БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

. 9. 1877, Москва,- 14.12. 1954, там же], советский литературовед, искусствовед, историк театра и критик, доктор филологич. наук (1943), профессор (1945). Окончил Археол. ин-т (1914). Вёл пед. работу. Автор многочисл. работ по истории рус. театра, по истории живописи. Ему принадлежат также исследования по рус. лит-ре. Гл. тема трудов Д.- развитие и утверждение реализма в рус. иск-ве. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Репин и Гаршин, М., 1926; Островский на сцене Малого театра, Л.- М., 1938; Мастера советского театра в пьесах А.Н.Островского, М., 1939; А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества, М.- Л., 1949; Пушкин на сцене, М., 1951; П. М. Садовский. Жизнь и творчество, М., 1950; М. Н. Ермолова (1853 - 1928). Очерк жизни и творчества, М., 1953.

ДУРЯН Петрос [20.5(1.6).1852, Константинополь,- 21,1(2.2).1872, там же], армянский поэт и драматург. Род. в семье кузнеца. Жил в нищете, умер от туберкулёза. Автор историч. трагедий, насыщенных пафосом нац.-освободит, борьбы ("Чёрные земли"-, 1868; "Арташес Миродержец", 1869; "Падение династии Арша-кидов", 1870; "Взятие Ани, столицы Армении", 1871, и др.), и социальной драмы из совр. жизни "Театр, или Отверженные" (1871). В проникновенных песнях Д. выразил любовь к родному народу. Его стихи переведены на рус., франц., англ.,, нем., итал. и др. языки.

В рус. пер.- Поэзия Армении, под ред. В. Брюсова, М., 1916; Антология армянской поэзии, М., 1940.

Лит.: Ганаланян О. Т., Очерки армянской литературы XIX-XX в., Ер., 1957.

ДУСЕН, разновидность низкой яблони, используемая в качестве подвоя.

ДУСЕТОС, город (с 1950) в Зарасайском р-не Литов. ССР, на берегу оз. Сар-тай, в 25 км от ж.-д. ст. Обяляй (на линии Даугавпилс - Шяуляй).

ДУССЕ-АЛИНЬ, горный хребет в Хабаровском крае, сев. продолжение Бурейнского хр. Водораздел рек Бурея, Селем д-жа и Амгунь. Вые. 2325 м. Дл. 150 км. Сложен метаморфизованными породами и гранитами. До 1300 м покрыт еловыми и лиственничными лесами, до 1500 м - кедровым стлаником, выше -горные тундры.

Дур-Шаррукин. Фигура крылатого быка с головой человека из дворца Саргона II. Известняк. 722-705 до н. э. Лувр. Париж.

ДУСТИ, посёлок гор. типа, центр Кумсангирского р-на Тадж. ССР. Расположен на Ю. республики, в междуречье Вахша и Пянджа. Ж.-д. станция в 160 км от Душанбе. 5 тыс. жит. (1970). Сыродельный з-д; добыча нефти и газа.

ДУСТЫ (от англ, dust - пыль), порошки (размер частиц 3-30 мкм), представляющие собой смесь пестицида с инертным наполнителем. Д. применяют в с. х-ве для борьбы с различными вредителями, болезнями растений и сорняками.

ДУТАР (перс, дотар, от до - два и тар - струна), струнный щипковый муз. инструмент. Распространён в разл. разновидностях во многих странах Востока. В СССР - у таджиков (дутор), туркмен, узбеков. Состоит из корпуса грушевидной формы, переходящего в длинную шейку с грифом, с 13-20 на-вязными, жильными ладами. Имеет 2 струны (шёлковые или кишечные). Настройка струн Д.- по квартам, иногда по квинтам. На основе нар. Д. в Узбекистане сконструировано семейство оркестровых Д. (прима, альт, бас и контрабас), вошедшее в состав узб. оркестра нар. инструментов.

