| нск, Игарка, Усть-Порт (см. также Енисейского бассейна речные порты). До Игарки поднимаются морские суда. С созданием Красноярской ГЭС водный путь разделён на две изолированные части; в 1970 начато строительство судоподъёмника. В Тувинской АССР на Е. местное судоходство (гл. пристань Кызыл). По Е. осуществляется сплав леса в плотах. Огромны энергоресурсы Е. Закончено строительство (1971) Красноярской ГЭС; строится (1972) Саянская ГЭС (см. Енисейский каскад). Из рыб водятся: омуль, сельдь, нельма, муксун, стерлядь, осётр, белуга. По Е.- от Красноярска до Дудинки и до Диксона - летом организованы регулярные туристские рейсы на комфортабельных теплоходах.
Лит.: Давыдов Л. К., Гидрография СССР, ч. 2, Л., 1955: Соколов А. А., Гидрография СССР, Л., 1964; Бахтин Н. П., Река Енисей, Л., 1961; По Енисею. Путеводитель, сост. А, Н. Колесов, [Красноярск], 1971; Доманицкий А.П., Дубровина Р. Г., Исаева А. И., Реки н озера Советского Союза, Л., 1971. О. В. Макринова, К. Г. Тихоцкий.
ЕНИСЕЙСК, город в Красноярском крае РСФСР. Пристань на лев. берегу Енисея, ниже впадения в него Ангары, в 40 км к С.-З. от ж.-д. ст. Маклаково. Связан автомоб. сообщением с Красноярском (347 км). 20 тыс. жит. (1970). Осн. в 1619 как Енисейский острог. В 1676- обл. город Иркутского края и Забайкалья; в 1719 гл. город Енисейской провинции; в 1804 уездный город Томской губ., а с 1822- Енисейской губ. В 17-18 вв. Е., как торг. и адм. центр бассейна Енисея, сыграл важную роль в освоении русскими Вост. Сибири. Город входит в Енисейско-Маклаковский лесопром. комплекс - растущий крупный район механич. и химич. переработки древесины. Лесоперерабат. и пищ. пром-сть, сплавная контора, механич. завод. Пед. ин-т, пед. уч-ще. Народный театр, краеведч. музей.
ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБА, залив Карского м., в к-рый впадает р. Енисей. См. Енисейский залив.
ЕНИСЕЙСКАЯ ССЫЛКА, место политич. ссылки в дореволюц. России; находилась в Сибири в б. Енисейской губ. Возникла в 17 в. Туда ссылались участники восстаний С. Разина, Е. Пугачёва и др. В 19 в. в Е. с. были отправлены декабристы (бр. Беляевы, М. А. Фонвизин, А. И. Якубовичи др.), М. В. Петрашевский, к-рый умер в Е. с., польск. повстанцы 1830 и 1863, затем в 60-70-е гг. революц. народники (Д. А. Клеменц, А. В. Тырков, Н. С. Тютчев и др.). В нач. 90-х гг. в Е. с. были сосланы первые с.-д. С 1897 по 1900 в с. Шушенское Минусинского у. находился В. И. Ленин. Одновременно ссылку отбывали А. А. Ванеев, Н. К. Крупская, Г. М. Кржижановский, В. К. Курпатовскнй, П. Н. Лепешинский, О. Б. Лепешинская, В. В. Старков и др. В Е. с. Ленин закончил книгу "Развитие капитализма в России". В авг. 1899 на совещании 17 ссыльных с.-д. в с. Ермаковском был обсуждён и принят написанный Лениным "Протест российских социал-демократов" против "Credo" русских экономистов. После поражения Революции 1905-07 начался период массовой ссылки в Енисейскую губ. большевиков и революц. рабочих. С 1913 в Е. с. (в Туруханском крае) находились Я. М. Свердлов, И. В. Сталин, с 1915- Г. И. Петровский, А. Е. Бадаев, М. К. Мурапов, Ф. Н. Самойлов, Н. Р. Шагов. В Туруханском крае погибли И. Ф. Дубровинский и С. С. Спандарян. Накануне 1917 в Е. с. находились А. Джапаридзе, К. И. Николаева, А. С. Енукидзе. После Февр. революции 1917 Е. с. была ликвидирована.
Лит.: Енисейская ссылка. Сб., М., 1934; Ленин и Сибирь. Библиографический указатель, 2 изд., Новосиб., 1970.
