БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

t und Geistes-geschichte" (Stuttg., с 1923).

Лит.: Жирмунский В. М., Новейшие течения историко-литературной мысли в Германии, в сб.: Поэтика, в. 2, Л., 1927; Хорват Б., О принципах методологии литературоведения в "истории духа", "Философские науки", 1967, № 3.

В. И. Масловский.

ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА, в Зап. Европе военно-монашеские организации рыцарей, создававшиеся в период крестовых походов в 12-13 вв. под руководством католич. церкви гл. обр. с целью защиты, расширения владений крестоносцев на востоке и для терр. захватов в Европе под предлогом борьбы с "неверными" (мусульманами, язычниками). К Д.-р. о. относятся ордена иоаннитов, тамплиеров, Тевтонский орден, Алькантара, Калатрава и др. Как монахи члены Д.-р. о. давали обеты воздержания, послушания, бедности (на практике эти обеты игнорировались); как рыцари-феодалы они носили оружие, участвовали в завоеват. походах. Структура Д.-р. о. была иерархической. Каждый орден возглавлял избираемый пожизненно и утверждаемый папой великий магистр (гроссмейстер). Ему подчинялись начальники "провинций" (местных подразделений ордена) - приоры, а также маршалы (ведавшие финансами Д.-р. о.), командоры (коменданты замков, крепостей) и др. Они составляли периодически созываемый ген. капитул, имевший законодат. власть. Благодаря пожалованиям, захватам, ростовщическим и торг, сделкам Д.-р. о. добились больших богатств, стали крупными зем. собственниками, жестоко эксплуатировавшими зависимое крестьянство, и приобрели значит, экономич. и политич. силу. С укреплением в европ. гос-вах централизованной власти Д.-р. о. постепенно утратили значение, хотя нек-рые из них (напр., Тевтонский) продолжают существовать. Б. Я. Рамм.

ДУХОВНЫЕ СТИХИ, старинные эпические и лирические нар. песни религ. содержания; одна из форм народного творчества рус., укр. и белорус. народов. По материалу (сюжету) Д. с. восходят к книжным (в основном духовным) истокам (Библия, жития святых, церк. гимны, а также легенды и апокрифы) и одновременно они - произведения нар. творчества с присущими ему образами, мотивами, ритмами, речевыми формами. Известны с 15 в. (стих об Адаме). Странствующие нищие-слепцы - калики перехожие - пели Д. с., аккомпанируя себе на к.-л. муз. инструменте. С 17в. Д. с. особенно были распространены среди старообрядцев, а также сектантов. Типичными для 17 в. являются Д. с., восходящие к книжным кантам и псальмам. Наряду с чисто религ. темами и идеями (стихи "О страшном суде", "Плач души грешной") в Д. с. своеобразно преломились историч. события, нар. суждения о добре и справедливости, о происхождении мира и т. д. (в Д. с. о "Голубиной книге", "О Егории Храбром" и др.). У старообрядцев имеется цикл сатирич. Д. с.

Лит.: Безсонов П. А., Калики перехожие. Сб. стихов и исследование, т. 1 -2, М., 1861 - 63; Веселовский А. Н., Разыскания в области русских духовных стихов, в. 1 - 6, СПБ, 1880-91; Федотов Г. П., Стихи духовные..., Париж, 1935; Соколов Ю. М., Русский фольклор, М., 1941.

ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, готовят служителей религ, .культов и дают теологич. образование. Появились в древних гос-вах с выделением обществ, групп - жречества и духовенства, и усложнением культовых обрядов и ритуалов, знанием к-рых можно было овладеть только годами ученичества.

