| терр. Прибалтики и губерний, присоединённых от Польши, казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и Г. к. отбывали преим. барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казённую пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позднее - денежный. В 1-й пол. 19 в. оброк Г. к. колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян ден. оброк Г. к. становился относительно меньшим, чем сопоставимые с ним повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Г. к. обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (напр., дорожную, подводную, постойную). За исправное несение повинностей отвечали круговой порукой.
Развитие торговли и пром-сти в 18 - 1-й пол. 19 вв. повлекло расширение прав Г. к.: им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть "ненаселёнными" землями (т. е. без крепостных крестьян) и т. д. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало гос. земли и стремилось обратить свободных Г. к. в своих крепостных (см. Генеральное межевание). Во 2-й пол. 18 в. пр-во роздало дворянству миллионы десятин казённой земли и сотни тысяч Г. к.; в 1-й пол. 19 в. практиковалась массовая продажа гос. имений и передача их в удельное ведомство. Мн. дворяне требовали ликвидировать сословие Г. к., передав казённые земли с их населением в частные руки.
В результате роста малоземелья и повышения феод. повинностей в нач. 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Г. к. Всё чаще повторялись массовые волнения Г. к., направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Г. к. вызвал многочисл. проекты как крепостнические, так и либерально-буржуазные. Обостряющийся кризис феод.-крепостнич. строя заставил пр-во Николая I приступить к реформе управления гос. деревней с целью поддержать гос. финансы, подняв производит. силы гос. деревни, и приблизить помещичьих крепостных к положению "свободных сельских обывателей". В течение 1837- 1841 под рук. ген. П. Д. Киселёва было учреждено спец. Мин-во гос. имуществ со сложной иерархией бюрократич. органов. На созданную администрацию было возложено "попечительство" над Г. к. через посредство традиционной сел. общины, опекаемой правительств. чиновниками.
Программа хоз. подъёма гос. деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Г. к. в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращение сдачи гос. имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным зем.-промысловым сбором. Однако эти меры не могли внести коренного изменения в положение Г. к. Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло ещё более; агротехнич. меры оказались недоступными для крестьянской массы; врачебная и вет. помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное - вся система управления на началах феод. опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феод. управление гос. деревней находилось в резком противоречии с экономич. процессами 40-50-х гг. 19 в., препятствовало росту крест. торговли и пром-сти, мешало развитию с. х-ва и сковывало рост производит. сил крестьянства. Результатом реформы был рост крест. движения, к-рое приняло особенно бурные формы в р-нах Сев. Поморья, Приуралья и Поволжья, где Г. к. жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнич. гос-ва наблюдались также в центр. и зап. р-нах (см. "Картофельные бунты", "Холерные бунты" и др.). После окончания Крымской войны 1853-56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Г. к. с движением удельных и помещичьих крестьян. В свою очередь дворянство, встревоженное планами пр-ва, с одной стороны, и нарастающим крестьянским движением - с другой, негодовало против реформы Киселёва и требовало ликвидации системы "попечительства". В 1857 Александр II, назначив новым министром гос. имуществ реакционера М. Н. Муравьёва, одобрил проект контрреформы - приближения Г. к. к положению удельных крестьян.
19 февр. 1861 крепостное право в России было отменено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Г. к. и формы их "самоуправления", установленные законами 1838-41. Г. к. в 1866 были подчинены общей системе сел. управления и признаны "крестьянами-собственниками", хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю Г. к. получили по закону 1886 об обязат. выкупе зем. наделов, причём размеры наделов Г. к. оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Г. к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки пр-ва улучшить положение Г. к. Закавказья в кон. 19 в. не устранили острого малоземелья деревни и произвола местной администрации.
Лит.: Дружинин Н. М., Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселёва, т. 1 - 2, М.- Л., 19-46 - 58; Антелава И. Г., Реформа поземельного устройства государственных крестьян Закавказья в конце XIX в., Сухуми, 1952; его же, Государственные крестьяне Грузии в первой половине XIX в., Сухуми, 1955.
