| горной котловине в пределах Юньнаньского нагорья на вые. ок. 1900 м. Пл. ок. 500 км2. Сток в р. Пудухэ, приток р. Янцзы. Судоходство, рыболовство. Вблизи сев. берега Д.- г. Куньмин.
ДЯТЛОВО, посёлок гор. типа, центр Дятловского района Гродненской обл. БССР, в И км от ж.-д. ст. Новоельня (на линии Вильнюс - Барановичи-Полесские). Маслодельный з-д.
ДЯТЛОВЫЕ (Picidae), семейство птиц отр. дятлообразных.
Дятловые: 1- дятелок (Picumnus cirratus); 2- золотой дятел; 3- зелёный дятел; 4-вертишейка; 5 - желна; 6- большой пёстрый дятел; 7- трёхпалый дятел.
Дл. тела от 8 до 50 см. 3 подсемейства: дятлы (Picinae), дятелки (Picumninae) и вертишейки. Д.- преим. обитатели леса, приспособленные к жизни на деревьях. Ноги короткие, с длинными пальцами и острыми когтями. Крепкий клюв и мощная мускулатура шеи, а также жёсткие рулевые перья хвоста, служащие опорой при лазаний по деревьям, позволяют дятлам долбить кору и древесину (в поисках пищи или при постройке дупла для гнезда). Дятелки и вертишейки, имеющие мягкие рулевые перья и слабый клюв, либо совсем не долбят древесину (вертишейки), либо могут справиться лишь с самой мягкой, гнилой древесиной (дятелки). Язык у Д. червеобразный, они могут выдвигать его очень далеко при обследовании ходов насекомых под корой или в древесине. Найденное насекомое либо прилипает к языку, смоченному липкой слюной, либо прокалывается, как острогой, острым концом языка. Зелёные Д. и обитатели пустынь - перуанский дятел Colaptes rupicola и южноафр. дятел Geocolaptes olivaceus - кормятся преим. на земле. Гнездятся Д. в дуплах деревьев и гигантских кактусов, обитатели пустынь - в норах или среди камней. В кладке 3-7 белых яиц. Птенцы вылупляются голыми. Лишь немногие виды перелётны. 224 вида; распространены повсеместно, кроме Мадагаскара, Австралии, Н. Гвинеи, Н. Зеландии и Полинезии. В СССР 15 видов; наиболее известны: желна, зелёный (Picus viridis) и седой дятлы (P. canus), большой пёстрый дятел (Dendrocopos major), широко распространённый в лесной зоне, трёхпалый дятел (Picoides tridactylus.) и вертишейка. Осн. пища - насекомые, обитающие под корой и в древесине; нек-рые Д. поедают муравьев на муравейниках. В холодное время года питаются также семенами, раздалбливая шишки ели, сосны и др. деревьев; нек-рые Д. весной пьют сок деревьев, делая в коре небольшие дырки. В зависимости от обстоятельств преобладает либо польза, либо вред, приносимые Д. лесному х-ву. Лит.: Познании Л. П., Экологическая морфология птиц, приспособленных к древесному образу жизни, М.- Л., 1949 (Тр. Ин-та морфологии животных АН СССР, т. 3, в. 2); Формозов А. Н., Осмоловская В. И., Благосклонов К. Н., Птицы и вредители леса, М., 1950; Птицы Советского Союза, т. 1, М., 1951.
А. И. Иванов.
ДЯТЛООБРАЗНЫЕ (Piciformes), отряд птиц; по анатомич. особенностям близок к ракшеобразным и воробьиным. Древесные птицы мелких и средних размеров. Гнездятся в дуплах или норах; яйца белые; у большинства Д. птенцы вылупляются голые. По внешнему виду и образу жизни очень разнообразны. 6 сем.: якамары, ленивки, туканы, медоуказчики, бородастики и дятловые. Ок. 400 видов. Распространены широко; отсутствуют только на Мадагаскаре, в Австралии, Н. Зеландии, Н. Гвинее и Полинезии. Наиболее богато представлены Д. в тропич. лесах.
Лит.: Руководство по зоологии, т. 6, М.-Л., 1940; Щульпин Л. М., Орнитология, Л., 1940.
