БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ю изменения в по-литич. и духовной жизни егип. общества; в нём проявились яркие творч. индивидуальности, местные, локальные художеств. явления и школы. Невиданные до того времени общественно-гос. задачи побуждали егип. художников к поискам ясного, отточенного и впечатляющего художеств. языка. Ими были осмыслены и претворены в стройную систему осн. средства пластических иск-в: объём, масса, опора и перекрытие, ритм - в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура и фактура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре. В Е. сложились мн. классические архит. формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразит. иск-ва (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.), особое значение приобрёл скульптурный портрет.

Памятники художеств. культуры в долине р. Нил восходят к глубокой древности. В 5-4-м тыс. до н. э. примитивные жилища из глины и тростника постепенно сменяются прямоугольными в плане постройками из дерева н кирпича-сырца. Статуэтки людей и животных, росписи на стенах гробниц н сосудах, рельефы на культовых пластинах связаны с заупокойным культом и отражают магические охотничьи верования. Изображения, как правило, геометризованы и упрощены. Пространство заполняется отдельными, не связанными друг с другом фигурами, нередко находящимися в различных планах (росписи в Иераконполе, кон. 4-го тысячелетия до н. э.). Существовавший в это время принцип изображения частей человеческой фигуры в разных аспектах (то в профиль, то в фас) сохранился в иск-ве Е. и в дальнейшем. На рубеже 4-3-го тысячелетий до н. э. композиция приобретает большую упорядоченность и разбиваетсяна полосы, появляются попытки выделить размером фигуру вождя, часто представляемого в образе быка. В период Раннего царства начинают складываться принципы др.-егип. иск-ва, ставшие основой его развития на неск. тысячелетий. Формируется иерархия видов и жанров иск-ва.

В системе иск-в ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с поминальным культом. Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи. Осн. видом культовой архитектуры этого времени является мастаба - прямоугольная в плане наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй. Геом. обобщённость, симметрия и статика присуши и скульптуре этого времени (статуя фараона Хасехема, нач. 3-го тыс. до н. э.). В рельефах усиливаются ритмич. упорядоченность композиции и графич. чёткость силуэтов, изображения строго подчиняются плоскости камня (палетка фараона Нармера, ок. 3000 до н. э.). В период Древнего царства найденные ранее художеств. приёмы обретают стилистич. законченность. Возникают новые архит. типы. Зодчий Имхотеп создаёт архит. тип пирамиды. Для фараона Джосера он строит в Саккаре комплекс заупокойных сооружений, центром к-рого является ступенчатая гробница-пирамида, состоящая из 6 уменьшающихся кверху мастаб. В дальнейшем зодчие Древнего царства лишь совершенствовали форму пирамиды, выравнивая её стены и придавая её очертаниям геом. ясность и чистоту. Завершённый тип пирамиды представлен в комплексе в Гизе, включающем пирамиды фараонов Хеопса (зодчий Хемиун), Хефрена и Микерина (илл. см. т. 2, табл. XXVII). Предельная простота форм в сочетании с гигантскими размерами создаёт архит. образ, исполненный отчуждённого сверхчеловеческого величия.

Расположенные у пирамид строгие ряды мастабообразных гробниц придворных и величественная фигура сфинкса отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества. Находящиеся вблизи пирамид поминальные храмы, огороженные стенами и внешне напоминающие маетабу, состояли из прямоугольных залов, потолки к-рых опирались на массивные 4-гранные столбы. Храмы соединялись длинными крытыми ходами с аналогичными зданиями, служившими своего рода вестибюлями. Ритмически чередующиеся простые геом. формы, гладкие, полированные поверхности стен, пола и потолка, сложенных из различных пород камня, служили фоном для застывших в неподвижности статуй фараона-божества. К концу Древнего царства композиция поминальных храмов усложняется. К ним добавляется двор, обнесённый стеной и окружённый внутри рядом монументальных, отточенных по форме колонн с обобщёнными капителями, воспроизводящими различные растения Египта - пальму, папирус, лотос. В эпоху Древнего царства возник и иной тип храма, обычно посвящавшийся гл. божеству Египта - богу солнца Ра. Такой храм, прямоугольный в плане, имел, как правило, открытый двор со святилищами по сторонам и с обелиском, вершина к-рого была обита золотом.

