| теллигенции, 58 от нац. орг-ций, 24 от духовенства и т. д. Советы были представлены делегациями ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ЦИК Советов крестьянских депутатов, состоявшими из меньшевиков и эсеров. Большевики - представители от Советов - намеревались выступить с декларацией, разоблачающей контрреволюционный смысл совещания, а затем покинуть его. Однако эсеро-меньшевистские руководители ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов не допустили их в состав делегации. Пред. совещания был А. Ф. Керенский. С докладами выступили мин. финансов Н. В. Некрасов, мин. торговли и пром-сти С. Н. Прокопович и др. В речах ген. Л. Г. Корнилова, ген. А. М. Каледина, П. Н. Милюкова, В. В. Шульгина и др. была сформулирована программа контрреволюции: ликвидация Советов, упразднение обществ. орг-ций в армии, доведение войны до победного конца и т. д. От т. н. "революционной демократии" 14(27) авг. выступил с декларацией пред. ЦИК меньшевиков Н. С. Чхеидзе. Лидеры меньшевиков и эсеров в своих выступлениях оправдывали политику Врем. пр-ва и осуждали революц. действия масс.
ЦК РСДРП(б) в резолюции от 6(19) авг. 1917 "О Моск. совещании 12 авг." разоблачил Г. с. м. как заговор против народа. В день открытия совещания рабочие Москвы и её окрестностей объявили однодневную всеобщую забастовку,
в к-рой участвовало св. 400 тыс. чел. Забастовки и митинги протеста были проведены в Киеве, Харькове, Екатеринбурге, Владимире, Саратове, Н. Новгороде и в других городах. После совещания контрреволюц. силы приступили к практическому осуществлению своих планов, но они были сорваны борьбой трудящихся масс (см. Корниловщина).
Лит.: Ленин В. И., Слухи о заговоре, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34; Протоколы ЦК РСДРП(б). Август 1917 - февраль 1918, М., 1958, с. 7 - 14; Государственное совещание. [Стенографический отчёт], М.- Л., 1930; Революционное движение в России в августе 1917. Разгром Корниловского мятежа. Документы и материалы, М., 1959. Е. Г. Гимпельсон.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, см. Социальное страхование.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, см. Управление государственное.
ГОСУДАРСТВЕННО - КОЛХОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, в СССР предприятия и орг-ций, создаваемые на основе долевого участия колхозами, гос. предприятиями и хоз. орг-циями для стр-ва пром. и культурно-бытовых сооружений, для переработки с.-х. продукции и т. д. Г.-к. о. выражают социалистич. производственные отношения, складывающиеся между гос. и колхозно-кооп. секторами социалистич. произ-ва на базе двух форм социалистич. собственности. Они характеризуются соединением в едином процессе социалистич. воспроизводства колх. средств с государственными. Это способствует повышению уровня обобществления колх. собственности, её постепенному сближению с общенародной и превращению с.-х. труда в разновидность индустриального. Дальнейшее развитие этих производств. связей рассматривается Программой КПСС как один из путей создания в будущем единой общенар. коммунистич. собственности. На 24-м съезде КПСС (1971) отмечалось большое значение Г.-к. о. в эффективном использовании техники, капитальных вложений и трудовых ресурсов. Г.-к. о. обладают правами юрид. лица, осуществляют свою деятельность на основе хозрасчёта. Образуются на основании договора между колхозом и гос. предприятием, ликвидируются по решению собрания уполномоченных обеих сторон с последующим утверждением этого решения областным (краевым) исполкомом соответствующего Совета депутатов трудящихся. Наиболее распространённой формой Г.-к. о. являются колхозно-совхозные объединения. Так, в состав Белгородского колхозно-совхозного объединения "Птицепром", созданного в 1970 с целью дальнейшего развития птицеводства в колхозах и совхозах на пром. основе, вошли гос. предприятия (птице-совхозы, птицефабрики, инкубаторно-птицеводч. станции) и на добровольных началах - специализированные птицеводч. колхозы, с сохранением за каждым из них полной хоз. самостоятельности. Существуют и др. виды гос.-колхозных объединений. В Краснодарском крае в 1970 при гос. сах. заводах было 12 межколх. откормочных баз, пайщиками к-рых состояли 146 колхозов края (из 323) и 4 совхоза (из 220). В Тамбовской обл. действует областное объединение "Облспецхозобъединение" по руководству районными межхоз. промышленными комплексами и специализированными совхозами и колхозами. В системе Мин-ва пищевой пром-сти СССР созданы (1970) сах. и консервные комбинаты, органически сочетающие произ-во и обработку с.-х. продукции, и т. п. Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития нар. х-ва СССР на 1971- 1975 намечены мероприятия, к-рые будут активно способствовать созданию и улучшению деятельности межколхозных и смешанных гос.-колх. предприятий и орг-ций, а также созданию аграрно-пром. комплексов и аграрно-промышленных объединений.
