БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

алов точного времени среди определённого круга потребителей. Сигналы Е. в. с., передаваемые от одного центра разным потребителям, позволяют синхронизировать работу различных систем и служб стартового комплекса и всего космодрома, фиксировать точное время начала и конца работы, многочисл. приборов, устройств, механизмов, систем, агрегатов в период предстартовой подготовки, пуска и полёта космических объектов.



ЕДИНОНАСЛЕДИЕ, 1) в монархических roc-вах принцип наследования царской власти. Сложился в период образования централизов. гос-в в борьбе с феод. раздробленностью. При Е. престол передавался старшему сыну. В России принцип Е. был закреплён в 1797 Павлом I. 2) Порядок перехода по наследству земельной собственности, с тем чтобы избежать дробления поместий. В России был введён указом 1714 и действовал до 1731. См. также Майорат.

ЕДИНОНАЧАЛИЕ, один из важнейших принципов управления социалистич. произ-вом, заключающийся в предоставлении руководителям различных звеньев нар. х-ва такой полноты прав в принятии решений, к-рая необходима для выполнения возложенных на них обязанностей, и в установлении персональной ответственности работников за порученное им дело. В. И. Ленин, рассматривая вопросы управления нар. х-вом, писал, что "...всякая крупная машинная индустрия - т. е. именно материальный, производственный источник и фундамент социализма - требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен, тысяч и десятков тысяч людей" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 200). Е. способствует осуществлению принципа демократического централизма.

Ленин и Коммунистич. партия противопоставили взглядам "рабочей оппозиции" и "децистов", извращавших принцип Е., марксистскую трактовку единства права и ответственности, сочетание коллективного обсуждения вопросов с установлением полной ответственности каждого руководителя за выполнение работы.

Эффективное осуществление Е. предполагает всестороннее рассмотрение и анализ условий, при к-рых должно быть принято то или иное решение, и целей, стоящих перед коллективом, сочетание интересов каждого коллектива с об-щехозяйств. интересами. Социалистич. производств. отношения создали объективные предпосылки для широкого участия трудящихся в управлении х-вом, органически сочетаемого с Е. По этому вопросу Ленин писал: "Надо научиться соединять вместе бурный, бьющий весенним половодьем, выходящий из всех берегов, митинговый демократизм трудящихся масс с железной дисциплиной во время труда, с беспрекословным повиновением - воле одного лица, советского руководителя, во время труда" (там же, с. 203). Е. предполагает всемерное укрепление гос. дисциплины, строгое соблюдение социалистич. законности в хоз. отношениях, повышение ответственности каждого руководителя за своевременное выполнение планов и заданий, за качество продукции, за бережное и разумное использование производственных ресурсов.

Осуществление Е. требует от каждого руководителя достаточных знаний, к-рые дали бы ему возможность квалифицированно принимать решения по тем или иным вопросам. Он должен знать работу руководимого им участка, его технику, технологию, организацию; уметь организовать коллектив и сделать каждого работника активным участником выполнения поставленной задачи; хорошо ориентироваться в вопросах экономики, права, социологии, психологии. При этом руководитель опирается на широкий круг специалистов, на опыт передовых рабочих-новаторов, к-рые помогают ему обеспечить должное руководство. К решению вопросов, затрагивающих непосредств. интересы трудящихся, привлекаются профсоюзные орг-ции.

Коммунистич. партия проводит мероприятия по углублению контроля за деятельностью хоз. руководителей. Контроль многих первичных партийных организаций за деятельностью администрации, осуществляемый в соответствии с Уставом партии, способствует повышению авторитета руководителей и укреплению Е.

Е. означает использование самых различных методов управления, в т. ч. о р-ганизационных, включающих подбор и расстановку кадров, определение рациональной структуры управляемого объекта и органов управления, установление чёткого круга работ, прав и обязанностей каждого подразделения и руководителя; экономических, использующих личную заинтересованность трудящихся в повышении эффективности произ-ва и связь их материального благосостояния с результатами деятельности всего коллектива; воспитательных, направленных на повышение производств. активности трудящихся, развитие чувства ответственности и инициативы.

Е. при социализме не имеет ничего общего с деспотич. властью собственников предприятий в капиталистич. произ-ве. Руководители социалистич. предприятий являются доверенными лицами социалистического государства, и их деятельность направлена на пользу всего общества.