ЕНИСЕЙСКИЕ ОСТЯКИ, устаревшее наименование кетов.
ЕНИСЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ, группа родственных языков, распространённых вдоль Енисея (менее удачное название- кетские языки). К Ё. я. принадлежат кетский, сымский (его знают ныне всего неск. человек; обычно его рассматривают как диалект кетского наряду с имбацким) и вымершие языки - коттский (к В. от Енисея и к С. от р. Кап; веер. 19 в. несколько человек еще знали этот язык), ассанский (южнее коттского), аринский (к С. от Красноярска), пумпокольский (и верховьях р. Кеть). Последние 3 языка вымерли в 18 в. Влияние Е. я. обнаруживается в тюркских (хакасском, тувинском и др.) и нек-рых вымерших самодийских (камасинском и др. языках этого р-на). О более древнем ареале распространения Е. я. можно судить по гидронимич. данным (названия реки - кетское "сес", коттское "шет", "чет", аринское "сет", пумпокольское "тет", ассанское "ул").
Эти элементы входят в названия рек от Курейки до истоков Енисея и Алтая и от Иртыша до Бирюсы. Кетский и сымский языки известны по целому ряду текстов (мифологич., фольклорных, бытовых), остальные языки - по небольшим словарикам, собранным в 18 в. П. Страленбергом, Г. Миллером, И. Фишером и др.; данные о коттском приведены М. Кастреном. На основании этих материалов можно составить некоторое представление о сравнит.-историч. фонетике Е. я. и ряде морфологич. элементов. Сделаны первые попытки реконструкции нек-рых особенностей языка-основы Е. я. Среди важных фонетич. черт Е. я.- наличие гортанной смычки, увулярных и имплозивных согласных, ограниченное развитие оппозиции звонкость - глухость, появление оппозиции твёрдость - мягкость в сев. части ареала Е. я., наличие тонов, простота дистрибуции согласных. Падежная парадигма довольно регулярна и типологически близка к самодийской; есть посессивное склонение, реликты именных классов. Глагол отличается исключит. сложностью. Субъект-но-объектные отношения, как и ряд др. категорий, выражаются аффиксами, к-рые могут находиться в начале, середине и конце слова; внутр. флексия сочетается с агглютинацией; отмечены явления, близкие к эргативности; особую роль играют формы 3-го лица. Для Е. я. характерно наличие тенденций к полисинтетизму и инкорпорации. Лексика Е. я. богата заимствованиями из самодийских, тюркских и рус. языков. Наиболее надёжно установлены связи Е. я. с тибето-бирм. языками; ряд важных черт объединяет Е. я. с бурушаски, а также с кавказскими, баскским и индейскими языками. Пионером в исследовании Е. я. был М. Кастрен; большой вклад внесли Г. Рамстедт, К. Доннер, Э. Леви, Н. К. Картер, К. Боуда, О. Тайёр. Фундамент. исследования А. П. Дульзона и Е. А. Крейновича заново осветили основные проблемы Е. я.
Лит.: Дульзон А. П., Кетский язык, Томск, 1968: Крейнович Е. А., Кетский язык, в сб.: Языки народов СССР, т. 5, Л., 1968: его же, Глагол кетского языка, Л., 1968; Кетский сборник, М.. 1У68 - 1969: Сastгеn M. A., Versuch einer jenisei-ostjakischen und kottisеhen Sprachlehre. Sankt-Petcrsburg, 1858; Dоnnеr К., Ketica, [t. 1-2], Hcls., 1935 - 58.
В. Н. Топоров.
ЕНИСЕЙСКИЙ ЗАЛИВ, залив Карского м., между Гыданским п-вом и берегом материка Азии. Дл. до мыса Сопочная Карга ок. 225 км. Шир. у входа ок.. 150 км. Глуб. 6-20 м. В Е. з. впадает р. Енисей. Е. з. зимой покрывается неподвижным льдом (припаем), в сев. части - плавучими льдами. Освобождается ото льда па 3 летних месяца. Приливы полусуточные (выс. до 0,4 м). Рыболовство (нельма, омуль и др.), охота на мор. животных (тюлень, белуха). По Е. з. проходят мор. пути к портам ниж. Енисея - Дудинке и Игарке. На вост. берегу у входа в Е. з. порт Диксон, близ к-рого на одноимённом острове находится гадрометеорологич. обсерватория.
