БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

онетике и фонологии посвящены монографии Ибрахима Аниса ("Фонетика", 3 изд. 1963) и Абдар-рахмана Айюба ("Звуки речи", 1963). Значительны результаты в области лексикологии и лексикографии. В 1960 вышел 2-томный толковый "Средний словарь".

Изданы 1-й т. "Большого словаря" (1956) - капитальный свод классич. и новой лексики; "Словарь лексики Корана" (ч. 1-6, 1949-53). Издана серия тер-минологич. словарей. Академия араб. языка выпустила 8 тт. терминологич. словаря (с 1942). Известны 2-язычные англо-араб. словари Э. А. Эльяса (1913, 13 изд. 1961), политехнич. словарь Исмаила Муз-хнра "Ан-Нахда" ("Возрождение", 1962). Наряду с книгой Ибрахима Аниса "Арабские диалекты" (1946, 3 изд. 1965) имеются исследования по говорам дельты Нила, Асуана, бедуинов р-на Марыота; составлен лингвистич. атлас мухафазы Шаркия (1961). Факсимильное издание рукописи диалектного словаря егип. фп-лолога Юсуфа аль-Магриби (ум. 1611), к-рая хранится в б-ке Ленингр. ун-та, осуществлено сгип. учёным Абд ас-Салямом Аввадом (1968). Академия араб. языка совместно с Высшим советом по лит-ре н иск-ву, Нац. б-ка, Ин-т араб. рукописей, Франц. ин-т в Каире и др. ведут работу по изучению и изданию памятников ср.-век. грамматиков, публикации ценных рукописей, словарей. Растёт интерес к проблемам социолингвистики (Майсур Фахми, Ибрахим Анис, Ахмед Мухтар Умар и др.). История европейской арабистики освещается в книге "Востоковеды" Нагиба аль-Акики (1937).

Оси. центры н.-и. работы в области араб. языкознания - Академия араб. языка (1932), кафедры араб. филологии в Каирском и Александрийском ун-тах. Периодические материалы по языкознанию публикуют: журн. Академии араб. языка (с. 1934), выходит 2 раза в год, жури. Ин-та араб. рукописен, ежемесячный научный журн. "Аль-Магалля" (с 1957), университетские журналы и др. Г. Ш. Шарбатнов.

Лит.: Корнеев С. Г., Научные связи Академии наук СССР со странами Азии и Африки. М., 1969; Guide to World Science, v. 14. North and Central Africa, L., 1969; Мухаммед Абд аль-Гани Хасан, Ильм ат-тарих инд аль-араб (Наука истории у арабов). Каир, 1961; Хасан Ибрахим Хасан. Истахдам алъ-Масадир ва турук алъ-бахс фн-т-тарих аль иглами аль-ам на фи-т-тарих аль-васит аль-Мисры (Использование источников н пути исследования общей истории ислама и средневекового Египта). Каир. 1963; Мухаммед Анис, Мадраса мисрия тарихия фи-ль-ахд аль-османп (Египетская историческая школа в османскую эпоху). Каир, 1962; Гамаль ад-дин аш-Шaйяль. Ат-Тарнх ва-ль-муаррихуна фи Миср фикарн XIX (История п историки в Египте а XIX в.). Каир, 1958; Крачковский И. Ю., Избр. соч.. т. 1, М., 1955. с. 301-86; Ибрахим Мадкур, Маджма аль-луга альарабийя фи саласпна аман (Академия арабского языка за 30 лет), Каир. 1964: Абд ас Салям Xарун, Иxиa ат-турас (Возрождение наследия), "Аль-Магалля". 1966, №114. См. также лит. при ст. Арабская культура.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

На нач. 1972 издавалось ок. 400 периодич. изданий, гл. обр. на араб. яз. Вся пресса находится в ведении пр-ва н Арабского социалистич. союза. Наиболее влиятельные издания: ежедневные газеты- "Аль-Ахрам", осп. в 1875, тираж 250- 300 тыс. экз. (здесь и ниже 1972),"Аль-Ах-бар", осн. в 1952, тираж 230-250 тыс. экз., "АльТумхурия", осн. в 1953, тираж ок. 80 тыс. экз.; еженедельные журналы- "Роз аль-Юсеф", осн. в 1925, тираж ок. 40 тыс. экз., "А.ть-Мусаввар", осн. в 1924, тираж ок. 60 тыс. экз., "Ахер Саа", осн. в 1934, тираж 60-70 тыс. экз.; ежемесячные журналы - "Ат-Талиа", осн. в 1965, тираж ок. 10 тыс. экз., "Аль-Катиб", тираж 5 тыс. экз.; еженедельный бюллетень "Аль-Иштираки", осн. в 1965, тираж 20 тыс. экз. Ииформац. агентство "Мидл Ист нъюс" (МЕН, Middle East News) - офиц. агентство Е., осн. в 1956, снабжает информацией прессу, радио и телевидение.

