| Для одновременного прохождения больших потоков информации по линиям связи на магистральных и др. направлениях применяют первичное и вторичное уплотнение линий связи (см. Линии связи уплотнение). Разрабатываются новые линии связи, способные пропускать огромные потоки информации, с использованием радиоволноводов и лучей оптич. квантовых генераторов.
Предполагается автоматизировать все процессы управления работой технич. средств ЕАСС с помощью ЭВМ. Постоянно получая сведения о плотностях потоков информации, о степени её важности и срочности, о технич. состоянии и загрузке отд. линий и каналов связи, ЭВМ будут выбирать оптимальные пути прохождения по каналам связи того или иного сообщения, а в случае необходимости сохранять информацию нек-рое время для последующей передачи по освободившимся каналам связи. Автоматизация процессов технич. обслуживания предполагает применение оборудования с высокой степенью надёжности работы для создания необслуживаемых станций, узлов и усилит. пунктов, а также осуществления дистанц. управления и контроля за их работой. На оконечных междугородных телефонных станциях и станциях абонентского телеграфа будут автоматизированы учёт и обработка документации для расчётов с абонентами. Документация с этих станций будет поступать для обработки на центр. машиносчётные станции.
ЕАСС позволит осуществлять телефонные разговоры в пределах страны на любых расстояниях между любыми абонентами обычным набором цифр с помощью номеронабирателя телефонного аппарата. Для этого территория страны разбивается на зоны, охватывающие все города и сёла. Абоненты каждой зоны будут иметь выход к своим зоновым узлам связи и междугородным станциям. Для связи с любым абонентом внутри данной зоны необходимо набрать, как правило, 7 цифр. Для связи с абонентом другой зоны необходимо набрать уже 11 цифр: одну - для выхода на междугородную сеть, три - номер соответствующей зоны и семь - номер абонента. Для передачи телеграфных сообщений ЕАСС предусматривает дальнейшее развитие абонентского телеграфирования и автоматич. прямых соединений для установления непосредств. связи между абонентами, а также между городскими отделениями и районными узлами связи различных зон. Такая связь будет осуществляться набором 6 цифр на номеронабирателе вызывного прибора, устанавливаемого у телеграфного аппарата. Первые 3 цифры определяют номер вызываемой станции, последующие 3- или номер абонента, или городского отделения, или районного узла связи.
Лит.: Псурцев Н. Д.. Связь на службе строительства коммунизма. М., 1970.
В. В. Новиков.
ЕДИНАЯ ВСЕСОЮЗНАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ, документ, определяющий основные требования сов. системы физич. воспитания к всесторонней подготовленности спортсменов; принципы, разрядные нормы, порядок и условия присвоения спортивных званий и разрядов по всем культивируемым в СССР видам спорта. Первая Е. В. с. к. разработана в 1935 на основе существовавших классификаций по отдельным видам спорта. Впоследствии неоднократно изменялась, вначале отражая только уровень развития видов спорта, а с 1949- и перспективу их развития. С 1949 Е. В. с. к. утверждается на 4-летние периоды, соответствующие олимпийским циклам - олимпиадам (см. также Олимпийские игры). В совр. Е. В. с. к. (1969-72) установлены спортивные звания: мастер спорта СССР, мастер спорта междунар. класса, разряды - кандидат в мастера, спортсмен 1-го (2-го, 3-го) разряда, спортсмен 1-го (2-го, 3-го) юношеского разряда; ло шахматам и шашкам, кроме того, присваивается звание гроссмейстера СССР, по шахматам - 4-й спортивный разряд (но нет звания - мастер спорта междунар. класса). Спортивные звания и разряды, в т. ч. и по нац. видам спорта, присваиваются только па основании результатов, показанных спортсменами в афиц. соревнованиях: спортсмены награждаются соответствующими значками.
В. А. Правдим.
ЕДИНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛЕВАЯ ПАРТИЯ (Eniaia Demokratike Aristera, ЭДА), основана в Греции в июне 1951, накануне парламентских выборов как политая, коалиция социалистич. и ле-водсмократич. сил. В ЭДА вошли представители социалистов, левых демократов, коммунистов. Сохраняя свои политические убеждения, они организационно объединились и выступили за осуществление в стране нац.-демократич. преобразовании в рамках конституции. На 1-й конференции (июль 1956) ЭДА взяла курс па сплочение своих рядов, приняла устав и избрала центральные органы партии. Укреплению ЭДА способствовали решения её 1-го съезда (ноябрь 1959). сформулировавшего политич. цели партии и определившего её организац. структуру. Съезд заявил, что ЭДА является демократия, партией греч. народа, выражает его интересы и защищает его конституц. права и свободы. 2-й съезд (дек. 1962) ЭДА подчеркнул, что антинац. и антипар. политика правящих кругов ущемляет интересы всех классов и социальных слоев Греции, чем создаёт объективные предпосылки для широкого единства действий всех нац. политич. сил страны.