ЕНИСЕЙСКИЙ КАСКАД, один из крупнейших в СССР каскадов ГЭС. На Енисее намечено сооружение крупных ГЭС общей мощностью более 30 Гвm (млн. квт). При выходе Енисея из пределов Зап. Саяна строится (1972) Саянская ГЭС (мощность 6,4 Гвт) - крупнейшая ГЭС каскада. Проектируются Майнская и Очурская ГЭС общей мощностью 0,72 Гвт. В месте пересечения Енисеем отрогов Восточного Саяна построена Красноярская ГЭС (её мощность а 1971 достигла 6 Гвт). Ниже Красноярской ГЭС на Енисее до его устья намечено сооружение трёх крупных ГЭС: Среднеенисейской (выше устья р. Ангары) мощностью более 6 Гвт; Осиновской (выше впадения в Енисей р. Подкаменная Тунгуска) и Игарской - каждая мощностью примерно по 5 Гвт. Кроме того, возможно создание ещё нескольких ГЭС выше Саян-скоп ГЭС. ГЭС на р. Енисей войдут в Объединённую энергосистему Центр. Сибири н явятся базой для дальнейшего развития энергоёмких пром. комплексов и улучшения судоходства. В.IO. Стеклов.
ЕНИСЕЙСКИЙ КРЯЖ, приподнятый юго-западный край Среднесибирского плоскогорья, в Красноярском крае РСФСР. Протягивается от р. Кан на С.-З. по правобережью Енисея. Дл. ок. 700 км. Выс. в центр. части 800-900 м: наибольшая 1104 м (г. Енашимский Полкан). Сложен гнейсами, кристаллич. сланцами и известняками, прорванными интрузиями гранитов, с к-рыми связаны разрабатываемые месторождения золота. Е. к. имеет округлые вершины и гребни и расчленён сетью широких заболоченных долин. Несколько выше устья Подкаменной Тунгуски Е. к. пересекается долиной Енисея, где последний образует Осиновский порог. На склонах темнохвойная тайга, наиболее высокие вершины безлесны, заняты зарослями низкорослых кустарников (ерник) или каменистыми россыпями. Месторождения жел. руд, бокситов, магнезита, талька и др.
ЕНИСЕЙСКОГО БАССЕЙНА РЕЧНЫЕ ПОРТЫ, основные воднотранспортные узлы, через к-рые организуются перевозки грузов и пассажиров по р. Енисей и притокам, связывающие пром. и с.-х. р-ны Красноярского края и Иркутской обл. с приречными пунктами бассейна.Для р-нов бассейна р. Енисей речной транспорт является основным видом транспорта.
По Енисею (участок Красноярская ГЭС - устье) перевозятся: вниз по течению пром. п прод. товары, машины, оборудование, запасные части, металлы, метилы, цемент, лес и лесоматериалы (в т. ч. на экспорт), соль, нефтепродукты, вверх - уголь, цветные металлы, лес. строит. материалы, металлолом. Выше створа Красноярской ГЭС из приречных с.-х. р-нов в Абакан перевозятся зерно, лес, пром. п прод. товары. Красноярское водохранилище значительно улучшило здесь условия судоходства. В 1970 начато сооружение Красноярского судоподъёмника, к-рый обеспечит прямое судоходство от устья до Минусинска и выше. В верхнем течении Енисея, в Тувинской АССР, имеется местное судоходство (гл. пристань Кызыл).
По Ангаре (участок Усть-Илим - устье) перевозятся: вниз - лес для Маклаковских и Красноярского лесокомбинатов, вверх - нефтепродукты, пром. и прод. товары, строит. грузы. На участке створ Братской ГЭС - створ Иркутской ГЭС перевозятся уголь, лес, минерально-строит. грузы, пром. и прод. товары, нефтепродукты.
В бассейне имеется (1971) 67 портов, пристаней, остановочных пунктов Мин-ва речного флота РСФСР (МРФ) п св. 100 причалов пром. предприятий. В портах и пристанях бассейна в 1970 было выполнено 6,7% объёма погрузочно-разгрузочных работ, осуществлённых на причалах МРФ; из них комплексно механизировано 97,8%. На погрузочно-разгрузочных работах в портах н пристанях бассейна, принадлежащих МРФ, используется 6,3% парка перегрузочных машин МРФ. Продолжительность эксплуатационного периода в портах бассейна неодинакова - от ПО до 185 суток.
