БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

сон И. С., Характер войн и рабовладение в Египте при фараонах-завоевателях XVIII - XX династий, "Вестник древней истории". 1951. № 3; Перепелкин Ю. Я.. Переворот Аменхотепа IV. ч. 1. М.. 1967; Струве В. В.. Общественньй стpoй эллинистического Египта, "Вопросы истории", 1962, № 2; 3ельин К. К., Исследования по истории земельных отношений в эллинистическом Египте II-I вв. до н. э.. М.. 196О: Ранович А. Б., Восточные провинции Римской империи в 1-3 вв.. М. - Л.. 1949; Фихман И. Ф.. Египет на рубеже двух эпох, М., 1965; Брэстед Д. Г., История Египта с древнейших времен до персидского завоевания, пер. с англ. т. 1 - 2. М., 1915; Drioton Е. et Vandiеr J., Les реuples de i' Orient mediterranoеn, t. 2 -L'Egypte. 4 ed.. P., 1962; Hayes W. Ch., The scepter of Egypt. pt 1-2, Camb. (Mass.), 195ft-60 (имеется библ.): Gardiner A. H., Egypt. of the pharaons, Oxf., 1961.

Би6лиографические справочники: Pra t t .1., Ancient Egypt. N. Y., 1925: её же. Ancient Egypt. l:->25- 1941, N. Y., 1942: Annual Egyptological Bibliography. Leiden (c 1947-). И. С. Кацнельсон.

Древнеегипетская культура

Просвещение. В период Древнего царства при дворце фараона были созданы школы, в к-рых обучали будущих писцов. Позднее появились школы при храмах, а в период Нового царства - при крупных гос. учреждениях. В школах обучали мальчиков от 5 до 16 лет: начиная с 12 лет ученики выполняли работу писцов в канцеляриях. Занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера; в школе царила суровая дисциплина, применялись телесные наказания. Осн. предметами были чтение, письмо и счёт. Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, устного чтения текста (обычно читали хором нараспев) и письменных упражнений. Писали тонкой тростниковой палочкой чёрной краской; красной начинали новый абзац (отсюда выражение "красная строка"). Сначала писали па черепках глиняных сосудов и обломках известняка.

Когда ученик овладевал письмом, ему разрешали писать на длинном узком (16 см) свитке папируса. Тексты для переписки подбирались с таким расчётом, чтобы содержание способствовало воспитанию чиновника (наставления, пронизанные бюрократич. моралью; религ. тексты, гимны н т. п.). Большое внимание уделялось счёту. Найдены были школьные "тетради" с решением задач, имеющих узкопрактич. характер (вычисление объёмов закромов и амбаров, площади поля, определение необходимого количества рабочей силы для различных работ и т. п.; вычисление площади и объёма различных геом. фигур). В "тетрадях" записывали ход решения задачи и ответ, нередко после ответа стоит фраза: "ты нашёл хорошо". Кроме уч. предметов, в школе обучали гимнастич. упражнениям, и плаванию, хорошим манерам. Существовали школы при храмах, где, помимо общих предметов, давали религ. образование, а кроме того, обучали астрономии н медицине. Дети высшей егип. знати учились в воен. школах, откуда выпускали начальников войск.

Техника и наука. Наиболее ранние следы сознат. деятельности человека, обнаруженные в долине Нила,- палеолитич. рубила из кремня и роговика.

В эпоху неолита (5-е тыс. до н. э.) появляются более специализированные шлифованные орудия, позднее - с 4-го тыс. до н. э. (культура Негада II) используется обсидиан. С переходом от охотничьего х-ва к скотоводству, а затем и земледелию применяются первые с.-х. орудия - мотыги, серп и т. п. Материалом для их изготовления служили камень, дерево, кость; появляются более сложные по форме, но вылепленные ещё от руки сосуды; сосуды высверливаются также из камня (алебастр). С 4-го тыс. начинает обрабатываться медь (герзейская культура), залежи к-рой имелись в Вост. пустыне и на Синайском п-ове, появляется гончарный круг, развивается керамич. и ткацкое произ-ва, вырабатывается фаянс, а с 3-го тыс. и стекло. Медь распространяется повсеместно. Со 2-го тыс. входит в употребление бронза. Первые отд. железные изделия, обнаруженные в Е., датируются около середины 2-го тыс. до н. э.; лишь тысячелетием позднее железо стало применяться широко. Больших успехов достигли египтяне в обработке золота и серебра, из которых они изготовляли подлинные шедевры искусства.