Съезд разработал программу для единых действий, включавшую требования восстановления демократия, порядков и конституц. законности, проведения политики мира, дружбы и сотрудничества со всеми народами, улучшения экономии, положения трудящихся путём сокращения воен. расходов и защиты страны от эксплуатации иностр. и местных монополий. ЭДА выступила за демократия, путь развития Греции, выход её из НАТО и переход на позиции нейтралитета, отмену всех чрезвычайных законов н мер, легализацию компартии Греции. На парламентских выборах 16 февр. 1964 по спискам ЭДА было избрано 22 депутата (из 300). После гос. переворота в Греции, совершённого 21 апр. 1967 реакц. военщиной при поддержке империалистич. кругов США и НАТО, власти официально запретили (30 апр. 1967) деятельность ЭДА. Однако ЭДА продолжает действовать в подполье, имеет свои орг-ции среди греков, проживающих в странах Зап. Европы.
Высший орган ЭДА - съезд, к-рый вырабатывает ген. политич. линию, избирает Адм. к-т и председателя партии; исполнит. орган - Исполком (14 чл. и 8 кандидатов). ЦО ЭДА- газ. "Авги" ("Аugе"). Пред. ЭДА - Я. Пасалидис (в 1951-68). К. А. Шеменков.
ЕДИНАЯ ПАРТИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ КУБЫ, название Коммунистический партии Кубы в 1962-65.
ЕДИНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ИСЛАНДИИ (ЕСПИ: Sameioigarflokkar altydy-sosialistaflorkkurinn). марксистская партия трудящихся Исландии в 1938-68. Была образована в окт. 1938 в результате объединения Коммунистам, партии Исландии (осп. в 1930) и левого крыла С.-д. партии. Цель ЕСПИ, в соответствии с её Программой (принята в 1938),- установление социалистом, строя в Исландии "на национально-историч. и социальной основе". 13-й съезд ЕСПИ (нояб. 1962) принял программный документ "Путь Исландии к социализму", к-рый определял задачи партии в совр. условиях: борьба за ликвидацию амер. воен. базы на исл. терр., против угрозы независимости страны, вытекающей ил членства Исландии в НАТО, за возврат Исландии к политике нейтралитета. В 1944-47, 1956-58 представители ЕСПИ входили в пр-во и внесли существ. вклад в укрепление экономич. независимости Исландии. ЕСПИ активно боролась за повышение жизненного уровня трудящихся и расширение их политич. и социальных прав. В 1956 ЕСПИ вместе с левыми с.-д. образовала избират. блок "Народный союз", получивший на парламентских выборах 1963-9, а на выборах 1967 -10 мандатов (из 60). В связи с решением Нац. конференции (нояб. 1968) "Народного союза" о преобразовании его в политич. партию ЦК ЕСПИ, на основании решения 16-го съезда (окт. 1968) ЕСПИ, заявил о прекращении с 31 дек. 1968 деятельности ЕСПИ.
ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ПОЛЯ, физическая теория, задачей к-рой является единое описание всех элементарных частиц (или хотя бы группы частиц), выведение свойств этих частиц, законов их движения, их взаимных превращений и" неких универсальных законов, описывающих единую "нервоматерию", различные состояния к-рон и соответствуют различным частицам.
Первым примером Е. т. п. была попытка X. А. Лоренца объяснить всю инерцию электрона (т. е. вывести значение его массы) на основе классич. электродинамики. Сам электрон выступал при этом в роли "сгустка" электромагнитного поля, так что управляющие его движением законы в конечном итоге должны были сводиться к законам, описывающим это поле. Последовательное проведение этой программы оказалось невозможным, но сама попытка "примирить" дискретное (электрон рассматривался как материальная точка) и непрерывное (электромагнитное поле), попытка единого описания разных фундаментальных видов материи возобновлялась и в более позднее время.
