| вление валютных курсов, размеров пошлин. В условиях воен. времени, когда существует нехватка товаров, регулирование происходит при помощи политики приоритетов, преимущественного снабжения отраслей, работающих на воен. ведомства, дефицитным сырьём, рабочей силой, путём льготного финансирования. В мирное время в большинстве европейских стран капитализма для воздействия на процесс воспроизводства разрабатываются долгосрочные программы экономич. роста. В США монополии, обладающие большими возможностями, ограничиваются соответствующей финанс. и валютной правительственной политикой. Гос.-монополистич. регулирование и программирование осуществляются гл. обр. путём воздействия на мотив прибыли. Инструментами гос. регулирования являются правительственная политика капиталовложений и закупок, денежно-кредитная политика, влияние на процентные ставки, контроль за деятельностью центральных банков, регулирование цен, "замораживание" зарплаты. Программирование носит не директивный, а реко-мендат. характер, но, поскольку оно сопровождается определ. суммой мер практич. характера по стимулированию той или иной отрасли пром-сти, оно оказывает определ. воздействие на экономику, ведёт к изменениям в структуре нар. х-ва, ускоряет процесс монополистич. обобществления производства. Гос. регулирование и программирование в условиях капитализма имеют свои границы, обусловленные самим характером капиталистич. способа производства. Они не способны избавить капитализм от экономич. потрясений-циклич. кризисов перепроизводства, пром. спадов, финанс. и бюджетной неустойчивости, инфляции, дефляции и т. п. Гос.-монополистич. регулирование и программирование сопровождаются усилением антидемократич. тенденций, наступлением на рабочий класс и трудящиеся массы.
Государство и внешнеэкономическая экспансия монополий. Монополии широко используют буржуазное государство для финансирования и поддержки своей внешнеэкономич. экспансии. Этой цели служат таможенная политика, предоставление налоговых льгот монополиям, вывозящим товары за границу, предоставление экспортных премий, освобождение вывозных товаров от косвенных налогов, правительственные гарантии экспорта и др. меры. Гос-во содействует экспорту частномонополистич. капитала. Частные монополии получают гос. гарантии для своих инвестиций в освободившиеся страны, перекладывая весь риск, связанный с этим, на гос. казну. После 2-й мировой войны возрос гос. вывоз капитала, преследующий цель форсировать товарный экспорт монополий, создать благоприятный "климат" для частномонополистич. инвестиций в развитых капиталистич. странах. В 1955 амер. частные капиталовложения в Зап. Европе составляли 5,4 млн. долл., к началу 1970 они возросли до 30,3 млрд. долл. Вывоз гос. капитала в виде т. н. помощи направлен на по-литич. и экономич. закабаление тех стран, куда направляется этот вывоз.
Империалистическая интеграция. Монополии каждой страны действуют на междунар. арене в условиях Г.-м. к. в значит. степени через гос. аппарат. После 2-й мировой войны возникли межгосударственные монополистич. орг-ции и картельные соглашения, созданные по офиц. договорённости между пр-вами капиталистич. стран. Они охватывают отдельные отрасли (напр., Европейское объединение угля и стали) или носят более общий характер (Европейское экономическое сообщество, Европейская ассоциация свободной торговли). Международные гос.-монополистич. орг-ции, возникающие под лозунгом "объединения" с целью смягчения проблемы рынков, как показала действительность, на деле превращаются в очаги острых трений и конфликтов как внутри этих орг-ций, так и между ними.
Монополии и государство. Господство монополий в экономике ведёт к господству монополий в политике. Совр. бурж. гос-во - это орган классового господства монополистич. буржуазии. Отношения Между монополиями и пр-вом строятся на основе использования монополистич. капиталом гос. аппарата, финансов, экономич. ресурсов, экономич. политики для непосредств. вмешательства в процесс воспроизводства капитала, в процессы производства, обращения, распределения, а следовательно, и в процесс присвоения монополиями прибавочной стоимости. Г.-м. к. характеризуется дальнейшим усилением личной унии верхушки бурж. гос. аппарата с руководителями монополий. Влияние монополий на бурж. гос-во и его политику осуществляется также через многочисл. союзы монополистов, объединяющие представителей монополий как в рамках той или иной отрасли экономики, так и в общенац. масштабе. Эти союзы располагают огромным аппаратом, содержащимся на средства монополий. Во главе их стоят наиболее крупные представители монополистич. капитала, являющиеся одновременно руководителями различных правительственных к-тов, членами пр-в. Все более или менее важные правительственные решения принимаются, как правило, только после рассмотрения и одобрения их в этих организациях монополистов. Вместе с тем, как всякий социальный организм, гос-во обладает относительной самостоятельностью, имеет свои собственные интересы и поэтому его нельзя рассматривать как "отдел в канцелярии треста".