Первые Д. у. з. возникли при храмах Др. Египта и Др. Вавилонии (2-е тыс. до н. э.) для подготовки жрецов (см. Жреческие школы). В сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии и в рабовладельч. гос-вах Центр. и Ср. Азии появились буддийские монастыри, многие из к-рых становились уч.
заведениями. В Индии, помимо монастырских школ буддизма и его разновидности - ламаизма, существовали кастовые школы брахманов, выпускники к-рых нередко становились проф. жрецами. С возникновением христианства (сер. 1 в.) появились Д. у. з. нового типа: в Александрии (Египет) - первая ка-техизич. школа (кон. 2 в.), в Иерусалиме, Риме и др. городах Рим. империи - епископские школы и школы экзегетов (истолкователей Священного писания). Постепенно сложилась система Д. у. з.: архиерейские (епископские), катехизич., монастырские пастор-ско-монашеские школы, школы-общежития при монастырях. В византийский период возникают духовные семинарии армяно-григорианской и груз, церквей. Д. у. з. католицизма мало отличались от духовных школ православия и имели строго выраженную религ. и проф. направленность. С организацией университетов (11-12 вв.) в них стали учреждаться богословские ф-ты. В нач. 15 в. такие ф-ты имелись в 18 из 46 ун-тов Зап. Европы. Католич. церковь создала сеть теологич. ун-тов - в Болонье, Оксфорде, Кёльне, Лувене и др. Высшим богословским центром считался Парижский ун-т (Сорбонна, осн. в 1253). Позднее сложились следующие типы Д. у. з.: богословские университеты и академии, теологические ф-ты при светских ун-тах, семинарии, колледжи, коллегиумы. В католич. Риме были осн. Грегориан-ский (16 в.), Урбанианский (17 в.) и др. ун-ты, папская академия наук (1603), церковная академия (1701). В 16 в. создаются Д. у. з. протестантских церквей -богословские ун-ты, теологич. ф-ты при светских вузах, духовные академии и семинарии, колледжи и пастырские школы. Первые упоминания о Д. у. з. мусульманства-медресе-относятся к 9 в. Система образования в медресе в течение мн. веков включала как теологич., языковые и религиозно-юридич. предметы, так и философию, прикладные науки, но затем она приобрела строго проф. направленность. Исключение составляли отд. мусульм. ун-ты.

В России Д. у. з. ведут начало с 1030, когда по указу Ярослава Мудрого при епископской кафедре в Новгороде было осн. уч-ще православных священников. Однако в последующие столетия Д. у. з. не получили развития. Подготовка клириков православной церкви осуществлялась в немногих братских школах при монастырях, отд. школах при архиерейских домах. Единств. богословской школой была Киевская духовная академия (осн. в 1632). В кон. 17 в. в Москве осн. монастырская школа, а затем на её базе - Славяно-греко-латинская академия. Развитию духовного образования способствовал изданный Петром I "Регламент Духовной коллегии" (1721), к-рый обязал епископов "иметь в своих домах школы для приготовления священников". Эти Д. у. з. получили назв. архиерейских школ. Во 2-й четв. 18 в. архиерейские школы с 8-летней программой обучения стали наз. семинариями (17 в 1740). Одна из первых семинарий осн. Феофаном Прокоповичем в Петербурге (1725), затем семинарии открылись в Москве, Новгороде, Ростове, Чернигове и Тобольске. К нач. 19 в. в России было 37 семинарий и 76 низших архиерейских школ. С кон. 18 в. подготовка служителей культа осуществлялась в Петерб. и Казанской духовных академиях (обе осн. в 1797), в 1809 они получили статут высшего Д. у. з. С 1814 стала действовать Моск. духовная академия, реорганизованная из Славяно-греко-латинской академия. В 1913 функционировало 4 академии (ок. 1 тыс. студентов), 57 духовных семинарий (22 тыс. уч-ся), 186 духовных училищ (24 тыс. уч-ся), а также 85 женских Д. у. з. Кроме того, в России существовали римско-ка-толич. академия, католич. коллегии и семинарии, протестантский богословский ф-т Юрьевского ун-та, мусульм. уч. заведения в Казани, Уфе, Оренбурге, Ташкенте, Бухаре и др. В отличие от др. стран, духовное образование осуществлялось в России только в Д. у. з.; богословских (теологич.) ф-тов в составе рус. ун-тов не было (богословие и церк. история изучались на всех ф-тах ун-тов наряду с др. обязат. уч. дисциплинами).