ДУТОВ Александр Ильич [5(17).8.1879, ст. Оренбургская, ныне Оренбургской обл.,- 7.3.1921, Суйдун, Китай], один из главарей казачьей контрреволюции на Урале, генерал-лейтенант (1919). Из дворян Оренбургского казачьего войска. Окончил Николаевское кав. училище и Академию Генштаба (1908). Участник 1-й мировой войны 1914-18, пом. командира казачьего полка. После Февр. революции избран пред. Всеросс. союза казачьих войск и в июне 1917 возглавил контрреволюц. Всеросс. казачий съезд, был связан с корниловщиной. В сент. 1917 избран пред, войскового пр-ва и войсковым атаманом Оренбургского казачьего войска. В нояб. 1917 поднял мятеж в Оренбурге против Сов. власти (см. Дутова мятеж). В июне 1918 при помощи Чехословацкого корпуса Д. организовал борьбу за ликвидацию Сов. власти на Урале. В 1918-19 командовал Отд. Оренбургской армией в войсках Колчака. После их разгрома бежал в Китай, где был убит.

ДУТОВА МЯТЕЖ, контрреволюц. мятеж, поднятый атаманом Оренбургского казачьего войска и главой войскового пр-ва полковником А. И. Дутовым на Юж. Урале в нояб. 1917- апр. 1918. Дутов 1(14) нояб. издал приказ, в к-ром объявил войну Сов. власти. В ночь на 15(28) нояб. белоказаки арестовали членов Оренбургского совета, разгромили ВРК, объявили мобилизацию казачества. К янв. 1918 мятежники (ок. 7 тыс. чел.), поддержанные башк. и казах. бурж. националистами, захватили Оренбург, Троицк, Верхнеуральск, нарушили ж.-д. сообщение между центром Сов. республики, Сибирью и Ср. Азией. Руководство боевыми действиями против Д. м. было поручено чрезвычайному комиссару Оренбургской губ. и Тургайской обл. П. А. Кобозеву. Из Петрограда на Юж. Урал был переброшен сводный Сев. летучий отряд революц. солдат 17-го Сибирского полка и балт. моряков под команд. мичмана С. Д. Павлова. На борьбу с мятежниками были направлены красногвард. отряды Самары (В. К. Блюхер), Екатеринбурга (П. З.Ермаков), Перми (А. Л. Борчанинов), Уфы и др. городов Урала. Против Д. м. поднялась казачья беднота. 16(29) янв. дутовцам было нанесено серьёзное поражение под Каргалой, а 18(31) янв. революц. отряды с помощью восставших рабочих освободили Оренбург. Мятежники бежали в Верхнеуральск, где Дутов начал новую мобилизацию казачества. В февр. белоказаки вновь создали угрозу Оренбургу. В марте - апр. 1818 сов. отряды под команд. Блюхера развернули наступление и разгромили дутовцев, к-рые бежали в Тургайские степи. Начавшийся в конце мая мятеж Чехословацкого корпуса активизировал силы контрреволюции на Юж. Урале; 3 июля 1918 Дутов вторично захватил Оренбург. В нояб. 1918 его войска вошли в состав армии адм. А. В. Колчака. После разгрома белогвард. войск Колчака в кон. 1919 остатки войск Дутова бежали в Семиречье, а оттуда в Китай (Синьцзян).

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 322, 325; т. 36, с. 460, т. 37, с. 28, 217, т. 50, с. 10; История гражданской войны в СССР, т. 3, М., 1957; Победа Октябрьской социалистической революции; на Урале, Свердловск, 1967; Лисовский Н., Разгром дутовщины (1917- 1919), М., 1964. А.Л.Спасский.

ДУТЬЁ в технике, подача воздуха или др. газов в пром. теплотехнические агрегаты для обеспечения или интенсификации протекающих в них физ.-хим. процессов. Сжатие и подача газа осуществляются воздуходувками и компрессорами. Различают Д.: холодное - с подачей атм. воздуха; горячее - с предварит. нагревом воздуха до 1100-1200°С. В металлургии замена холодного Д. горячим повысила производительность печей. Д. с постоянным содержанием влаги, устраняющее отрицат. влияние колебаний влажности атм. воздуха на режим плавки, появилось в 40-х гг. 20 в. В нач. 60-х гг. с целью интенсификации процесса плавки получило распространение Д., обогащённое кислородом. Наибольший расход Д. характерен для доменного производства, где кол-во газа, вдуваемого в печь, составляет в среднем 2 м3/мин на 1 м3полезного объёма печи (в совр. доменную печь подаёмся 5000-7000 м3/мин газа под давлением 0,3-0,5 Мн/м2). Одновременная подача в доменную печь воздуха, обогащённого кислородом, и природного газа наряду с увеличением производительности печи уменьшает расход кокса. В конвертерном производстве применяется кислородное Д., подаваемое в конвертер сверху под давлением 0,9-1,5 Мн/м2в кол-ве 300-800 м3/мин.