Лит. см. при ст. Демократический централизм. С. Е. Каменицер.



ЕДИНОНАЧАЛИЕ в Вооружённых Силах СССР, форма единовластного управления подчинёнными войсками и учреждениями на основании прав, предоставляемых законами и регламентируемых уставами и приказами вышестоящих начальников. Командир является единоначальником и несёт личную ответственность перед Коммунистич. партией и Сов. правительством за постоянную боевую и мобилизац. готовность, боевую и политич. подготовку, политико-моральное состояние личного состава и все др. стороны жизни и деятельности вверенного ему подразделения, части (корабля), соединения, учреждения. В своей работе он опирается на партийные и комсомольские орг-ции, обеспечивает активное участие личного состава в жизни и деятельности войск. В годы Гражданской войны 1918-20 и после её окончания во главе частей (кораблей), соединений и учреждений Сов. Вооруж. Сил наряду с командирами стояли военные комиссары, гл. функция к-рых заключалась в политич. руководстве войсками и проведении в армии политики партии, а там, где во главе частей и соединений находились быв. офицеры и генералы старой армии, воен. комиссары выполняли и др., второстепенную функцию - партийный контроль за деятельностью командиров.

Впервые Е. в Красной Армии было введено на основании решения ЦК ВКП(б) от 2 марта 1925 и первоначально осуществлялось в двух формах: командиры-коммунисты, имевшие опыт партийно-поли-тич. руководства, полностью отвечали за все стороны деятельности войск, выполняя и функции комиссара, и имели помощника по политич. части; в остальных случаях сохранялась должность комиссара, к-рый руководил партийно-политич. работой и вместе с командиром отвечал за боеспособность части. 10 мая 1937 институт воен. комиссаров был снова введён во всех воинских частях, начиная с полка и выше, штабах, управлениях и учреждениях. 12 авг. 1940 в армии и на флоте должности воен. комиссаров были упразднены и введено полное Е., одновременно установлен институт зам. командиров (начальников) по политич. части. В тяжёлых условиях начавшейся Великой Отечеств. войны СССР против напавшей на него фаш. Германии 16 июля 1941 снова вводится институт воен. комиссаров, к-рый существовал до 9 окт. 1942. С этого времени в Вооруж. Силах СССР осуществляется полное Е. В. Н. Алексеев.

ЕДИНОРОГ, млекопитающее сем. дельфинов подотряда зубатых китов; то же, что нарвал.



ЕДИНОРОГ (лат. Monoceros), экваториальное созвездие, наиболее яркая звезда 3,8 визуальной звёздной величины. Наилучшие условия для наблюдений в декабре - январе. Видно на всей терр. СССР. См. Звёздное небо.

ЕДИНОРОГ (от назв. мифич. зверя с прямым рогом на лбу), старинное рус. арт. орудие. Один из сохранившихся Е.- пищаль-инрог - был отлит в 1577 Андреем Чоховым. Новый вид Е.-гаубиц был изобретён в 1757 рус. артиллеристом М. В. Даниловым совместно с С. А. Мартыновым и введён на вооружение П. И. Шуваловым. Е. этого вида имели стволы дл. 7,5-12,5 калибров с ядрами массой от 1,8 до 40 кг. 246-мм Е. обладал дальностью стрельбы до 4 км. Стрельба велась ядрами, разрывными и зажигательными гранатами, бомбами и картечью. Е. использовались в рус. артиллерии в качестве осадных, полевых, конных и горных орудий. Е. дали возможность рус. артиллерии сопровождать свою пехоту в бою, ведя огонь через головы боевых порядков. Е. просуществовал более 100 лет, вплоть до введения нарезных орудий.

"ЕДИНСТВО", группа крайне правых меньшевиков-оборонцев, б. ликвидаторов, руководящую роль в к-рой играли Г. В. Плеханов, А. Ф. Бурьянов, Н. И. Иорданский и др. Группа "Е." возникла в 1914, оформилась в марте 1917. Её орг-ции существовали в Петрограде, Москве, Баку и др. городах; издавала в Петрограде газ. "Единство". Группа отрицала возможность победы социалистич. революции в России, поддерживала бурж. Врем. пр-во, выступала за продолжение империалистич. войны "до полной победы", вела разнузданную травлю большевиков. После июльских дней 1917 выступала за контрреволюц. "твёрдую власть". В. И. Ленин отмечал, что поведение "Е." "..есть пособничество темным силам, грозящим насилием, погромом, бомбой" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 229). Окт. революцию и установление Сов. власти группа "Е." встретила враждебно. Летом 1918 распалась.

