| нтизма, так и от бунтарства байроновского типа. Дат. романтизм сочетает интерес к нац. старине и дофеод. прошлому с критич. отношением к феод. средневековью. Выдающийся представитель романтизма А. Эленшлегер (1779-1850) прославлял дофеод. и дохрист. культуру сканд. народов (поэма "Золотые рога", 1801), изобразил наступление феодализма и католицизма на древний Север (трагедия "Пальнатоке", 1807), утверждал победу оптимистич. начала в человеке (пьеса "Алладин, или Волшебная лампа", 1805). Романтик Н. Ф. С. Грундтвиг (1783-1872) в своём творчестве сочетал любовь к сканд. старине со стремлением обновить христианство. При обращении к совр. жизни на передний план у романтиков выступают описания природы и крестьянской жизни (С. С. Бликер, 1782-1848), подчёркнутая эмоциональность (К. Винтер, 1796-1876). В 30-е гг. 19 в. возникло эстетское направление, связанное с творчеством Й. Л. Хейберга (1791 -1860) и др., в то же время усиливаются реалистич. черты (К. В. Бредаль, 1784-1860). В 20-30-е гг. достигает расцвета водевиль, постепенно приобретая более реалистич. характер (Хейберг, X. Херц, 1797-1870). В драме усиливаются элементы психологич. реализма. С сер. 30-х гг. X. К. Андерсен (1805-75) выступил со своими сказками и историями, завоевавшими мировое признание; пользовались известностью также его романы "Импровизатор" (1835), "Только скрипач" (1837) и др. Т. К. Гюллембург (1773-1856) и др. стремились изображать "повседневную жизнь".
Нарастание социальных конфликтов в 40-е гг. способствовало развитию радикальной прессы, политич. лирики и сатиры: М. А. Гольдшмидт (1819-87), издававший лит. журн. "Корсарен" ("Сог-saren", 1840-55); К. П. Плоуг (1813-94). От эстетского направления отошли Хей-берг в насыщенной трагизмом драме "Душа после смерти", Ф. Палудан-Мюллер (1809-76) в полной горечи поэме "Adam Homo" (1841-48). С. Кьеркегор (1813- 1855)в своих повествоват. произв. ("Или- или", 1843, и др.) и эссе дал психологически тонкую характеристику душевной жизни человека бурж. общества в её противоречивости, доказывая, что в основе человеч. существования лежит тра-гич. начало. Он оказал большое влияние на развитие сканд. лит-ры (Г. Брандес, Г. Ибсен, П. Лагерквист и др.), стал предшественником совр. лит-ры экзистенциализма .
В 70-е гг. усиливается влияние зарубежной реалистич. лит-ры, особенно русской ("тургеневский период" в дат. лит-ре). Происходит размежевание с романтизмом. Ведущим в перестройке лит-ры был критик Г. Брандес (1842-1927), возглавивший радикальное "движение прорыва", сторонник правдивого отображения действительности. Выдающийся писатель-реалист Е. П. Якобсен (1847-85) в романе "Нильс Люне" (1880) с психологич. точностью показал трагич. судьбу интеллигента, порывающего с религ. мировоззрением, но оставшегося одиноким в условиях дат. жизни. Новая дат. лит-ра выдвинула также писателей X. Понтоп-пидана (1857-1943), мастера больших реалистич. полотен; X. Драхмана (1846- 1908), новатора в области лирики; К. Гьеллерупа (1857-1919), выступавшего в первых произведениях с радикальных демократич. позиций; Э. Брандеса (1847-1931), создателя острых социальных драм.
К сер. 80-х гг. в творчестве Драхмана, Гьеллерупа, а также Г. Брандеса начинают преобладать индивидуалистич. и символистские тенденции. В наиболее законченном виде они выразились в романе Г. Банга (1857-1912) "Безнадёжные поколения" (1880). Идеи символизма и неоромантизма разделяли поэты Й. Йёр-генсен (1866-1956), В. X. Ф. Стукенберг (1863-1905) и др. Однако и в это время в творчестве мн. писателей, в т.ч. Банга (романы "Тине", 1889, "У дороги", 1890, и др.), значит. место занимает реализм, усиливающийся в 90-е гг. и в нач. 20 в. В 1898-1904 Понтоппидан опубликовал роман "Счастливчик Пер". И. В. Йенсен (1873-1950), автор "Хи-мерландских историй" (1898-1910), написал цикл романов о прошлом дат. народа ("Долгий путь", 1908-22), не свободный от расизма. Сатирич. драмы писал Г. Вид (1858-1914), психологич. романы и новеллы печатала Карин Мика-элис (1872-1950). Жизнькрестьянства реалистически изображали Й. М. Скьоль-борг (1861-1936), И. Окьер (1866-1930).