Н. М. Дружинин.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ, см. в ст. Монополии капиталистические.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕМИИ СССР, одна из форм поощрения граждан за выдающиеся творч. достижения в области науки и техники, лит-ры и иск-ва. Г. п. СССР учреждены пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 9 сент. 1966 (СП СССР, 1966, № 21, ст. 188), от 26 марта 1969 (СП СССР, 1969, № 8, ст. 48), от 11 авг. 1969 (СП СССР, 1969, № 19, ст. 110). Положение о Г. п. СССР утверждено пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 17 сент. 1967 (СП СССР, 1967, № 6, ст. 29). Г. п. СССР присуждаются за науч. исследования, вносящие крупный вклад в развитие отечеств. науки; за работы по созданию и внедрению в нар. х-во наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; за новые высокопроизводит. технологич. процессы; за внедрение передового производственно-технич. опыта, имеющего большое нар.-хоз. значение; за оригинальные и экономичные архитектурные и технич. сооружения; за глубокие теоретич. исследования по вопросам гос. и хоз. стр-ва и марксистско-ленинской науки; за наиболее талантливые высокоидейные произведения лит-ры и иск-ва. При наличии новых крупных достижений лауреата Г. п. СССР эта премия может быть присуждена ему повторно, но не ранее чем через 5 лет после предыдущего присуждения Г. п. СССР.
Круг науч., учебных, гос. и обществ. орг-ций, к-рым предоставлено право выдвигать работы на присуждение Г. п. СССР, установлен Положением о Г. п. СССР. Премии присуждаются ежегодно в годовщину Великой Окт. социалистич. революции в количестве до 50 - в области науки и до 10 - в области лит-ры, иск-ва и архитектуры. Начиная с 1970 дополнительно учреждены одна Г. п. СССР за произведения лит-ры и иск-ва для детей и четыре Г. п. СССР за создание учебников для высших, средних специальных и средних уч. заведений. Размер Г. п. СССР - 5 тыс. руб. каждая. Решения о присуждении Г. п. СССР принимаются К-тами по Ленинским и Гос. премиям СССР при Сов. Мин. СССР и вступают в силу после утверждения их ЦК КПСС и Советом Министров СССР. Постановления о присуждения Г. п. СССР публикуются в центр., респ. и областной печати. Лицам, получившим Г. п. СССР, присваивается звание "лауреат Гос. премии СССР", вручаются диплом и почётный знак с указанием года присуждения премии. Дипломы и знаки лауреата Сталинских премий (присуждались в 1940-52) 1-й, 2-й и 3-й степеней были заменены на дипломы и почётные знаки лауреата Г. п. СССР соответствующих степеней. Описание почётного знака и диплома лауреата Г. п. СССР и Положение о почётном знаке лауреата Г. п. СССР утверждены пост. Сов. Мин. СССР от 11 окт. 1967 (СП СССР, 1967, № 24, ст. 172).
Республиканские Г. п. учреждены также в союзных республиках (в РСФСР, БССР, УССР, Азерб. ССР, Казах. ССР, Кирг. ССР, Туркм. ССР и др.).
Е. М. Гершанов.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, см. Преступления государственные.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ, расходы государства по осуществлению его функций, обусловленных характером общественно-экономич. строя. Г. р. не тождественны расходам гос. бюджета, т. к. они включают и расходы гос. предприятий (за счёт их собственных источников). При капитализме Г. р. используются гл. обр. на милитаризацию экономики и содержание аппарата угнетения. В условиях гос.-монополистич. капитализма наряду с ростом ассигнований на воен. цели возрастают расходы, связанные с вмешательством гос-ва в процесс воспроиз-ва: возвратные и безвозвратные ссуды монополиям, ассигнования на крупные капиталовложения в наименее прибыльные отрасли инфраструктуры (строительство дорог, мостов, каналов, аэродромов и др.), на проведение научно-технич. исследований и др. работ. За счёт гос-ва в 1970 в США финансировалось ок. одной трети, ФРГ - ок. 40%, в Великобритании более 50 % всех капиталовложений. Часть Г. р. идёт на т. н. социально-культурные мероприятия, но они связаны с переложением монополиями на гос-во части затрат по воспроиз-ву рабочей силы. Нек-рое увеличение этих расходов в 60-х гг. 20 в. вызвано усилением классовой борьбы пролетариата и влиянием соревнования двух мировых систем.
