в СССР являются общественные; индивидуальные формы землепользования сохраняются лишь в силу определённых социально-экономич. условий, по мере преодоления к-рых индивидуальное землепользование утратит своё значение. Земля предоставляется в пользование социалистич. орг-циям и гражданам бесплатно для строго определённых целей, использование её для извлечения нетрудовых доходов запрещается. Права землепользователей могут быть ограничены законом в гос. интересах, а также в интересах др. землепользователей (см. также Землепользование). Особое внимание в советском 3. п. уделяется охране земли как гл. средства производства в с. х-ве. Лица, виновные в нарушении земельного законодательства, привлекаются к уголовной или адм. ответственности.

Опыт СССР по социалистич. перестройке земельных отношений воспринят с учётом конкретных историч. условий зарубежными социалистич. странами. Де-мократич. земельные преобразования, национализация значительной части земли (в МНР - всей земли), широкое развитие обществ. форм землепользования