| ение трансп. средствами в нетрезвом состоянии, за использование автомобилей и мотоциклов в целях личной наживы, налагать предусмотренные законом штрафы, запрещать эксплуатацию трансп. средств, технич. состояние к-рых угрожает безопасности движения. ГАИ исполняет свои обязанности во взаимодействии с др. службами МВД, администрацией предприятий и учреждений при активной помощи добровольных нар. дружин по охране общественного порядка, обществ. автоинспекторов, комиссий обществ. организаций. И. Г. Маландин.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, охрана гос. безопасности, совокупность мер по защите существующего гос. и обществ. строя, терр. неприкосновенности и независимости гос-ва от подрывной деятельности разведывательных и иных спец. служб враждебных roc-в, а также от противников существующего строя внутри страны.
Органы Г. б. социалистич. гос-в являются орудием социалистич. гос-ва, призванным защищать социалистич. завоевания трудящихся.
Охрана Г. б. социалистич. стран включает совокупность мер политич., экономич., военного и правового характера, направленных на выявление, предупреждение и пресечение деятельности антисоциалистич. сил, империалистич. разведок, стремящихся подорвать и ослабить социалистич. гос. и обществ. строй, нарушить терр. неприкосновенность соответствующей страны. Элементами системы охраны Г. б. являются также меры общего предупреждения подрывной деятельности, ограждения объектов спец. назначения и др. Во всех социалистич. странах имеются спец. органы обеспечения Г. б.
Задача охраны Г. б. Сов. гос-ва встала с первых же дней его существования. В 1918 В. И. Ленин указывал, что "Переход от капитализма к коммунизму есть целая историческая эпоха. Пока она не закончилась, у эксплуататоров неизбежно остается надежда на реставрацию, а эта надежда превращается в попытки реставрации. И после первого серьезного поражения свергнутые эксплуататоры, которые не ожидали своего свержения, не верили в него, не допускали мысли о нем, с удесятеренной энергией, с бешеной страстью, с ненавистью, возросшей во сто крат, бросаются в бой за возвращение отнятого „рая" ..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 264). После Великой Окт. социалистич. революции и установления диктатуры пролетариата внутр. и внеш. контрреволюция пыталась объединёнными усилиями свергнуть Сов. власть путём интервенции, Гражд. войны, экономич. блокады, террора и диверсий.
Первыми органами по охране Г. б. Сов. гос-ва были военно-революционные комитеты (ВРК). Пост. СНК РСФСР от 7 (20) дек. 1917 был образован спец. орган для защиты завоеваний революции - Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем (пред. - Ф. Э. Дзержинский). ВЧК и её органы на местах проделали огромную работу по ликвидации заговоров и мятежей против Сов. республики, борьбе с саботажем, спекуляцией и должностными преступлениями. По окончании иностр. интервенции и Гражд. войны 1918-20 в новой обстановке, сложившейся в стране, была перестроена работа всех парт. и гос. органов, в т. ч. и ВЧК. В. И. Ленин предложил реорганизовать ВЧК, изменить её наименование, сузить компетенцию, лишить права внесудебного подавления. 6 февр. 1922 ВЦИК РСФСР упразднил ВЧК и создал Гос. политич. управление (ГПУ) при НКВД РСФСР, в задачи к-рого входила борьба со шпионажем, контрреволюцией и бандитизмом. После образования СССР (1922) в целях объединения усилий союзных республик в этой области Президиум ЦИК СССР пост. от 2 нояб. 1923 образовал Объединённое гос. политич. управление (ОГПУ) при СНК СССР, к-рому были подчинены респ. ГПУ. Органы ГПУ и ОГПУ проделали большую работу по ликвидации антисоветских орг-ций, подавлению восстаний кулачества, басмачей и др. Они также участвовали в решении неотложных хоз. задач (борьба с голодом, разрухой, перебоями в работе транспорта), в ликвидации эпидемий тифа, организовывали заготовку топлива и продовольствия. Большую работу провели органы Г.б. по ликвидации детской безнадзорности в СССР (см. Детская беспризорность). По мере ликвидации эксплуататорских классов в СССР, построения основ социализма менялись задачи, стоящие перед органами Г. б. Основной их деятельностью становилась борьба против внеш. противника, гл. обр. против иностр. разведок. Пост. ЦИК СССР от 10 июля 1934 образован союзно-респ. Наркомат внутр. дел (НКВД), в состав к-рого было включено ОГПУ, переименованное в Гл. управление гос. безопасности (ГУГБ). Указом Президиума Верх. Сов. СССР от 3 февр. 1941 НКВД СССР был разделён на два самостоят. органа: НКВД СССР и Наркомат гос. безопасности СССР (НКГБ).