При социализме Г. р. полностью используются в интересах трудящихся. Они охватывают расходы гос. бюджета и гос. предприятий и орг-ций (на расширение их деятельности и образование фондов общественного потребления). По своему экономич. содержанию и роли в создании нац. дохода и всего совокупного общественного продукта Г. р. подразделяются на расходы в производственной и непроизводственной сферах. Г. р. группируются также по отраслевому и терр. признаку и целевому назначению (капиталовложения, прирост оборотных средств, гос. дотации, операционные расходы, зарплата в бюджетных учреждениях и др.). Для Г. р. при социализме характерна высокая доля затрат на финансирование нар. х-ва и социально-культурных мероприятий. В СССР (1971) на указанные цели из гос. бюджета было выделено 135,5 млрд. руб. (или 84,3% всех ассигнований бюджета) и за счёт ресурсов предприятий -75,7 млрд. руб. Г. р. в социалистич. странах используются на первоочередное финансирование ключевых отраслей экономики, определяющих темпы и направление научно-технич. прогресса. Важнейшими принципами финансирования Г. р. являются: плановость, целевой характер использования средств, финансирование в меру выполнения плана, режим экономии и обеспечение высокой эффективности используемых средств (см. также Бюджет государственный). р. Д. Винокур.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ СССР, система организованной подготовки новых рабочих из гор. и сел. молодёжи, призванная создавать необходимые трудовые резервы для отраслей нар. х-ва. 2 окт. 1940 принят Указ Президиума Верх. Совета СССР "О государственных Трудовых Резервах СССР". Одна из основных целей Г. т. р.- планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих и организованное их распределение. В 1940 были созданы три типа уч. заведений: 1) ремесленные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, квалифицированных рабочих для мор. транспорта, предприятий связи и др.; 2) ж.-д. училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и др. рабочих сложных профессий ж.-д. транспорта; 3) школы фаб.-зав. обучения (ФЗО) с 6-месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной, горнорудной, ме-таллургич., нефт. пром-сти и строит. дела. Гос-во взяло на себя полное материальное обеспечение всех учащихся. Уже в мае 1941 уч. заведения Г. т. р. выпустили 250 тыс. молодых рабочих для пром-сти, стр-ва, ж.-д. транспорта.
В годы Великой Отечеств. войны 1941 - 1945, когда с предприятий на фронт уходили кадровые рабочие, особенно возросло значение Г. т. р. За этот период уч. заведения проф.-технич. образования подготовили 2480 тыс. молодых квалифицированных рабочих. На ряде предприятий, особенно в вост. р-нах страны, воспитанники трудовых резервов составляли более половины всех рабочих. Выпускники уч. заведений трудовых резервов направлялись в освобождённые р-ны для восстановления разрушенных предприятий. Так, ок. 20 тыс. учащихся были направлены на восстановление угольных шахт и электростанций Донбасса. В авг. 1945 Совет Народных Комиссаров принял постановление "О мерах по улучшению учебно-воспитат. работы в ремесленных, ж.-д. училищах и школах ФЗО". В 1946 горнопром. школы были переведены с 6-месячного на 10-месячный срок обучения. В 1949 ремесленные училища и школы ФЗО, подготавливающие квалифицированных рабочих для угольной и горнорудной пром-сти, были преобразованы в горнопром. уч-ща и школы с теми же сроками обучения. По решению Сент. (1953) пленума ЦК КПСС в системе Г. т. р. были организованы училища механизации с. х-ва, к-рые в сроки от 6 мес. до 2 лет подготавливали квалифицированные кадры сел. механизаторов.
В связи с постепенным переходом в СССР к всеобщему ср. образованию, в системе Г. т. р. с 1954 начали создаваться уч. заведения нового типа - технич. училища для молодёжи, окончившей средние общеобразоват. школы. В технич. училищах в срок от 1 до 2 лет подготавливались квалифицированные рабочие по профессиям, требующим повыш. общеобразоват. уровня, и младший технич. персонал. Училища и школы Г. т. р. готовили рабочих примерно 700 профессий. Их подготовка складывалась из производств. и теоретич. обучения, физич. воспитания и внеклассной работы. На производств. обучение отводилось в зависимости от типа уч. заведения и характера профессии от 50 до 85% уч. времени. В теоретич. обучение входили ряд специальных, общетехнич. и общеобразоват. предметов и курс политич. знаний. Внеклассная работа включала все виды технич. творчества, музыкальную и лит.-драматич. самодеятельность, работу по изобразит. иск-ву, занятия в различных науч. кружках и др. По окончании обучения и сдачи экзаменов рабочим предоставлялась работа в соответствии с полученной профессией. Училища и школы Г, т. р. прикреплялись к предприятиям, для к-рых подготавливались рабочие кадры. В 1957 на базе школ ФЗО, готовивших рабочих строит. специальностей, были созданы двухгодичные строит. уч-ща.
