| ях) организованные в иерар-хич. корпорации. Верующими представители Д. почитаются как люди, наделённые сверхъестеств. силой, способные быть посредниками между людьми и богом. В зависимости от своего положения и функции в церкви Д. делится на высшее и низшее. В нек-рых религиях представители высшего Д. почитаются как наместники бога на земле (папа римский в католицизме) или как воплощение божества (далай-лама и панчен-лама в ламаизме, глава секты исмаилитов). В ряде религий Д. разделяется на чёрное (монашество, принимающее на себя особые обязательства, в т. ч. уход "из мира") и белое (живущее "в миру"). В буддизме монашество охватывает всё Д.
В антагонистич. классовом обществе Д. в своей массе являлось и является опорой господств. эксплуататорских классов. "Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы... смягчения бедствий и жертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать революционную решимость" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 237).
Общепринято связывать Д. с монотеис-тич. религиями. Непосредственным его предшественником являлось жречество, типичное для политеизма (более ранней ступени развития религии). Принципиального различия между Д. и жречеством не существует. Одной из осн. функций жречества государств древнего мира являлось отправление религ. культа; жречество представляло собой привилегированную прослойку, входившую в состав господств. класса.
Процесс формирования Д., начало складывания церк. иерархии прослеживаются на примере христианства. В ранних христ. общинах, организованных демократически, Д. ещё не существовало. С ростом числа сторонников христианства произошло в общинах разделение на клир (духовенство) и мирян. Приблизительно с сер. 2 в. руководство в общинах постепенно перешло к епископам, к-рым были подчинены священнослужители, а в нач. 4 в. возникло монашество. Позже епископы наиболее влиятельных епископий стали именоваться патриархами, а на основе РИМ. епископата образовалось папство (5 в.).
В феод. гос-вах Д. составляло особое привилегированное сословие, стоявшее на страже интересов феодалов, освящавшее феод. эксплуатацию народа. Члены высшей духовной иерархии (архиепископы, епископы, настоятели монастырей и др.) были крупными землевладельцами, на их землях жестоко угнетались массы феодально-зависимых крестьян. Хотя Д., будучи в средние века "...единственным образованным классом" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495), и способствовало нек-рому распространению грамотности, знаний (основывало школы, переписывало в монастырях книги, составляло хроники и т. п.), но в то же время оно препятствовало развитию науки, независимой от богословия, захватывая монополию на образование. подчиняя своему влиянию всю духовную жизнь общества. Отд. представители Д., поднимавшиеся выше своего круга и выступавшие как носители прогрессивной мысли (Дж. Бруно), подвергались преследованиям.
Низшее Д., вербовавшееся из среды бюргерства, крестьян и плебеев, стояло по условиям жизни ближе к нар. массам. Выходцы из его рядов нередко были участниками или руководителями нар. движений (Дж. Балл, Долъчино, Ян Туе и др.), порой выступали с критикой религии, церкви и обществ, порядков (Ж. Мелье, Ж. Ру).
При капитализме прежние политич. и экономич. связи высшего Д. с земле-владельч. аристократией постепенно вытесняются связями с крупной буржуазией, с монополиями, интересы к-рых Д. (в своём большинстве) отстаивает, провозглашая священность частной собственности, оправдывая классовое деление общества и осуждая революц. классовую борьбу.
В эпоху империализма Д. стало активно участвовать в борьбе буржуазии против социалистич. рабочего движения. После победы Великой Окт. революции, встреченной Д. и в России, и за рубежом, как правило, враждебно, антисоветизм и антикоммунизм стали одним из постоянных мотивов в обществ, и религ. деятельности большей части Д. (особенно высшего) капиталистич. стран. Большое место в деятельности Д. бурж. гос-в занимает пропаганда религ. доктрин среди населения, при этом оно использует в своих целях различные политич. партии и орг-ции. Усиление мировой социалистич. системы, успехи нац.-освободит. движения и популярность идей социализма привели мн. представителей Д. различных стран к осознанию необходимости пересмотреть свои позиции в важнейших вопросах современности: а именно к отказу от безусловного оправдания капитализма. Часть Д. стала поддерживать движение за мир и мирное сосуществование. В социалистич. странах укрепление социалистич. строя побудило Д. в своей осн. массе занять лояльную позицию по отношению к социалистич. гос-ву.
