|
В. П. Максаковский.
Правовой режим. Д. является международной рекой, правила пользования к-рой устанавливаются спец. междунар. соглашениями. Выделяются 3 этапа регулирования проблемы Д.: период двусторонних договоров (1774-1856), период многосторонних соглашений с участием недунайских гос-в (1856-1945) и демократич. статут Д. после 2-й мировой войны. Важнейшее значение для установления режима Д. имел Кючук-Кайнард-жийский договор (трактат), заключённый между Россией и Турцией в 1774, по к-рому Россия получила право судоходства в нижнем Д. По мирным договорам, заключённым Россией и Турцией в 1812, 1826 и 1829, Россия получила полный контроль над осн. дунайскими рукавами (Килийским, Сулинским и Георгиевским) и над судоходством по нижнему Д. Англо-австрийские и русско-австрийские конвенции 1838 и 1840 выдвинули принцип свободной навигации по Д.
Этап регулирования в порядке многосторонних соглашений начался с Крымской войны 1853-56. На основе Парижского трактата 1856 была создана Е в-ропейская дунайская комиссия, в состав к-рой вошли Австрия, Россия и ряд недунайских гос-в (Франция, Великобритания, Пруссия, Сардиния, Турция). Практически эта комиссия, ставшая орудием господства неприбрежных держав на Д., действовала до 1-й мировой войны. Комиссия имела свой флаг, свою администрацию, флот, полицию, суд, она могла запрещать придунайским странам строительство портовых и гидротехнич. сооружений и т. д.
После окончания 1-й мировой войны 1914-18 империалистич. гос-ва повели борьбу за сохранение привилегий в контроле над Д. Спец. конференция по выработке статута Д. была созвана в авг-1920 в Париже, на ней были представлены гл. обр. недунайские гос-ва (Сов. Россия к конференции не была допущена). 23 июля 1921 были приняты конвенция и заключит, протокол о режиме судоходства на Д., а также решение о создании двух комиссий, ставших органами контроля над судоходством по Д. Для т. н. морского Д. (от устья до Ульма) была вновь создана Европейская дунайская комиссия в составе Франции, Великобритании, Италии и Румынии, для части Д. между Ульмом и Брэилой и сети речных путей, объявленных международными, была образована Междунар. дунайская комиссия, в состав к-рой вошли представители прибрежных стран (Германии, Австрии, Венгрии, Чехословакии, Югославии и Румынии) и неприбрежных держав (Великобритании, Италии и Франции). Сов. Россия была устранена от участия в обеих комиссиях. Дунайские комиссии обладали широкими полномочиями и не считались с суверенными правами прибрежных гос-в; создание их содействовало усилению влияния империалистич. гос-в на Д. В 1936 Германия вышла из состава Междунар. дунайской комиссии, а после захвата Германией Австрии (1938) и Чехословакии (1938-1939) представители этих гос-в также вышли из состава комиссии.
После 2-й мировой войны 1939-45 вопрос о режиме Д. поднимался на Потсдамской конференции, на сессиях Совета министров иностранных дел, на Парижской конференции 1946. Новый демократич. статут судоходства был выработан на Белградской конференции 1948, в к-рой приняли участие представители при-дунайских гос-в (СССР, УССР, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Югославии), а также представители США, Великобритании и Франции, как члены Совета министров иностр. дел, с совещательным голосом участвовала Австрия. На конференции была выработана новая Конвенция о режиме судоходства на Д. (подписана 18 авг. 1948, вступила в силу 11 мая 1949). Представители Великобритании, США и Франции, стремившиеся к восстановлению положений Конвенции 1921, отказались подписать Конвенцию 1948. В соответствии с Конвенцией 1948 была создана единая Дунайская комиссия в составе представителей придунай-ских государств; управление и контроль над судоходством по Д. принадлежит непосредственно придунайским странам. В компетенцию Дунайской комиссии входит контроль за исполнением Конвенции 1948, установление единой системы навигационной обстановки, унификация правил речного и санитарного надзора, составление общего плана осн. работ в интересах судоходства на базе предложений придунайских стран и спец. речных администраций и т. д. Конвенция 1948 о режиме судоходства на Д. обеспечивает суверенные права придунайских гос-в и в то же время учитывает интересы и других стран, пользующихся Д. для перевозок.
