| ишь в периоды таяния снегов в горах. Долина Д. густо заселена.
ДРАОКИНА Елизавета Яковлевна [р. 3(16).12.1901, Брюссель], русская советская писательница, публицист. Чл. КПСС с 1917. Род. в семье профессиональных революционеров. Участница рево-люц. событий; секретарь Я. М. Свердлова. Окончила Коммунистич. ун-т им. Свердлова (1921) и Ин-т красной профессуры (1927). Автор романа "Отечество" (1934) и худож.-мемуарных книг: "Чёрные сухари" (1957-60; 2-е доп. изд., 1963), "Повесть о ненаписанной книге" (1961), "Зимний перевал" (1968), поев, годам революции и становления Сов. власти, выдающимся деятелям рус. и междунар. Коммунистич. движения. Д. принадлежат также книги о совр. капи-талистич. об-ве -"Где роботы вытесняют людей" (1958), "Чёрным по белому" (1959) - и биографич. очерк"А. И. Ульянова-Елизарова" (1970).
Лит.: Питляр И., И все - впервые, "Сибирские огни", 1963, № 12; Р е к е м-ч у к А., Зимний перевал, "Литературная газета", 1969, 19 марта; Савинчен-к о П., Широков А., История требует точности, "Советская Россия", 1969, 13 июля.
ДРАБКИНА Феодосия Ильинична (парт, псевд. Наташа, Марианна) (5.1.1883, Ростов-на-Дону,- 10.1.1957, Москва), деятель революц. движения в России. Чл. Коммунистич. партии с 1902. С 1900 начала вести с.-д. пропаганду. В 1905 чл. боевой технич. группы при Петерб. комитете большевиков; в дни Декабрьского вооруж. восстания 1905 доставляла боеприпасы в Москву. В 1906 секретарь Нарвской районной орг-ции в Петербурге. В 1907 чл. финанс. комиссии Бакинского комитета РСДРП. В 1908 в эмиграции во Франции, затем на парт, работе в Петербурге. Была чл. редколлегии журн. "Работница". В нач. 1917 в Петрограде работала в секретариате ЦК РСДРП(б), была секретарём на Седьмой (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б) и на 6-м съезде РСДРП(б). В октябрьские дни 1917 один из секретарей Петроградского ВРК. В 1918-19 зав. иногородним отделом ВСНХ. В 1919-24 работала в Коммунистич. ун-те им. Я. М. Свердлова, в Коммунистич. ун-те трудящихся Востока и Коммунистич. ун-те'в Тбилиси. С 1924 инспектор РКИ, затем зав. изд-вом и секретариатом Истпарта при ЦК ВКП(б), зав. Архивом Окт. социалистич. революции (ныне ЦГАОР СССР), ответств. редактор Партиздата и др. С 1938 - персональный пенсионер.
Лит.: Герои Октября, т. 1, Л., 1967, с. 340-41; Женщины русской революции, М., 1968, с. 103 - 16.
ДРАБОВ, посёлок гор. типа, центр Дра-бовского р-на Черкасской обл. УССР, в 13 км от ж.-д. ст. Драбово-Барятинская (на линии Черкассы - Гребёнка). Кирпичный, хлебный з-ды. Пищекомбинат.
ДРАВА (Drava, нем. Drau), река в Европе, прав, приток Дуная. Дл. 720 км, пл. басе. ок. 40 тыс. км2. Истоки в Италии, в Карнийских Альпах. В верховьях (в Австрии) пересекает Клагенфуртскую котловину, прорывается через юж. отроги Вост. Альп и выходит на Среднедунай-скую равнину, по к-рой течёт до устья в пределах Югославии и служит на отд. участках границей между ней и Венгрией. Осн. притоки слева - Гурк и Мура, справа - Гайль, Карашица. Половодье весной, летне-осенние паводки (нередки наводнения), зимняя межень. Ср. расход воды в устье - 610 м31сек, наибольший - св. 2500 м31сек. Каскад крупных ГЭС в Австрии и Югославии. Судоходна до г. Филлах в Австрии (650 км от устья). На Д.- гг. Филлах (Австрия), Марибор, Птуй, Вараждин, Осиек (Югославия).