Д. остаётся проповедником антинаучной идеалистической идеологии. Для противодействия влиянию идей коммунизма и упадку религиозности Д. стало искать новые пути воздействия на массы. Одним из таких путей является, напр., организация католич. церковью т. н. светского апостолата - создание из мирян помощников Д. Представители Д. в целях укрепления позиций религии, поколебленных развитием науки, пытаются идеалистически истолковывать науч. открытия. Стремясь сохранить своё влияние на массы, Д. выдаёт себя за блюстителя нац. самобытности и культуры, отмежёвывается от мрачных страниц своего далёкого и недавнего прошлого, возвеличивает свою роль в истории.
М. М. Шейнман.
Д. в России. На терр. Рус. гос-ва, а позднее Росс, империи существовало много религ. культов и вероисповеданий. Главнейшими из них были: в христ. религии - рус. православная церковь, арм. апостольская церковь, груз, православная церковь, католическая церковь, лютеранские церкви, старообрядчество; а также ислам, имеющий последователей суннитского и шиитского толков; иудаизм, делящийся на талмудистов и караимов; буддизм, последователи к-рого исповедуют его ламаистскую разновидность; множество сект - молокане, духоборы, мормоны, штундисты, хлысты, баптисты, евангельские христиане, адвентисты и др. Во многих религиях в России Д.- это замкнутое сословие со строгой иерархией. Сверху вниз эта иерархия выглядит след, образом: в православной церкви имеются 3 степени священства: епископ (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ пресвитер (протопресвитер, протоиерей, священник), а в монашестве - архимандрит, игумен, иеромонах; диакон (протодиакон, диакон), а в монашестве - архидиакон, иеродиакон. В старообрядческой церкви белокриницкого и беглопоповского согласия - архиепископ (глава церкви), епископ, протоиерей, священник, протодиакон, диакон; в старообрядческой церкви беспоповского согласия - наставник. В католической церкви - архиепископ, епископ, декан, пробст (настоятель), ксёндз, диакон, субдиакон. В протестантских религиях, не имеющих церковной иерархии, Д. избирается верующими и имеет: в лютеранской церкви - архиепископов, епископов, пробстов, старших пасторов, пасторов. В религ. сектах-старших пресвитеров, благовестников, пресвитеров, проповедников, диаконов. В иудейской религии - раввинов; в буддийской религии - хамбо-лам, лам; в религиозных сектах - старших пресвитеров, благовестников, диаконов, пресвитеров, проповедников.
Во главе рус. православной церкви стоит патриарх, во главе арм. апостольской церкви - верховный патриарх-католикос всех армян, груз, православной церкви - патриарх-католикос. Лютеране отрицают сложную церк. иерархию и монашество. Эст. и латв. лютеранские церкви возглавляются каждая своим архиепископом, избираемым общинами верующих. Во главе каждой церк. общины стоит приглашаемый ею пастор, к-рый рассматривается не как посредник между богом и верующими, а лишь как толкователь Священного писания. В иудейской религии примерно ту же роль знатоков и толкователей священных текстов и руководителей религ. общины играют раввины. В мусульманстве над рядовыми служителями культа (муллами) стоит муфтий. Во главе забайкальских буддистов стоит бандидо хамбо-лама.
Господствующей церковью в России была рус. православная церковь. В 1897 из 126 368 тыс. чел. ок. 80 млн. населения России были православными. Оба вида духовенства - чёрное (монахи) и белое (священники, протоиереи, диаконы и протодиаконы) - появились на Руси после принятия христианства (988-989). Так как христианство было заимствовано из Византии, то на первых порах, как правило, священнослужителями были греки. Тогда же создалась церк. иерархия. Глава рус. церкви - митрополит, назначался константинопольским патриархом. Во главе отд. епархий (церк. округов) стояли епископы и архиепископы, избиравшиеся из среды чёрного Д. митрополитом и собором рус. епископов при значит, участии светской власти (князей). С 1448 рус. церковь освободилась от подчинения константинопольскому патриарху и стала самостоятельной (см. Православная церковь). Митрополит избирался собором рус. епископов, а в 1589 главе рус. церкви был присвоен титул патриарха московского и всея Руси. Но одновременно с этим церковь всё больше подчинялась власти царя. С самого начала архиереи и монастыри получали от князей зем. пожалования, к-рые росли за счёт вкладов "на помин души", покупки земель у светских феодалов, захвата земель у крестьян и др. Постепенно монастыри и архиерейские кафедры стали крупнейшими землевладельцами, пользовались феод, привилегиями, податным и судебным иммунитетом. Высшее Д., т. обр., составляло часть господствующего класса феодалов. Поэтому нар. антифеод, движения, будучи направленными и против духовных феодалов, и против церкви, освящавшей феод, строй, часто принимали форму ересей. Нередко активными участниками еретич. движений были представители низшего белого Д., ряды к-рого пополнялись выходцами