Лит.: Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1971; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971. М. И. Козырь.
ГОСУДАРСТВЕННО - МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ, новая, более развитая форма монополистич. капитализма, для к-рой характерно соединение силы капиталистич. монополий с силой гос-ва в целях сохранения и укрепления капиталистич. строя, обогащения монополий, подавления рабочего и национально-освободит. движения, развязывания агрессивных войн. Гос,-монополистич. капитализм - это импе-риалистич. капитализм эпохи его общего кризиса, существования и борьбы двух систем - социалистической и капиталистической, возрастающего воздействия сил мирового социализма на ход истории, усиливающегося несоответствия уровня производит. сил капиталистич. производственным отношениям, несовместимости высокой ступени обобществления производства и труда и частнокапиталистич. присвоения, эпохи ускоренного создания материальных предпосылок социализма, подъёма рабочего и освободительного движения. Расширенное воспроизводство монополистич. капитала и получение монопольных сверхприбылей в эту эпоху требуют сращивания, слияния монополии (финанс. капитала) с гос-вом. Характер совр. капиталистич. воспроизводства в условиях научно-технич. революции, обострения межимпериалистич. противоречий, усиления классовых противоречий обусловливает необходимость гос. вмешательства в экономику.
Экономич. основу Г.-м. к. в развитых капиталистич. странах составляют высококонцентрированная пром-сть, высокоцентрализованный капитал - частномонополистич. и государственный.
Основоположники марксизма предвидели наступление такого времени, когда средства производства и сообщения не смогут быть управляемы акционерными обществами, когда их огосударствление бурж. властью станет экономически неизбежным. В предисловии работы "К критике политической экономии" К. Маркс указывал, что очевидна взаимная связь таких явлений, как "...государство, внешняя торговля, мировой рынок". Анализ деятельности акционерного общества привёл Маркса к выводу, что "в известных сферах оно ведет к установлению монополии и потому требует государственного вмешательства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 481-82). Ф. Энгельс в работе "Анти-Дюринг" писал, что "... государство как официальный представитель капиталистического общества вынуждено взять на себя руководство указанными средствами производства и сообщения" (там же, т. 20, с. 289).
В. И. Ленин дал глубокий анализ Г.-м. к. в самом начале его возникновения. Ему принадлежит и сам термин - "государственно-монополистический капитализм". В работе "Империализм, как высшая стадия капитализма" (1916) Ленин, рассматривая империализм периода до 1-й мировой войны 1914-18, констатировал существование гос. монополий и определил их роль. В последующих работах Ленин показал процесс перерастания монополистич. капитализма в гос.-монополистический. В работе "Война и революция" (1917) Ленин выявил "... начала огосударствления капиталистического производства, соединения гигантской силы капитализма с гигантской силой государства в один механизм, ставящий десятки миллионов людей в одну организацию государственного капитализма" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 32, с. 83). Ленин подчёркивал, что характерная черта Г.-м. к.- сращивание монополий с гос-вом.
Учение Ленина о Г.-м.к. получило дальнейшее развитие в документах и решениях КПСС и междунар. коммунистич. движения.
Перерастание монополистич. капитализма в гос.-монополистический - результат действия внутр. закономерностей капитализма. Элементы Г.-м. к. появились на рубеже 19-20 вв. в результате превращения монополий в господствующую силу. Развитие Г.-м. к. ускорила 1-я мировая война. Необходимость создания централизованной военной экономики привела к усиленному прямому вмешательству гос-ва в экономическую жизнь воюющих стран. Гос-во ограничило производство товаров мирного потребления; рыночную систему распределения дефицитных сырья, материалов, оборудования заменило централизованной; стремилось регулировать производство; ввело прямой контроль над внеш. торговлей; установило принудит. разрешение трудовых конфликтов в интересах капиталистов. После окончания войны был отменён контроль гос-ва над предпринимательством. Развитие получила кредитно-финанс. гос. деятельность, направленная в первую очередь на спасение капитализма в тех странах, где он очутился на грани катастрофы (см. Дауэса план, Юнга план).