"ЕДИНСТВО", газета, издававшаяся группой того же названия в Петрограде. В редакцию входили: Л. И. Аксель-род (Ортодокс), Г. А. Алексинский, Н. В. Васильев, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, Н. И. Иорданский, Г. В. Плеханов. В мае - июне 1914 вышло 4 номера; вновь газ. "Е." выходила ежедневно с марта по ноябрь 1917, вышло 189 номеров (с дек. 1917 по янв. 1918 газ. называлась "Наше единство"). Стояла на ультра-шовинистич. позициях, отстаивала коалицию с кадетами, выступала против социалистич. революции. Поддерживала бурж. Врем. пр-во. В травле большевиков прибегала к приёмам бульварной прессы.



ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности, выступающий и как закон её познания, выражающий суть, "ядро" диалектики. Этот закон занимает центральное место в материалистической диалектике, имеет универсальное методологич. значение. В мире нет таких явлений, к-рые бы находились вне процесса бесконечного развития, процесса возникновения внутри всякой целостности противоположных моментов, их превращения друг в друга, вне противоречивых отношений между ними. Характеристика всякого объекта как подчинённого закону Е. и б. п. указывает на источник всеобщего движения и развития не где-то вне его самого, не в метафизич. или сверхъестественных силах, а в самом объекте, в его самодвижении и развитии. Этот закон ориентирует на раскрытие внутреннего механизма и динамики саморазвития. Он позволяет понять всякую целостность как сложную и расчленённую систему, заключающую в себе элементы или тенденции, непосредственно друг с другом несовместимые. Он даёт возможность всякую ставшую структуру истолковать так, что её пронизывает логика её историч. становления.

Закон Е. и б. п. снимает иллюзию окончательности со всякой ограниченной формы су ществования в природе и обществе, он ориентирует на раскрытие преходящего характера таких форм, их переход в более высокие и развитые формы по мере исчерпания ими своих возможностей. Напр., в биологич. эволюции именно путём Е. и б. п. наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни. В физ. процессах именно Е. и б. п., выступающие, напр., как корпускулярные и волновые свойства, объясняют природу света, более того, это явилось почвой для "драмы идей" в физ. науке, где противоборство корпускулярной и волновой теорий и их синтез характеризовали её прогресс. Простейшее выражение Е. и б. п. в товарно-капиталистич. мире - это потребительная стоимость и стоимость; наиболее развитые противоположности капитализма - рабочий класс и буржуазия; капиталист выступает как персонификация капитала, как "...порождение труда, враждебное труду" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.26, ч. 3, с. 307).

Относительно внешняя сторона Е. и б. п. состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы). Рассудочное мышление, в силу своей ограниченности (см. Рассудок) познаёт только эту, внешнюю сторону Е. и б. п. Оно видит в отношениях между противоположностями только взаимодействие логически равных крайностей. На основе этого представления полюсы истолковываются метафизич. концепциями дуалистически - как вечные мировые абсолюты ("свет" и "тьма", абсолютно-положительное и абсолютно-отрицательное). Диалектика же, напротив, вовсе не останавливается на признании того, что противоположности проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия (см. Противоречие) и разрешение через борьбу. "Диалектикаесть учение о том,... как бывают... тождественными противоположности..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 98). С точки зрения разумного диалектич. мышления (см. Разум) действительных противоположностей не бывает вне единства и тождества, вне взаимопроникновения и борьбы. Точно так же не бывает действительного конкретного единства без специфич. противоположностей (напр., нового и старого, традиционного и творческого и т. п.).