из крест, и посадского населения. Несмотря на то, что низшее белое Д. было близко по положению к трудящимся, оно не сливалось с ними, т. к. кормилось за счёт своей паствы, являлось проводником офиц. церк. идеологии, оправдывавшей эксплуатацию и призывавшей к покорности властям. До 18 в. кандидатов на священнические места избирали сами верующие, в вотчинах огромную роль в этом деле играли землевладельцы. С кон. 17 в. установился наследств. порядок занятия свободных священнических мест, что способствовало превращению белого Д. в замкнутое сословие, к-рое в 18 в. постепенно выдвинулось в ряды привилегированных сословий: оно было освобождено от архиерейского тягла, выросли его личные права. По первой ревизии (1718-27) в России значилось 97413 душ муж. пола, относящихся к православному Д. Белое Д. всё больше оформлялось в обособленную касту. Пётр I ликвидировал патриаршество, а управление церковью передал созданному в 1721 Синоду во главе с гос. чиновником -обер-прокурором. Это означало полное подчинение церкви гос. власти, превращение её в часть гос. аппарата. Самодержавие выделяло на содержание Д. огромные средства. К кон. 19 в. только Синод отпускал на содержание православного Д. 7 млн. руб. в год, а гос. казначейство -18 млн. в год, не считая пожертвований на приходское Д., доходов от церк. земель, имуществ и процентов с капиталов. Всё католич. Д. получало содержание из казны, Д. др. вероисповеданий содержалось на средства приходов. Д. верно служило самодержавию. На него были возложены нек-рые обязанности адм. и полицейского характера: запись актов гражд. состояния, наблюдение за политич. благонадёжностью прихожан. Во всех школах в обязат. порядке преподавался закон божий, значит. часть нач. школ находилась в руках Синода. Церковь имела свои уч. заведения: духовные семинарии, появившиеся в 18 в., и духовные академии. К нач. 20 в. в России было 4 духовные академии, 58 семинарий, в к-рых обучалось 19 900 чел. для занятия церк. должностей в рус. православной церкви. Подобные уч. заведения имело и Д. др. вероисповеданий. К 1917 в Росс. империи было 6 католич. семинарий, 6 семинарий арм. апостольской церкви и др. Д. постоянно нападало на науку, боролось с передовыми обществ, идеями, печать находилась под гнётом духовной цензуры. Д. было опорой самодержавия в борьбе с революц. движением. В годы Революции 1905-1907 Д. участвовало в организации обществ типа "Союза русского народам или "Союла Михаила Архангела", сеяло нац. вражду, было вдохновителем евр. погромов. Церк. учреждения владели землями, торг, заведениями, пром. предприятиями; мн. монастыри были миллионерами. В 1912 в рус. православной церкви насчитывалось 110 434 чел. белого и 91 654 чёрного Д. Подавляющее большинство Д. враждебно встретило Окт. социалистич. революцию 1917. Всеросс. поместный собор православной церкви (авг. 1917- сент. 1918) восстановил патриаршество. Патриархия и Д. стали одной из сил, борющихся против Сов. власти и социалистич. преобразований. Враждебную позицию по отношению к Окт. революции занимало Д. всех др. вероисповеданий - мусульманского, старообрядческого и т. д. В обстановке упрочения Сов. власти и всенародной поддержки её мероприятий часть Д. осознала опасность оказаться в полной изоляции. В 20-х гг. внутри православной церкви получило большое развитие возникшее ещё до революции обновленческое движение. Обновленцы осудили антисов. деятельность патриарха Тихона и заявили о лояльном отношении к Сов. власти. Они стояли также за нек-рые нововведения в церк. устройстве и в быту Д., не затрагивавшие основ вероучения. Это движение сыграло определ. роль в пересмотре церковью её отношения к Сов. власти. Церковь прекратила открытую борьбу с Сов. властью. Тем не менее и в последующие годы, особенно в период коллективизации, мн. представители Д. продолжали антисов. деятельность. Лишь победа социализма вынудила православное Д., как и Д. других вероисповеданий, встать на путь лояльного отношения к Сов. власти. См. также статьи: Союз Советских Социалистических Республик, раздел Религия и церковь, Армянская апостольская церковь, Баптисты, Грузинская православная церковь, Ислам, Православная церковь, Старообрядчество, Церковь.