Мировой экономич. кризис 1929-33 привёл к дальнейшему развитию Г.-м. к.
Необходимо было пустить в ход кредит, финанс. и экономич. ресурсы гос-ва, чтобы предотвратить крах частных банков, пром. концернов, ж. д. и др. В США появился т. н. "новый курс Рузвельта" - попытка путём воздействия гос-ва на банки и концерны, на кредитную систему вывести страну из экономич. кризиса. В Италии фаш. пр-вом была создана система гос. участия в осн. отраслях пром-сти и крупных банках - т. н. институт реконструкции пром-сти. В гитлеровской Германии в связи с подготовкой к войне усилилось гос. вмешательство в экономику в целях её милитаризации; ускоренными темпами рос военно-монополистический капитализм, включающий контроль над х-вом, принудит. картелирование, предоставление "фюрерам" предприятий прерогатив гос. власти.
2-я мировая война 1939-45 в ещё большей степени развила и умножила формы Г.-м. к. Возрастали правительств. капиталовложения в пром-сть; гос-во строило воен. з-ды, часть из к-рых оно само эксплуатировало, а часть передавало частным монополиям, предоставляло займы для субсидирования монополий, налоговые льготы монополистам, устанавливало различные виды экономич. контроля с целью обеспечения выпуска военной продукции. Произошло ещё большее переплетение гос. аппарата с монополистич. группами буржуазии. Сложилась разветвлённая система гос. регулирования экономики.
После 2-й мировой войны дальнейшее скачкообразное развитие Г.-м. к. было обусловлено обострением противоречий капитализма и социальными сдвигами в мире, дальнейшей милитаризацией экономики главных капиталистич. стран. Растущие успехи мировой социалистической системы и рост её влияния, усиление общей неустойчивости капитализма, страх перед кризисами и социально-экономич. потрясениями - всё это усилило стремление монополистич. буржуазии к гос.-монополистич. формам х-ва и хоз. политики. Процесс роста Г.-м.к. после 2-й мировой войны в различных капиталистич. странах протекал по-разному, но общее его направление - гос. регулирование в интересах монополий,
антикризисная политика. Во Франции господствующему классу пришлось под большим нажимом масс пойти на огосударствление отдельных отраслей пром-сти. Однако национализация была осуществлена в интересах монополистической буржуазии. Монополии возложили на государство расходы по обновлению основного капитала в отстающих отраслях пром-сти (угольной, энергетической) с тем, чтобы эти отрасли предоставляли энергию и сырьё монополистич. предприятиям на выгодных для них условиях. В Великобритании огосударствление отд. отраслей пром-сти осуществлялось гл. обр. с целью оживить убыточные отрасли (угольную пром-сть) или передать в руки гос-ва важные рычаги экономики (Англ. банк, ж. д.). В США господство Г.-м. к. усилилось в результате милитаризации, связанной со стремлением амер. монополистич. капитала к мировому господству и с попыткой монополий, расширив внутр. рынок, создать благоприятные условия для новых капиталовложений и получения новых сверхприбылей.
Необходимость вовлечения экономич. ресурсов бурж. гос-ва, т. е. совокупного капитала класса капиталистов, для обеспечения процесса расширенного капиталистич. воспроиз-ва в интересах монополий диктуется достигнутым уровнем производит. сил, ростом масштабов предприятий, потребностью в расширении произ-ва для введения и использования новой техники, требованиями рентабельности и эффективности произ-ва в условиях обостряющейся конкурентной борьбы. Сама аккумуляция экономич. ресурсов в руках гос-ва, в дополнение к растущим налоговым поступлениям, достигается путём национализации части пром. произ-ва и транспорта и создания новых производственных мощностей за счёт гос. бюджета, а также посредством присвоения прибавочной стоимости бурж. гос-вом на принадлежащих ему предприятиях. Под давлением монополистич. капитала гос-во вынуждено материально поддерживать те отрасли капиталистич. экономики, к-рые необходимы для функционирования экономич. системы, но не обеспечивают монополиям соответствующих доходов. На гос. средства, включая средства муниципалитетов, создаётся и расширяется инфраструктура, обеспечивающая деятельность капиталистич. монополий.
В ряде случаев огосударствление ставит своей задачей спасение частных акц. компаний, находящихся под угрозой банкротства, путём выкупа и при этом чаще всего по завышенным оценкам и на условиях, весьма выгодных владельцам капиталистич. собственности.
