| х субсидиях, открытых и скрытых налоговых льготах. Финанс. система капиталистич. гос-в находится в состоянии глубокого кризиса. Имеет место громадный рост воен. расходов, хронич. дефицитность гос. бюджетов, рост гос. долга, налогов, хронич. инфляция, непроизводит. расточение финанс. ресурсов.
В странах, завоевавших после 2-й мировой войны 1939-45 политич. независимость и вставших на путь борьбы за экономич. самостоятельность, Г. ф. используются для проведения индустриализации и агр. преобразований, ликвидации последствий колониализма в области образования, здравоохранения, культуры и т. д.
При социализме Г. ф. превращаются в одно из важнейших орудий экономич. и финанс. политики гос-ва, осуществления социалистич. преобразований. В СССР в переходный период от капитализма к социализму Г. ф. использовались гл. обр. для проведения социалистич. индустриализации страны и коллективизации с. х-ва, осуществления культурной революции и ускоренного развития национальных республик.
В СССР и др. социалистич. странах за счёт Г. ф. обеспечиваются финанс. потребности расширенного социалистич. воспроиз-ва, подъём материального и культурного уровня жизни народа, содержание органов гос. власти, укрепление обороноспособности страны. Г. ф. тесно связаны с материальным произ-вом. Они включают в себя общегос. финансы (гос. бюджет, гос. имущественное, личное и социальное страхование) и финансы гос. предприятий и отраслей х-ва. Финансы гос. социалистич. предприятий и отраслей нар. х-ва служат исходной базой Г. ф. и гл. источником ресурсов финанс. системы, а гос. бюджет - её ведущим и направляющим звеном. В связи с экономич. реформой, проводимой в СССР с 1966, и расширением хоз. самостоятельности предприятий, повышается уд. вес в Г. ф. финансов предприятий и отраслей нар. х-ва. В 1966 из общей массы прибыли в 47 млрд. руб. оставалось в распоряжении предприятий 11,9 млрд. руб. (или 25% ), а по плану 1971 из 88,6 млрд. руб. прибыли у них должно остаться 35,8 млрд. руб. (или 40% ). Собственные ресурсы предприятий, направляемые на финансирование плановых затрат, возросли с 33,5 млрд. в 1965 до 75,7 млрд. руб. по плану 1971 .По-прежнему ведущую роль в системе Г. ф. играет гос. бюджет, к-рый аккумулирует св. 50% нац. дохода и связывает в единое целое движение всех финанс. ресурсов социалистич. общества. С построением социализма и вступлением СССР в период строительства коммунизма Г. ф. используются для создания материально-технич. базы коммунизма, совершенствования социалистич. производств. отношений, для всё более полного удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей трудящихся, развития и упрочения сотрудничества и взаимопомощи социалистических государств.
Лит.: Финансы капиталистических государств, М., 1964; Финансы развивающихся государств, М., 1965; Критика современных буржуазных теорий финансов, денег и кредита, [М., 1966]; Дьяченко В. П., Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства, М., 1947; 50 лет советских финансов, М., 1967; Аллахвердян Д. А., Финансы социалистических государств, М., 1961; финансы СССР, М., 1967. И.Д.Злобин.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ в СССР, выпускные экзамены в высших и средних спец. уч. заведениях. В мед., пед., с.-х. ин-тах и техникумах, консерваториях, ин-тах культуры, ин-тах и техникумах физич. культуры выпускники, как правило, сдают Г. э. по одной из общественно-политич. дисциплин и по 2-3 основным спец. дисциплинам; оканчивающие ун-ты, экономич. и театральные вузы, помимо Г. э. по одной из общественно-политич. дисциплин, защищают дипломную работу. Во втузах вместо Г. э. защищают дипломный проект, в художественных ин-тах - дипломную работу.
Г. э. проводятся гос. экзаменац. комиссиями вузов и гос. квалификационными комиссиями средних спец. уч. заведений. В состав комиссий входят: председатель - из числа крупных специалистов данной отрасли производства или учёных (не работающих в данном уч. заведении) и члены комиссии - ректор или проректор, декан соответствующего ф-та или его заместитель, заведующие кафедрами, профессора и доценты - в вузах, директор (заместитель директора) и неск. преподавателей спец. дисциплин - в средних спец. уч. заведениях.
