| анах полное господство железа наступило только в нач. нашей эры. Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Авдусин Д. А., Археология СССР, [M.]. 1967; Арциховский А. В., Введение в археологию. 3 изд., М., 1947; Всемирная история, т. 1 - 2, М., 1955 - 56: Готье Ю. В., Железный век в Восточной Европе, М.- Л., 1930; Граков Б. Н., Старейшие находки железных вещей в Европейской части территории СССР, "Советская археология". 1958, № 4; 3агорульский Э. М., Археология Белоруссии, Минск, 1965; История СССР с древнейших времен до наших дней, т. 1, М., 1966; Киселёве. В., Древняя история Южной Сибири, [2 изд.], М., 1951; Кларк Д. Г. Д., Доисторическая Европа.
Экономический очерк, пер. с англ., М., 1953; Крупнов Е. И., Древняя история Северного Кавказа, М., 1960; Монгайт А. Л., Археология в СССР, М., 1955; Нидерле Л., Славянские древности, пер. с чеш., М., 1956; Пиотровский Б. Б., Археология Закавказья с древнейших времен до 1 тыс. до н. э.. Л., 1949; Толстов С. П., По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Шовкопляс I. Г., Археологiчнi дослiдження на Украiнi (1917 - 1957), К., 1957; Aitchison L., A history of metals, t. 1-2, L., 1960; Clark G.. World prehistory, Camb., 1961; Fоrbes R. J., Studies in ancient technology, v. 8, Leiden, 1964; Johannsen O., Geschichte des Eisens, Dusseldorf, 1953; Laet S. J. de. La prehistoire de 1'Europe, P.- Brux., 1967; Moora H., Die Eisenzeit in Lettland bis etwa 500 n. Chr., [t.] 1 - 2, Tartu (Dorpat), 1929 - 38; Piggott S., Ancient Europe, Edinburgh, 1965; P1einer R., Stare europske kovarstvi, Praha, 1962; Tulecote R. F., Metallurgy in archaeology, L., 1962. А. Л. Монгайт. "
ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАКОН" ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, теория заработной платы рабочих при капитализме, разработанная бурж. экономистами (А. Р. Ж. Тюрго, Д. Рикардо, Т. Р. Мальтус) и широко пропагандировавшаяся оппортунистами в рабочем движении (Ф. Лассаль). Положена в основу "Программы социалистической рабочей партии Германии" (Готская программа), принятой в г. Готе 25 мая 1875. Подчёркивая ненауч. и оппортунистич. характер программы, К. Маркс писал, что она "... решительно никуда не годится и деморализует партию" (Маркc К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 11).
Согласно теории "Железного закона", зарплата колеблется вокруг физически необходимого минимума средств существования под влиянием естеств. движения рабочего населения: с ростом рождаемости в рабочей среде предложение труда начинает превышать спрос на него, что ведёт к падению зарплаты вплоть до физически необходимого минимума и ниже его; уменьшение в результате этого числа рабочих приводит к сокращению предложения труда, а тем самым - к росту зарплаты. Т. о., данная теория тесно связана с теорией народонаселения Мальтуса; "Ж. з." з. п. фактически выступает как некий неустранимый экономико-биологич. закон. Таким путём сторонники этой теории стремятся снять с капиталистов ответственность за низкий жизненный уровень пролетариата. Приверженцы закона проповедуют пассивность рабочего движения, его неспособность преодолеть "естественный" закон зарплаты. В действительности зарплата при капитализме представляет собой не естественное, а социально-экономич. явление (ден. форму стоимости рабочей силы, её цену), имеющее исторически преходящий характер и определяемое экономич. законами капиталистич. способа произ-ва. Концепция "Ж. з." з. п., являющаяся одной из разновидностей мелкобурж. социализма, направлена против теории науч. социализма и революц. рабочего движения. Эту оппортунистич. концепцию, отрицающую важное значение экономич. борьбы рабочего класса в деле его сплочения и революционизирования, широко пропагандируют лево-экстремистские теоретики, проникающие в совр. рабочее движение. Стремясь дискредитировать марксистско-ленинскую теорию, совр. буржуазные экономисты (П. Сэмюэлсон, У. Ростоу, Дж. Стрейчи, Э. Браудер и др.) отождествляют теорию зарплаты К. Маркса с концепцией "железного закона", с к-рой она в действительности не имеет ничего общего.
Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. 2 изд., т. 19; его же. Капитал, т. 1, там же. т. 23, с. 5-11, 157-87, 545-75; Ленин В, И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; Меринг Ф., О "железном законе заработной платы", в сб.: Памяти Лассаля. [К.], 1925; Афанасьев В. С., Критика современных буржуазных теорий заработной платы, в сб.: Критика буржуазных экономических теорий, М., 1960, разд. 3; Okonomisches Lexikon, Bd 1, В., 1967, S. 513. В. С. Афанасьев.
ЖЕЛЕЗНЫЙ КОЛЧЕДАН, то же, что пирит.
ЖЕЛЕЗНЫЙ КУПОРОС, FeSO4*7H2О, см. Железа сульфаты.
ЖЕЛЕЗНЫЙ ШПАТ, то же, что сидерит.
ЖЕЛЕЗНЯК (Зализняк) Максим (р. нач. 40-х гг. 18 в., с. Медведовка, ок. г. Чигирина,- г. и место смерти неизв.), запорожский казак, один из предводителей Крест. войны 1768 на Правобережной Украине против польск. шляхты. Род. в бедной крест. семье. Мальчиком ушёл в Запорожскую Сечь, работал по найму. Когда в мае 1768 в р не Черкасс вспыхнуло восстание, Ж. возглавил отряд повстанцев (см. "Колиивщина"). Ж. и др. предводители восстания были схвачены царскими офицерами. Ж. был подвергнут наказанию батогами, клеймению и сослан в Сибирь. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Лит.: Голобуцкий В. А., М. Железняк, М., 1960.
ЖЕЛЕЗНЯКОВ Анатолий Григорьевич [20.4(2.5).1895, с. Федоскино, ныне Моск. обл.,-26.7. 1919, ныне г. Верховцево Днепропетровской обл.], герой Гражданской войны 1918-20. Род. в семье крестьянина, был рабочим, кочегаром на торговых судах. С 1915 на Балтийском флоте. В 1917 принадлежал к группе анархистов, поддерживавших большевиков. Участвовал в Окт. во-оруж. восстании и штурме Зимнего дворца, был делегатом 2-го Всеросс. съезда Советов. В январе 1918, будучи нач. караула Таврического дворца, предложил контрреволюц. депутатам Учредит. собрания покинуть дворец. Участвовал в Гражд. войне на Украине: в янв. 1918 в должности комиссара Дунайской флотилии против войск Центр. рады и рум. интервентов, в марте 1918 против австро-герм. оккупантов как нач. Бир-зульского укреплённого района. Затем командовал полком 16-й стрелк. дивизии, был на подпольной работе в Одессе. С мая 1919 командовал бронепоездом в боях против григорьевцев, а позже в боях против деникинцев в составе 14-й армии. Был смертельно ранен в бою у ст. Верхов-цево. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
ЖИВОПИСЕЦ (лат
ЖИВОПИСЕЦ (лат. Pictor), созвездие Юж. полушария неба, наиболее яркая звезда 3,3 визуальной звёздной величины. Наилучшие условия для наблюдений в декабре. Частично видно в юж. районах СССР. См. Звёздное небо.
"ЖИВОПИСЕЦ", еженедельный журнал, издававшийся Н. И. Новиковым в Петербурге с апр. 1772 по июнь 1773. Отличался политич. остротой, разнообразием сатирич. жанров. В "Ж." помещены "Отрывок путешествия в*** И*** Т***" и "Письма к Фалалею", содержавшие резкую критику крепостничества. В журнале высмеивались слепое преклонение перед всем французским, карьеризм, пороки дворянства. Издание прекращено из-за преследований со стороны правительства.
Лит.: Берков П. Н., История русской журналистики XVIII в., М.- Л., 1952.