ДЯТЛЫ, семейство птиц отряда дятло-образных; то же, что дятловые.
ДЯТЬКОВО, город (до 1938- посёлок) в Брянской обл. РСФСР. Ж.-д. ст. в 47 км к С. от Брянска. 27 тыс. жит. (1970). Хрустальный з-д (см. Дятъковский хрустальный завод). Предприятия деревообрабат. пром-сти. Индустриальный техникум.
ДЯТЬКОВСКИЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ ЗАВОД, крупный завод сортовой (столовой) стеклянной посуды и изделий из хрусталя, одно из старейших предприятий отечеств. стекольной пром-сти. Находится в г. Дятьково Брянской обл. РСФСР. Осн. в 1790 И. Мальцевым. Осн. видом продукции был высокохудожественный хрусталь с виртуозно тонкой ("мальцовской") алмазной гранью и изделия с нацветом. Славилась дять-ковская гутная посуда, предназначенная для крестьянского обихода, что определяло формы и декор этих изделий: в их росписи всегда преобладали мотивы с яркой расцветкой и цветочной орнаментацией. На 1-й публичной выставке российских мануфактурных изделий в Петербурге (1829) дятьковский хрусталь отмечен золотой медалью. Условия труда рабочих были крайне тяжёлыми. В 1905-14 на заводе произошли крупные политич. забастовки. За годы Сов. власти завод вырос, технически реконструирован. В годы Великой Отечеств. войны завод был полностью разрушен нем.-фаш. захватчиками. После изгнания оккупантов (сент. 1943) одновременно с проведением восстановит, работ на заводе механизировано произ-во прессованных массовых изделий, установлены стеклообрабатывающие станки новейшей конструкции, применён химич. способ полировки хрустального стекла и др. изделий. Художники (Е. С. Шувалов, М. В. Грабарь и др.) создают новые формы сосудов и разнообразят приёмы обработки и украшения хрусталя (глубокое травление, гравировка) и стекла (напр., налепы, применяемые худ. В. Я. Шевченко в декорировке изделий из цинко-сульфидного стекла). Изделия з-да удостоены бронз. медали на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958, на ВДНХ -диплома 2-й степени в 1960 и 1-й степени в 1968. З-д награждён орденом Трудового Красного Знамени (1965). Илл. см. при ст. Стекло.
Лит.: Каталог выставки стекла Дятьковского хрустального завода, М., 1971.
Е, шестая буква рус. алфавита. Совр. начертание получила в нач. 18 в., при Петре I, после введения гражд. азбуки. Ранее имела начертание старослав. кирилловской буквы е (честь"), восходящее к букве греч. унциала е. В глаголич. алфавите ей соответствовала буква э. Цифровое значение в кириллице 5, в глаголице 6. Буква "Е" обозначает на письме: 1) гласную "э" после мягких согласных ("лес") и твёрдых шипящих ("жест", "шест"); 2) гласную "э" после "ц" ("цель") и после твёрдых согласных в ряде заимствованных слов ("тент", "кашне"); 3) сочетание "йэ" в начале слова ("ель"), после гласной ("поехал") и после согласной (в этом случае перед "Е" пишутся т. н. разделительные "ъ" и "ь" - "съезд", "пьеса"). После орфо-графич. реформы 1917 "Е" стали писать вместо "ъ" (см. Ять), имевшей в это время то же буквенное значение, что и "Е" - "сено" ("сЬно"). Т. к. написание буквы "Ё" не является обязательным, часто вместо неё пишется "Е": "лен" ("лён"), "желтый" ("жёлтый"), "елка" ("ёлка"), "заем" ("заём"), "объем" ("объём"), "пьет" ("пьёт").
Ё, седьмая буква рус. алфавита. Введена в употребление Н.М.Карамзиным (1797). Обозначает на письме: 1) гласную "о" после мягких согласных и твёрдых шипящих: "лёд", "жёлтый"; 2) сочетание звуков "йо" (неслоговой звук "и" и слоговое "о"): а) в начале слова: "ёлка", б) после гласных: "её", "заём", в) после согласных и разделит, знака "ъ" или "ь": "съёмка", "шьёт". Буква "Ё" не является обязательной, когда значение слова остаётся понятным, напр, "шел", "веселый"; пишется для различения смысла, напр, "всё сделали". В нек-рых заимствованных словах вместо буквы "Е" пишется: а) "ио" в начале слова: "иод", "йота" или "йо": "Йорк", б) "ьо" после согласных: "батальон", "сеньор" и др.