Влияние Г.-м. к. на классовую структуру общества. Развитие гос.-монополистич. капитала привело к резкому усилению социальной поляризации капиталистич. общества. "Вымывание" средних слоев города и деревни, рост численности рабочего класса и всех работающих по найму при уменьшении удельного веса капиталистич. собственников достигли весьма высокой степени. Работающие по найму в кон. 60-х гг. составляли в США 92% , Великобритании - 93,5% , ФРГ - 83% , Франции-77% , Японии -63% всего самодеят. населения. Г.-м. к. - общемонополистич. форма эксплуатации рабочего класса. Он противопоставляет широкую массу пролетариата не только отдельному предпринимателю, но в возрастающей степени всему классу капиталистов в целом и его гос. власти. Монополистич. буржуазия прибегает, с одной стороны, к насильственному подавлению коммуни-стич. и рабочего движения, с другой - к изощрённым формам социальной демагогии с целью разъединить рабочих, сбить их с позиций классовой борьбы. Вынужденные уступки буржуазии рабочему классу, будь они экономич. или политич. характера, не меняют основ бурж. общества и сущности классовой борьбы.
В ходе развития Г.-м. к. массовой социальной прослойкой лиц наёмного труда стала интеллигенция.
Верхушка интеллигенции по своему положению и образу Жизни примыкает к буржуазии, но основная её масса, эксплуатируемая монополистич. капиталом, в условиях политич. гнёта и агрессивной внеш. политики правящих кругов всё теснее связывает свою судьбу с рабочим классом. Видное место в общей структуре капиталистич. общества занимают служащие, что связано с ростом управленческого аппарата, гос. аппарата и особенно сферы обслуживания. В Великобритании из 25 млн. чел., работающих по найму, 5,8 млн. служащие (почти 24% ), в США - св. 30%. Служащие в капиталистич. странах - объект угнетения со стороны монополистич. капитала, гос-ва. Гор. мелкие производители, разоряясь, пополняют ряды лиц наёмного труда; продвижение их в высшие слои - редкое явление. Каждый шаг вперёд в науке и технике подрывает неизбежно, неумолимо основы мелкого производства в капиталистич. обществе. При этом ряд мелких и средних предприятий превращается в придаток крупных предприятий, значительная часть мелкой буржуазии оказывается в зависимости от крупного капитала. Г.-м. к. ускоряет процесс дифференциации деревни. Гос-во помогает монополиям сгонять крестьян с земли, усиливает позиции крупных фермеров в с. х-ве. Концентрация с.-х. производства неизбежно сопровождается массовым разорением мелких и средних крест. х-в. В США количество ферм сократилось с 6,4 млн. в 1940 до 3 млн. в 1970. В Италии в 1936 население, занятое в с. х-ве, составляло 49% от общей численности населения страны, в конце 60-х гг.-лишь 24% . Финанс. капитал подчиняет себе с. х-во. Концентрация и централизация производства и капитала в с. х-ве происходят путём создания крупных капиталистич. х-в и различного рода кооп. объединений по закупке, переработке и сбыту с.-х. продукции, к-рые в условиях капитализма неизбежно попадают под контроль монополий. Правительственная система гарантированных цен производителям с.-х. продуктов не защищает трудящихся землевладельцев от разорения.
Процесс централизации и концентрации капитала и производства, обобществление на частномонополистич. и общемонополи-стич. основе привели к тому, что удельный вес собственно буржуазии в общем составе самодеят. населения уменьшился как по сравнению с периодом домонополистич. капитализма, так и по сравнению с периодом до 1-й мировой войны. Особенно уменьшился удельный вес представителей производит. капитала. Переход крупных производственных предприятий и средств сообщения в руки монополий и в собственность гос-ва показал ненужность буржуазии для управления совр. производит. силами. Все производственные функции капиталиста выполняются теперь высшими наёмными служащими. Развитие Г.-м. к. способствовало выделению особой верхушки внутри класса капиталистов, к-рая состоит из нескольких прослоек с противоречивыми интересами, но теснейшим образом сросшихся друг с другом: монополисты - владельцы значит. корпоративной, акц. собственности, руководящий состав акц. обществ (менеджеры), высшие чиновники правительственного аппарата (административного и экономического), верхушка воен. касты.