ДРАВИДИЙСКИЕ ЯЗЫКИ, распространены гл. обр. в Индии, особенно в южной её части. Подразделяются на группы: южную (тамильский, малаялам, кота, тода, кодагу, каннара или каннада), юго-гападную (тулу), юго-восточную (телугу), центральную (колами, найки, парджи, гадаба), гондванскую (гонди, конда, куй, куви, пенго, манда), северо-восточную (курух, малто) и северо-западную (бра-гуи). Нек-рые Д. я. (ерукала, кайкади, курумба, беллари, корага и др.) изучены слабо, и принадлежность их к той или иной группе не определена. Всего на Д. я. говорит св. 130 млн. чел. (1967, оценка). Четыре Д. я. (тамильский, малаялам, каннада и телугу) имеют древнюю лит-ру, они считаются офиц. языками инд. штатов Тамилнад (Мадрас), Керала, Майсур и Андхра-Прадеш. На тулу письменность появилась лишь во 2-й пол. 19 в.; прочие Д. я. не имеют письменности.
Для фонологии Д. я. характерны различение кратких и долгих гласных, обилие ретрофлексных согласных, отсутствие фонематич. ударения. Обычно гласные и лишь нек-рые согласные стоят в начале и в исходе слова; в середине слова недопустимые стечения звуков устраняются при помощи элизии, ассимиляции или субституции, а также при помощи эвфонич. звуков и слогов. В морфологии Д. я. преобладает суффиксальная агглютинация. Корни исконных слов односложны. Существительные и др. имена различают два числа и падежи (до 11 в брагуи). Род (имеется во всех языках, кроме малаялам, тода и брагуи) носит лексико-грамматич. характер. Прилагательные неизменяемы; степени признака выражаются синтаксически. Местоимения часто различают эксклюзив и инклюзив в 1-м лице множеств, числа и две, три или четыре степени удалённости от говорящего в 3-м лице. Глагол имеет отдельные позитивные и негативные формы. Помимо изъявительного и повелительного наклонений, встречаются желательное, предположительное и условное наклонения. Кол-во форм времени в изъявительном наклонении колеблется от двух до шести. Залоги не различаются. Наличные формы, помимо деепричастия, причастия и инфинитива, включают супин, условное деепричастие, причастные и глагольные имена. Для Д. я. характерны личные имена (особая часть речи, различающая число, род, падеж и лицо), а также подражательные слова и слова-эхо.
Синтаксис Д. я. имеет много типологически общих черт с синтаксисом др. языков аналогич. строя (тюркских, монгольских и др.).
Лит.: Андронов М. С., Дравидийские языки, М„ 1965J В loch J., Structure grammatical des langues dravidiennes, P., 1946; Burrow Т., Emeneau М. В., A Dravidian etymological dictionary, Oxf., 1961 - 68; Andгоnоу М., Materials for bibliography of Dravidian linguistics, Kuala Lumpur,, 1966. М. С. Андронов.