ЕАСС, см. Единая автоматизированная система связи.
ЕВА (др.-евр. Хавва), по библейской мифологии жена Адама, сотворённая богом из ребра Адама; первая женщина и праматерь рода человеческого в иуда-истской, христианской, затем мусульм. мифологии. Согласно легенде, по наущению змея вкусила сама и уговорила Адама отведать "запретный плод с древа познания добра и зла". За этот "грех", навлёкший проклятие на всё человечество, Е. вместе с Адамом была изгнана богом из рая.
ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ, наименование ряда протестантских церквей (Евангелич. церковь аугсбургского и гель-ветич. вероисповедания - в Австрии; Датская лютеранско-евангелич. церковь, Евангелич. церковь - в ФРГ, ГДР, Зап. Берлине; Евангелич. церковь чешских братьев - в Чехословакии; Евангелич. методич. церковь - в Чехословакии и др.). Источником вероучения Е. ц. считают Священное писание, в первую очередь Евангелия (отсюда назв.). Большинство Е. ц.- лютеранские.
ЕВАНГЕЛИЯ (от греч. euangelion, букв.- благая весть), раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе Христе. Е. разделяются на канонические, т. е. включённые церковью в состав Нового завета, и апокрифические (см. Апокрифы). Канонические Е.- один из гл. источников христианского вероучения и культа. Церковь приписывает авторство Е. либо ученикам Христа, либо ученикам апостолов. Канонич. Е. четыре: три из них (Марка, Матфея и Луки), рассказ к-рых в общих чертах совпадает, наз. синоптическими (от греч. synopsis -совместное обозрение); четвёртое Е., сильно отличающееся от синоптических, Е. Иоанна. Из синоптич. Е. наиболее краткое - Марка. Е. Марка послужило источником для Е. Луки и Матфея. Помимо того, в Е.Матфея и Луки использованы не дошедший до нас памятник (условно наз. в науч. лит-ре Q, от нем. Quelle - источник), а также, вероятно, устная традиция. Согласно церковной традиции, Е. Иоанна - самое позднее из канонических, однако нек-рые совр. учёные (напр., В. Хартке, ГДР) высказывают предположение, что в его основе лежит очень ранний текст (представлению о его относит, древности способствовало то обстоятельство, что именно это Е. содержит множество параллелей с текстами кумранских рукописей; см. Мёртвого моря рукописи). Вопрос о времени составления Е. спорен. Как церк. традиция, относящая Е. Марка к 40 н. э., так и точка зрения ряда исследователей (напр., сов. исследователя Р. Ю. Виппера), по к-рой Е. возникли после сер. 2 в., неприемлемы. Из наличия в Е. нек-рых намёков на иудейское восстание 66-70 следует, что Е. появились не ранее 70. Вместе с тем сохранился папирусный фрагмент Е. Иоанна, датируемый ок. 125. Скорее всего Е. складываются на рубеже 1-2 вв. (нек-рые места из Е. использованы в Посланиях Игнатия, написанных в этот период; Е. Марка и Матфея упоминаются Папием, епископом Иерапольским, писавшим, вероятно, в 1-й четв. 2 в.). Место составления Е. также дискуссионно. Канонич. Е. не являются переводом с арамейского и возникли за пределами Палестины; Е. Марка содержит значит, число латинизмов (христ. богослов рубежа 2-3 вв. Климент Александрийский считал, что оно было написано в Риме); возникновение Е. Матфея и Иоанна в науч. лит-ре связывают обычно с Сирией (вопреки церк. традиции, относящей написание Е. Иоанна к Эфесу); запись Е. Луки относят к разным местам - от Кесарии до Рима. Авторы Е. неизвестны, а церк. традиция о них (в частности, приписывающая авторство Е. Иоанна "любимому ученику" Иисуса Христа, не названному по имени) не обоснована. Возможно, что составлению Е. предшествовали недошедшие записи т. н. логий (речений Иисуса Христа), к-рые могли быть составлены по-арамейски [среди апокрифич. Е., найденных в Хенобоскионе (АРЕ), имеется коптский перевод Е. Фомы: это Е. содержит только речения Христа (иногда не совпадающие с канонич. текстом), но никакого рассказа о его "земной биографии"]; "предъевангелие", состоявшее из логий, постепенно обросло повествованием о деятельности Иисуса, о творимых им чудесах.