В. Г. Адмони.
Новым этапом в развитии лит-ры явилось творчество М. Андерсена-Нексё (1869-1954), первого пролет. писателя, заложившего основы социалистич. реализма в дат. лит-ре (роман "Пелле-завоева-тель", 1906-10; "Дитте - дитя человеческое", 1917-21). 1-я мировая война 1914-18 вызвала хаос и растерянность в духовной жизни бурж. интеллигенции. Молодые литераторы чувствовали себя "потерянным поколением". Темы одиночества, страха, опустошённости нашли в 20-х гг. воплощение прежде всего в поэтическом творчестве Э. Бённе-люкке (1893-1953), X. X. Седорфа-Педерсена (р. 1892), Ф. Нюгора (1897- 1958), П. Ланге (р. 1901), П. ла Кура (1902-56), Й. А. Шаде (р. 1903), стихах и прозе экспрессиониста Т. Кристенсена (р. 1893, "Арабески жизни", 1921). Однако и в 20-е гг. с требованием активного вмешательства в жизнь выступили в стихах В. Хейнесен (р. 1900) и О. Гельстед (1888-1968), крупнейший дат. поэт 20 в. В кон. 20-30-х гг. наблюдался подъём реалистич. социально-кри-тич. прозы, начало к-рому положил роман X. Р. Кирка (1898-1962) "Рыбаки" (1928). Жизнь трудящихся нашла правдивое изображение в романах "Король нищих" (1929) Э. Кристенсена (1893- 1961), "Хлеб насущный" (1932) К. Бек-кера (р. 1891), "Нужно же жить" (1934) X. Хердаля (р. 1900), "Пусть будет понедельник" (1934) Л. Фишера (1904-56), "В трамвае сидит человек" (1937) М. Клитгора (1906-45), и др. В 30-е гг. опубл. первые антибурж. романы дат. писатель-сатирик X. Шерфиг (р. 1905). Значит. успехи драматургии связаны с произв. К. Мунка (1898-1944), К. Абелля (1901 - 1961) и К. Э. Сои (р. 1896). Писатели внесли существ. вклад в борьбу против фашизма в 30-е гг. (публицистика М. Андерсена-Нексё, пьеса К. Абелля "Анна Софи Хедвиг", 1939) и особенно в годы нем.-фаш. оккупации Д. (1940-45), когда большинство деятелей лит-ры связало свою жизнь с Движением Сопротивления. Писатели-коммунисты (Андерсен-Нексё, Шерфиг, Кирк, Мартин Нильсен и др.) были брошены в тюрьмы и концла-гери; Мунк, призывавший к борьбе против оккупантов, убит нацистами; в рядах борцов Сопротивления погиб поэт Мор-тен Нильсен (1922-44). Яркий пример единства дат. литераторов в борьбе против фашизма - издание коллективного нелегального антифаш. сб. "Горит огонь" (1944). В послевоен. годы реалистич. социально-критич. направление получило дальнейшее развитие в произв. Андерсена-Нексё ("Мортен Красный", 1945-48; "Потерянное поколение", 1948), Кирка ("Деньги дьявола", 1951; "Клитгор и сыновья", 1952), Шерфига ("Скорпион", 1953; "Фрюденхольм", 1962), в романах Беккера, X. Вульфа (р. 1908), в поэзии Гельстеда. Тонким психологич. реализмом отличаются произв. О. Донса (р. 1903), К. Сённербю (1909- 1966), Т. Дитлевсен (р. 1918), X. Л. Йепсена (р. 1920), Т. Скоу-Хансена (р. 1925). Противоречиво творчество X. К. Бран-нера (1903-66) и М. А. Хансена (1909-55), нередко обращавшихся к исследованию болезненной психики человека. Для поэзии послевоенных лет характерны формалистические черты, отход от реализма: творчество О. Сар-вига (р. 1921), В. Сёренсена (р. 1929), О. Вивеля (р. 1921) и др. Драматургия 50-60-х гг. характеризуется поисками новых форм, в содержании ясно прослеживается острая критика бурж. общества "всеобщего благоденствия". Эта тенденция нашла выражение в пьесах Э. Брун-Ольсена (р. 1923) "Любовь подростков" (1962) и "Буржуазный бал" (1966), а также в политич. ревю Э. Кнудсена (р. 1922), К. Рифбьерга (р. 1931) и Й. Йенсена (р. 1931).