ДУУМВИРЫ, дуовиры (от лат. duo - два и vir - муж), два высших должностных лица в рим. муниципиях и колониях. Избирались ежегодно и обладали полномочиями, аналогичными власти консулов в Риме.

ДУУН (Duun) Улав (21.11.1876, Йоа, в Намсенфьорде,- 13.9.1939, Ботне), норвежский писатель. В 1904-27 учительствовал. Автор психология, романов "Марьяна" (1908), "Три друга" (1914), "Харальд" (1915),"Чистая совесть" (1916). В цикле романов "Жители Ювика" (т. 1 -6, 1918-23) Д. рассказал историю одного крест, рода в Трённелаге. Язык книг Д. содержит элементы диалекта этого района Норвегии. Проблемы совр. жизни поставлены в историч. романе "Карл Великий" (1928).

Соч.: Skrifter, bd 1 - 12, Oslo, [1948 - 49]; Skrifter i samling, bd 1 - 12, Oslo, 1957.

Лит.: Hanssen O., Juvik - verket av Olav Duun, Ung Norig", 1921; Haakоnsen D., Olav Duun. En dikter om var egen tid, [Oslo], 1949; Saeteren A., Menneiket og samfunnet, Oslo, 1956.

ДУ ФУ (712, уезд Гун, пров. Хунань,-770), китайский поэт. Род. в семье чиновника. Много странствовал по Китаю и хорошо знал жизнь народа. Был близок к Ли Бо. В стихах "Песня о боевых колесницах", "В поход за Великую стену" (750-е гг.) Д. Ф. протестует против разорительных войн, ведущихся правительством. Его "Песня о красавице" высмеивает распутную жизнь придворных. В поэме "Что было у меня на душе, когда я из столицы направлялся в Фынсянь" (755) выразил мечту о равенстве людей. В "Песне о молодом человеке" осудил корыстолюбие чиновников. Во время феод, мятежа Ань Лу-шаня бежал из столицы, спасаясь от захватчиков. В стихах этого периода Д. Ф. пишет о поражении танской армии, о страданиях народа. Широкую известность получили циклы обличительных стихов Д. Ф. "Три правителя" и "Три расставания". Последние годы жизни поэт провёл в скитаниях, умер в одиночестве и нищете. Д. Ф. мастер пейзажной лирики, воспевал радость единения человека и природы ("Весенние воды", "Рано встаю" и др.). Стихи Д. Ф. оказали громадное влияние на развитие поэзии всего Дальнего Востока. В Китае его называли "корифеем поэзии".

Соч.; Ду Шао-Лин цзи сяы чжу, т. 1 - 4, Пекин, 1955; в рус. пер.- Стихотворения, М.- Л., 1962.

Лит.: Серебряков Е. А. Ду Фу. Критико-биографический очерк, М., 1958; Фын Чжи, Ду Фу чжуань, Пекин, 1953.

ДУХ, философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Вопрос о соотношении Д. и материи есть основной вопрос философии. Утверждение первичности материи, производным от к-рой выступает Д., является материализмом; по словам Ф. Энгельса, дух есть "высший цвет" материи (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 363). Признание первоначалом мира Д. является идеализмом, спиритуализмом. Идея Д., играющая центр, роль в идеалистич. учениях, выступает как понятие (панлогизм), как субстанция (пантеизм), как личность (теизм, персоналистич. концепции). В рационалистич. фил ос. системах Д. по существу отождествляется с мышлением, сознанием, в иррационализме в качестве моментов, определяющих сущность Д., рассматриваются его немыслительные аспекты - воля, чувство, воображение, интуиция и т. д.