ЖИВОПИСНОСТЬ, особенность произведений искусств пластических, дина-мич. взаимодействие форм, объёмов, пятен цвета, линий, света и тени, при к-ром возникает яркое впечатление общей подвижности, изменчивости, многообразия аспектов. Ж. проявляется в преобладании цветового пятна (в живописи) и светотеневого (в графике) над чёткой линией, в мягкости переходов, в перетекании и незамкнутости выходящих в пространство объёмов (в скульптуре), в асимметрии планировки и свободе расчленения осн. композиц. элементов, в динамике форм, иногда в активной роли цвета и пластич. декора (в архитектуре). В широком смысле слова Ж.- свободная живая выразительность, яркая образность, красочность.
Лит.: Вёльфлин Г., Основные понятия истории искусств, пер. с нем., М.-Л., 1930.
ЖИВОПИСЬ, вид изобразительного искусства, художественные произведения, к-рые создаются с помощью красок, наносимых на к.-л. твёрдую поверхность. Как и др. виды искусства, Ж. выполняет идеологич. и познават. задачи, а также служит сферой создания предметных эстетич. ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда. Ж. отражает и в свете тех или иных идеологич. концепций оценивает духовное содержание эпохи, её социальное развитие; в силу этого Ж. сама становится сферой обществ. борьбы. Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, заставляя последних переживать действительность, изображённую художником, Ж. служит действенным средством обществ. воспитания. Мн. произв. Ж. обладают документально-информац. ценностью.
В Ж. ярко проявляются те общие свойства иск-ва, благодаря к-рым Н. Г. Чернышевский назвал его "учебником жизни". В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в произведении Ж., приобретает особую убедительность для зрителя. Создавая художеств. образы, Ж. использует цвет и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной др. видам изобразит. иск-ва полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето-воздушную среду. Сами произв. Ж. неизменяемы, создаваемые Ж. картины зрительно одномоментны; однако Ж. может передавать не только состояние абсолютной статичности, но и ощущение временного развития, эмоциональной насыщенности момента и преходящей мгновенности ситуации, а также эффект движения, изменения (благодаря особой ритмич. организации изображения, динамике цвета, света и тени, композиции, линий, мазков и т. д.); в Ж. возможны развёрнутое повествование, сложный сюжет. Всё это позволяет Ж. не только непосредственно и наглядно воплощать все зримые явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях), показывать широкие картины жизни людей, но и стремиться к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов, внутр. мира человека, к выражению отвлечённых идей.
Доступные Ж. широта и полнота охвата реальной действительности сказываются и в обилии присущих ей жанров (ист., бытовой, батальный, анималистич. и др.).
По назначению, по характеру исполнения и образов различают: Ж. монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архит. пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека; станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с к.-л. определ. местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.). К разновидностям Ж. относятся также диорама и панорама. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологич. способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись, Ж. водяными красками по штукатурке- сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, Ж. керамич. красками (связующие - легкоплавкие стёкла, флюсы, глазури - закрепляются обжигом на керамике), Ж. силикатными красками (связующее вещество - растворимое стекло) и т. п. Непосредственно с Ж. смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная Ж., изобразительно-декоративные задачи. Для исполнения живописных произведений служат также акварель, гуашь, пастель, тушь.
Осн. выразит. средство Ж.- цвет - своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразит. и декоративные возможности Ж. В произв. Ж. он образует цельную систему (колорит). Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также Ж. оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определ. цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произв. Ж. частью его художеств. структуры (см. Композиция). Др. выразит. средство Ж.- рисунок (линия и светотень) - ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.
Условно различаются два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объёмно-пространственное, но между ними нет чётких границ. Для линейно-плоскостной Ж. характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразит. контурами, чёткие и ритмичные линии; в древней и отчасти в совр. Ж. встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов (иногда показываемых одновременно с разных сторон), к-рые раскрывают зрителю определ. логику изображения, размещения предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости. Эта Ж., с её ярко выраженными условностью и декоративностью, во мн. эпохи функционировала гл. обр. в ансамбле с архитектурой, подчиняясь глади стен и архит. членениям; более или менее плоскостный характер носили в определ. эпохи и миниатюры, иконы, а в кон. 19-20 вв.- мн. картины.