С началом Великой Отечеств. войны 1941-45 в целях концентрации усилий органов гос. и обществ. безопасности по обороне страны 20 июля 1941 НКГБ СССР и НКВД СССР были объединены в единый наркомат - НКВД СССР. Деятельность органов Г. б. была сосредоточена на борьбе с подрывной деятельностью нем.-фаш. разведки на фронте, на выявлении и ликвидации вражеских агентов в тыловых р-нах СССР, на проведении разведывательно-диверсионной деятельности в тылу врага. 14 апр. 1943 вновь был образован самостоят. Наркомат (с 1946 - Мин-во) Г. 6. СССР.
В первые послевоен. годы органы Г. б. СССР осуществили ликвидацию контрреволюционного националистич. подполья в освобождённых районах Зап. Украины, Зап. Белоруссии и прибалт. республик, вели работу по розыску изменников Родины, предателей, лиц, сотрудничавших с нем.-фаш. захватчиками.
В условиях культа личности в деятельности органов Г. б. были допущены серьёзные извращения, выразившиеся в нарушении принципов социалистич. законности. Политич. авантюристы, оказавшиеся у руководства органами Г. б., пытались вывести их из-под контроля партии, изолировать от народа. КПСС и Сов. пр-во приняли необходимые меры по ликвидации извращений в деятельности органов Г. б. В соответствии с решениями Июльского пленума ЦК КПСС (1953), 20-го съезда КПСС (1956) были проведены мероприятия по восстановлению социалистич. законности в работе органов Г. б., усилению парт. и гос. контроля за их деятельностью, укреплению органов Г. б.
13 марта 1954 Указом Президиума Верх. Совета СССР был создан Комитет гос. безопасности при Сов. Мин. СССР, на к-рый возложены осн. функции по охране Г. б. СССР. КГБ возглавляет систему органов Г. б., к-рая включает комитеты Г. б. при Советах Министров союзных и авт. республик, управления этих комитетов в краях, областях, крупных городах; в систему органов Г. б. входят также пограничные войска.
В отчётном докладе ЦК КПСС 24-му съезду КПСС (1971) отмечено: "В условиях продолжающейся подрывной деятельности империализма важную роль играют органы государственной безопасности. В отчётный период они были укреплены политически зрелыми кадрами. Партия последовательно воспитывает работников этих органов в духе ленинских принципов, неукоснительного соблюдения социалистической законности, в духе неусыпной бдительности в борьбе за ограждение советского общества от действий враждебных элементов, от происков империалистических разведок" (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 81).
Органы Г. б. зарубежных социалистич. гос-в осуществляют свою деятельность на основе тех же принципов, что и в СССР. В нек-рых социалистич. странах существуют самостоят. министерства или ведомства Г. б. (мин-ва Г. б. в ГДР и ДРВ, Совет Г. б. в Румынии); в др. странах органы Г. б. входят в качестве управлений или гл. управлений Г. б. в состав МВД (в Болгарии, Венгрии, Польше, Чехословакии, на Кубе) или Мин-ва обществ. безопасности (в МНР и КНДР), в Югославии - в состав Союзного секретариата по внутр. делам. Органы Г. б. включают разведку и контрразведку, ведают пограничной охраной.
Организация Г. б. в бурж. гос-вах. Характерным для всей системы Г. б. бурж. гос-в является стремление предельно расширить понятия внеш. и внутр. безопасности гос-ва. Напр., правящие круги США и ряда др. империалистич. гос-в, возведя подрывную деятельность против социалистич. стран и нац.-освободит. движения в ранг гос. политики, ищут угрозу своей "национальной безопасности" во всём мире. Чрезмерно расширяется и понятие внутр. безопасности: признаются представляющими угрозу внутр. безопасности не только революц. движения, но и движение за мир, за бурж.-демократич. права и свободы, забастовки трудящихся и т. д. Охрана Г. б. осуществляется различными органами и прежде всего спец. органами - внеш. разведкой, внутр. разведкой и контрразведкой.
Внеш. разведка бурж. гос-в проводит работу, направленную против внеш. противника, ведёт сбор информации о нём. Важное место в деятельности внеш. разведки занимает непосредств. ослабление сил противника путём осуществления подрывных акций - политич. провокаций, дезинформационных мероприятий, организации заговоров, путчей, диверсионных, террористич. актов и т. п.