Лит.: Брандес Г., Скандинавская литература, Собр. соч., т. 3-4, 2 изд., СПБ, [б.г.];Горн Ф. В., История скандинавской литературы от древнейших времён до наших дней, М., 1894; Кристенсен С. М., Датская литература 1918 - 1952, М., 1963; Неустроев В. П., Датская литература, в кн.: История зарубежной литературы конца XIX- начала XX в., [М.], 1968; его же, Датская литература, в кн.: История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1, [М.], 1969; Gе1sted О., Dan-mark - Rusland i litteraturen, Kbh., 1937; Frederiksen E., Ung dansk litteratur 1930-1950, [2 udg.], Kph., 1951; Mitche11P. M., A history of Danish literature, Cph., 1957; Вilleskоv-Jansen F. J., Danmarks digtekunst, bd 1 - 3, Kbh., 1958; Kristensen S. M., Dansk litteratur 1918-1952, 7udg.,Kbh., 1965; Brix H., Danmarks digtere, 2 opl., Kbh., 1965; Dansk litteratur historie, bd 1 - 4, Kbh., 1964-66; Kristensen Т., Fra Holger Drach-mann til Benny Andersen, [Kbh., 1967]; Rubow P. V., Saga og pastiche, [2 opl.], [Kbh., 1968].
H. И. Крылова, И. П. Куприянова.
XIV. Архитектура и изобразительное искусство
Памятники художеств. культуры на терр. Д. прослеживаются с 8-го тыс. до н. э. (статуэтки из янтаря, кромлехи и дольмены эпохи неолита и бронзы; наскальные изображения сцен войны и охоты, обнаруженные на о. Борнхольм, оружие и украшения эпохи бронзы; серебряные сосуды и золотые монеты жел. века). От "эпохи викингов" сохранились остатки крепостей Треллеборг на о. Зеландия, Аггерсборг близ Лим-фьор-да (часть кольцевых укреплений, основания каркасных деревянных домов в форме ладьи), а также кам. стелы с рунич. надписями в узоре из петель, плетёнок и фигур фантастич. животных.
Со времени создания единого дат. королевства (10 в.) и принятия христианства (ок. 960) начинается стр-во деревянных, а с сер. 11 в.- каменных (церковь Богоматери в Роскилле), базиликальных церквей. В романский период (12 - нач. 13 вв.) возводятся соборы с планом в виде вытянутого (латинского) креста, отличающиеся массивными, приземистыми формами (соборы в Рибе и Виборге). Своеобразны круглые церкви на о. Борнхольм, с толстыми стенами, сторожевыми ходами и брустверами. Со 2-й пол. 12 в. в стр-ве стал применяться кирпич. Среди построек этого времени выделяется церковь в Калунборге с планом в виде равноконечного (греч.) креста и с восьмиугольными башнями на его концах, а также с квадратной башней в центре. Оборонит. сооружения романского периода: центр., кирпичная часть стены Даневирке, строившейся с 9 в. и отделявшей п-ов Ютландия от Германии (сохранился лишь вал); башня Ба-струп, замки Сёборг и Вордингборг на о. Зеландия. В росписях романских церквей ("Христос во славе", церковь Себю на о. Зеландия) изображения, навеянные визант. иск-вом, нередко сочетаются с местным орнаментом. Последний занимает видное место и в скульптуре, отличающейся наивно-выразит. пластикой (алтарь из церкви в Лисбьерге).
В готич. период (нач. 13-30-е гг. 16 вв.) созданы крупнейшие соборы в Роскилле и Оденсе, а также прямоугольные в плане замки с мощными стенами и башнями (замок Спётруп в р-не Ви-борга). Появившиеся с 13 в. города окружались валами и рвами. Узкие запутанные улицы плотно застраивались 1-3-этажными зданиями. Жилые дома были гл. обр. деревянными и фахверковыми, реже кирпичными (с 14 в.). Росписи готич. храмов (в церкви Скиббю на о. Зеландия, ок. 1335) менее условны,чем романские, и нередко включают реалистич. бытовые детали. Со 2-й пол. 15 в. в Д. импортируется много художеств. произв. из Германии, Нидерландов, Франции, откуда приезжают и мастера, работающие вплоть до сер. 18 в. во всех областях иск-ва.