Создание материальных предпосылок социализма. "... Государственно-монополистический капитализм есть полнейшая материальная подготовка социализма, есть преддверие его, есть та ступенька исторической лестницы, между которой (ступенькой) и ступенькой, называемой социализмом, никаких промежуточных ступеней нет" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 193). Обобществление труда и производства достигает наивысшей степени, какая только возможна на базе капитализма. Это свидетельствует о том, что внутри капиталистич. общества уже созрели предпосылки социализма, назрела насущная ист. необходимость замены капиталистич. производств. отношений социалистическими. Г.-м. к. означает, что в данной стране механизм общественного хозяйствования (и притом технически совершенный) уже готов и остаётся "только" освободить его от тех, кто стоит над трудящимися.
Г.-м. к. доводит до предела все противоречия империализма: классовые противоречия внутри каждой капиталистич. страны, особенно между трудом и капиталом; противоречия между импе-риалистич. гос-вами; противоречия между империалистич. и освободившимися странами. Стремление господствующих классов укрепить капиталистич. систему в то же время приближает крушение этой системы. Экономические процессы идут в направлении дальнейшего вытеснения и подчинения мелких и средних предприятий, слияния и поглощения крупных акц. обществ, дальнейшего сосредоточения средств производства, централизации капитала в руках монополий. Это противоречие между общественным характером производства и монополистич. формой собственности Г.-м. к. пытается разрешить чужеродными капитализму общественными средствами, методами и формами хозяйствования (национализация, программирование и т. д.).
Г.-м. к. с его отрывом производства от потребления, расширением милитаристского потребления усиливает загнивание и паразитизм капитализма. Происходит обострение классовых антагонизмов. Конкурентная борьба и противоречия внутри класса капиталистов обостряются. Ведётся ожесточённая борьба за перераспределение прибавочной стоимости. Монополии, опираясь на гос. аппарат, уничтожают мелких собственников. Идёт борьба между отдельными гигантскими союзами монополистов за влияние на гос. аппарат, за проведение тех или иных мер, выгодных данной группе монополистов.
Г.-м. к. создал новую ситуацию, в к-рой классовая борьба трудящихся за свои непосредственные интересы приобретает всё более открытый политич. характер. Она сосредоточивается на проблемах общенац. политики и обращается против всей системы Г.-м. к.
Междунар. Совещание коммунистич. и рабочих партий (1969), исходя из реальных условий совр. периода, установило, что "...создаются благоприятные предпосылки для объединения всех демократических течений в политический союз, способный решающим образом ограничить роль монополий в экономике страны, положить конец власти крупного капитала и осуществить также коренные политические и экономические преобразования, которые обеспечат наиболее благоприятные условия для продолжения борьбы за социализм" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, 1969, с. 310).
Главная движущая сила и гегемон в антимонополистич. общедемократич. борьбе - пролетариат. Он объединяет вокруг себя в борьбе против монополий всех лиц, работающих по найму, значит. часть крестьянства и гор. мелкой буржуазии, все социальные группы, к-рые являются жертвами политики монополий и к-рые хотят перемены. Рабочий класс и его коммунистич. авангард стремятся соединить все демократич. движения, выступающие против гнёта финансовой олигархии, в один могучий антимонополистич. поток.
Борьба идёт за приход к власти прогрессивных антимонополистич. сил для проведения глубоких преобразований в социальной, политич. и экономич. жизни капиталистич. стран (ограничение и ликвидация политич. и экономич. власти монополий; осуществление социальных требований трудящихся; защита и расширение демократич. свобод: участие рабочих в управлении предприятиями, расширение прав парламента, опирающегося на массовое движение, установление демократич. контроля за деятельностью гос. предприятий, укрепление местных органов самоуправления; осуществление целей научно-технич. революции в интересах народа; защита интересов крестьян и фермеров и др.).
Исторически неизбежно развёртывание в главных капиталистич. странах антимонополистич. борьбы и приход к власти правительств демократич. единства как рубеж для дальнейшего поступат. движения на пути к полному освобождению пролетариата, всех трудящихся из-под ига капитала.