Возникшее в античности стремление к правдоподобному воспроизведению реального мира, т. е. таким, каким его видит человек, вызвало появление в Ж. объёмно-пространственного изображения (с чем связано и зарождение рассчитанной на индивидуальное созерцание станковой Ж., освобождение Ж. от подчинения архитектуре, во многом и от декоративных функций). В Ж. такого типа могут показываться пространственные соотношения, может создаваться полная иллюзия глубокого трёхмерного пространства (обычно как бы находящегося перед рассматривающим произв. Ж. человеком), зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путём распределения тёплых и холодных (выступающих и отступающих) цветов; объёмные формы моделируются цветом и светотенью. Объёмнопространственное изображение, так же как и линейно-плоскостное, может использовать выразительность линии и локального цвета, причём эффект объёмности, даже скульптурности, достигается градацией светлых и тёмных тонов, распределённых в чётко ограниченном цветовом пятне; в таких случаях колорит часто бывает пёстрым, фигуры и предметы не сливаются с окружающим пространством в единое целое. Богаче изобразит. возможности тональной Ж.(см. Гон), к-рая с помощью сложной и динамичной разработки цвета показывает тончайшие изменения как цвета, так и его тона в зависимости от освещения (см. Валер) и от взаимодействия рядом лежащих цветов (рефлексы); общий тон объединяет предметы с окружающей их свето-воздушной средой и пространством; при этом линия нередко теряет свою формообразующую роль, поглощаясь трепетной красочной массой. В Ж. Китая, Японии, Кореи сложился особый тип пространственного изображения, обусловленный своеобразным художеств. мировосприятием дальневосточного живописца, к-рый как бы включает себя в изображение, чувствует себя одним из элементов мироздания. В подобного рода Ж. возникает ощущение бесконечного, увиденного сверху пространства, с уходящими вдаль и не сходящимися в глубине параллельными линиями; светотеневая лепка отсутствует, фигуры и предметы почти лишены объёма; их положение в пространстве показывается гл. обр. соотношением тонов.
Произв. Ж. состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др.), обычно покрытой грунтом, и красочного слоя, иногда защищённого с поверхности предохранит. плёнкой лака. Изобразит. и выразит. возможности Ж., особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, к-рые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, к-рым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произв. Ж., а просвечивающий цвет основы или грунта - на колорит; иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определ. роль в колористич. построении (гл. обр. в акварели). Поверхность красочного слоя произв. Ж., т. е. его фактура, бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Необходимый цвет, оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками;рядом положенные мазки разных цветов могут на определ. расстоянии как бы смешиваться в глазу у зрителя. Со стилем, с особенностями живописной техники и композиции картины (или иконы) и того интерьера, для к-рого она предназначена, взаимосвязаны её формат (чаще всего - прямоугольный, реже - круглый или овальный), а иногда и характер рамы, отграничивающей картину от окружающей среды и концентрирующей внимание зрителя на самом изображении. Процесс создания картины или настенной росписи (предваряемый эскизами и этюдами, в к-рых конкретизируется замысел художника, разрабатываются отд. детали, композиция, колорит будущего произведения) может распадаться на неск. стадий, особенно чётких и последовательных в ср.-век. темперной и классической масляной Ж. (рисунок на грунте, строящий композицию и намечающий осн. светотеневые соотношения; подмалёвок, где лепятся объёмы; лессировки, богато насыщающие картину цветом). Но существует и Ж. более импульсивного характера, позволяющая художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизненные впечатления (особенно в произведениях, выполненныхалла прима) благодаря одновременной работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом.
История развития живописи. Ж. возникла в эпоху позднего палеолита (40 - 8 тыс. лет назад). Сохранились наскальные росписи (в пещерах Фон-де-Гом в Юж. Франции, Альтамира в Сев. Испании и др.), исполненные земляными красками (красными, жёлтыми и коричневыми охрами, умброй), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщеплённых палочек, кусочков меха и просто пальцев; создавались правдивые, выразит., динамичные изображения отд. животных, а затем и охотничьих сцен. В Ж. палеолита встречаются как линейно-силу |