Существ. место в иск-ве Древнего царства занимают настенная живопись, круглая скульптура и рельеф, тесно связанные с заупокойным культом. Статуи фараонов и их приближённых ставились в гробницах и поминальных храмах. Покрывавшие стены гробниц росписи и рельефы воспроизводят подробные картины благополучной жизни в царстве мёртвых - сцены приношений и празднеств, богатые поместья и изобильные поля с работающими на них рабами и т. п. В них находят широкое отражение жизнь и быт египтян. Разбитые на полосы, строго подчинённые плоскости, ритмически чередующиеся изображения бытовых сцен на рельефах и росписях отличаются, несмотря на соблюдение осн. канонов, относительно большей свободой и непринуждённостью, чем изображения фараонов. В них проявляются свойственные егип. художникам богатая творч. фантазия, чувство ритма, красоты обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тысячелетия до н. э.). В эпоху Древнего царства большое развитие получил скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Чётко разграниченные на типы (идущий человек с выставленной вперёд ногой, сидящий со скрещёнными ногами и т. п.), отличающиеся торжеств. статикой портретные статуи этого времени поражают ясностью и точностью передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, царевича Анххафа, жреца Ранофера, писца Каи и др.).

Виртуозные мастера обработки камня, егип. скульпторы не преодолевают, а выявляют его природные свойства: твёрдость, тяжесть, статику. В произведении всегда угадывается изначальная структура материала. Объёмы изваяний обобщены, переходы между ними сглажены. Тщательно выполненные детали одежды, головные уборы, ювелирные украшения играют в статуях роль декоративных элементов.

В эпоху Среднего царства в искусстве Е. появляется ряд новых черт. Гробницы фараонов утрачивают грандиозность. Пирамиды имеют теперь, как правило, лишь кам. каркас из стен, расходящихся от центра к сторонам и углам пирамиды, промежутки между к-рыми заполняются кирпичом, песком, обломками камней. В архитектуре проявляется влияние провинц. традиций-мастабы сменяются скальными гробницами, вырубленными в склонах гор, вход в к-рые обычно оформляется в виде портика с 2 или 4 колоннами. Последние нередко имеют каннелюры, круглую базу и прямоугольный абак. Колоннады и портики играют большую роль в архитектуре поминальных храмов этого времени, к-рые часто отделяются от гробницы и имеют удлинённую осевую композицию (храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри).

В эпоху Среднего царства расширяется стр-во ирригац. сооружений (каналы, плотины, дамбы, водохранилища в районе Файюма), усиливается рост городов. По остаткам г. Кахун в районе Файюма (нач. 2-го тыс. до н. э.) можно судить о резком классовом неравенстве: кварталы строит. рабочих, отделённые от остальной части города стеной, состоят из маленьких глинобитных хижин; жилища вельмож, как правило, огороженные глухой стеной, строятся из кирпича-сырца и имеют множество прямоугольных помещений с колоннами и портиками, галереи, внутр. дворы; стены и потолки дворцов покрываются росписями; к дворцам примыкают многочисл. служебные постройки (илл. см. т. 7,. стр. 209).

В изобразит. иск-ве Среднего царства усиливаются реалистич. тенденции. В стенных росписях гробниц правителей номов (номархов) изображения приобретают большую композиц. свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, растений, зверей и птиц (росписи гробниц в Фивах, 21 в. до н. э., и Бени-Хасане, 20 в. до н. э.). Рост индивидуалистич. устремлений проявляется наиболее ярко в скульпт. портрете. Статуи фараонов при сохранении традиц. канонов композиции остро фиксируют индивидуальные и возрастные физич. особенности модели. В них появляются элементы раскрытия характера (портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменсмхета III, 19 в. до н. э.). Виртуозная обработка твёрдых пород камня (гранита, диорита) в портретах этого времени как бы отражает борьбу скульптора с материалом. Инструмент скульптора глубоко врезается в массу камня, выявляя чёткую структуру лица и придавая изображению драматич. экспрессию.