Т. к. земледелие в Е. возможно лишь при искусств. орошении, то ещё в доди-настич. эпоху начинают сооружаться каналы и дамбы. Для поливки полей применяли журавль (шадуф, древнейшие изображения 14 в. до н. э.) и позднее - водоподъёмное колесо (саккие). Плуг появляется в эпоху Раннего царства.

Осн. пути сообщения страны проходили по Нилу. Большие ладьи различных форм и назначения строились ещё с доди-настич. эпохи. Для сношений с др. странами (Сирией, Пунтом) использовались мор. суда, размеры к-рых увеличивались со временем. По суше грузы перевозились вьюками и салазками. Колёсный транспорт вошёл в употребление лишь с 18 в. до н. э.

Для стр-ва на всём протяжении истории Древнего Е. основным материалом служили глина и тростник. Для сооружения дворцов фараонов и крепостей применялся кирпич-сырец. Из камня возводились лишь храмы и царские усыпальницы (пирамиды). В обработке камня египтяне достигли поразительного совершенства. Кам. блоки отбивались от скал деревянными клиньями, которые поливали водой. Шлифовка и подгонка плит с предельной точностью производились песком и медными свёрлами, что было возможно при неограниченной дешёвой рабочей силе. Для подъёма тяжестейприменялись рычаги, качалки, журавли. Тягловой силой служили люди, реже - быки.

Потребности ирригации, стр-ва и гос. управления со сложной системой исчисления податей и зем. наделов обусловили развитие математич. и астрономич. знаний, к-рые имели чисто эмпирический, прикладной характер, никогда не поднимаясь до обобщений и теоретич. выводов, как, напр., в Греции. Ежегодные разливы Нила, начало к-рых совпадало с восхождением над горизонтом звезды Сириус, заставляло следить за движением небесных тел, что привело к зарождению начатков астрономии и возникновению, возможно ещё в 4-м тыс. до н. э., календаря. Год делился на 3 сезона (разлив, жатва, засуха) и 12 мес. по 30 дней, по истечении к-рых добавлялись ещё 5 дней без учёта часов и минут, что давало каждые 4 года расхождение в 1 день между астрономич. годом и календарным. Жрецы и писцы, накапливавшие в течение столетий науч. знания и опыт, определяли с помощью простейших инструментов (отвес, линейка) положение планет и звёзд, группируя последние в созвездия. Для измерения времени применялись солнечные и водяные (клепсидры) часы. Составлялись схематич. примитивные карты с учётом расстояния между населёнными пунктами и планы городов.

Дошедшие до нас математич. папирусы (один из важнейших хранится в Музее изобразит. искусств им. А. С. Пушкина в Москве), в основном сборники задач с решениями, доказывают, что египтяне не только ввели впервые десятичную систему счисления (правда, без позиционного обозначения), но и знали дробные числа, однако лишь такие, у к-рых числитель - единица. Сложение и вычитание производились обычным путём, умножение сводилось к сложению, а при делении определялось число, на к-рое следовало умножить делитель, чтобы получить делимое. Были известны арифметич. и гео-метрич. прогрессии. В эпоху Среднего царства возникают элементарные алгеб-раич. представления, решаются уравнения с двумя неизвестными. Высоки были познания египтян и в области планиметрии и особенно стереометрии: исчислялись площади прямоугольников, треугольников, круга (при я = 3,16, т. е. ошибка = 0,02), поверхность и объём простой и усечённой пирамид.

Бальзамирование умерших, что сопряжено со вскрытием тела, способствовало ознакомлению с анатомией и накоплению хирургич. опыта. Были изучены функции сердца, открыт закон кровообращения, имелись нек-рые представления о функциях мозга. С периода Древнего царства намечается специализация врачей, лечивших болезни и повреждения различных органов. Они производили трепанацию черепа, пломбировали зубы, накладывали хирургич. шины, для чего имелись наборы хирургич. инструментов. Однако вполне рационалистич. представления переплетались с верой в магию, колдовство, заклинания.

Мумификация, изготовление благовоний, лекарств, красок и т. п., а также опыт, полученный при выделке стекла и фаянса, благоприятствовали развитию химии. Для окрашивания стеклянных сосудов применялись в качестве примесей марганец, кобальт, окись цинка.

Торговые, а затем и воен. экспедиции, направлявшиеся с периода Древнего царства на С.- в Сирию и на Ю.- по Нилу в Куш и в экваториальные р-ны Африки, по Красному м. в Пунт, обусловили накопление и расширение географич. познаний. Представления о шарообразности Земли египтяне, однако, не имели. Сведения, полученные в 7 в. до н. э. финикийцами, объехавшими по приказу фараона Нехо вокруг Африки, влияния не оказали.