Современные зарубежные Д. у. з. подразделяют на 4 осн. группы: богословские ун-ты, ин-ты, академии и теологич. ф-ты при светских вузах, дающие высшее образование (часто с присвоением степеней бакалавра, кандидата, магистра, доктора); богословские семинарии, колледжи, медресе, высшие теологич. и коранич. школы - ср. образование; библейские, катехизич., коранич., монастырские и иные школы, готовящие церковнослужителей низшего звена. Наибольшее количество разнообразных Д. у. з. имеют мировые религии - буддизм, ислам, христианство.

Подготовку высших служителей культа и специалистов в области буддийской философии, истории, лит-ры осуществляют буддийские ун-ты и ин-ты: ин-ты в Наланде (Индия), Мандалае (Бирма), Пномпене (Камбоджа) и ун-ты Видьодая и Видьяланкара (Цейлон), Киото (Япония).

Осн. типом мусульм. Д. у. з. являются медресе, к-рые выпускают служителей ислама. В ряде стран имеются исламские ун-ты: Азхар (Египет), Зейтун (Тунис), готовящие кадры духовенства для мн. араб, стран и мусульманской Африки, Алигархский (Индия), Пенджабский (Пакистан), Анкарский (Турция) и др. В ряде нац. ун-тов существуют исламские теологич. ф-ты, спец. ф-ты по изучению исламских догматов, вероучения шариата, философии и религ. мысли.

Самую большую сеть Д. у. з. всех типов имеет католич. церковь: семинарии и лицеи; теологич. ун-ты и ф-ты при гос. ун-тах, дающие высшее богословское образование, не обязательно связанное с принятием сана; понтификальные (папские) академии и спец. высшего типа уч. заведения, готовящие прелатов высшего ранга, церк. дипломатов, руководящие и науч. кадры церкви и др. Крупнейший центр подготовки служителей культа - Рим, где действует 11 богословских папских ун-тов и ин-тов (1970). Наиболее известны понтификальные (папские) ун-ты: Грегорианский, Урба-нианский, Латеранский. В Риме 9 понти-фикальных академий, 29 семинарий и 94 колледжа. Во мн. уч. заведениях ведётся подготовка миссионеров. В Италии (кроме Рима) более 60 Д. у. з. различных монашеских орденов, десятки монастырских школ и региональных семинарий.

Католич. церковь имеет свои Д. у. з. во мн. странах Зап. Европы, Азии, Африки и Австралии. Только одна т. н. Священная конгрегация пропаганды веры при Ватикане финансирует 445 семинарий, в к-рых в 1969 обучалось св. 34 тыс. чел. В разных городах США "Общество Иисуса" (орден иезуитов) имеет 28 ун-тов и колледжей. В ФРГ насчитывается до 30 философско-богословских орденских высших школ. Подготовкой священников в ФРГ занимаются 25 спец. уч. заведений, 8 теологич. ф-тов, 9 философско-теологич. школ и 34 теолого-философ-ских уч. заведения. Папский миссионерский ин-т ФРГ содержит в странах Азии, Африки и Лат. Америки около 70 семинарий. В 1960-е гг. католической церковью была создана широкая сеть Д. у. з. в развивающихся странах Азии. В Африке в 1970 было св. 30 теологич. ин-тов, семинарий и лицеев.

Протестантская церковь имеет Д. у. з. разных типов: в 1970 только в Зап. Европе насчитывалось св. 100 духовных семинарий, теологич. колледжей, богословских уч-щ и школ, до 70 духовных академий, ун-тов и теологич. ф-тов. Американский церковный справочник "1969 yearbook of Americen churches" перечисляет 888 наименований Д. у. з. разных религий, из к-рых более половины готовят протестантских служителей культа. Так, баптистская церковь имеет 35 уч. заведений, лютеранская -17, пресвитерианская -17. В Африке действуют более 100 теологич. семинарий, колледжей, богословских и библейских школ, готовящих служителей культа из местного населения.