В Е. отразилось различие в тенденциях разных политич. и этнических групп. В Е. Луки больше звучит осуждение богатых, в нём содержится притча о Лазаре с явной апологией нищеты, в Е. Матфея осуждение богатства значительно смягчено. Е. Матфея теснее связано с первоначальной евр. средой, в к-рой складывалось христианство, тогда как Е. Луки избегает евр. терминологии и обращено, по-видимому, к христианам, вышедшим из языч. среды. В Е. Иоанна, вероятно, нашли отражение нек-рые идеи гностицизма, чуждые синоптич. Е., оно во многом "рационализировано" - освобождено от многих грубых чудес, которыми изобилует рассказ синоптиков.
Науч. критика выявила большое количество противоречий как между разными Е. (особенно между Е. Иоанна и синоптическими), так и внутри отд. Е. Напр., по Иоанну, проповедь Иисуса продолжалась 3-4 года, а по Марку -1 год. Нагорную проповедь Иисус произносил, по Матфею, на горе, а по Луке - "на ровном месте". Противоречиво изложено и учение Иисуса. В Е. Матфея, с одной стороны, встречается утверждение: "Блаженны миротворцы", с другой - в уста Иисуса вложены слова: "Не мир пришёл я принести, а меч"; в том же Е. брак объявляется нерасторжимым ("что бог сочетал, того человек да не разлучает"), вместе с тем обещается "жизнь вечная" тому, кто оставит жену во имя Христа. Если в Е. Луки выражены социальные требования бедноты -блаженство обещается "нищим" (в рус. переводе текст искажён: дано "нищие духом") и "алчущим", то в соответствующих местах Е. Матфея идёт речь о "нищих духом" и "алчущих и жаждущих правды", т. е. проблема перенесена в плоскость чисто духовной программы совершенствования. Критики отметили также ошибки авторов Е., касающиеся природы, быта и обществ, институтов Палестины (напр., упоминание Лукой двух первосвященников -Анны "и Каиафы в Иерусалиме, в то время как у иудеев мог быть только один первосвященник).
В Е. нашли яркое выражение идеи непротивления злу, призыв к смирению. Ими пронизана Нагорная проповедь Иисуса (в Е. Матфея и Е. Луки): "Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...", "блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать" и т. п. Е. сулят великую награду на небесах всем гонимым и притесняемым на земле.
Евангельская проповедь о непротивлении злу, о смирении и терпении, о загробном воздаянии блаженства за земные страдания постоянно использовалась господств. классами для удержания трудящихся в повиновении. Вместе с тем евангельские призывы к бедности и простоте часто становились обоснованием критики господств. церкви и социального неравенства.
Призывы Е. к смирению и терпению используются и ныне церковью бурж. гос-в в интересах классового мира и укрепления устоев империализма.
Лит.: Крывелев И. А., Евангельские сказания и их смысл, М., 1959; Свенцицкая И. С., Запрещенные евангелия, М., 1965; Ленцман Я. А., Сравнивая евангелия, М., 1967; Кубланов М. М., Новый завет. Поиски и находки, М., 1969; Dibе1ius М., Die Formgeschichte des Evangeliums, 4 Aufl., Tubingen, 1961; Hartke W., Vier urchristliche Parteien und ihre Vereinigung zur apostolischen Kirche, Bd 1 - 2, В., 1961; см. также лит. при ст. Библия.