Насколько известно, историч. трудов в Египте до эпохи эллинизма создано не было. События фиксировались лишь в погодных летописях (напр., Палерм-ский камень) и сводились затем иногда в каноны, как, напр., списки царей (Туринский папирус). Велись анналы походов отд. фараонов (напр., Тутмоса III) или составлялись реляции с описанием их побед (надписи Аменхотепа II и Рамсеса II).

Познания египтян в различных областях оказали существ. влияние на развитие античной и, следовательно, европ. науки. Греки всегда смотрели на Е. как на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями.

Мифология и религия. Среди егип. мифов центр. место занимали осн. циклы: сотворение мира, наказание человечества за грехи, борьба бога солнца Ра с силами мрака в образе змея Апопа, смерть и воскресение Осириса и др. Создание Вселенной чаще всего приписывалось Ра, поднявшемуся из бутона лотоса, к-рый появился в предвечном водном хаосе (Нуне). Согласно представлениям египтян, из уст Ра вышли первые боги, а из его слёз возникли люди. По др. версии мифа, землю и людей вылепил бог-гончар Птах (или Хнум). Цикл мифов о наказании людей сильно отличается от вавилонского и библейского. Вместо потопа в егип. мифах Ра, разгневанный на людей, переставших повиноваться богам, посылает на землю свою дочь Сохмет-Хатор в образе львицы. Она истребляет людей и лишь с трудом удаётся богам её остановить и спасти остаток человечества. Красной нитью через эти мифы проходит мысль о всесилии богов, способных по своему усмотрению карать или осыпать милостями.

Религия древних египтян зародилась в первобытнородовых общинах и прошла длительный путь развития до сложных теологич. систем вост. деспотии. Для неё характерно прочное сохранение древнейших верований на всём протяжении истории Др. Египта: фетишизма (напр., поклонение камню беи-беи, связанное позднее с культом бога Ра), обожествления растений (напр., священной сикоморы богини Xamoр) и особенно зооморфизма (культа животных). Почти каждое егип. божество почиталось в виде к.-л. животного. Так, бога Анубиса почитали в виде волка, богиню Баст - в виде кошки, бога мудрости Тота - в виде ибиса или павиана, бога Гора -в виде сокола и т. д. На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств (т. е. наделение их человеческими качествами). При этом старые представления не исчезли, но стали сочетаться с новыми. Так, богиня Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, бог Тот - в виде человека с головой ибиса, и т. д. Убийство священного животного наказывалось смертью. Священных животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили на особых кладбищах. Переход от охотничьего х-ва к земледелию и скотоводству привёл к значит. переменам в религ. верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворявшие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и др. В образе бога Хапи египетские земледельцы почитали реку Нил.

У древних египтян был широко распространён культ мёртвых. Согласно их религ. представлениям, у каждого человека было неск. душ: Ба, изображавшаяся в виде птицы с человеческой головой, Ка, являвшаяся двойником человека, и др. По поверьям египтян, достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда обычай мумификации трупов. Для сохранения мумифицированного тела строилась гробница, к-рая снабжалась предметами, употреблявшимися покойным при жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки слуг ("ушебти" - ответчики). Египтяне верили, что силой магич. заклинаний покойный оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. После смерти душа покойного, согласно представлениям египтян, отправлялась в путешествие по загробному миру, где её подстерегали чудовища, спастись от к-рых можно было с помощью заклинаний и молитв, содержавшихся в "Книге мёртвых" - неотъемлемой части погребального инвентаря. 125-я гл. "Книги мёртвых" посвящена загробному суду над человеческой душой. Перед лицом верх. судьи загробного мира Осириса происходила психостасия - взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины. Сердце, отягощённое грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный пожирался страшным чудовищем Амамат-пожирательницей; праведники, сердца к-рых не нарушали равновесия весов, отправлялись в рай - "поля Иалу"

Первоначально в каждом доме чтили своего гл. бога: в Гелиополе поклонялись Ра-Атуму, в Фивах - Амону и т. д. Образовывались божеств. триады (напр., фиванская: Амоп - бог солнца, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны). Вокруг триады формировалась иерархия богов. Объединение номов в два гос-ва (Верхний Е. и Нижний Е.), а затем в единую деспотию (ок. 3-го тыс. до н. э.) сделало необходимым создание общегос. культов, унификацию религии. Гл. место в унифицированной религии занимали боги города-гегемона. Так, в эпоху Среднего и Нового царств, когда столицей гос-ва стали Фивы, фиванский бог Амоп стал гл. божеством Е., и егип. жрецы отождествили его с прежним верх. богом Ра.