К. П. Вощенков.
Илл. см. на вклейке, табл. XXII (стр. 512-513).
Лит.: Валесян Л. А., География гидроэнергоресурсов н гидроэнергетики зарубежных придунайских стран, Ер., 1959; Вагин Н. Ф., Карминекий М. С., Река Дунай, Л., 1960; Дунай и дунайское судоходство, М., 1962; Максаковский В. П., Большой Дунай, М., 1963; Гидрологический справочник реки Дунай. 1921 - 1960, Будапешт, 1965; Гидрологический ежегодник реки Дунай за 1969, Будапешт, 1970; Статистический бюллетень Дунайской комиссии за 1969, Будапешт, 1969; Протоколы Дунайской комиссии, т. 1-27, Будапешт, 1951-69; Routier du Danube, Galatz, 1953; Даков В., Река Дунав и нейното стопанско значение за България, София, 1964; Логунов В. Д., Современный международноправовой режим Дуная, М., 1958; Кейлин А. Д., Актуальные вопросы современного международного морского и речного права, в сб.: Советский ежегодник международного права. 1962, М., 1963, с. 78-109.
ДУНАЙСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, в 18-19 вв. создавалась на период боевых действий во время войн с Турцией. Впервые создана в 1771 П. А. Румянцевым во время рус.-тур. войны 1768-1774 под назв. Лиманской гребной флотилии. В 1774 расформирована. Во время : рус.-тур. войны 1787-91 Лиманская флотилия (с дек. 1790 наз. Черноморский гребной флот) под команд, контр-адм. Н. С. Мордвинова, а затем ген.-майора О. М. де Рибаса действовала совместно с сухопутными войсками под Кинбурном, Мачином, Браиловом и при взятии Измаила и Очакова. В период рус.-тур. войны 1877-78 Д. в. ф. (1-2 канонерские лодки, 4-10 паровых минных катеров и неск. пароходов) успешно действовала против сильной тур. флотилии на Дунае. В 1879 часть кораблей была передана Болгарии. В 1-й мировой войне 1914-1918 отряд катеров Д. в. ф. поддерживал рус. войска Румынского фронта. В нояб. 1917 моряки Д. в. ф. перешли на сторону Сов. власти. После захвата Бессарабии Румынией корабли ушли в февр. 1918 в Одессу, где были захвачены австро-герм. интервентами.
17 июня 1940 в связи с воссоединением Молдавии с СССР была создана Д. в. ф. с гл. базой в Измаиле в составе 5 мониторов, 22 бронекатеров, 30 катеров-тральщиков, 7 сторожевых кораблей и др. В нач. Великой Отечеств. войны 1941 -1945 совместно с войсками Юж. фронта Д. в. ф. отражала попытки рум. войск форсировать Дунай. В связи с отходом сов. войск перебазировалась в июле в Одессу, затем Николаев и Херсон, обеспечивала переправы через Юж. Буг и Днепр, в сент. 1941 прорвалась в Севастополь, а в окт. перешла в Керчь. 21 нояб. 1941 расформирована. До 16 сент. 1941 командующим был контр-адм. Н. О. Абрамов, затем контр-адм. А. С. Фролов.
14 апр. 1944 была вновь сформирована и базировалась сначала в Днепровско-Бугском лимане, затем на Одессу, а с авг. 1944 на Измаил. В авг. 1944 насчитывала 33 бронекатера, 7 минных катеров, 8 тральщиков. Командующим Д. в. ф. был контр-адм. С. Г. Горшков, с 12 дек. 1944- контр-адм. Г. Н. Холостяков. Взаимодействуя с войсками 2-го и 3-го Укр. фронтов, Д. в. ф. участвовала в Ясско-Кишинёвской операции, форсировании Дуная и овладении портами Су-лин, Тульча и Измаил, в освобождении Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии. Провела огромную работу по тралению Дуная (уничтожено до 600 мин), высадила 21 десант (св. 27 тыс. чел.), перевезла ок. 1 млн. чел., св. 1500 танков, св. 5000 орудий и др. Награждена орденами Красного Знамени, Нахимова 1-й степени и Ушакова 1-й степени. После войны расформирована.