Лит.: Гантаев Н. М., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960; Грекулов Е. Ф., Православная инквизиция в России, М., 1964; Самсонов А. М., Антифеодальные народные восстания в России и церковь, М., 1955; Скворцов-Степанов И. И., Избранные атеистические произведения, М., 1959; Церковь в истории России (IX в.- 1917 г.), М., 1967; Ярославский Е. М., О религии, М., 1957; Шишкин А. А., Сущность и критическая оценка "обновленческого" раскола русской православной церкви, Казань, 1970.
В. С. Шульгин.
ДУХОВНАЯ МУЗЫКА, см. Церковная музыка.
ДУХОВНИЦКОЕ, посёлок гор. типа, центр Духовницкого р-на Саратовской обл. РСФСР. Пристань на лев. берегу Волги (Саратовское водохранилище), в 74 км к С.-З. от ж.-д. ст. Пугачёвск. Маслозавод, асфальтовый з-д, птицефабрика.
ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ, см. в ст. Завещание.
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, см. в ст. Духовные учебные заведения, Теологическое образование.
ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (культурно-философская школ а) в литературоведении, возникла в кон. 19 в. в Германии как реакция на позитивистские (в т. ч. культурно-историч. и историко-филологич.) методы и как стремление к синтезу духовно-историч. и психологич. истолкования лит-ры. "Единство времени и нации,- писал её родоначальник В. Дилътей, глава "исторической" ветви философии жизни,- которое мы называем историческим духом, возникает впервые благодаря могуществу и власти гения. В этой точке можно связать историческое с психическим" (цит. по ст. "О принципах методологии литературоведения", см. "Философские науки", 1967, М" 3, с. 109). Слитность "исторического" и "психического"- в "переживании" (единство рассудка, воли, чувства) художника. Переживание, обьекти-вируясь посредством поэтической формы, претворяется в целостную духовную реальность (с органич. взаимообусловленностью содержания, материала, формы и предмета) и вместе с тем - в истину, наглядно открывающуюся впервые не только воспринимающему, но и самому художнику-творцу. Художеств, произведение наиболее адекватно (в сравнении даже с гуманитарными науками -"науками о духе") постигает жизнь: оно включает как общие свойства эпохи, так и прежде всего неповторимую душевно-духовную целостность индивида, как доступный "пониманию" "объективный дух", так и неизъяснимую "последнюю тайну" жизни. Истолкование (по Дильтею "понимание") произведения возможно только через "сопереживание", "вчувст-вование"; но и "понимание", выражаемое посредством описательной психологии или филос. понятий, никогда не исчерпывает всего смысла произведения, таящего в себе также иррациональную стихию. Подобно самоценности духовного мира личности, Д.-и. ш. утверждала самоценность и целостность каждого куль-турно-историч. образования (принцип "равноправия эпох").
Расцвет школы, воспринявшей ряд эстетич. идей романтизма, приходится на 1-ю треть 20 в. (Дильтей, "Переживание и творчество", 1906; Р. Унгер, "Философские проблемы нового литературоведения", 1908; Ф. Гундольф, "Гёте", 1916; труды Э. Шпрангера, Ф. Штриха, Э. Эрмантингера, X. А. Корфа; в Венгрии - Д. Секфю, Т. Тинемана, А. Серба). Унгер прослеживает в лит-ре судьбу филос. идей (свобода и необходимость, дух и природа, любовь и смерть). Гундольф, склоняясь к бергсонианству (см. А. Бергсон), усматривает в поэзии не реакцию на действительность, а высшую форму действительности, развивающуюся по духовно-имманентным законам. "Переживание" и "творчество" поэта не обособлены, как полагал Дильтей, а едины; образ поэта надо воссоздавать на основе лишь его художеств. произведений; но поскольку художеств. мир до конца не постигаем, то итог исследования ("образ поэта") в равной мере можно воспринимать и как объективную истину, и как миф.
Отстаивая первостепенность "переживания" в иск-ве и его связь с мировоззрением эпохи ("объективным духом"), Д.-и. ш. пренебрегала социально-классовыми мотивами "переживания"; развивая принцип "историзма" (в т. ч. применительно к смене художеств. стилей и форм), она избегала выяснять закономерности историч. процесса, склоняясь к иррационализму и скептицизму. "История духа" как школа закончилась в 30-е гг.; но её принципы широко использует совр. зап. литературоведение, в т. ч. экзистенциалистское; её традицию продолжает "Deutsches Vierteljahrschrift fur Literaturwissenschaf |