Начиная с 1959 все школы фаб.-зав. обучения, ремесленные ж.-д., горнопром., строит. уч-ща и уч-ща механизации с. х-ва, профтехшколы, школы фаб.-зав. ученичества и др. проф. уч. заведения, входившие ранее в систему Г. т. р., так же, как и осн. масса ведомственных стационарных уч. заведений, подготовляющих рабочие кадры, были преобразованы в проф.-технич. уч-ща со сроком обучения от 1 до 3 лет и в сел. проф.-технич. уч-ща со сроком обучения 1-2 года. В том же году уч. заведения Г. т. р. были переданы в ведение союзных республик, а Гл. управление трудовых резервов при Сов. Мин. СССР (в ведении к-рого ранее находились эти уч. заведения) преобразовано в Гос. к-т Сов. Мин. СССР по проф.-технич. образованию
(см. Профессионально-техническое образование в СССР). В. Б. Белкин.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ. совокупность экономич. отношений, система образования и распределения ден. фондов, необходимых гос-ву для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые термин "Г. ф." стал применяться во Франции в 16 в. Сущность Г. ф. определяется господствующим способом произ-ва и классовой природой гос-ва. В рабовладельч., феод. и капиталистич. обществах Г. ф. служат орудием дополнит. эксплуатации трудящихся, т. к. осн. тяжесть налогов и сборов падает на них, а добытые т. о. ден. средства идут на содержание аппарата классового угнетения, на поддержку и обогащение господствующих классов.
В докапиталистич. формациях гос. доходы и расходы имели гл. обр. натуральную форму. Труд рабов и производимые ими продукты служили средством покрытия большей части потребностей рабовладельч. гос-ва. Важным источником пополнения армии рабов и казны являлись воен. грабежи и дань с покорённых народов. При феодализме решающим источником гос. ресурсов стали труд крепостных крестьян и производимые ими продукты. С созданием централизованных гос-в и ростом их расходов появилась система регулярных общегос. налогов и пошлин, казна гос-ва стала отделяться от личных средств главы гос-ва, а сами средства всё более принимать ден. форму. Принудит. сборы и займы уступили место гос. займам и централизованным выпускам денег в обращение (см. Займы государственные). В итоге сложилась (в совр. её понимании) сложная система Г. ф.
При капитализме в его домонополистич. период назначение Г. ф. сводилось гл. обр. к обеспечению материальных условий существования и функционирования гос-ва. Расходы гос-ва шли на содержание его органов, армии и флота, ведение войн, колониальные экспедиции и выплаты по гос. долгу, на обществ. работы, финансирование ж.-д. стр-ва. Покрывались они путём изъятия части доходов у населения через налоги, гос. займы и бумажно-ден. эмиссию. В период империализма и особенно общего кризиса капитализма роль Г. ф. в перераспределении ден. средств резко возросла (см. Бюджет государственный, Государственный кредит).
Обострение противоречий империализма, развитие гос. монополистич. капитализма вызвали колоссальное увеличение гос. расходов, налогового обложения и гос. долга. Гос-во активно вмешивается в процесс капиталистич. воспроиз-ва. Г. ф. широко используются для стимулирования и регулирования капиталистич. экономики. В связи с этим роль их в распределении и перераспределении нац. дохода повышается. В США и Великобритании доля нац. дохода, перераспределяемая через гос. бюджет, возросла в 60-х гг. до 40% . Гл. причиной роста в империалистич. странах гос. расходов, налогов и гос. долга является милитаризация экономики, гонка вооружений. Через систему Г. ф. происходит перераспределение доходов и накоплений в пользу монополий и, прежде всего, магнатов военно-пром. концернов, обогащающихся на воен. поставках, прямых бюджетны |