Развитие квантовых представлений показало, что задача состоит не в том, чтобы "примирить" частицы и поля, дискретное л непрерывное. Любые "частицы" и "поля" имеют двойственную природу, объединяя в себе как свойства корпускул, так и свойства волн (см. Корпускулярно-волновой диализм). Однако при этом каждый из видов "вол-но-частиц" обладает своими индивидуальными свойствами, своими специфич. законами движения. У электрона эти законы другие, чем, напр., у нейтрино или фотона. Открытие каждой новой "элементарной частицы" рассматривается в совр. теории как обнаружение нового типа материи. По мере того как открывались новые частицы (а посколько все частицы имеют и волновые свойства, можно сказать: новые типы полей), всё настоятельнее становилась потребность понять, почему их так много (сейчас уже более двухсот), объяснить их свойства и расшифровать, наконец, что означает само слово "элементарная" применительно к частице. Снова - уже на более высоком уровне - появились попытки единого описания материн.
Большую стимулирующую роль сыграла в этом отношении общая теория относительности А. Эйнштейна (см. Тяготение). В этой теории и законы тяготения, и уравнения движения притягивающихся масс получаются как следствие общих законов, определяющих гравитац. поле. Общая теория относительности связывает гравитацию с геом. свойствами пространства-времени. В нек-рых работах делались попытки более широкой "геометризации" теории, т. е. вводились такие гипотезы, касающиеся геометрии, к-рые позволили бы включить в рассмотрение и электромагнитные поля, а также учесть квантовые эффекты. Такой "геометрический" подход очень привлекателен, по пока в этом направлении существенно продвинуться не удалось.
Совершенно новый подход - его можно назвать модельным - ведёт своё начало от работ Л. де Бройля по нейтринной теории света. В этих работах предполагается, что фотоны - кванты света - представляют собой пары "слившихся" нейтрино (отсюда назв.-"теория слияния"). Нейтрино не имеет элект-рич. заряда, его масса покоя равна нулю н спин равен 1/2 (в единицах постоянной Планка h). Сливаясь, два нейтрино могут образовать нейтральную частицу с нулевой массой и спином 1, т. е. с характеристиками фотона.
Нейтринная теория света, хотя и не свободная от недостатков, была первой в ряду моделей составных частиц. Среди них - модель Э. Ферми н Ян Чжэньнина, рассматривающая л-мезон как связанное состояние нуклона н антинуклона, модель Сёити Саката (Япония), М. А. Маркова и Л. Б. Окуня, к к-рой всесильно взаимодействующие частицы строились из трёх фундаментальных частиц, и др.
Особенное распространение в последние годы получила модель кварков, предложенная впервые (1964) М. Гелл-Маном и Г. Цвейгом. Согласно этой модели, все сильно взаимодействующие частицы (мезоны, барионы, резонансные частицы) состоят из особых "субчастиц" с дробными электрич. зарядами - из кварков трёх типов, а также соответствующих античастиц (антикварков). Эта модель, оказавшаяся весьма плодотворной для систематики элементарных частиц (см. Элементарные частицы) и объяснившая ряд тонких эффектов, связанных с массами частиц, их магнитными моментами, и нек-рые др. экспериментальные факты, резко снижает число претендентов на звание "истинно элементарных" частиц и, следовательно, в известной мере решает задачу единого описания материи. Однако теория ещё далека от необходимой ясности, равно как и эксперименту надлежит ответить на ряд кардинальных вопросов. Достаточно сказать, что кварки в свободном состоянии ещё не обнаружены и не исключено, что это невозможно в принципе. В этом случае кварковая модель потеряет свой смысл как составная модель.
Ещё до создания кварковой модели В. Гейзенберг (1957) начал развивать теорию, в к-рой за основу принимается универсальное единое поле, описываемое величинами, к-рые в математике наз. спинорами; поэтому теория получила назв. единой нелинейной спинорной теории. В отличие от описанной выше теории слияния это фундаментальное, описывающее "материю в целом" поле не связывается непосредственно ни с какой реальной частицей. Второе существенное отличие основного уравнения теории Гейзенберга - нелинейность, отражающая взаимодействия фундаментального поля с самим собой. Математически это выражается в появлении в уравнении движения членов, пропорциональных не самой, описывающей поле величине, а отличной от единицы её степени. Как и в общей теории относительности, благодаря этой нелинейности уравнения движения реальных частиц должны получаться из осн. уравнения. Из этого же уравнения должны вытекать значения масс, электрич. зарядов, спинов и др. характеристик частиц.
Матем. исследование уравнения Гейзенберга представляет собой трудную задачу, к-рую пока удалось решить лишь в довольно грубом приближении. Более того, до сих пор ещё не доказана самосогласованность процедуры устранения бесконечностей в теории Гейзенберга. Вместе с тем количеств. результаты, полученные в этой теории, кажутся обнадёживающими и общая программа нелинейной Е. т. п. продолжает считаться перспективной.