Лит.: Вьюненко Н. П., Мордвинов Р. Н., Военные флотилии в Великой Отечественной войне, М., 1957; Локтионов И. И., Дунайская флотилия в Великой Отечественной войне (1941 -1945 гг.), М., 1962.
ДУНАЙСКАЯ ШКОЛА, направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии, развивавшееся в 1-й пол. 16 в. К Д. ш. относят ранние произв. Л. Кранаха, творчество А. Альтдорфера, В. Хубера, ряд работ X. Лаутензака, А. Хиршфогеля, И. Броя и др. Для Д. ш., решительно порвавшей со ср.-век. ре-месл. традицией, характерны свобода фантазии, яркая эмоциональность, своеобразная романтичность, подчас сказочность образов, интерес к природе (особенно к изображению речных и лесных пейзажей), к пространству и свету, динамичная, порывистая манера, острая выразительность рисунка, интенсивность цвета.
А. Альтдорфер. "Пейзаж с деревом". Акварель. Ок. 1522. Гравюрный кабинет. Берлин-Далем.
Лит.: Stange A., Malerei der Donauschule, Munch., 1964.
ДУНАЙСКИЕ КНЯЖЕСТВА, общее назв. возникших в 14 в. княжеств Молдовы и Валахии. В 1859 Д. к. объединились, и новое гос-во получило (1861) назв. Румыния.
Лит.: Гросул В. Я., Реформы в Дунайских княжествах и Россия (20 - 30 годы XIX в.), М., 1966.
ДУНАЙСКИЕ КУЛЬТУРЫ, комплекс археол. культур эпохи неолита и энеолита, распространённых в 5-3-м тыс. до н. э. к С. от ср. и верх, течения Дуная. Термин введён англ, археологом Г. Чайлдом. По его мнению, единообразная система земледельч. х-ва первобытных племён этой части Центр. Европы (обработка лёссовых почв, переход на новые земли после истощения полей и возвращение на старые места через определённое время) привела к возникновению ряда родств. культур, прошедших долгий путь развития. К 1-му периоду Д. к. Чайлд относит линейно-ленточной керамики культуру. Во 2-м периоде Д. к. культура накольчато-ленточной керамики и рёссенская культура возникли из слияния Д. к. 1-го периода и более примитивных местных культур. К этому же периоду относятся иордансмюльская, лендьельская культуры и культура моравской расписной керамики. Появляются укреплённые поселения. В 3-м периоде на терр. Д. к. вторгается ряд чуждых культур: михельсбергская, воронковид-ных кубков культура и др. К Д. к. 3-го периода Чайлд относит баденскую культуру и бодрогкерештурскую культуру. В 4-м периоде расширяется разработка меди и золота, усиливается межплеменной обмен (свидетельство этому - много-числ. клады бронз, оружия и украшений). В новейшей археологической литературе термин сохраняется в основном только для Д. к. 1-го, реже -2-го периодов.
Лит.: Чайлд Г., У истоков европейской цивилизации, пер. с англ., М., 1952; Childe V. G., The Danube in prehistory, Oxf., 1929; его же, The prehistory of European society, [s. 1.], 1958. В. С. Титов.
ДУНАЙСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ, металлургич. предприятие Венгрии. Комбинат расположен на берегу Дуная, в Дунауйвароше, что позволяет использовать водный путь для массовых перевозок жел. руды, а также коксующихся углей Мечекского угольного басс. Стр-во комбината началось в 1950 на основе сов. технич. документации и поставленного из СССР оборудования. В 1950-57 были сооружены 2 доменные печи, цех по произ-ву стали с 2 мартеновскими печами, силовая энергетич. установка, завод огнеупорного кирпича, цех коксования, обогатит, и агломерац. фабрики. Получаемый цехом коксования газ используется для бытовых целей в Дунауйвароше, а часть поступает в Будапешт по газопроводу, построенному в 1959-60. Химич. цех комбината производит серную к-ту, искусств, удобрения и др. химич. продукты. В 1960 при технич. помощи Сов. Союза пущен цех горячего проката, а в 1965 цех холоднокатаного тонкого стального листа, что позволило прекратить импорт тонколистовой стали. На полную мощность Д. м. к. введён в 1965. В 1968 он давал св. 40% произ-ва чугуна страны, 30% стали, ок. 30% проката. Комбинат входит в гос. объединение металлургии. В. И. Голубева.
ДУНАЙСКИЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМБИНАТ, нефтеперерабатывающее предприятие Венгрии. Комбинат построен в сер. 60-х гг. в Сазхаломбатте. При выборе места учитывалась близость водного пути по Дунаю и осн. центра потребления - Будапешта. Комбинат перерабатывает нефть, поступающую по нефтепроводу "Дружба" из СССР. В 1965 вступила в действие 1-я нефтеперегонная установка мощностью 1 млн. т в год, в 1967-2-я, позволившая довести ежегодную переработку нефти до 3 млн. т. Нефтепродукты, вырабатываемые на комбинате, поступают по трубопроводу в Будапешт и другие пункты.
ДУНАЙСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО, сформировано в 1806 в Юж. Бессарабии под назв. Усть-Дунайского (Буджакско-го) войска из бывших запорожцев, переселившихся в 1775 в Турцию, а затем перешедших на сторону России. В 1807 ликвидировано, в 1828 восстановлено как Д. к. в. из бывших усть-дунайских казаков, задунайских запорожцев и добровольцев из южнославянских стран. Несло пограничную службу на Дунае, Пруте и Черноморском побережье. В 1858 насчитывало 10 станиц с 12 тыс. чел. В 1856 переименовано в Новороссийское, в 1868 упразднено.
ДУНАЙСКОЕ ОЛЕДЕНЕНИЕ, древнейшее из антропогеновых оледенений Альп, относимое нек-рыми исследователями к верх. плиоцену. См. Плиоценовый отдел (эпоха).
ДУНАНТУЛЬ (Dunantul), равнина в Венгрии, часть Среднедунайской равнины, по правобережью Дуная. В рельефе Д. всхолмлённые равнины вые. 150-200 м сочетаются с низкогорьями и сред-негорьями (Баконь, Вертеш, Мечек, Ге-рече и др.) выс. до 757 м. Равнинные участки сложены преим. песчаниками и глинами, местами перекрытыми лёссом, горные массивы - известняками и базальтами. В центр, части Д.- самое большое в Венгрии оз. Балатон. Климат умеренный, континентальный. Осадков от 500-600 до 700-900 мм в год (в горах). В верх. частях склонов гор местами дубовые и буковые леса. Большая часть Д. распахана (пшеница, кукуруза, сады, виноградники). Месторождения кам. угля, бокситов, марганцевых руд. Крупный город - Печ.
ДУНАУЙВАРОШ (Dunaujvaros), город в Венгрии на прав, берегу Дуная, в медье Фейер. 44 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция, речной порт. Д. вырос в годы нар. власти на месте с. Дунапентеле в связи со стр-вом (начиная с 1950) Дунайского металлургического комбината. Осн. часть занятых в пром-сти (ок. 10 тыс.) работает на комбинате. Текст, и швейная ф-ки, ф-ка целлюлозы (из соломы), пищ. предприятия.
Жилые кварталы Д., сооружающиеся по единому плану, отделены от пром. зоны лесозащитной полосой. Господствует периметральная застройка - типовые 3-4-этажные дома с озеленёнными внутр. дворами. В 1960-х гг. сооружён ряд новых микрорайонов, свободных по планировке, со зданиями различной этажности. Осн. обществ. постройки (Дом партии, Гор. совет, гостиница, универмаг, театр и др.) расположены вдоль идущего с С. на Ю. гл. проспекта. В здании дирекции металлургич. комбината (нач. 1950-х гг., арх. Л. Лаубер, Е. Сендреи) - фрески работы Э. Домановского (1955; илл. см. т. 4, табл. XLIII).
ДУНБЭЙ, Северо - Восточный Китай (ист. наименование-Маньчжурия), крупный адм. район на С.-В. Китая. На Ю. омывается Жёлтым м. Пл. 801,6 тыс. км2. Нас. 66 млн. чел. (1967, оценка), преим. китайцы (хань), а также маньчжуры (2,1 млн.), корейцы (1,2 млн.), монголы (0,3млн.) и др. В адм. отношении Д. состоит из 3 провинций: Ляонин, Гирин (Цзилинь), Хэйлунцзян. Гл. город - Шэньян.