А. П. Каждан.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ, одна из близких баптизму христианско-про-тестантских сект зап. происхождения. В России её последователи известны с кон. 19 в. как редстокисты - по имени лорда Г. Редстока, проповедовавшего в кругах петерб. аристократии, и как пашковцы - по имени богача и филантропа полковника В. А. Пашкова. Отдавая предпочтение евангельским заветам, Е. х., в отличие от баптистов, считают "спасёнными" не только избранных, но и всех уверовавших в Евангелие, путь же к "спасению" каждый волен выбирать сам. Е. х. с самого начала пытались выступать выразителями интересов трудящихся. В разное время издавали журналы "Русский рабочий", "Беседа", "Сеятель" и др. В Революции 1905-07 ярко проявилась прокадетская ориентация верхушки Е. х.; после Февральской революции 1917 организовали партию "Воскресение". Не приняв Великой Окт. социалистич. революции, руководители Е. х. противопоставили ей религ. "революцию духа". В сер. 20-х гг. перешли на лояльные позиции по отношениию к Сов. власти. В 1944 Е. х. объединились с баптистами в церковь евангельских христиан-баптистов .
Лит.: Клибанов А. И., История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в.- 1917 г.), М., 1965; его же, Религиозное сектантство и современность, М., 1969; Митрохин Л. Н., Баптизм, М., 1966. Ю. Б. Пищик.
ЕВБУЛ (Eubulos) (ок. 405-330 до н. э.), афинский оратор и гос. деятель. Современник и политич. противник Демосфена, стоявший за союз Афин с Македонией. Будучи избранным на должность гос. казначея, в 354 провёл закон об увеличении теорикона, т. е. зрелищных денег, предназначенных для раздачи гражданам в дни празднеств и зрелищ, и сократил расходы на воен. нужды (закон действовал до 339). В 346 Е. выступил за заключение крайне невыгодного для Афин Филократова мира с македонским царём Филиппом П.
ЕВБУЛИД из Милетa (Eubulides) (4 в. до н. э.), древнегреческий философ-идеалист, представитель мегарской школы. В духе идей этой школы доказывал неистинность чувственных восприятий реальных вещей и явлений: истинно-сущее - это не материальное и единичное, а лишь общее и идеальное. Для обоснования этого Е. в традиции Зенока Элейского выдвигал ряд софизмов: "Лжец", "Покрытый", "Сорит (куча)" и др. Нек-рые из них фиксируют диалектику количества и качества (на что обратил внимание Г. Гегель - см. Соч., т. 10, М., 1932, с. 95-102).
Соч. в кн.: Deycks F., DeMega-ricorum doctrina..., Bonn, [1827].
Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 144-45; Mallet С h. A., Histoire de 1'ecole de Megare..., P., 1845.
ЕВГЕНИЙ IV (Eugenius), в миру -Габриеле Кондульмер (Gabriele Condulmer) (1383, Венеция,-23.2.1447, Рим), папа римский с 1431. Вёл ожесточённую борьбу с Базельским собором (требовавшим поставить собор выше папы), созвал в противовес ему Флорентийский собор (1438-45); привлёк на свою сторону путём различных уступок ряд государей Европы (Испании, Франции и др.) и тем самым добился изоляции ставленника Базельско-го собора - папы Феликса V (признанного позднее антипапой). Е. IV удалось заключить Флорентийскую унию 1439 [между западной (католической) и восточной (православной) христ. церквами] на условиях признания верховенства папы, к-рая, однако, была отвергнута Византией и Русью.
ЕВГЕНИЙ САВОЙСКИЙ (Eugen von Savoyen) (18.10.1663, Париж,-21.4.1736, Вена), принц, австр. полководец и гос. деятель, фельдмаршал (1693), генералиссимус (1697). Род. в семье принца Морица Савойского, гл. командира швейц. войск на франц. службе. Поступил волонтёром в австр. армию и отличился в сражении под Веной (1683) с турками. Командуя с 1689 австр. войсками в Италии, нанёс ряд поражений франц. войскам. Будучи главнокомандующим австр. войсками в Венгрии, разбил турок при Зенте (в сент. 1697), вынудив их заключить Карловицкий мир 1699. Во время войны за Испанское наследство (1701 -1714), командуя австр. войсками в Нидерландах и Италии, одержал ряд побед над франц. и франк |