Радиовещание в Е. началось в 1932, телевидение - в 1960. Радиовещание и телевидение находятся в ведении правительств. службы - Корпорации радиовещания и телевидения. Радиопередачи осуществляются по 10 программам. Телевидение ведёт передачи по 2 программам. Имеется 19 передающих и ретрансляционных станций (в Каире, Александрии, Исмаилии, Порт-Саиде и др.). В. В. Машин.

XIII. Литература

Становление лит-ры Е. происходит в тесной связи с лит-рами Ливана, Сирии и др. араб. стран на базе их общего культурного наследия (см. Арабская культура, раздел Литература). Эта лит-pa формируется во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в условиях зарождавшихся капиталистических отношений, сопровождавшихся усилением борьбы египетского народа против тур. господства и колон. экспансии европ. держав. Процесс обновления лит-ры п культурной жизни Е. был подготовлен реформами правителя Е. Мухаммеда Али и деятельностью ранних буржуазных просветителей - поэтов н публицистов Шихаб-ад-дина (1786-1857), редактора первой газеты "Аль-Вакаи аль-мисрия", основателя Школы перевода (1836) Рифаа ат-Тахтави (1801-73), основателя Национальной библиотеки Египта Али Мубарака (1824-93), Абдаллаха Факри (1834-90) и др.

В 1870-1917 определяющее влияние на обществ. мысль и становление новой лит-ры Е. оказали идеологи мусульм. реформации Джемаль-ад-дин аль-Афгани (1838 или 1839-97), Мухаммед Абдо (1849-1905), поборник эмансипации женщины Касим Амин (1865-1908), основатель нац. партии "Ватан" Мустафа Камиль (1874-1908) и др. Наряду с публицистикой развивалась идейно с ней связанная, но традиционная по форме поэзия: поэты и публицисты Сами аль-Баруди(1839-1904), Якуб Санну (1839- 1912), Адиб Исхак (1856-85), Ахмед Шауки (1870-1932), Вали-ад-дин Йекун (1873-1921) и др. В поисках действенного средства для пропаганды своих воззрений егип. просветители обращаются к театру. Его репертуар первое время состоял из переводов и обработок (обычно с перенесением действия в Е.) драм У. Шекспира, П. Корнеля, Мольера, В.Гюго. Вскоре создаются оригинальные историко-патриотич. драмы: "Отечество" и "Арабы" (1880) Абдаллаха Надима (1845-96), "Завоевание Андалусии" (1893) Мустафы Камиля и др. Основоположниками жанра историч. романа стали ливанские эмигранты Джирджи Зейдан (1861-1914; - "Беглый мамлюк", 1891; "Гассанидка", 1896-97, и др.) и Фарах Антун (1874- 1922; "Новый Иерусалим, или Взятие Иерусалима арабами", 1904).

В нач. 20 в. появляются просветительские повести на совр. сюжеты, стилистически близкие ещё традиц. макаме: "Рассказ Исы ибн Хишама" (1898-1900) Мухаммеда аль-Мувайлихи (1858-1930), "Ночи Сатыха" (1906) Мухаммеда Хафиза Иб-рахима (1872-1932), "Девушка из Ден-шавая" (1906) Махмуда Тахера Хакки и др. Важной вехой на пути к современной реалистической прозе являются повесть "Зейнаб" (1914) Мухаммеда Хусей-на Хайкаля (1888-1956) и особенно сб. рассказов "Что глаза видят" (1918) основоположника школы египетских новеллистов Мухаммеда Теймура (1892-1921). Тема раскрепощения женщины находит отражение в сентиментальных повестях Мустафы Лутфи аль-Манфалути (1876- 1924).

В нач. 20 в. нек-рые публицисты и писатели в своём творчестве стали пропагандировать идеи социализма: Шибли Шмайиль (1860-1917), Салама Муса (1888-1958), Мустафа Хасанейн аль-Мансури (р. 1890) и др.