Природа. Большая часть терр. Д.- аллювиальная равнина вые. 50-200 м. На З. её обрамляет хребет Б. Хинган, на С.-В.- хребет Малый Хинган (вые. до 1150 м), на Ю.-В.- Маньчжуро-Корейские горы (вые. до 2744 м). Горы сложены преим. известняками и метаморфич. сланцами, а на Ю.-В.-также базальтами (имеются молодые вулканы). На В. в пределах Д.- часть Приханкайской низм. Климат умеренный (на Ю.- переходный к субтропич.), континентальный муссонный. Осадков от 400-700 мм в год на С. до 1000 мм на Ю.-В.; их максимум летом. Неравномерное от года к году увлажнение приводит к частым наводнениям. Наиболее крупные реки - Сунгари (св. 60% терр. Д. лежит в её басе.), Ляохэ, пограничные - Амур, Уссури, Ялуцзян. Д.-гл. лесной р-н Китая (23% лесопокрытой площади). На С.- хвойные леса таёжного типа, в Маньчжуро-Корейских горах - смешанные и широколиста, леса и лесостепи. На равнинах - степи, в значит. части распаханные.
Хозяйство. После провозглашения Китая нар. республикой (1949), в годы восстановления и первой пятилетки (1952-57) Д. стал важной базой для развития экономики страны (78,3% пром. продукции КНР в 1951). В этот период общекитайское значение получили горнодобывающая и др. отрасли пром-сти: добыча кам. угля (Фушунь -9,3 млн. т в 1957, Фусинь -8,5 млн. т), нефти (3-4 млн. т в Дацине), битуминозных сланцев; чёрная и цветная металлургия (Аньшань, Бэньси, Фушунь, Далянь); тяжёлое (Шэньян, Люйда, Фушунь), среднее и точное (Харбин, Цицикар, Чанчунь) машиностроение, заново созданные автомобилестроение (Чанчунь), самолётостроение, локомотиво- и вагоностроение (Далянь) и др., а также химич. пром-сть и особенно произ-во жидкого топлива из сланцев (Фушунь). Из старых отраслей - деревообработка (Цзямусы, Харбин), развившаяся на базе крупных лесозаготовок (ок. 1/2 общекит.), целлюлозно-бумажная (Гирин, Яньцзи, Аньдун, Муданьцзян, Цзямусы), текстильная, в т. ч. хл.-бум. произ-во в гг. Цзиньсянь, Ляоян, Инкоу; произ-во мешкотары, льняное - в Харбине, шёлковое - в Аньдуне, пищ. пром-сть (соевое масло, мука, сахар, рыбопродукты). В посевах преобладают прод. культуры (кукуруза, просо, пшеница, гаолян, рис, овощи). По произ-ву технич. культур: свёклы, сои, а также шёлка-сырца (3/4 шёлка дубового шелкопряда в стране) - Д. занимает ведущее место в стране. Д.- поставщик фруктов, особенно яблок (80% общего сбора в стране). Животноводство имеет подсобное значение, разводят преим. рабочий скот, а также свиней; птицеводство. У побережья Жёлтого м., в реках и озёрах - рыболовство.
Гл. трансп. узлы: Шэньян, Чанчунь, Харбин, Цзямусы, Муданьцзян. Судоходство по pp. Амуру, Сунгари, Уссури, Ялуцзян, Ляохэ. Крупный морской порт Д.- Люйда. к. Н. Черножуков.
Дунауйварош. Общий вид жилой части города.
ДУНБЯНЬДАО, горнопромышленный р-н в Сев.-Вост. Китае, в пров. Ляонин, с центром в г. Тунхуа. На терр. р-на богатые железорудные месторождения и расположенные в непосредств. близости к ним залежи коксующегося каменного угля.
ДУНГАНЕ китайские, наиболее многочисл. группа китайской народности хуэй (хуэйцзу). Живут в Нинся-Хуэйском и Синьцзян-Уйгурском авт. р-нах и в пров. Ганьсу (КНР). Говорят на сев. диалекте китайского языка, с большими заимствованиями из араб. и перс. языков. Верующие - мусульмане. Осн. занятие - земледелие (озимая и я |