Для 16-1-й пол. 17 вв. характерно стр-во дворцов, обществ. и жилых зданий (биржа и дворец Росенборг в Копенгагене, замки-резиденции Кронборг и Фредериксборг на о. Зеландия), в декоре к-рых проявилось влияние ренессанса (фронтоны, фризы, белокам. резьба). Стр-во велось гл. обр. архитекторами из семьи Стенвинкель - выходцами из Нидерландов.
Во 2-й пол. 17-1-й пол. 18 вв. архитектуре Д. присущи черты барокко, проявившиеся также лишь в декоре (наличники, порталы и т. д.). Построенные гл. обр. датскими (Л. Тура, Н. Эйтвед), а также иностр. архитекторами дворцы Шарлот-тенборг, Фреденсборг (оба в Копенгагене), Эрмитаж (близ Копенгагена) и дворцовые комплексы (Амалиенборг в Копенгагене) имеют залы в стиле рококо.
Основание Академии художеств в Копенгагене (1754) способствовало развитию классицизма, к-рый господствовал в Д. во 2-й пол. 18-1-й пол. 19 вв.; в этот же период складывается и нац. художеств. школа. Крупнейшие представители классицизма: архитекторы К. Ф. Харсдорф, К. Ф. Хансен, М. Г. Бин-несбёль (в числе их построек - особняк Харсдорфа, церковь Богоматери и Музей Торвальдсена в Копенгагене), скульпторы Й. Видевельт и получивший мировую известность Б. Торвальдсен, ист. живописец Н. А. Абильгор и др. Переплетением черт барокко, рококо и классицизма отмечены портрет и пейзаж этого периода (В. Эриксен, Е. Юль). В 1-й пол. 19 в. в живописи Д. ведущее место принадлежало К. В. Эккерсбергу и его последователям: К. Кёбке, В. Бендсу, Й. Т. Лунбю, М. Рёрбю, К. А. Енсену, А. Мюллеру. Их произв., близкие бидермейеру, отмечены лирически-мягким, непосредств. восприятием действительности. Однако живопись художников следующего поколения (К. Хансен, В. Н. Марстранн) утрачивает эти качества, приобретая черты академизма.
С 1880-х гг. начинается расцвет дат. художеств. фарфора (производившегося с 1760-х гг.). Сервизы и статуэтки покрываются подглазурной росписью нежных тонов.
В архитектуре в кон. 19-1-й пол. 20 вв. утвердилась нац. романтика (новая ратуша, арх. М. Нюроп, и церковь Грундтвига, арх. П. В. Енсен-Клинт и К. Клинт,- в Копенгагене). В 20-е гг. получил развитие неоклассицизм (здание полицейского управления в Копенгагене, арх. X. Кампман и О. Рафн). С 30-х гг. распространился функционализм (здание ун-та в Орхусе, 1932-46, арх. К. О. Фискер и др.; школа Стенгор в Гладсаксе, 1952, арх. В. Т. Лауритсен; здание аэрокомпании "САС" в Копенгагене, 1959, арх. А. Якобсен). После 2-й мировой войны реконструируются города Оденсе, Копенгаген (застраивается по плану в виде руки с распростёртыми пальцами, в промежутках между к-ры-ми сохраняются зелёные клинья, арх. С. Э. Расмуссен и др.), восстанавливаются города Рённе и Нексё. В архитектуре жилых домов с 20-х гг. распространены малоэтажные блокированные дома, а также многоэтажные, образующие замкнутые кварталы с озеленёнными внутр. дворами. Начиная с 30-х гг. возводятся жилые комплексы из нескольких микрорайонов, в к-рых с 50-х гг. дома-башни (8- 12 этажей) сочетаются с домами секционного типа з 3-4 этажа. Получило развитие крупнопанельное домостроение, созданы домостроительные комбинаты.