Иерархия богов во главе с царём богов представляет собой отражение порядков вост. деспотии. Верх. бог (Ра-Атум, а позднее Амон-Ра) имеет свой двор, своего визиря (бога мудрости Тота), свои канцелярии и т. д. Офиц. религия объявила фараона воплощением бога, живым богом, предписывала воздавать ему божеские почести. Огромные пожертвования и различные льготы привели к усилению жречества, к-рое начало оспаривать власть у фараонов. Попытка Аменхотепа IV (Эхнатона) (кон. 15 - нач. 14 вв. до н. э.) подорвать могущество жречества введением монотеизма не удалась; введённый им культ единого бога солнца Атона вскоре был отменён. В 11 в. до н. э. фиванские жрецы захватили престол Е. и установили теократию.

В Е. сложилась богатейшая религ. и магич. лит-pa. Заговоры, молитвы, толкования, призывы богов оформлялись в сборники. Так возникли "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мёртвых" и др. религ. сборники. Примером развития егип. теологич. мысли может служить т. н. Мемфисский богословский трактат (вторичная кодификация относится к 8 в. до н. э.), в к-ром за много веков до христианства проводилась мысль о Логосе - слове, созидающем мир. Теология Древнего Е. получила большое распространение в религиях антич. мира и оказала значит. влияние на христ. догматику, иконографию, обрядность. Так, напр., на христианских иконах встречаются элементы зооморфизма: св. Христофор с головой собаки - потомок Анубиса. Культ Осириса оказал влияние на христианство, в частности на пасхальные обряды; изображение древнеегипетского загробного суда - на христианскую иконографию Страшного суда.

Литература. Древнейшие памятники, написанные на егип. языке, датируются 3-м тыс. до н. э., последние составлены в первые века н. э. Произведения лит-ры Е. дошли до нас в виде многочисленных иероглифических, иератических и демотических текстов, весьма разнообразных по содержанию и жанрам. Лит-ра Е. является одной из древнейших лит-р мира. Как и для других древневосточных лит-р, для неё характерна анонимность текстов. Осн. жанры егип. лит-ры: сказки, повествования, гимны и молитвы, эпистолярные тексты, дидактич. произв., басни, эпос, любовная лирика и др. Мн. сюжеты фольклора и лит-ры ряда древних и совр. народов мира впервые встречаются в егип. лит-ре. Это заслуженно привлекает внимание к ней мировой науки. Егип. сказки насыщены яркой и образной фантазией, горячей симпатией к человеку, убеждением в окончат. победе добра и справедливости над силами зла. Нек-рые из них носят явный отпечаток фольклора, напр. сказка о двух братьях, другие представляют собой результат творчества талантливых и опытных авторов, имена к-рых нам неизвестны (сказка о потерпевшем кораблекрушение и др.).

Под "повествованиями" подразумеваются тексты, не содержащие элементов сверхъестественного, близкие к реальному исто-рич. фону (Повесть Синухета, Повесть Петеисе). Изложены эти "повествования" в 1-м лице как воспоминания рассказчика. Их язык и стиль образный, яркий. Среди "повествований" выделяется папирус сер. 11 в. до н. э., содержащий отчёт о путешествии египтянина Ун-Амуна в Библ - одно из лучших произведений егип. лит-ры. В нём имеются интересные сведения о странах, расположенных по вост. побережью Средиземного м. Выдержанное в реалистич. тонах, это "повествование" является, несомненно, лит. обработкой подлинного отчёта. Египтяне высоко ценили подобное художеств. произведение, о чём свидетельствуют дошедшие до нас отд. сочинения в неск. экземплярах. "Повествования" историч. характера имели отношение к правящей династии и писались по заказу двора в интересах поднятия престижа центральной фараоновской власти. В дидактических произведениях, т. н. поучениях, как правило, упоминается автор - реальный или вымышленный (в последнем случае к.-л. известный мудрец прошедших времён). "Поучения" нередко содержат грубо утилитарные наставления, всевозможные мудрые советы, относящиеся к разным сторонам жизни.

Наряду с памятниками художеств. лит-ры к егип. лит-ре относят тексты пирамид и надписи царей и вельмож, обладающие лит. достоинством. Лит-ра Е. оказала влияние на лит-ры др. народов древности, в т. ч. на греческую (особенно в греко-римский период). Нек-рые егип. сюжеты через греков проникли в лит-ру европ. народов.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Призванное обслуживать потребности религии и официально-гос. культа обожествлённого фараона, иск-во Е. выражало свои идеи в строго канонич. форме. Но, невзирая на регламентацию, оно пережило сложную эволюцию, отразившу