К сдаче Г. э. допускаются лица, выполнившие все требования уч. плана. Решение об оценке Г. э. принимается на закрытом заседании комиссии простым большинством голосов. На основе сдачи Г. э. решается вопрос о присвоении выпускнику уч. заведения соответствующей квалификации. В. Г. Панов.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ, система органов, практически осуществляющих государственную власть и функции государства. В широком смысле Г. а. включает не только собственно органы гос. власти, но и такие важнейшие орудия власти, как вооруж. силы, разведка, карательные и иные органы принуждения. В более тесном смысле под Г. а. часто понимается совокупность исполнительных (адм.) органов власти, выполняющих повседневную работу управления гос-вом. В деятельности Г. а., его структуре, функциях и методах наиболее конкретно проявляется классовая сущность данного гос-ва, его ист. роль. Типичные функции Г. а. эксплуататорского гос-ва - защита привилегий и интересов эксплуататорских классов, сбор налогов, организация вооруж. сил, применение насилия против революц. выступлений трудящихся. Для Г. а. империалистич. гос-в характерно сращивание с аппаратом крупнейших капиталистич. монополий и подчинение всего гос. механизма обеспечению интересов этих монополий.
Социалистич. Г. а. возникает в результате революц. слома аппарата бурж. гос-ва и является принципиально новым Ист. типом Г.а.- аппаратом подлинно народным как по своему классовому составу, так и по своим социальным функциям. Главное место в его деятельности занимают задачи созидат., организационно-творческие: строительство новой, социалистич. экономики, достижение наивысшей производительности общественного труда, всестороннее развитие науки и культуры, коммунистич. воспитание трудящихся, создание условий для наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей. На социалистич. Г. а. ложится задача обеспечения обороны, внеш. и внутр. безопасности гос-ва. В. И. Ленин, характеризуя принципиально новую роль социалистич. аппарата в управлении гос-вом, указывал: "Обычно со словом „управление" связывают именно и прежде всего деятельность преимущественно, или даже чисто, политическую. Между тем самые основы, самая сущность Советской власти, как и самая сущность перехода от капиталистического общества к социалистическому, состоит в том, что политические задачи занимают подчиненное место по отношению к задачам экономическим" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 130).
Сов. Г. а. непосредственно руководит созданием материально-технич. базы коммунизма, развитием коммунистич. общественных отношений, опираясь на опыт масс, планирует развитие нар. х-ва, управляет пром. и с.-х. предприятиями, стройками, транспортом, банками, предприятиями торговли и бытового обслуживания населения, учебными и науч. заведениями и др.
В соответствии с активной экономич. ролью сов. Г. а., преобладающее место в его системе занимают органы управления нар. х-вом, плановые, статистич. органы, хоз. мин-ва и ведомства, хоз. объединения и фирмы, администрация производственных предприятий.
Основу сов. Г. а. составляют органы нар. представительства - Советы депутатов трудящихся, осуществляющие всю полноту гос. власти, контроль над всеми без исключения гос. учреждениями снизу доверху.
Служащие Г. а. в СССР, включая высших должностных лиц, не стоят над обществом и не представляют к.-л. привилегированной касты: условия их труда регулируются единым для рабочих и служащих трудовым законодательством, а служебные обязанности и права регламентируются законом и положениями о гос. органах (см. Государственная служба). Надзор и контроль за законностью действий Г, а. осуществляют органы прокуратуры и нар. контроля (см. Контроль народный).
КПСС и Сов. пр-во проявляют постоянную заботу о совершенствовании Г. а. Программа КПСС отмечает большое значение деятельности Г. а., от к-рого во многом зависит правильное использование всех ресурсов страны, своевременное разрешение вопросов культурно-бытового обслуживания трудящихся. Программа определяет важнейшие направления совершенствования Г. а.: расширение прав респ. и местных органов управления; повышение самостоятельности и инициативы орг-ций и предприятий; распространение принципа выборности и подотчётности перед представит. органами и избирателями на всех руководящих работников гос. органов; расширение коллегиальности в работе Г. а.; повышение ответственности работников Г. а. за порученное дело, укрепление социалистич. законности и гос. дисциплины.