Осп. порты (от верховья Енисея к устью): Абакан (с 1963), Красноярск (с 1939), Игарка (с 1938), Дудинка (с 1949), Иркутск (с 1958), Свирск (с 1966), Братск (с 1966).
Абаканский речной порт - на лев. берегу р. Енисей, в черте г. Абакан, у пересечения реки с ж.-д. линией Новокузнецк - Абакан - Тайшет, в 2842 км от устья р. Енисей. Принимает: лес, с.-х. продукты, минерально-строит. материалы; отправляет: уголь, пром. н прод. товары. Подъездной ж.-д. путь к ст. Абакан Вост.-Сиб. ж. д. С вводом в эксплуатацию Красноярского судоподъёмника значение перевалочного порта Абакан возрастёт.
Красноярский речной порт - в черте г. Красноярска, в 2419 км от устья р. Енисей. Крупнейший перевалочный порт бассейна и Востока страны, обеспечивающий снабжение р-нов и предприятий ср. и ниж. течения р. Енисей и притоков (pp. Хантанка, Ниж. Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара и др.). Район деятельности порта распространяется от г. Дивногорска вниз по Енисею на 320 км, по р. Кан - на 110 км и по р. Агул - на 40 км. Принимает: цветные металлы, руду, лес, минерально-строит. грузы, уголь, контейнеры; отправляет: пром. и прод. товары, машины, оборудование, запасные части, металлы, цемент, клинкер, соль. До 80% отправляемых грузов идет Норильскому горно-металлургич. комбинату. Объём погрузки-выгрузки грузов составлял в 1970 21,6% от общей в бассейне. В состав порта входят грузовые р-ны (в черте Красноярска) Злобино, Енисей (на прав. берегу), Городской (на лев. берегу), Песчанка и пассажирский р-н с вокзалом .
Грузовой р-н Злобино (близ ст. Злобило)-осн. по перевалке грузов с ж. д. на реку и обратно. В составе отправляемых грузов р-на 60% для Норильского горно-мсталлургнч. комбината. Порт реконструируется (1972). В грузовом р-не Енисей (близ ст. Енисей) перегружаются: уголь, графитная руда, цемент, гравий, а также контейнеры. Гор. грузовой участок отправляет пром. и прод. товары, изготовленные в Красноярске. С ж.-д. сетью не связан. В перспективе здесь грузовые операции прекратятся и участок переоборудуется в пассажирский.
На причалах пром. предприятий производится погрузка нефтепродуктов, оборудования, машин, минерально-строит. грузов, муки и выгрузка леса, зерна, строит. грузов. Пассажирский р-ы примыкает к гор. грузовому участку.
Причалы Игарского лесокомбината (в Игарской протоке)-в 683 км от устья р. Енисей. Отгрузка в морские суда на экспорт пиломатериалов Игарского комбината. На рейде производится перевалка экспортной продукции лесозаводов Енисейско-Маклаковского пром. узла из речных судов в морские.
Порт Дудинка (Мин-ва цветной металлургии СССР) - в устье Дудинки, в 422 км от устья р. Енисей. Приём грузов для Норильского горно-металлургич. комбината и отправление цветных металлов, угля, руды, металлолома. Имеются отдельные причалы для приёма речных и морских судов и причалы, обеспечивающие работу порта в период паводка, внутрипортовые ж.-д. станции "Речные причалы" и "Морские причалы". Порт соединён жел. дорогой с Норильском. Порт реконструируется (1972).
Иркутский речной порт - в 1782 км от устья р. Ангары, в центре г. Иркутска. Осн. пункт по отправлению грузов для приречных р-нов Иркутской обл. Район деятельности - от створа Иркутской ГЭС вниз на 120 км. Отправляет: хлебные, химич., строит. грузы, пром. и прод. товары; принимает: зерно, кам. уголь, лес, минерально-строит. грузы.
Объём погрузки-выгрузки составляет 57% от общей в бассейне (в т. ч. 93% - строит. материалы).
В 1970 в порту закончено стр-во нового грузового р-на. Новый р-н не связан с жел. дорогой.
Свирский речной порт - на лев. берегу р. Ангары, в 1637 км от устья, в черте г. Свирска. Перевалочный пункт каменного угля Черемховского бассейна с жел. дороги на воду, леса и минерально-етроит. грузов в обратном направлении. Подъездной ж.-д. путь со ст. Макарьево.