После периода упадка, вызванного нашествием гиксосов (1700- ок. 1580 до н. э.), иск-во Египта переживает яркий расцвет в эпоху Нового царства. Успешные походы в Азию и приток богатств обусловливают исключит. роскошь быта егип. знати этого времени. Суровые, драматич. образы эпохи Среднего царства сменяются утончённо-аристократическими. Усиливается стремление к изяществу и декоративной пышности. В архитектуре получают развитие традиции предыдущего периода. Созданный в нач. 15 в. до н. э. архитектором Сенмутом храм царицы Хатшепсут в Дейрэль-Бахри представляет собой развивающийся в пространстве архитектурный комплекс, состоящий из двух ярусов террас, обрамлённых портиками, обнесённого колоннадой открытого двора и вырубленного в скалах святилища. Строгие линии карнизов и протодорич. колонн контрастируют своей разумной упорядоченностью с хаотическими расщелинами скал. Исполненные мягкости и изящества статуи, рельефы и росписи придают храму просветлённость и гармоническую ясность. Усиление интимнолирич. начал характерно и для стенных росписей этого времени. В них появляются невиданная до тех пор свобода движений и ракурсов, тонкость красочных сочетаний. Особой популярностью пользуются сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. В изображения широко вводится пейзаж (росписи гробниц Рехмира, Нахт и Дже-серкарасенеба в Фивах, кон. 15 в. до н. э.).

В рельефах нарастают изощрённое изящество линий и тонкость обработки поверхности камня. Особое развитие получает углублённый рельеф с изысканной игрой светотени (рельефы храма Хатшепсут, нач. 15 в. до н. э., гробницы Рамеса в Фивах, кон. 15 в. до н. э.). Наряду с полускальными храмами в архитектуре Нового царства получают распространение храмы-святилища открытого типа. Такие храмы имеют, как правило, обнесённый колоннадой открытый двор и гипостиль с рядами монументальных лотосовидных или папирусовидных колонн, за к-рым следует святилище со статуями богов. Вход в храм оформляется в виде двух пилонов с дверным проёмом между ними, перед к-рыми воздвигаются обелиски и статуи богов или фараонов. К храму ведёт аллея сфинксов. Стены храмов украшаются рельефами со сценами военных побед фараонов (храмы бога Амона-Ра в Карнаке, 16-12 вв. до н. э., и Луксоре, 15-13 вв. до н. э.). В период правления фараона Эхнатона упраздняются культы старых богов, вводится культ бога Атона.

Строится новая столица Е.- Ахетатон. Искусство времени Эхнатона отличается полемич. заострённостью образов, гротескной утрировкой индивидуальных болезненно-уродливых черт фараона. Разрыв со старыми канонами приводит к появлению новых тем: фараон часто изображается в семейной обстановке, беседующим с женой и ласкающимдетей (рельеф с изображением семьи Эхнатона, 1-я четв. 14 в. до н. э.). К концу правления Эхнатона гротескная заострённость сменяется аристократической утончённостью и классической ясностью образов. Шедеврами др.-егип. иск-ва являются выполненные скульптором Тутмесом портреты фараона и его жены Нефертити, отличающиеся строгим изяществом линий, тонкостью портретной характеристики, мягкостью виртуозной обработки поверхности камня. Традиции искусства времени Эхнатона продолжались его непосредств. преемниками. Сохраняя технич. совершенство и декоративное изящество, иск-во Е. 1-й пол. 14 в. до н. э. приобретает, однако, оттенок академич. холодности (находки из гробницы фараона Тутанхамона - золотая маска, трон, сосуды, ларцы с рельефными и расписными изображениями - 1-я пол. 14 в. до н. э., Егип. музей, Каир). Традиции эпохи Эхнатона продолжают сохраняться в работах ряда фиванских и мемфисских мастеров. Острой характерностью образов, непосредственностью передачи эмоций и обобщённостью контурного рисунка отличаются рельефы и росписи с изображением рабов и плакальщиков (один из лучших рельефов на эту тему - в моск. Музее изобразит. иск-в).

Во 2-й пол. 14 в. до н. э. расширяется храмовое стр-во. Сооружаются новые святилища в храмах бога Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Иск-ву этого времени свойственно стремление к парадной пышности и тяжеловесности форм (гипостиль храма в Карнаке с 134 массивными колоннами, с цветными рельефами на стенах и стволах колонн; илл. см. т. 6, стр. 544). Вновь получает распространение скальный тип храма (целиком высеченный в скале Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбеле с 4 гигантскими статуями фараона у входа и уменьшающимися в глубину 2 огромными залами со статуями, приставленными к столбам).

Высокого уровня достигает в Е. декоративно-прикладное иск-во (сосуды и блюда из шифера, алебастра, хрусталя, фигурные туалетные ложечки из слоновой кости и дерева, золотые браслеты, ожерелья и кольца, инкрустированные драгоценными камнями, резные и расписные ларцы, художеств. мебель и др.). Подчиняющиеся осн. стилистич. закономерностям др.-егип. иск-ва бытовые изделия отличаются строгой отточенностью форм, изысканной декоративной красочностью, тонкостью отделки.