С подъёмом нац.-освободит. движения в 1919-21 открывается новейший период в истории лит-ры Е. Он ознаменовался обновлением поэтич. форм, намеченным ранее в творчестве Халиля Мутрана (1871-1949), и утверждением романтизма в поэзии: лит. группы "Поэты Дивана" (Аббас Махмуд аль-Аккад, 1889-1970; Абдаррахман Шукри, 1886-1958, и др.) и особенно "Поэты Водопада" (Осман Хильми, 1894-1962, и др.) и "Аппо-лон" (Ахмед Заки Абу Шади, 1892- 1955; Ибрахим Наги, 1898-1953; Али Махмуд Таха, 1902-49, и др.)- Утверждается критич. реализм в прозе: сб-ки рассказов "Шейх Джума" и "Дядя Миталли" (оба 1925) Махмуда Теймура (р. 1894), повесть "Дни" (ч. 1, 1926-27; ч. 2, 1939) и социальный роман "Зов горлицы" (1934) Тахи Хусейна (р. 1889), социально-бытовой роман "Возвращение духа" (1927, опубл. 1933) и повесть "Записки провинциального следователя" (1937) Тауфика аль-Хакима (р. 1898), роман "Ибрахим-журналист" (1931) Ибрахима Абд аль-Кадира аль-Мазини (1890-1947). Значит. роль в развитии реалистич. прозы сыграли лит. группа Ахмеда Лутфи ас-Сайида (1872-1963) и "Современная школа" Ахмеда Хейри Сайида (1894-1962), участники к-рой познакомили араб. читателя с произв. Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, М. Горького. В драматургии наряду с исторической появляется совр. тематика: "Незваный гость" (1918) Тауфика аль-Хакима, "Пропасть" (1921) Мухаммеда Теймура, "Буря в доме" (1924) и "Жертвы" (1925) Антуна Язбека и др. В период реакции и спада нац.-освободит. движения (30-е гг.) в творчестве ряда писателей появляются пессимистич. настроения, намечается отход от принципов реализма: символические драмы "Шехерезада" (1934) и "Пигмалион" (1942) Тауфика аль-Хакима, сборник новелл "Зов неведомого" (1939) Махмуда Теймура, повесть "Сара" (1938) Аббаса Махмуда аль-Аккада, рассказы Яхьи Хакки.

После 2-й мировой войны 1939-45 в лит-ру пришли писатели - представители демократии, слоев населения, стремящиеся поставить искусство на службу интересам народа. Они обратились к темам жизни, труда и борьбы простых людей: Ибрахим Абд аль-Халим (сб. рассказов "Запах нашей жизни", 1946), Абдаррахман аш-Шаркауи (р. 1921; романы "Земля", 1954; "За главными улицами", 1958), Абдаррахман аль-Ха-миси (р. 1920; сб-ки рассказов "Окровавленные рубашки", 1953; "Эта кровь не высохнет", 1956), Ноаман Ашур (р. 1922; сб. "Рассказы дядюшки Фара-га", 1947). Юсуф Идрис (р. 1927) в сборниках рассказов "Самые дешёвые ночи" (1954), "А разве не так?" (1957) и др. мастерски показал судьбу маленького человека. Жизни египетского рабочего посвящены новеллы Мухаммеда Сидки (р. 1927). Творчество Ихсана Абд аль-Куддуса (р. 1918), Саада Макави, Амина Юсуфа Гураба (р. 1911) и др. зачастую ограничено узким миром личных переживаний.

В развитии жанра социального романа видное место занимает Нагиб Махфуз (р. 1911), в послевоен. произв. к-рого (роман "Новый Каир", 1945; "Начало и конец", 1949; трилогия "Бейна-ль-Касрейн", 1956-57, и др.) дана широкая панорама жизни егип. общества 40- 50-х гг. 20 в. Романтич. черты характерны для романов Юсуфа ас-Сибаи (р. 1917) "Земля лицемерия" (1949), "Водонос умер" (1954), "Верни мне сердце" (1955) о революции 1952 и пробуждении патриотич. настроений в королевской армии.