Внутр. разведка (политич. сыск) ведёт борьбу с революц. движением внутри страны, с коммунистич. и рабочими партиями (проверка политич. благонадёжности граждан, обеспечение "режима внутренней безопасности"). Сфера деятельности как внешней, так и внутр. разведки совр. империалистич. гос-в чрезмерно расширяется, разведка принимает глобальный характер.
Осн. задача контрразведки - борьба с разведками иностр. гос-в; она способствует выполнению карательных функций империалистич. гос-ва внутри страны, обеспечивая информацией адм.-полицейские, судебные и следств. органы. Организац. построение органов разведки и контрразведки империалистич. гос-в неодинаково, однако политич. сущность их едина: обеспечение внеш. политики гос-ва, защита капиталистич. строя, бурж. порядков, борьба с революц. движением.
В США руководство разведкой осуществляет президент, при к-ром существует высший совещат. орган - Совет нац. безопасности, разрабатывающий рекомендации по вопросам внутр. и внеш. политики. В состав совета входят - вице-президент, гос. секретарь, министр обороны и директор управления мобилизационного планирования, в работе совета участвуют в качестве советников директор Центрального разведывательного управления США (ЦРУ) - гл. органа разведки и пред. Объединённого к-та начальников штабов, а в качестве наблюдателей - руководители ряда заинтересованных мин-в и ведомств. Оперативная деятельность всех разведыват. органов координируется Советом по разведке (пред. - директор ЦРУ).
Кроме ЦРУ, органами внеш. разведки США являются: органы воен. разведки, возглавляемые Разведыват. управлением Мин-ва обороны (РУМО), Агентство нац. безопасности, Бюро разведки и исследований гос. департамента, Разведыват. отдел федеральной комиссии по атомной энергии. Существует разветвлённая система контрразведки, её деятельность координируется межведомственным совещанием при Совете нац. безопасности, в состав к-рого входят представители федерального бюро расследований (ФБР), воен. контрразведки и др. (пред. совещания - директор ФБР).
В Великобритании общее руководство разведыват. деятельностью осуществляет премьер-министр. При пр-ве имеется ряд органов, призванных координировать деятельность всех разведыват. и конторазведыват. служб. Осн. органами внеш. разведки являются "Сикрит интеллидженс сервис" (СИС), разведыват. органы Миц-ва обороны. СИС как самостоят. правительств. ведомство подчинено премьер-министру (иногда его именуют МИ-6, т. е. 6-й отдел воен. разведки). Орган контрразведки - Служба безопасности ("Секьюри-ти сервис") является одновременно системой органов внутр. разведки; она состоит из т. н. службы МР-5, особого отделения "Скотленд-ярд" (Лондонской полиции) и отделов безопасности министерств и ведомств. Воен. контрразведыват. служба включает контрразведыват. подразделения армии, авиации и флота. Во Франции система разведыват. и контрразведыват. органов включает, помимо координирующих органов, Службу внеш. осведомления и контрразведки (СДЕСЕ), разведыват. управление штаба Мин-ва вооруж. сил и разведыват. бюро штабов видов вооруж. сил. Гл. управление нац. безопасности Мин-ва внутр. дел ("Сюрте насьональ"), Управление воен. безопасности Мин-ва вооруж. сил, службу безопасности Мин-ва иностр. дел, Префектуру полиции Парижа. Осн. разведыват. органом является СДЕСЕ, подчиненная министру вооруж. сил, а гл. контрразведывательным (и полицейским) органом - "Сюрте насьональ".
В ФРГ. осн. разведыват. орган - Федеральная разведывательная служба (БНД), имеющая многочисл. подразделения. Воен. разведка ФРГ представлена отделами разведки при руководящем штабе Мин-ва обороны ФРГ и соответств. отделами при штабах сухопутных войск, ВВС и воен.-мор. сил. Разведыват. работу ведут также различные орг-ции ФРГ (напр., "Информационное бюро ВЕСТ"). Осн. контрразведыват. орган - Ведомство по охране конституции (БФФ), в задачи к-рого входят как ведение собственно контрразведыват. деятельности, так и наблюдение за всеми демократич. орг-циями, проверка служащих гос. учреждений, контроль за их лояльностью и т. п. Формально БФФ находится в подчинении министра внутр. дел, но фактически его контролирует канцлер ФРГ. Ведомства по охране конституции имеются во всех землях ФРГ. Воен. контрразведка ФРГ состоит из Ведомства безопасности бундесвера и его периферийных органов, контрразведыват. работу ведут также политич. полиция (орган контрразведки и политич. сыска), Мин-во иностр. дел и др. Координирует деятельность всех разведыват., контрразведыват. и полицейских органов ФРГ Ведомство федерального канцлера через К-т гос. секретарей.