В истории философии первоначально сложилось представление о повсеместном сцеплении крайностей, об их чередовании и замещении друг другом, о том, что они "сходятся". Из этого представления выросла концепция поляризма (напр., у Лао-цзы, в пифагореизме), к-рая в иных формах воспроизводится и в ряде школ нового и новейшего времени (Ф. В. Шеллинг, А. Уайтхед, органицизм). Собственно диалектика зарождается там, где вскрывается проблема противоречия - сначала противоречие обнаруживается в виде образа - "гармония лиры и лука" (Гераклит) или апории. Из античных философов наиболее развёрнуто рассматривал диалектику Е. и б. п. Платон. В эпоху Возрождения идею "совпадения противоположностей" развивали Николай Кузанский и Дж. Бруно. В новое время И. Кант создал учение об антиномиях, И. Фихте - учение о диалектике в деятельности "Я", Гегель - учение о Е. и б. п. как содержательно-логическом принципе. Последнее - одна из важнейших ист. предпосылок марксистской диалектики.

В совр. бурж. философии преобладают две тенденции. У позитивистов противоположности сводятся к полюсам, а их отношение - к взаимной дополнительности (комплементаризм). У иррационалистов противоположности заключают якобы принципиально не выразимые познанием или неразрешимые антиномии (трагич. диалектика и т. п.). В маоистской лжедиалектике Е. и б. п. подменяется мифо-логич. представлением об извечной все-разрушит. войне между мировыми абсолютами и о фатальном расколе каждого предмета на антагонистич. полюсы. Исходя из этого, маоисты находят антагонистич. противоречия и в социалистич. обществе. Реформисты и правые ревизионисты, напротив, пропагандируют тезис о примирении противоположностей, что служит методологич. "основанием" для их соглашательства с буржуазией в политике.

В марксистской философии Е. и б. п.- фундаментальный методологич. принцип. В. И. Ленин считал важным исследовать Е. и б. п. "... как закон познания (и закон объективного мира)" (там же, с. 316). Раздвоенность единого на полюсы - лишь результат того, что противоположности обретают относительную самостоятельность. Последовательно раскрывать движение как диалектически-противоречивое самодвижение можно лишь распространяя этот принцип также и на процесс познания. Диалектика требует ввести историзм в логику мышления и понять, что сама "истина есть процесс" (см. там же, с. 183).

Выражение "борьба противоположностей" содержит следующий смысл: 1) всякая органич. система заключает в себе внутреннее противоречие; 2) это противоречие непрерывно разрешается и воспроизводится; 3) оно осложняется тем, что каждая из обладающих относит. самостоятельностью внешних противоположностей сама противоречива; 4) только через полное разрешение таких противоречий целого возможно прогрессивное преодоление его и переход к высшей форме.

В обществе развитие совершается как Е. и б. п., присущих процессу, в к-ром люди (классы и т. п.) делают свою историю. Прогресс материальной и духовной культуры происходит через порождение противоречащих друг другу тенденций, способов деятельности, всё более многообразных способностей, форм общения, теорий, ценностей и т. п. "Сосуществование двух взаимно-противоречивых сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляют сущность диалектического движения" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 136, ср. с. 146). Однако в условиях классовых формаций созидательная диалектика процесса человеч. деятельности скована и изуродована классовым антагонизмом.

Капитализм, последняя антагонистич. формация, порождает и формирует рабочий класс, призванный исторически в конечном счёте преодолеть мир антагонизмов. Поднимаясь в своём развитии и образовании, рабочий класс всё больше становится творчески-революц. силой, выступающей против всех форм социального гнёта. Он становится способным также "... сбросить с себя всю старую мерзость..." и создать коммунистич. общество (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 70).

Марксистское понимание Е. и б. п. противоречит попыткам абсолютизировать антагонизмы или истолковать их как некое фатальное разрушительное начало в истории. Антагонизм есть лишь ограниченная, преходящая форма отношений между противоположностями. Ложная апология антагонизмов приводит к концепции противоположностей без единства, без общности происхождения.

Закон Е. и б. п. не совместим ни с субъективизмом, подменяющим конкретные решения проблем предвзятыми абстрактными разграничениями, ни с объективизмом, не проникающим в противоречивость объективных процессов. Борцы за коммунизм видят в Е. и б. п. философский принцип коммунистич. идеала и метод его реализации в истории.

Лит.: Розенталь М. М., Диалектика "Капитала" Маркса, 2 изд., М., 1967; История марксистской диалектики, М., 1971. См. также лит. при ст. Антагонизм, Противоречие. Г. С. Батищев.