Провозглашение республики (1953) оказало влияние и на творчество таких литераторов старшего поколения, как Таха Хусейн, Махмуд Теймур, Тауфик аль-Хаким и др. Поэзия послевоен. периода представлена творчеством Азиза Абазы (1899-1969), Абдо Бадави, Сале-ха Гавдата, Махмуда Хасана Исмаила (р. 1910), писателей революц.-демокра-тич. направления Абдаррахмана аш-Шаркауи, Абдаррахмана аль-Хамиси, Фуада Хаддада, Салаха Джахина и др. С социальными и политич. драмами выступили Тауфик аль-Хаким ("Нежные руки", 1953; "Сделка", 1956, рус. пер. 1960), Юсуф Идрис ("Грех", 1959, рус. пер. 1962, и др.), Али Ахмед Баксир (1910-69; "Империя на аукционе", 1949; "Гвоздь Гохи", 1953), Ноаман Ашур ("Люди, которые внизу", 1954; "Люди, которые наверху", 1956), Альфред Фараг (р. 1929; "Падение фараона", 1964; "Алжирка Джамиля Бухиред", 1968), Махмуд ас-Саадани (р. 1924; "Имение Банаюти", 1962) и др.

В творчестве молодых литераторов 60-х гг. ведущее место занимают темы борьбы против "тройственной" агрессии 1956, израильской агрессии 1967, борьбы за освобождение оккупированных земель, проблемы нац. строительства: Ахмед Хашим аш-Шариф, Гамаль аль-Ги-тани, Мухаммед Хафиз Рагеб, Сулейман Файяд, Фарук Муниб и др. Характерные для их произв. поиски новых форм и некоторое влияние литературы франц. экзистенциализма особенно ощутимы в прозе Эдварда аль-Харрата (р. 1926) и новых романах Нагиба Махфуза ("Пансион Мирамар", 1966; "Под навесом", 1967). На арабский язык широко переводятся произведения советских и прогрессивных европейских писателей.

В АРЕ издаются художеств. и обществ.-политич. журн. "Аль-Хиляль" (с 1892), "Аш-Шиар" (с 1964) и др. С 1955 наряду с Лигой египетских писателей, занимающейся решением в основном технических вопросов (публикации, финансирование), существует Союз писателей, являющийся творческой организацией. Писатели АРЕ активно участвуют в работе Ассоциации писателей Азии и Африки.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1 - 3, М. - Л., 1955-56; Современная арабская литература. Сб. статей, пер. с араб., М., 1960; Борисов В. М., Современная египетская проза, М., 1961; аль-Фахури X., История арабской литературы, пер. с араб., т. 2, М-, 1961; Соловьев В., Фильштинский Ф., Юсупов Д., Арабская литература, М., 1964; Долинина А. А., Очерки истории арабской литературы нового времени. [Египет и Сирия], М., 1968; Крымский А. Е., История современной арабской литературы, XIX- нач. XX в., М., 1971; Шауки Дайф, аль-Адаб аль-арабн аль-муасыр фи Миср (Современная арабская литература в Египте), Каир, 1960; Алиар-Раи, Днрасат фи-р-ривайя аль-мисрийя (Лекции по египетскому роману), Каир, 1964. Н. К. Коцарев.

XIV. Архитектура в изобразительноеискусство

Архитектура. Древнейшие памятники культуры на терр. Е. относятся к неолиту и энеолиту; высокий уровень позд-неэнеолитической культуры в долине Нила подготовил блестящее развитие иск-ва Египта Древнего. После завоевания Е. Александром Македонским и близкого соприкосновения др.-егип. и др.-греч. культур на терр. Е. расцветает эллинистическая культура, представляющая сложный конгломерат антич. и местных черт. В 4-7 вв. н. э. в Е. развивается искусство коптов, традиции к-рого, особенно в ткачестве, сохраняются здесь вплоть до 13 в. С приходом арабов (639) и распространением ислама Е. активно участвовал в формировании арабской культуры. Первые араб. города в Е. носят характер воен. лагеря (Фустат, 640). Гл. элементами архит. ансамбля города становятся мечеть, дворец правителя, обществ. бани и помещения для гарнизона. Прямоугольная композиция гор. застройки окружается мощной гор. стеной.

Для культовой архитектуры 7-9 вв. характерен "колонный" тип мечети с обширным многостолпным залом, плоским балочным перекрытием и внутр. двором (мечеть Амра ибн аль-Аса в Фустате, 641-642, перестроена в 9 в.). Гражд. архитектуру этого времени представляет ниломер на о. Рода (кам. колодец с мраморной колонной в центре для измерения уровня воды в Ниле). Для архитектуры кон. 9 в. (Тулуниды), а также 10-12 вв. (Фатимиды) характерны смелость пространств. решений, суровое величие монумент. объёмов, ясная композиция архит. масс и подчёркивающий их формы скульптурный и резной декор. Мечеть Ибн Тулуна в Каире (876-879; илл. см. т. 2, табл. XIV) имеет 5-нефный молитв. зал, открытый во внутр. квадратный в плане двор, к-рый обстроен с 3 сторон арочными галереями. В период Фатимидов в молитв. залах "колонных мечетей" появляется Т-образный трансепт (мечети аль-Азхар, 970-972, и аль-Хаким, 990-1013,- в Каире).