ДРАВИДЫ, народы, населяющие гл. обр. Юж. Индию и говорящие на дравидийских языках.У. Д. относятся телугу, или андхра (44 млн. чел., оценка 1967), тамилы (40 млн. чел., частично живут также на о. Цейлон, в Малайзии, Бирме и др. странах Ю.-В. Азии), малаяли (19,5 млн. чел.), каннара, или каннада (21 млн. чел.), тулу (ок. 1 млн. чел.), а также ряд малочисленных народов, во многом сохранивших ещё родопле-менной уклад и живущих в осн. в горных и лесных р-нах: тода, кота, курумба, ба-дага и др. Нек-рые дравидийские народы живут в Центр. Индии - ораоны, или курукхи (1,3 млн. чел.), кандхи и гонды (общая численность ок. 3 млн. чел.). На дравидийском языке говорит и народ брагуи, или брауи (0,6 млн. чел.), живущий в Пакистане и соседних р-нах Афганистана. Религия большинства Д.-индуизм, часть - христиане и мусульмане; в горных и лесных р-нах сохраняются мн. элементы родоплеменных культов. Предполагают, что Д. входили в состав древнего (доарийского) населения Индии. По мнению мн. учёных, предками Д. вЗ-2-м тыс. дон. э. была создана Хараппская цивилизация. Уже в 1-м тыс. до н. э. Д. имели свои гос-ва в Юж. Индии (Андхра, Пандья, Чола, Чера). За время своего развития Д. создали высокую культуру (лит-ру, иск-во, театр и т. п.). В 17-18 вв. англ, колонизаторы захватили р-ны расселения Д., начали передел их земель, раздробив этнич. терр. дравидийских народов. В процессе борьбы за нац. самоопределение Д., подобно др. крупным инд. народам, требовали выделения их этнич. территории в отд. штаты. Границы этих штатов были окончательно определены в 1956: тамилы в осн. населяют шт. Тамилнад (Мадрас), телугу - шт. Андхра-Прадеш, каннара-шт. Майсур, малаяли - шт. Керала.
Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963 (библ. с. 893-94). Н. Р. Гусева.
ДРАГА (от англ, drag), плавучее горно-обогатительное сооружение с комплексом оборудования, предназначенного для разработки обводнённых месторождений полезных ископаемых и извлечения ценных компонентов с плотностью св. 3 (золото, платина, олово, алмазы и др.). Д. применяют для разработки преим. аллювиальных и элювиально-делювиальных, а также прибрежно-морских россыпей, за исключением валунистых, крепко сцементированных горными породами и вязкими глинами. Д. подразделяются на 2 класса: континентальные (для разработки материковых россыпей), к-рые, как правило, монтируются на плоскодонном понтоне (судне), обеспечивающем нормальную их плавучесть и эксплуатацию в замкнутом водоёме в соответствии с требованиями Речного регистра РСФСР', морские, предназнач. для разработки россыпных и осадочных месторождений, залегающих в прибрежной зоне и в глубоководной части акватории крупных озёр, морей и океанов. Эти Д. обычно монтируются на килевых, реже плоскодонных, самоходных либо буксирных судах, обеспечивающих их нормальную плавучесть и эксплуатацию в открытом море при штормовом волнении в соответствии с требованиями Морского регистра (см. Регистр Союза ССР). Д. оснащается стационарным промывочно-обогатит. оборудованием, установленным на судне, либо работает по раздельной схеме "добыча - обогащение" в цикле с обособленными береговой или плавающей обогатит, установками.
Морские и континентальные Д. различают: по роду энергии - электрич., дизель-электрич., дизельные, паровые; по способу передвижения (маневрирования) - канатно-свайные, канатно-якор-ные; по возможной глубине разработки (выемки) пород ниже ватерлинии - малой глубины выемки (до 6 м), средней (до 18 м), глубокой (до 50 м), сверхглубокой (св. 50 м); по принципу действия добычного аппарата: черпающие - одно-черпаковые (с ковшом типа механич. лопаты, с грейферным ковшом, с ковшом драглайна) и многочерпаковые (с прерывистой черпаковой цепью, со сплошной черпаковой цепью), подразделяющиеся также по ёмкости черпаков - малолитражные (до 100 л), среднего литража (до 250 л) и крупнолитражные (более 250 л); гидро- и пневмовсасывающие -землесосные с механич. или гидравлич. разрыхлителями и без них, эжекторные, эрлифтные и землесосные с погружными насосами.