Таким образом, Е.т. п. ещё не построена. Однако неразрывная связь между всеми частицами, универсальная взаимная превращаемость частиц, всё более явственно проявляющиеся черты единства материи заставляют искать пути перехода от совр. квантовой теории поля, ограничивающейся констатацией многообразия форм материи, к единой теории, к-рая призвана это многообразие объяснить.
Лит.: Нелинейная квантовая теория поля. Сб. статей, М., 1959 (Проблемы физики); Гейзенберг В., Введение в единую полевую теорию элементарных частиц, пер. с англ., М., 1968; Эйнштейн А., Собр. научных трудов, т. 1 - 2, М., 1965-66. В. И. Григорьев.
ЕДИНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ СССР, совокупность всех видов транспорта, обслуживающих сферу обращения, т. е. обеспечивающих доставку продукции из пунктов её производства в места потребления, а также осуществляющих перевозки пассажиров. Социаль-но-экономич. единство трансп. сети СССР определяется общественной гос. собственностью на все осн. виды транспорта, что позволяет развивать их по единому нар.-хоз. плану. В состав Е. т. с. СССР входят: ж.-д., речной, морской, автомоб., воздушный, трубопроводный транспорт (нефте- и продуктопроводы, газопроводы), а также высоковольтные линии электропередачи. В Е. т. с. включаются также подвижной состав и все устройства, необходимые для совершения перевозок. Поэтому правильнее говорить не о Е. т. с., как это принято, а о единой транспортной системе. В Е. т. с. каждому виду транспорта отводится та сфера, где применение его даёт наибольший эффект. На это направлена и трансп. политика социалистического государства. Вопрос о том, как наиболее эффективно перемещать энергоносители - перевозить ли универсальными видами транспорта твёрдое и жидкое топливо или перемещать по трубам жидкое и газообразное топливо, сжигать ли топливо на месте и передавать электроэнергию по проводам,- решается комплексно. Этим, в частности, объясняется включение в состав Е. т. с. не только трубопроводного транспорта, но и высоковольтных линий электропередачи.
В СССР создан мощный возд. транспорт, развитый автомоб. и газопроводный транспорт, а в городах - троллейбусный транспорт и метрополитен. Во много раз возросла сеть магистральных нефте- и газопроводов и автомоб. дорог с твёрдыми покрытиями. Почти вдвое увеличилась и сеть ж. д. общего пользования. В результате более быстрого развития новых видов транспорта существенно меняется удельный вес отд. видов транспорта в общем грузообороте и пассажирообороте СССР по сравнению с довоенным периодом (см. табл.).
Структура грузооборота и пассажирооборота по видам транспорта СССР, %
Удельный вес
Виды транспорта
в грузообороте
в пассажиро-обороте
1940
1970
1940
1970
Железнодорожный
85,1
65,1
92,2
48,4
Морской
4,9
17,1
0,8
0,3
Речной
7,4
4,5
3,6
1,0
Автомобильный *
1,8
5,8
3,2
36,1
Воздушный
-
0,1
0,2
14,2
Нефтепроводный
0,8
7,4
-
-
* По грузообороту-включая транспорт всех видов и орг-ций, а также колхозов, по пассажирообороту - автотранспорт общего пользования.
Во внутр. грузообороте решающую роль играет ж.-д. транспорт. Это объясняется физико-геогр., экономич. и ист. особенностями развития СССР. Однако в перспективе, по мере дальнейшего развития новых видов транспорта, удельный вес ж. д. будет постепенно снижаться.
Важной задачей Е. т. с. СССР является дальнейшее улучшение координации работы отд. видов транспорта: более рациональное распределение перевозок между ними, улучшение организации смешанных перевозок с участием неск. видов транспорта на основе создания единых технологич. процессов работы, в первую очередь в пунктах стыка разных видов транспорта.
Лит.: Шафиркин Б. И., Единая транспортная сеть и взаимодействие различных видов транспорта, М., 1970. См. также лит. при ст. Транспорт. Е. Д. Хануков.
ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ЕЭС), объединение двух или многих энергетич. систем для энергоснабжения обширных территорий в пределах одной, а иногда и неск. стран. ЕЭС производит, распределяет и преобразует гл. обр. электрич. энергию. Перед отд. и даже объединёнными энергосистемами ЕЭС имеет значит. технико-экономич. пр |