Координация деятельности разведок империалистич. гос-в осуществляется в рамках объединённых разведыват. органов агрессивных блоков типа НАТО, СЕАТО и др., а также на базе двусторонних соглашений. М. П. Карпушин.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ, один из основных видов библиографии, призванный осуществлять регистрацию всех произведений печати, издаваемых в стране, и информирование о них. Регистрация производится, как правило, на основе обязательных (контрольных) экземпляров, получаемых библиографическим центром страны от издательств или полиграфических предприятий, что обеспечивает полноту учёта произведений печати в гос. масштабе. Система изданий Г. б. является универсальным источником сведений о литературе, служит базой для развития др. видов библиографии, даёт материал для офиц. статистики печати, отражает состояние культуры, науки и техники в данной стране и способствует их прогрессу.
В социалистич. странах Г. б. носит плановый характер, финансируется и организуется государством. В СССР центрами Г. 6. являются Всесоюзная книжная палата, книжные палаты союзных республик (см. Книжные палаты республиканские) и гос. республиканские (АССР) библиотеки (за исключением Тат., Башк. и Чуваш. АССР, где организованы книжные палаты). Они выпускают профилированные по видам публикаций библиографич. бюллетени ("летописи") и ежегодники, образующие разветвлённую систему библиографич. изданий, к-рая, в свою очередь, входит в общегос. систему науч. информации. В др. странах библиографич. центрами обычно являются нац. библиотеки.
Наряду с термином "Г.б." употребляется также термин "национальная библиография", но не всегда в совпадающих значениях. Её объектом иногда признают не только лит-ру данной страны, но и произведения, изданные на одном языке в разных странах, а в ряде случаев и произведения, написанные авторами одной национальности, или даже лит-ру о данной стране, вышедшую за её пределами на любом языке. Однако учёт по территориальному (государственному) признаку наиболее распространён и целесообразен.
Лит.: Государственная библиография СССР. Справочник, 2 изд., М., 1967; Сорок лет советской государственной библиографии (1920 - 1960). Сб. статей, М., 1960; Гудовщикова И. В., О понятии "национальная библиография", "Советская библиография", 1959, в. 5(57); её же, Библиография "патриотики", национальная и краеведческая библиография, там же, 1966, в. 6(100).
И. В. Гудовщикова, А. И. Серебренников.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ, см. в ст. Власть, Государство.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА в России (1906-17), представительное зако-нодат. учреждение с ограниченными правами, созданное самодержавием под натиском Революции 1905-07 в России для укрепления союза с буржуазией и перевода страны на рельсы бурж. монархии при сохранении политич. всевластия царизма.
Первая Г. д. (27 апр.-8 июля 1906; одна сессия). Октябрьская Всероссийская политическая стачка 1905 смела совещат. Булыгинскую думу и заставила Николая II выступить с Манифестом 17 октября 1905, обещавшим "незыблемые основы гражд. свободы" и созыв законодат. Г. д., к выборам к-рой будут допущены все слои населения. 11 дек. 1905 был издан закон о выборах в Г. д. Сохранив куриальную систему, установленную при выборах в Булыгинскую думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельч., гор. и крест. куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по гор. курии. По рабочей курии к выборам допускались лишь мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и др. ограничения лишили избират. права ок. 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщие (исключались женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие действит. службы, ряд нац. меньшинств), не равные (один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельч. курии, на 4 тыс.- в городской, на 30 тыс.- в крестьянской, на 90 тыс.- в рабочей), не прямые (двух-, а для рабочих и крестьян трёх- и четырёхстепенные). Признав за Г. д. законодат. права, царизм стремился всячески ограничить их. Манифестом 20 февр. 1906 высшее законосовещат. учреждение Росс. империи Государственный совет (существовал в 1810-1917) был преобразован во вторую законодат. палату с правом вето на решения Г. д.; разъяснялось, что Г. д. не имеет права изменять осн. гос. законы. Из ведения Г. д. изымалась значит. часть гос. бюджета. Согласно новой редакции основных гос. законов (23 апр. 1906), император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним мин-во, руководство внеш. политикой, управление армией и флотом; мог издавать в перерыве между сессиями законы, к-рые затем лишь формально утверждались Г. д. (ст. 87). Всё это превращало Г. д. фактически в безвластный орган.
Большевистская партия призвала массы к бойкоту Г. д. Однако в условиях начавшегося спада революц. движения бойкот не удался. Выборы в Г. д. проходили в февр.- марте 1906 в обстановке правительств. репрессий. Из 478 депутатов 1-й Г. д. |