Область применения Д. ограничивается глубиной разработки продуктивных пород (рис. 1). Широкое распространение при разработке континентальных россыпей получили электрич., реже дизельные и паровые, многочерпаковые драги со сплошной и прерывистой цепью черпаков ёмкостью от 50 до 600 л и законченным циклом обогащения, а на морских -одночерпаковые гидро- и пневмовсасывающие. Морские Д. конструктивно отличаются от континентальных особенностями маневрового и транспортно-отвального оборудования (отсутствие свай и отвального конвейера). При работе в открытом море передвижение и маневрирование Д. по забою осуществляется посредством канатно-якорного устройства.
Рис. 1. Конструктивные типы драг, применяемых для разработки континентальных и морских россыпей различной глубины залегания: 1-многочерпаковая (с прерывистой или сплошной цепью черпаков); 2- землесосная с механическим разрыхлителем; 3- землесосная с гидравлическим разрыхлителем; 4-эрлифтная; 5- грейферная; в- драглайно-вая; 7-эжекторная и землесосная с погружными насосами и перекачными станциями.
Рис. 2. Общий вид 380-литровой драги ОМ-431: 1 - понтон; 2 - черпаковая рама; 3-черпаковая цепь; 4 - нижний черпаковый барабан; 5 -поддерживающий барабан; б- подвес черпаковой рамы; 7 - передняя мачта; 8- главная ферма (суперструктура); 9- задняя мачта; 10-сваи; 11 - отвалообразователь (стакер); 12- хвостовые колоды; 13- береговой мостик; 14 - надстройка.
Рис. 3. Общий вид уникальной по своим размерам и глубине черпания драги с черпаками ёмкостью 600 л.
Многочерпаковая Д. (рис. 2) состоит из плавающего судна, обычно в виде плоскодонного цельнометаллич. понтона сварной конструкции, на к-ром размещены жёстко связанные с ним массивные фермы остова (т. н. суперструктура) и надпалубная надстройка, а также передняя и задняя мачты, черпающее и маневровое устройства, обогатит. и др. оборудование.
В России малолитражные одночерпаковые Д., известные под назв. "пахарь", применялись старателями при добыче золота из небольших русловых россыпей. Первая многочерпаковая Д. с механизированным приводом от паровой машины построена в 1870 в Новой Зеландии. В России первая многочерпаковая Д., переоборудованная из купленной в Голландии землечерпалки, была установлена в 1893 в долине р. Кудача на Амурском прииске "Рождественский". В 1900 Невьян-ский з-д на Урале приступил к произ-ву первых отечеств. Д. Наибольший подъём драгостроения относится к 30-40-м гг. 20 в., когда действующий дражный флот зарубежных стран насчитывал ок. 400 крупнолитражных Д. Пионером сов. драгостроения стал завод "Красный Пути ловец" (ныне Кировский з-д в Ленинграде), к-рый с 1926 по 1930 изготовлял электрич. Д. с черпаками ёмкостью 210 и 380 л, что позволило прекратить импорт Д. В 1931 Иркутский з-д тяжёлого машиностроения изготовил первые Д. с черпаками ёмкостью 150 л. В 1969 этим з-дом изготовлена крупнейшая в мире электрич. Д. с черпаками ёмкостью 600 л и предельной глубиной черпания 50 м ниже уровня воды (рис. 3). Отечеств, драгостроит. предприятия серийно выпускают электрич. Д. неск. типоразмеров (см. табл.).
Рис. 4. Типовая схема обогащения золотосодержащих песков, применяемая на современных драгах отечественного производства: 1-завалочный люк; 2 - колосниковый грохот; 3- барабанный грохот подчерпакового уловителя; 4 - шлюз уловителя; 5 -промывочная бочка; 6- распределитель; 7- галечный лоток; 8-галечный конвейер стакера; 9-шлюз с подвижным цельноформо-ванным резиновым покрытием и автоматизированным сполоском; 10- хвостовая колода; 11-само-родкоулавливающие шлюзы; 12- шлюз для улавливания крупного золота; 13- спиральный классификатор; 14 - вибрационный грохот; 15- контрольный шлюз; 16- зумпф пескового насоса; 17- песковый насос; 18- бункер концентрационного стола; 19- концентрационный стол; 20-ленточный элеватор; 21 - шаровая мельница; 22 - амальгаматор непрерывного действия; 23- шлюз амальгамационный.