В Греции служителей культа готовят в Высшей богословской школе на о. Хал-ки, на богословских ф-тах ун-тов (Афины, Салоники) и в 3 семинариях. В Финляндии действует духовная семинария в Куопио, в' Ливане - Бельментская семинария в Триполи, на Кипре - семинария в Никосии, в США - греч. богословская школа в Бруклине, православный богословский ин-т в Грествуде и семинарии в Джонстауне и Джорданвилле.

В Индии действуют Старая семинария в Коттаяме, всехристианский колледж в Бенгалуру и Серампурский всехристианский ун-т; в Эфиопии - богословский колледж в Аддис-Абебе, дающий высшее образование, и неск. ср. богословских школ. Коптская церковь в Египте готовит кадры на богословском ф-те Александрийского ун-та. В Ливане действует богословская арм. семинария в Бейруте. В США, нек-рых странах Зап. Европы и Бл. Востока существуют иешиботы, готовящие служителей иудейского культа и учёных - талмудистов.

Богословское образование католицизма, протестантизма и др. религий переживает кризис; сокращается количество духовных школ. Это особенно заметно в религиях и церквах, действующих в социалистических странах. Функционируют: в НРБ - духовная академия и семинария; в ВНР-реформатская, лютеранская и католич. академии в Будапеште, реформатская в Дебрецене и семинарии; в ГДР - богословские ф-ты при ряде ун-тов, теологич., катехизич. семинарии, колледжи и духовные школы; в ПНР - христианская и католич. академии в Варшаве, теологич. ф-ты и семинарии; в СРР - богословские ин-ты в Бухаресте и Сибиу, протестантский в Сибиу и семинарии; в ЧССР - богословские ф-ты в Праге, Братиславе, Прешове, богословские школы и уч-ща; в СФРЮ - богословский ф-т в Белграде, православные и протестантские семинарии, монашеская школа- Д. у. з. в религиях СССР. В 1970 подготовку духовенства для рус. православной церкви осуществляли Моск. (в Загорске) и Ленинградская духовные академии и духовные семинарии в Загорске, Ленинграде и Одессе. При Московской академии имеются сектор заочного образования по курсу семинарии и академии и аспирантура. Выпускники академии и приходское духовенство, имеющее высшее богословское образование, после защиты соответствующих диссертаций получают степени магистра и доктора богословия. В составе слушателей Д. у. з. имеются священники из зарубежных стран. Средними Д. у. з. являются пастырско-богословские курсы груз, православной церкви (Мцхета Груз. ССР); протестантские теологич. курсы (Таллин и Рига), готовящие пасторов и проповедников, католич. духовные семинарии и теологич. курсы (Каунас и Рига); библейские курсы евангельских христиан-баптистов (Москва), иешибот-школа по подготовке служителей иудейского культа при Моск. хоральной синагоге. Мусульм. духовенство готовится в Высшей духовной школе (Ташкент) и в медресе Мири-Араб (в Бухаре), имеющем 7-летний срок обучения. Армянская церковь имеет духовную академию (Эчмиадзин, близ Еревана) с 2 отделениями - академическим и семинарским. Эчмиадзин-ская академия готовит кадры и для зарубежных епархий и общин арм. церкви.

В связи с тем, что в СССР церковь отделена от гос-ва и школа от церкви (декрет СНК РСФСР от 21 янв. 1918), Д. у. з. не входят в гос. систему нар. образования и богословские предметы не изучаются во всех типах светской школы. См. также Теологическое образование, Религия, Атеизм.

Лит.: Токарев С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 8, М., 1962; Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М.- Л., 1931; Ковальский Н. А., Ватикан и мировая политика, М., 1964; Шпажников Г. А., Религия стран Африки, М., 1967.

В. Г. Фуров.