Братский речной порт - на юж. берегу бухты Дондир Братского водохранилища, в черте г. Братск. Перевалка угля, леса, контейнеров, минеральноcтроит. грузов. Заканчивается (1971) строительство подъездного ж.-д. пути к ст. Братск. В. Ф. Березин.
ЕНОЗЕРО, озеро на Кольском п-ове. Площадь Е. 94,4 км2, вместе с многочисл. островами ок. 100 км2. Расположено на выс. 224 м. Берега скалисты, сильно изрезаны. Состоит из двух частей, соединённых проливом шириной до 350 м. Из Е. вытекает р. Варзина, впадающая в Баренцево м.
906.htm
ЕТИМ ЭМИН (псевд.; наст. имя Магомед-Эмин, сын Севзихана) (1838, аул Цилинг, ныне Курахского р-на Даг. АССР,-1884, аул Ялджух, ныне Ахтынского р-на Даг. АССР), лезгинский поэт. Род. в семье кадия (судьи). Получив образование в медресе, заменил отца в суде, но вскоре вынужден был оставить эту должность. Первым среди лезгин Е. Э. писал стихи на родном яз., применяя араб. алфавит. Он осуждал социальную несправедливость, выражал сочувствие обездоленным ("Крик о помощи" и др.). Поэт протестовал против нац. гнёта ("Восстание 1877 г."), мечтал о справедливом обществ. строе ("Друзьям", "Миру"). Популярны его лирич. стихи. Е. Э. утвердил в лезгинской поэзии новые формы, в т. ч. восьмисложную силлабическую строку и рефренную рифму. Стихи Ё. Э. впервые опубликованы в советское время.
Соч.: Хкягъай шиирар, Магьачккъла, 1948; Шиирар, Махачкала, 1960; в рус. пер.-Стихотворения, М., 1959.
Лит.: Агъаев А., Етим Эмин, Махачкала, 1958.
Е ТИН (1896-8.4.1946), китайский воен. деятель. Род. в пров. Гуандун в крест. семье. Окончил воен. школу в г. Баодин. В 1922 служил офицером в полку личной охраны Сунь Яга-сена. В 1924 учился в Москве и тогда же вступил в компартию Китая. Вернулся в Китай в 1925. Во время Северного похода 1926-27 командовал Отд. полком 4-го корпуса Нац.-революц. армии, затем 24-й дивизией. Один из руководителей Нанъчанского восстания 1927. Во время Гуанчжоуского восстания 1927 - главком революционных вооружённых сил. В период антияпонской войны с 1937 командовал Новой 4-й армией. В январе 1941 был вероломно захвачен гоминьдановцами и по приказу Чан Кай-ши заключён в тюрьму, где находился до 4 марта 1946. Погиб в авиационной катастрофе.
ЕФАНОВ Василий Прокофьевич [р. 10(23). 11.1900, Самара, ныне Куйбышев], советский живописец, нар. художник СССР (1965), действит. чл. АХ СССР (1947). Чл. КПСС с 1954. Учился (1921-26) в студии Д. Н. Кардовского в Москве. Преподаватель Моск. художеств. ин-та им. В. И. Сурикова (1948- 1957, проф. с 1949), Моск. педагогич. ин-та им. В. И. Ленина (с 1960). С сер. 1930-х гг. выступает гл. обр. с портретами (в т. ч. парадными) и тематич. композициями, тяготеющими к жанру группового портрета и выполненными в ярких, мажорных тонах ["Незабываемая встреча" (1936-37; Гос. пр. СССР, 1941), портрет Г. К. Орджоникидзе (1937), "У постели больного А. М. Горького" (1940-44; Гос. пр. СССР, 1946), портрет Т. К. Рожковой, "Передовые люди Москвы в Кремле" (с соавторами; оба - 1949, Гос. пр. СССР, 1950)- все в Третьяковской гал.; "Заседание Президиума Академии наук СССР" (с соавторами; 1951: Гос. пр. СССР, 1952; Рус. музей, Ленинград); портреты А. М. Каневского (1967), Я. М. Свердлова (1969)]. Работал в периодич. печати и в обл. агнтац. иск-ва. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Лит.: Сокольников М., В. П. Ефанов. М.. 1953: Выставка произведений В. П. Ефанова. Каталог, [М., 1971].
ЕФИМЕНКО (урожд. Ставровская) Александра Яковлевна [18(30). 4.184 |