Краткая техническая характеристика многочерпаковых драг отечественного производства (1970)
Показатели
Иркутский завод тяжёлого машиностроения
Пермский машиностроительный завод
80Д
150Д
250Д
ОМ-431
ОМ-417
Ёмкость черпака, л
80
150
600
380
400
Подводная глубина черпания, л
6
9
50
30
17
Средняя производительность, м2/ч
100
180
500
400
450
Установленная мощность электродвигателей, квт
392
800
7300
2110
2494
Габариты, м:
длина
50,2
74,6
236,0
156,2
122,8
ширина
16,7
24,5
50,0
35,9
38,6
высота
17,0
21,6
53,7
39,0
35,0
Конструктивная масса, m
386
912
10331
3252
2594
Водоизмещение в рабочем состоянии, т
410
990
10854
3480
2865
В зарубежной практике в связи с истощением в большинстве стран запасов континентальных россыпей действующие Д. переносят, как правило, с одного месторождения на другое (Южная Америка), а новые Д., предназнач. преим. для разработки оловоносных (Малайзия, Индонезия) и прибрежно-морских алмазоносных россыпей (Западная Африка), изготавливаются в незначит. кол-ве.
Обладая самым мощным и многочисл. дражным флотом в мире, СССР имеет высокие достижения в драгостроении и определяет в этой области мировой уровень науки и техники.
Новым направлением в драгостроении является оснащение маневрового устройства независимыми друг от друга лебёдками и приводами, выполняющими одну технологич. операцию. Как правило, эти лебёдки имеют электрич. блокировку и централизов. управление, что обеспечивает ритмичную работу Д. Типовая схема обогатит, оборудования, применяемая на Д. отечеств, производства, показана на рис. 4. При оптимальных режимах обогащения на Д. достигаются высокие показатели извлечения (на песках тяжёлых металлов 93,8-98,6%, а лёгких минералов 89,5-95,6% ). Развитие драгострое-ния идёт по пути макс, унификации агрегатов и узлов Д., оснащения их новейшим высокопроизводит. оборудованием, эффективными системами регулируемого электропривода и средствами автоматизи-ров. управления, контроля и дистанционного надзора за технологич. процессами с использованием электронных управляющих и счётно-решающих устройств, пром. телевидения, звуколокяционных и радио-геодезич. установок и др.
Лит.: Свиридов А. П., Драги и драгирование, М., 1952; Шорохов С. М., Разработка россыпных месторождений и основы проектирования, М., 1963; Лешков В. Г., Справочник дражника. М., 1968; его же, Современная техника и технология дражных работ,, М-, 1971; М е р о Д ж., Минеральные богатства океана, пер. с англ., М., 1969. В.Г.Лешков.
Р. Драгович.
Д. А. Драгунский.
Т. Драйзер.
ДРАГЛАЙН (англ, dragline), экскаватор, в к-ром рабочий орган (ковш) подвешен к стреле на канатах (подъёмном и тяговом) и разработка грунта осуществляется ниже уровня его стояния. Часто Д. называют рабочее оборудование такого экскаватора.
ДРАГО ДОКТРИНА 1902, политич. принцип, сформулированный в ноте мин. иностр. дел Аргентины Л. М. Драго (L. М. Drago; 1859-1921) от 29 дек., к-рая была адресована гос. департаменту США в связи с разразившимся в 1902 Венесуэльским кризисом (см. Венесуэльский кризис 1902-03). Д. д. предусматривала исключение из между нар. практики применения иностр. гос-вами вооруж. интервенци |