Лит.: Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 1 -120; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36, с. 165
- 208; его ж е, Набросок правил об управлении советскими учреждениями, там же, т. 37, с. 365
- 68; его же, Об едином хозяйственном плане, там же, т. 42, с. 339
- 47; его же, Как нам реорганизовать Рабкрин, там же, т. 45, с. 383-88; его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 45, с. 389
- 406; Научные основы государственного управления в СССР, М., 1968. Я. И. Романов.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРБИТРАЖ в СССР, орган для рассмотрения и решения имуществ. споров между предприятиями, организациями и учреждениями различных министерств, ведомств или центр. учреждений. Система Г. а. в СССР включает Г. а. при Сов. Мин. СССР, Г. а. при Сов. Мин. союзных и авт. республик и при исполкомах краевых, областных и городских (Москвы и Ленинграда) Советов депутатов трудящихся. Ведущее место среди Г. а. занимает Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, к компетенции к-рого отнесено рассмотрение наиболее важных и крупных хоз. споров, а также изучение и обобщение опыта работы гос. и ведомств. арбитражей и инструктирование их по вопросам практики применения законодательства, регулирующего хоз. отношения. На Г. а. при Сов. Мин. СССР возложено также издание по согласованию с Сов. Мин. союзных республик правил о порядке рассмотрения споров Г. а. (Положение о Г. а. при Сов. Мин. СССР утверждено 17 авг. 1960, см. СП СССР, 1960, № 15, ст. 127). Положения о Г. а. при Сов. Мин. союзных и авт. республик и при исполкомах Советов депутатов трудящихся утверждаются Сов. Мин. союзных республик. См. также Арбитраж. В. Н. Ершов.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК, центральный, в социалистических странах, эмиссионный центр, главное звено кредитной системы. В социалистич. странах введена гос. монополия на банковское дело, Г. б. подчинён высшему исполнительному органу гос. власти (Совету Министров).
Г. б. в социалистич. странах со всеми своими учреждениями является единой централизованной системой. На открываемых в нём счетах отражается значит. часть ден. оборота страны. В связи с этим Г. б. при социализме по существу представляет собой аппарат общегос. счетоводства, учёта произ-ва и распределения продукции. Деятельность Г. б. подчинена осуществлению основных экономич. и политич. задач, стоящих перед социалистич. гос-вом. Г. б. принимает участие в планировании и руководстве нар. х-вом.
Г. б. при социализме - это прежде всего эмиссионный центр. Предоставленное ему исключит. право выпуска денег в обращение и связанная с этим деятельность по организации и регулированию ден. обращения характеризуют и определяют особое место, занимаемое им в нар. х-ве социалистич. стран. В большинстве социалистич. стран (Болгарии, Венгрии, Монголии, Польше, Румынии, СССР, Чехословакии и др.) Г. б. является также кредитным и расчётным центром. На основе нар.-хоз. плана он привлекает свободные ден. средства предприятий, орг-ций, резервы гос. бюджета, кредитных учреждений и т. п; организует и осуществляет расчёты в нар. х-ве. Формы и методы кредитования предприятий и орг-ций, а также формы расчётов в нар. х-ве в каждой социалистич. стране имеют свою специфику. Особой функцией Г. б. социалистич. стран является расчетно-кассовое исполнение гос. бюджета. Он выполняет поручения гос-ва и гос. органов в области междунар. валютных, кредитных и расчётных отношений.
Осуществляя все эти функции, Г. б. содействует росту произ-ва, товарооборота, социалистич. накоплений в х-ве, а также дальнейшему укреплению нац. валюты. В процессе кредитования, проведения расчётов, организации и регулирования ден. обращения Г. б. осуществляет финанс. контроль за процессом произ-ва и обращения товаров , выполнением плановых показателей, эффективным и рациональным использованием осн. фондов и оборотных средств, расходованием фонда заработной платы, соблюдением режима экономии, платёжной и договорной дисциплины. В условиях экономич. реформ в социалистич. странах повысилась роль Г. б. в управлении нар. х-вом. Происходит процесс концентрации в Г. б. ресурсов для краткосрочного и долгосрочного кредитования нар. х-ва, значительно расширяются объекты банковского кредитования, совершенствуются формы и методы кредитного обслуживания х-ва, повышается роль в организации расчётов между предприятиями, получают дальнейшее развитие экономич. методы воздействия Г. б. на нар. х-во в целях повышения эффективности общественного произ-ва.