Первоначально в Др. Греции понятие Д. (нус, логос, пневма и др.) мыслилось как тончайший субстрат с нек-рыми признаками материи. Так, пневма означает "ветер" (у Фалеса, Эмпедокла), "воздух" (у Анаксимена и др.) и т. п. У Платона и Аристотеля нус (ум) становится важнейшим понятием - он является перводвигателем космоса и формо-образующим началом, изливающим свои энергии в тёмную и бесформенную материю. Систематич. разработку понятие Д. получило в неоплатонизме, в частности у Плотина. В отличие от космологической, интеллектуалистической, безличностной трактовки Д. в античности, биб-лейско-христ. традиция представляет Д. как прежде всего личностный абсолют и личную волю (бога), сотворившую из ничего мир и человека. В философии нового времени получает развитие рационалистич. понимание Д. как прежде всего разума, мышления (франц. философ Р. Декарт, нидерл. философ Б. Спиноза, франц. материалисты 18 в.). Интел-лектуалистич. сторону Д. особенно разрабатывала нем. классич. философия. Ф. Шеллинг представлял всю природу лишь как момент абс. Д.; Г. Гегель построил философию мирового Д., выражающего себя как система развивающихся логич. категорий. В русле толкований Д. как целостности (романтизм) и иррационалистич. трактовок Д. (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, Э. Гартман и др.) развиваются интуитивистские (А. Бергсон, Н. Лосский) и экзистенциалистские интерпретации. Так, в экзистенциализме Д. противостоит разуму как ложному, убивающему личность началу; Д.- это прежде всего исходящая из подлинной экзистенции воля. Позитивистское течение мысли (неопозитивизм) вообще ликвидирует проблему Д. как метафизическую, т. е. стоящую вне сферы науч. исследования.

В марксистской философии понятие Д. употребляется обычно как синоним сознания.

ДУХАН (от араб, дуккан - лавка), кабачок, небольшой ресторан с продажей вин на Кавказе и на Бл. Востоке.

ДУХАН, город на 3. Катара. Ок. 3 тыс. жит. Шосс. дорогой соединён с портами Умм-Саид и Доха. Центр гл. района нефтедобычи страны, откуда нефть по трубопроводу поступает в порт Умм-Саид. В Д.- опреснитель мор. воды, холодильник. 2 ТЭС.

ДУХИ, спиртовые (или спирто-водные) растворы смесей душистых веществ -парфюмерных композиций и настоев, применяемые как ароматизирующее средство. Для приготовления парфюмерных композиций используется более 300 натуральных и синтетич. душистых веществ, получаемых из растит., животного и хим. сырья. Вещества растит. происхождения - эфирные масла (паровой перегонки и экстрактные) применяются как самостоят. душистые вещества (розовое, кориандровое, сандаловое), как сырьё для получения синтетич. душистых веществ (кориандровое, сасафра-совое, анисовое), а также в виде настоев (листья пачули, семена кориандры, дубовый мох). Вещества животного происхождения (амбра, цибет, мускус) используются только в виде настоев.

В среднем в состав композиции входит от 15 до 60 и более различных душистых веществ. Кристаллич. душистые вещества предварительно растворяют в одном из жидких труднолетучих компонентов. В зависимости от вида сырья процесс экстрагирования душистых веществ длится от неск. часов до 1 года. Для более полного извлечения душистых веществ сырьё обрабатывают спиртом 2-3 раза. Собственно Д. готовят в герметически закрытых аппаратах или цистернах, снабжённых механич. мешалками или насосами, в нек-рых аппаратах перемешивание ещё осуществляется барботерами (см. Барботирование). В состав нек-рых сортов Д. после растворения композиции добавляют воду и небольшое кол-во водных растворов красителей. Нерастворимые в спирте белковые вещества, воски и др. примеси выпадают в осадок при растворении душистых веществ. Готовые Д. разливают во флаконы на вакуум-разливочных машинах. Все операции отделки флаконов (укупорка, этикетирова-ние, проверка герметичности, упаковка) выполняются на автоматах или с помощью специальных приспособлений на конвейере.