ДУХОВОЕ РУЖЬЁ, древнее оружие для охоты (гл. обр. на птиц), реже - военное оружие. Представляет собой трубку длиной 1,5-3 м, обычно вложенную в другую трубку большего диаметра. Миниатюрные стрелы, отравленные растит. ядом, выбрасываются под давлением воздуха, вдуваемого стрелком в противоположный конец трубки. Стрелы летят на расстояние 30-40 м. Д. р. применяется ещё в глубинных р-нах о-вов Суматра, Калимантан, в тропич. лесах п-ова Малакка (см. Сумпитан) и Юж. Америки (см. Сарбакан). В прошлом Д. р. имело более широкое распространение, было известно, напр., у ряда племён на Ю.-В. Сев. Америки.

ДУХОВОЙ ОРКЕСТР, оркестр, в состав к-рого входят духовые (деревянные и медные или только медные) и ударные муз. инструменты, один из массовых исполнительских коллективов. Как устойчивое исполнит. объединение сформировался в ряде стран Европы в 17 в. В России появился в кон. 17- нач. 18 вв. (воен.-духовые оркестры при полках рус. армии). Инструм. состав Д. о. постепенно совершенствовался. Совр. духовой оркестр имеет 3 осн. разновидности, представляющие собой оркестры смешанного типа: малый (20), средний (30) и большой (42-56 и более исполнителей). В состав большого Д. о. входят: флейты, гобои (включая альтовый), кларнеты (включая малый, альтовый и бас-кларнет), саксофоны (сопрано, альты, теноры, баритоны), фаготы (включая контрафагот), валторны, трубы, тромбоны, корнеты, альты, теноры, баритоны, басы (медные тубы и смычковый контрабас) и ударные инструменты с определ. и без определ. высоты звука. При исполнении концертных произв. в состав Д. о. эпизодически вводятся арфа, челеста, фп. и др. инструменты.

Сов. Д. о. ведут разностороннюю кон-цертно-популяризаторскую деятельность. В их репертуаре почти все выдающиеся произведения отечеств, и мировой муз. классики. Среди сов. дирижёров Д. о.-С. А. Чернецкий, В. М. Блажевич, ф. И. Николаевский, В. И. Агапкин.

Лит.: Губарев И., Духовой оркестр, М., 1963; Матвеев В., Русский военный оркестр, М.- Л., 1965; Зудин Н., Составы военных оркестров и пути их усовершенствования, М., 1965. См. также лит. при ст. Военная музыка. X. М. Хаханян.

ДУХОВЩИНА, город, центр Духовщин-ского р-на Смоленской обл. РСФСР. Расположен в 23 км к С.-З. от ж.-д. ст. Ярцево и в 70 км к С.-В. от Смоленска. Льнообр. и сыродельный з-ды. Осн. в 1777.

ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, семейство муз. инструментов, у к-рых источником звука является столб заключённого в них воздуха; отсюда название (от слова "дух" в значении "воздух"). Звукоизвлечение в Д. м. и. осуществляется вдуванием в инструмент возд. струи; см. Музыкальные инструменты.

ДУХОНИН Николай Николаевич [1(13). 12.1876 - 20.11(3.12).1917, Могилёв], русский воен. деятель, ген.-лейтенант (1917). Из дворян Смоленской губернии. Окончил Александровское воен. уч-ще (1896) и Академию Генштаба (1902). Во время 1-й мировой войны 1914-18 командовал полком, был пом. (с дек. 1915) и ген.-квартирмейстером (с июня 1916) штаба Юго-Зап. фронта. В июне - авг. 1917 нач. штаба Юго-Зап., в авг.- сент. 1917- Зап. фронтов. С 10(23) сент. 1917 нач. штаба при верх, главнокомандующем А. Ф. Керенском. После Окт. революции и бегства Керенского с 3(16) нояб. исполнял обязанности верховного главнокомандующего. Опираясь на контрреволюц. элементы Ставки, содействовал попыткам создания контрреволюц. правительства во главе с эсером В. М. Черновым. В связи с отказом выполнить приказ Совета Нар. Комиссаров от 7(20) нояб. 1917 о немедленном вступлении в мирные переговоры с австро-герм. командованием, 9(22) нояб. смещён с должности, а 20 нояб. (3 дек.) арестован. Убит на вокзале толпой солдат и матросов, возбуждён