Раннефатимидские мавзолеи - квадратные в плане, с аркой в центре каждого фасада и куполом на 8-гранном барабане (группа мавзолеев Сабъа Банат, т. е. "Семь дочерей", в Фустате). В конце фатимидского периода нек-рые мавзолеи имеют купольную камеру, окруж. с 3 сторон галереей, и 3 михраба; в конструкции тромпов и парусов появляются сталактиты (мавзолей Умм Кульсум в Каире, 1122). Фатимидские минареты состоят из высокого квадратного в плане постамента и круглого ствола с 8-гранным павильоном вверху (минарет в Эсне, 1081-82). Из памятников гражданской архитектуры сохранились гор. ворота Каира: Баб аль-Футух, Баб ан-Наср и Баб аз-Зувайла (11 в.). Жилые дома 10-11 вв. (находки в Фустате) разделены на парадную и жилую части, каждая из к-рых имела внутр. двор с выходящими на него глубокими айванами. При Айюбидах (12-13 вв.) и Мамлюках (13-15 вв.) культовые здания (мечети, медресе, мавзолеи и пр.) составляют сложные архит. комплексы (напр., комплекс султана Калауна в Каире, 1284-85). Строгость монумент. форм сочетается с обилием декора (резьба по стуку и дереву, ряды сталактитов, узорная кладка из цветного камня), пышным убранством интерьеров. Осн. становятся типы: 4-айванной мечети-медресе (мечеть-медресе султана Хасана в Каире, 1356-63), квадратного в плане мавзолея с куполом, покрытым резным орнаментом (мавзолеи Мамлюков, 15-нач. 16 вв., в Каире; илл. см. т. 2, табл. XIV), и высокого минарета с балкончиками и куполком.

Из гражданской архитектуры Мамлюков частично сохранились: госпитали "маристаны" (напр., в комплексе султана Калауна), водопровод Насир Мухаммеда и др.; традиц. мамлюкскую планировку (3-4-этажные помещения сгруппированы вокруг дворика с фонтаном) и декор (окна и навесные балконы закрыты дерев. резными решётками-"мушарабия") сохраняют жилые дома 17-18 вв. (Каир). В период Османской империи мечети Е. возводятся по типу турецких (центрич. крупномасштабные здания с большим полусферич. куполом и островерхими минаретами; мечети Синан-паши, 1571, и Мухаммеда Али, 1830-48, арх. Юсуф Бохна,- в Каире). В егип. стр-ве кон. 19 - 1-й пол. 20 вв. принимают участие франц., итал., англ. и бельг. архитекторы (здание Егип. музея в Каире, 1902, франц. арх. М. Дурньон). Строятся банки, гостиницы, доходные дома, виллы, правительств. здания, дворцы. Архитектура этого времени носит эклектич. характер.

После революции 1952 ведётся большая работа по реконструкции и благоустройству городов (ген. планы Каира, 1955, Александрии, 1958), возводятся рабочие посёлки (Омм-Сабер, Омар-Макрам и др.). Строятся обществ. сооружения (аэропорт в Каире, 1962, арх. С. Зайтун, М. Шафки, инж. А. Усман), многоэтажные отели ("Палестина" в Александрии, арх. Абд аль-Магид, Ш. Хосна), экстравагантные по архитектуре пансионаты ("Ан-Насер" в Александрии, нач. 60-х гг., арх. А. Лабиб Габр). К северу от Каира вырос город-спутник Насер (60-е гг., гл. арх. С. Карим) со стадионом на 100 тыс. мест, туристич. центром и пр. Для архитектуры обществ. зданий характерно сочетание башенных, вертикальных, и распластанных, горизонт., объёмов (здание телецентра в Каире, 1967, арх. Дж. Мо-мин). Современные конструкции и материалы (солнцезащитные и вентиляц. устройства, металлич. каркас, стекло, железобетон) иногда сочетаются с элементами араб. ср.-век. архитектуры (узорные решётки на балконах и окнах, орнаментальный декор).



Изобразительное искусство. Самые ранние из дошедших до нас произведений изобразит. искусства мусульм. Е. относятся к фатимидской эпохе: фрагменты ф