Стойкость запаха Д. на хл.-бум. ткани должна быть не менее 30 ч. Д. обычно содержат 10-25% композиции, в состав нек-рых Д. входит до 50% композиции. По характеру запаха Д. делятся на две группы: цветочные, имитирующие запах одного или неск. цветов; духи, созданные фантазией парфюмеров. Д. могут иметь лёгкий нежный запах ("Лирика", "Лель", "Эллада" и др.), сильный запах ("Каменный цветок", "Чайка", "Ярославна" и др.). При хранении Д. следует защищать от действия солнечных лучей. Гарантийный срок хранения 12 мес с момента выпуска; для Д. группы "экстра"-15 мес.

ДУХОБОРЫ ("борцы за дух"), сектанты крайнего протестантского толка. Движение зародилось во 2-й пол. 18 в. среди крестьян Воронежской, Тамбовской, Ека-теринославской губ. и в Слободской Украине, где было распространено хлыстовство и куда, возможно, проникало учение одной из протестантских сект -квакеров. Д. полагали, что в мире извечно происходит борьба духовного (последователи Авеля) с плотским (последователи Каина). К последним относятся власти, неправедные судьи, богачи. Д. считали себя последователями Авеля, истинными людьми и избранным народом, к-рый призван созидать мир на земле, осуществить братство в духе божьей правды. Руководитель Д., по их мнению, и есть Христос во плоти, сам избирающий себе преемника. При нём совет старейшин. Никаких обрядов Д. не признают, за исключением бракосочетания. У Д. существует много спец. псалмов, исполняемых на молитвенных собраниях.

В 1804, желая заселить юж. окраины России, Александр I разрешил Д. поселиться на р. Молочная Мелитопольского у. Таврической губ. В 1841 они были переселены в Закавказье (Ахалкалак-ский у.- т. н. Мокрые горы). К этому времени среди Д. обозначился раскол, завершившийся в 80-е гг. созданием большой и малой (зажиточной) партии. Последняя не выступала с социальным протестом, требовала карать тех, кто преступает волю царя. В 1898-1900 часть Д. была выселена в Канаду, где их общины продолжают существовать. Лит.: Новицкий О., Духоборцы. Их история и вероучение, 2 изд., К., 1882; Бонч-Бруевич В. Д., Сектантство и старообрядчество в 1-й пол. XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Клибанов А. И., История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в.- 1917 г.), М., 1965.

А. И. Рогов.

ДУХОВ Николай Леонидович [13(26).10. 1904, Веприк, ныне Полтавской обл.,-1.5.1964, Москва], советский учёный в области механики, чл.-корр. АН СССР (1953), ген.-лейтенант инж.-технич. службы, трижды Герой Социалистич. Труда. Чл. КПСС с 1941. С 1932, по окончании Ленингр. политехнич. ин-та, работал конструктором на Кировском з-де в Ленинграде. Автор ряда конструкций тяжёлых танков, отлично зарекомендовавших себя в Великой Отечеств. войне. В 1948-54 зам. науч. руководителя и гл. конструктор одного из ин-тов, с 1954 гл. конструктор и науч. руководитель конструкторского бюро оборонной пром-сти. 5 Гос. премий СССР, Ленинская пр. Награждён 4 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

ДУХОВ ДЕНЬ, церковный праздник в христ. религии, второй день троицы, празднуемой в мае - июне на 50-й день после пасхи; связывается с мифом о "сошествии бога-духа" на апостолов и получении ими дара проповеди христианства на "иных языках"; символизирует замену "законов Моисея" "законом евангелия". На Руси Д. д. совпадал с семиком -славянским праздником жертвоприношений духам растительности и предков.

ДУХОВАЯ МУЗЫКА, музыка для духовых инструментов. Обычно термин "Д. м." обозначает произведения, исполняемые духовыми оркестрами; в более широком понимании к Д. м. относятся также сочинения для камерных духовых ансамблей (квартеты, квинтеты и т. д.) и для отд. духовых инструментов. См. Военная музыка.

ДУХОВЕНСТВО, в современных религиях служители культа, обычно (но не во всех религи