Последний расцвет др.-егип. иск-ва происходит при фараонах т. н. Саисской династии (7 в. до н. э.). Для этого времени характерно обращение к древним традициям, эклектич. соединение художеств. приёмов различных эпох. Тщательно обработанные и отполированные, статуи и рельефы этого периода часто отмечены академич. отвлечённостью. Вместе с тем к 7 в. до н. э. относится и ряд портретов, выразительных по характеристике (статуя Мантуэмхета).

После завоевания страны Александром Македонским (4 в. до н. э.) Е. включается в сферу эллинистической культуры, а позлее-культуры Рима Древ него. Культовая архитектура этоговремени, сочетающая антич. и др.-егип. формы, отмечена чертами эклектизма (храм бога Гора в Эдфу, 3-1 вв. до н. э.). Оригинальный сплав др.-егип. и рим. традиций представляют собой живописные портреты 1-4 вв. н. э., найденные в оазисе Файюм (см. Фаюмские портреты). С переходом Е. под власть Византии (кон. 4 в.) в стране складывается один из своеобразных местных вариантов христ. иск-ва (см. Копты). После завоевания страны арабами (7 в.) Е. становится одной из областей распространения арабской культуры.

Илл. см. на вклейках - к стр. 40-41 и табл. III, IV (стр. 64-65).

Музыка. Музыкальная культура Е.- одна из самых древних. Первые дошедшие до нас материальные памятники муз. культуры относятся к нач. 3-го тыс. до н. э. Это различные муз. инструменты - трещотки, погремушки, свистки из ракушек и т. д. О распространении музыки в быту свидетельствуют также многочисл. памятники изобразит. иск-ва - барельефы на стенах гробниц, росписи с изображением певцов и музыкантов. Музыка была непременным спутником массовых празднеств. религ. обрядов, сопровождала трудовые процессы. Нотных записей или теоретич. трудов, на основе к-рых можно было бы составить представление о характере музыки Е., не обнаружено. Но на основании ряда данных исследователи пришли к выводу, что в Е. существовала преим. одноголосная музыка, носившая, как и у др. народов ранних цивилизаций, синкретич. характер; она была неразрывно связана с танцем, пантомимой, драматич. представлениями, лит-рой. Постепенно произошло разделение музыки на культовую, придворную и народную, к-рые развивались параллельно и были тесно связаны друг с другом. Обогащался инструментарий, усложнялись формы исполнения, возникали ансамблевые виды исполнительства, зародилось иск-во хейрономии (одна из ранних форм руководства хоровым исполнением, прообраз будущего дирижирования). В эпоху Нового царства, по-видимому, зародились и примитивные формы многоголосной музыки. Анализ муз. инструментов показывает, что большинство из них было способно воспроизводить звуки звукоряда без полутонов, что подтверждает распространение пентатоники, характерной для большинства стран Востока. Есть основания полагать, что отд. инструменты, сохранившиеся в быту народов, населяющих АРЕ, также происходят из Древнего Е. В различных музеях мира хранятся мн. инструменты Ё.: систры (погремушки), арфы, флейты, гобои, деревянные и бронзовые трубы, свирели, пневматич. и гидравлич. органы, ударные разных видов. Муз. культура Е. испытала влияние соседних народов; в период Нового царства при дворе наряду с местной капеллой была создана и сирийская капелла.

В Е. зародились также основы этич. понимания муз. иск-ва. Егип. источники подразделяют музыку на "полезную" и "вредную". Исполнители музыки - проф. музыканты-поэты пользовались большим почётом, считались родственниками фараонов. В эллинистич. и рим. периоды музыка в Е. сохраняла свою самобытность. После завершения периода рим. владычества в Е. начался новый период развития муз. культуры этой страны, тесно связанный с муз. иск-вом турок, арабов и др. народов.

Лит.: Очерки по истории техники Древнего Востока. под ред. В. В. Струве, М. - Л., 1940; Лукас А., Материалы и ремесленные производства Древнего Египта, пер. с англ., М., 1958; Черезов Е. В., Техника сельского хозяйства Древнего Египта. (Конспект лекций), Черновцы, 1968; Кинк X. А., Как строились египетские пирамиды, М., 1967; Лауэр Ж. Ф., Загадки египетских пирамид, пер. с франц., М., 1966; Выгодский М. Я., Арифметика и алгебра в древнем мире, 2 изд., М., 1967; Нейгебауер О., Точные науки в древности, пер. с англ., М.. 1968; Весе