Развитие Г.-м. к. идёт не прямолинейно. Противоречивость самого процесса капиталистич. воспроиз-ва, корыстные интересы отдельных монополистич. групп влекут за собой и такие явления, как денационализация отдельных предприятий, отказ от тех или иных форм гос. контроля. Однако основным направлением развития является усиление вмешательства гос-ва в экономич. жизнь. Следует также учитывать, что "чистого" Г.-м. к. нет и не может быть, поскольку неизбежно сохраняется нек-рая часть средних и мелких немонополизированных предприятий в пром-сти, с. х-ве, сфере обслуживания.
Формы Г.-м. к. В каждой капиталистич. стране в зависимости от ист. условий и конкретной обстановки получают развитие та или иная форма или известное сочетание форм Г.-м. к.
Общемонополистич. гос. собственность. Гос-во принимает непосредств. участие в самом процессе производства, выступает как предприниматель. Гос. собственность возникает путём строительства гос. предприятий (воен. пром-сти, новых или капиталоёмких отраслей), национализации отдельных предприятий, целых отраслей пром-сти и транспорта (важных для гос-ва или малорентабельных), приобретения гос-вом части акций монополистич. предприятий. Гос-ву принадлежит св. 20% всего акционерного капитала в Великобритании, более 28% в Италии, 33% во Франции, 18% в ФРГ. Огосударствление ставит своей непосредств. целью укрепить экономич. и политич. позиции монополистич. буржуазии, вместе с тем оно подрывает сам принцип "священной частной собственности". Бурж. гос-во, обладающее средствами производства, выступает как совокупный монополистич. капиталист, непосредственно эксплуатирующий рабочих. Частные и гос. монополии всё более переплетаются путём использования гос-вом финансовых средств для контроля над частными фирмами, создания смешанных ассоциаций, проникновения частного капитала в гос. сектор.
Государство и товарное обращение. Гос-во непосредственно участвует в процессе товарного обращения и как покупатель и как продавец. Г.-м. к. проявляется в росте гос. потребления. Пр-во покупает у монополий пром. товары, поскольку оно само является предпринимателем (часть гос. предприятий находится на гос. бюджете, часть действует на правах акц. компаний), В ряде стран пр-во скупает излишки с.-х. продукции. Гос-во - также крупный продавец товаров и услуг. Гос. предприятия поставляют уголь, электроэнергию, занимаются ж.-д. перевозками и т. д., сбывают накопленные запасы продовольствия, с.-х. и минерального сырья.
Рост гос. рынка вызван широким развитием милитаризма и связанными с ним огромными правительственными заказами на вооружение, расходами на содержание вооруж. сил и созданием стратегич. запасов (см. Экономика военная). Гос-во обеспечивает монополиям новую сферу капиталовложений, финансирует монополистич. компании, снабжает их осн. капиталом, рабочей силой, дефицитным сырьём, поддерживает на высоком уровне цены на товары монополизированных предприятий.
Государство и капиталовложения. Гос-во аккумулирует в своих руках огромные денежные суммы. Если в нач. 20 в. через гос. бюджет крупных капиталистич. стран перераспределялось 5-10% нац. дохода, то в 60-е гг. 20 в. - более 1/3. На долю капиталистического гос-ва приходится большая часть средств, затрачиваемых на исследование космоса, создание атомной пром-сти. Пр-ва выделяют огромные суммы для поддержки частных научных исследований, осуществляя их в интересах милитаризации экономики. Гос-во активно участвует в кредитных отношениях: получает кредит путём выпуска гос. займов, выпускает банкноты через принадлежащие ему или находящиеся под его контролем эмиссионные банки. Крупные монополии широко используют гос. бюджет, налоговую политику и различные кредитные учреждения, при помощи к-рых происходит изъятие значит. части нац. дохода и перераспределение его затем в интересах монополистич. капитала. Гос. субсидии, кредиты, крупные налоговые льготы играют огромную роль в увеличении финанс. средств монополий для новых капиталовложений. Гос-во снижает издержки производства частных монополий и тем увеличивает их прибыли.
Гос. регулирование, программирование. Сущность регулирования и его высшей ступени - программирования состоит в попытках согласования интересов частных монополий с общей политикой монополистич. гос-ва.
В условиях перепроизводства гос-во ограничивает выпуск и продажу тех или иных товаров для сохранения высоких монопольных прибылей. Этому служат т. н. экономич. стабилизаторы - правительственные гарантии вкладчикам банков, кредитная политика и ссуды, устано |