Критика буржуазных теорий государственного вмешательства в экономику.
Бурж. экономисты, реформисты, ревизионисты извращают сущность Г.-м. к. Одним из первых теоретиков Г.-м. к. был Дж. М. Кейнс, стремившийся доказать возможность устранения кризисов и обеспечения "общей занятости" методами гос.-капиталистич. регулирования. Последователи Кейнса А. Хансен и С. Харрис (США), В. Репке (Германия), Монне (Франция) и другие признают факт вмешательства гос-ва в экономику (теории "стейтизма", "этатизма", "дирижизма"), но отрицают цели этого вмешательства, направленного на защиту интересов монополий.
Идеологи совр. капитализма пытаются доказать, будто бы капитализм в результате гос. воздействия претерпел столь коренные изменения, что перестал быть капитализмом, это уже "капитализм без капиталистов", "исправленный капитализм", что "капитализм твердолобого типа умер". Вмешательство бурж. гос-ва в экономику изображается как "революция", положившая начало "государству всеобщего благоденствия" [А. Берли и Э. Джонстон (США), Дж. Штиглер (ФРГ)]. В ходу также теория, утверждающая, что современный экономич. строй капиталистич. запада - это смешанная экономика, т. е. сочетание олигополии, свободной конкуренции и активного гос. вмешательства [С. Сличтер (США)], согласованная экономика (франц. экономист Ф. Блок-Лене). Широкое распространение получает теория конвергенции (см. Конвергенции теория), согласно к-рой социализм и капитализм вследствие якобы возрастающего приспособления к одинаковым условиям существования приближаются друг к другу, с тем чтобы сойтись в одной точке. На позициях буржуазии стоят и реформисты с их утверждением о "коренных изменениях" в структуре капитализма: Г.-м. к.- это "почти социализм", совр. капитализм в связи с национализацией отдельных отраслей пром-сти и гос. регулированием других достигает социалистич. целей и перерастает в социализм. Ещё В.И.Ленин критиковал подобные утверждения, как необоснованные, ошибочные, искажающие существо Г.-м. к. Эти теории отражают новые явления, возникшие в результате гос. вмешательства в экономику. Но они игнорируют тот факт, что в общей системе капиталистич. способа производства не произошло никаких принципиальных изменений.
Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 288 - 290; Ленин В. И., Грозящая катастрофа и как с ней бороться, Полн. собр. соч.. 5 изд., т. 34, с. 192-93; его же, Государство и революция, там же, т. 33, с. 32 - 33; его же, Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП(б) 24 - 29 апреля (7 - 12 мая) 1917 г., там же, т. 31, с. 355 - 56, 443 - 44, 449 - 50; Программа КПСС, М., 1971, часть I, раздел 4; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм. Документы Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 г., в Бухаресте в нюне 1960 г., в Москве в ноябре 1960 г., М., 1961; Брежнев Л. И., Отчётный доклад Центрального Комитета КПСС XXIII съезду Коммунистической партии Советского Союза, 29 марта 1966 г., М., 1966, гл. I, §§ 2 и 3; 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Тезисы ЦК КПСС, Постановление Пленума ЦК КПСС, М., 1967, раздел III - Великая Октябрьская социалистическая революция и мировой революционный процесс; Брежнев Л. И., Отчётный доклад Центрального Комитета КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза, 29 марта 1971г., М., 1971, гл. I, §§ 2 и 3; Далин С. А., Военно-государственный монополистический капитализм в США, М., 1961; Варга Е., Очерки по проблемам политэкономии капитализма, М., 1964, с. 50 - 77; Драгилев М. С. и Руденко Г. Ф. , Монополистический капитализм, 2 изд., пе-рераб. и дополн., М., 1963, гл. 18; Чепраков В. А., Государственно-монополистический капитализм, М., 1964; Выгодский С. Л., Современный капитализм, М., 1969; Политическая экономия современного монополистического капитализма, М., 1970, т. 1. В. А. Чепраков.
ГОСУДАРСТВЕННО - МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, система экономич. мероприятий бурж. гос-ва, направленная на осуществление агр. политики финанс. олигархии. Отражает новую ступень обобществления с.-х. произ-ва на машинной стадии его развития. Гос.-монополистич. регулирование ускорило рост крупного капиталистич. произ-ва в с. х-ве и тем самым усилило процесс вытеснения мелкого производства в этой отрасли. В то же в |