В кон. 19 - нач. 20 вв. живопись переживает новый подъём, связанный с творчеством живописцев-реалистов (к-рые, увлёкшись проблемами пленэра, поселились в дер. Скаген, сев. Ютландия), изображавших родную природу, простых людей и их быт (П. С. Крёйер, В. Йохансен, А. Ерндорф, супруги М. П. и А. К. Анкер). С этой группой был связан скульптор и живописец Т. Э. Филипсен - зачинатель дат. импрессионизма. Его работы оказали влияние на группу пейзажистов и анималистов, поселившихся на о. Фюн (П. Хансен, Ф. Сюберг, И. Ларсен, П. Кристиансен). Особое место в эти годы принадлежит творчеству К. Сартмана, писавшего картины на темы дат. истории, проникнутые романтич. эмоциональностью. Развивалось направление, представители к-рого (Е. Ф. Виллумсен, В. Хаммерсхой, Э. А. Нильсен, бр. Й. Ф. и Н. К. Сковгор, Н. Ларсен-Стевнс) в той или иной мере тяготели к символизму. В 1910-е гг. проникают влияния фовизма, кубизма и др. новейших течений (X. Гирсинг, Э. Вейе, В. Шарф). С сер. 30-х гг. сосуществуют самые различные направления, начиная от импрессионизма и кончая абстракционизмом (Э. Альфельт, Э. Билле, Э. Якобсен) и "поп-артом". Абстракционизму, "поп-арту" и др. модернистич. направлениям противостоят тяготеющие к реализму живопись О. Руде, X. Енсе-на, графика П. Кристенсена, Э. Фре-дериксена, мастера политич. и бытовой карикатуры X. Бидструпа. В скульптуре Д. 1-й пол. 20 в., связанной с неокласси-цистич. тенденциями, работают К. Нильсен, Ж. Гоген, Й. К. Бьерг, Э. Утсон-Франк и др.
Илл. см. на вклейках, табл. XLVIII, XLIX (стр. 544-545).
Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960, с. 471 - 76, т. 4, М., 1963, с. 455-58, т. 5, М., 1964, с. 304-09, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 285-89; Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л.-М., 1966, с. 576-86, т. 5, М., 1967, с. 612 - 25, т. 7, М., 1969, с. 462 - 67; Danmarks malerkunst fra middelalder til nutid..., redig. af E. Zahle, Kbh., 1937, 4 udg., Kbh., 1956; Pou1son V., Peinture et sculpture au Danemark, Cph., 1960; FаЬеr Т., Dansk arhitektur, Kbh., [1963]; Madson H. og Mortensen N. Т., Dansk skulptur, Odense, [1965]; Dansk malerkunst 1965, Odense, [1965]; U1da11 K., Gammel dansk folkekunst, Kbh., 1967 (библ. с. 105-06); Billedkunstens. Hvem-hvadhvor. Danmark, bd 1-2, [Odense], 1969-70.
А. Е. Кроль.
XV. Музыка
Первые письм. свидетельства о музыке Д.- в историч. хронике Саксона Грамматика (ок. 1200). Нац. музыка до 12 в. ограничивалась жанрами нар. творчества (героич., эпические песни, танц. музыка). Носителями муз. культуры были бродячие музыканты - легеры. При дворах феодалов служили скальды - сканд. певцы-поэты, исполнявшие хвалебные песни и "стихи на случай" сложной поэтич. структуры. После проникновения в Д. христианства (10 в.) большое значение для музыки Д. имело введение григорианского песнопения. Первые образцы проф. музыки (культовой) появились в 12 в. В 15-16 вв. началось развитие светского придворного иск-ва (королев. капеллы - струнные, духоные, в т. ч. трубачей, вокальные). Первые проф. композиторы - М. Педерсен и X. Нильсен; их произв., носившие подражательный характер (гл. обр. в традициях венецианской школы), исполнялись придворными и церк. капеллами, в к-рых в 16-17 вв. служили также англ. лютнист и композитор Дж. Дауленд, нем. композиторы Г. Шюц и Д. Букстехуде.
До кон. 18 в. музыка была лишена нац. самобытного стиля: в 15-16 вв. в ней преобладали влияния нидерл. полифонич. школы и англ. инструменталистов; в 17 в.- итал. и франц., с сер. 18 в.- гл. обр. немецких (оперных) композиторов. В открывшемся в 1748 в Копенгагене оперном театре (с 1770 - Королевский) гастролировала гамбургская оперная труппа, затем - итальянская (до 1756). Развитию муз. жизни способствовало Музыкальное об-во (осн. 1744). Первые дат. произв., выражающие черты нац. стиля,- опера "Хольгер Данске" Ф. Кунцена (1789), сб. "Песни в народном духе" (выходили с 1782) и зингшпили И. А. П. Шульца ("Праздник урожая", 1790) и др. С 1814 началась публикация сборников нар. мелодий с текстами, к-рые служили источником для творчества композиторов-романтиков 1 |