И. Д. Мамонова.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК АЛБАНИИ, единый эмиссионный, кредитный, расчётный и кассовый центр Албании. Осн. в 1945. Осуществляет эмиссию ден. знаков, регулирует ден. обращение, производит краткосрочное и долгосрочное кредитование всех отраслей нар. х-ва, финансирует капитальное стр-во. На него возложено кассовое исполнение гос. бюджета. Банк организует расчёты во всём нар. х-ве, проводит расчёты с иностр. гос-вами, а также операции с золотом и иностр. валютой. В 1957 был введён дифференцированный режим кредитования для хорошо и плохо работающих предприятий. Банк имеет на местах сеть филиалов.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК ГДР, единый эмиссионный, кассовый, расчётный и кредитный центр страны, орган Сов. Мин. ГДР по проведению в жизнь общегос. кредитной политики. Создан в 1948 на базе Расчётно-эмиссионного банка. До 1 янв. 1968 наз. Немецкий эмиссионный банк. Банк имеет монопольное право выпуска ден. знаков, планирует ден. обращение страны, составляет годовые и перспективные кредитные планы, участвует в разработке платёжного баланса страны, представляет в Сов. Мин. предложения по совершенствованию ден. и кредитной системы. Банк ведёт счета др. ден. и кредитных гос. ин-тов, осуществляет кассовое исполнение гос. бюджета, а также ведёт счета нек-рых гос. органов и обществ. орг-ций. С 1968 банк не имеет непосредств. кредитных и расчётных отношений с предприятиями и хоз. органами. Экономич. связи с деловыми банками Гос. банк ГДР поддерживает на коммерч. договорной основе. В области междунар. расчётов банк уполномочен заключать соглашения с банками др. гос-в и вести расчёты с ними и междунар. банковскими орг-циями, осуществлять операции с ценными бумагами, валютой, золотом и др. драгоценными металлами. Банк не имеет филиалов на местах. Л. X. Суляева.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК ДРВ, единый эмиссионный, кассовый, кредитный и расчётный центр ДРВ. Создан в 1951. Осуществляет ден. эмиссию и регулирует ден. обращение, организует расчетно-кассовое обслуживание нар. х-ва и кассовое обслуживание бюджета; производит операции с иностр. валютой и драгоценными металлами. Банк проводит краткосрочное кредитование всех отраслей нар. х-ва и долгосрочное кредитование с.-х., снабженческо-сбытовой и др. видов кооперации. Более 85% долгосрочных вложений банк осуществляет через систему кредитных кооперативов. С 1961 введён принцип дифференцированного кредитования хорошо и плохо работающих предприятий; первоочерёдность выдачи средств на выплату заработной платы рабочим и служащим. Гл. контора банка расположена в Ханое; имеет филиалы в провинциях, крупных городах и уездах.
Л. X. Суляева.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК ИНДИИ, крупнейший коммерч. банк Индии. Организован в 1955 на базе Имперского банка Индии, находившегося под контролем англ. капитала и национализированного путём выкупа акций. Банку были переданы также 10 гос. банков, принадлежавших пр-вам штатов. Оплаченный капитал банка (1969) составлял 56 млн. рупий, из них более 90% принадлежало Резервному банку Индии и Мин-ву финансов.
При создании банка осн. задачей ставилось оказание им кредитной помощи с. х-ву и прежде всего кредитной кооперации. Банк кредитует также промышленность, торговлю, предоставляет кредиты гос-ву путём инвестиций, 87% к-рых составляют облигации займов центр. пр-ва и пр-в штатов. Краткосрочные ссуды кредитной кооперации, частной пром-сти и торговле занимают ок. 60% вкладов банка. Банк выполняет поручения Резервного банка там, где нет отделений последнего. В нач. 1961 банк имел 900 отделений, в нач. 1970 их было 1555 (а включая отделения дочерних банков-св. 3000, или ок. 1/3 отделений коммерч. банков страны). Св. половины отделений находится в сел. местности и посёлках полугор. типа. Сумма баланса банка составила в сер. 1970 13,5 млрд. рупий, вклады - 11,3 млрд. рупий, ссуды -10,8 млрд. рупий, инвестиции -3,0 млрд. рупий.
М. Ю. Бортник.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК МНР, единый эмиссионный, расчётный и кредитный центр МНР. Создан в 1954 на базе реорганизации монг. торг.-пром. банка (Монголбанка), функционировавшего с 1924 по 1954 как Монг.-сов. акц. об-во. Уставный фонд банка был определён в сумме 13,7 млн. тугриков.
Банк предоставляет краткосрочные кредиты для формирования оборотных средств гос. и кооперативным предприятиям и орг-циям, переведённым на хоз. расчёт (в ряде отраслей нар. х-ва уд. вес этих кредитов достигает 90% оборотных средств), финансирует с.-х. объединения на капитальное стр-во, организацию водоснабжения, внедрение техники и т. д., а также предоставляет им краткосрочные кредиты на покупку семян, кормов, на сезонные затраты. Населению банк выдаёт кредиты на индивидуальное жилищное строительство. С 1964 введён дифференцированный режим кредитования и расчётов хорошо и плохо работающих предприятий.
Банк регулирует ден. обращение в стране; организует безналичные расчёты между хоз. органами, контролирует их производст |