БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

очных чудовищ в рус. фольклоре (Змей Горы-ныч и др.).

ДРАКОН (лат. Draco), околополярное созвездие Сев. полушария неба; самая яркая звезда - Этамин, 2,2 визуальной звёздной величины. Систематич. определение координат этой звезды привело англ, астронома Дж. Брадлея к открытию в 1725 явления аберрации света. Наилучшие условия видимости в марте -мае. Видно на всей терр. СССР круглый год. См. Звёздное небо.

ДРАКОНИДЫ, метеорный поток, связанный с Джакобини - Циннера кометой. 9 окт. 1933 и 10 окт. 1946 Д. дали особенно обильные метеорные дожди с радиантом в созвездии Дракона. См. Метеоры.

ДРАКОНИЧЕСКИЙ ГОД, промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через один и тот же (восходящий или нисходящий) узел лунной орбиты. См. также Год, Драко-нический период обращения.

ДРАКОНИЧЕСКИЙ МЕСЯЦ, промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Луны через один и тот же (восходящий или нисходящий) узел орбиты в её движении вокруг Земли - т. н. драконический период обращения Луны. Продолжительность Д. м. в нач. 1900 составляла 27,2122204 ср. солнечных суток и увеличивается на 0,0035 сек за 100 лет.

ДРАКОНИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ОБРАЩЕНИЯ, промежуток времени между двумя последовательными прохождениями планеты (при её движении вокруг Солнца) или Луны (при обращении вокруг Земли) через один и тот же узел орбиты (восходящий или нисходящий). Термин "драконический" связан с представлением древних, согласно к-рому Солнце и Луна во время затмения пожираются драконом. Д. п. о. Луны (т. н. драконический месяц) имеет важное значение в теории солнечных и лунных затмений.

ДРАКОНОВА КРОВЬ, красная смола, получаемая путём подсочки стволов драконова дерева. Д. к. хрупкая, не имеет запаха и вкуса, плавится при 70 °С, разлагается при 210 °С, растворима в орга-нич. растворителях и уксусной к-те. Из Д. к. получают лак. Иногда Д. к. наз. также смолы, получаемые (и от др. растений: крылоплодника (сем. бобовых), кротона (сем. молочайных), ротанга (сем. пальм).

ДРАКОНОВО ДЕРЕВО (Dracaena draco), дерево рода драцена сем. агавовых. Толстый ветвистый ствол выс. до 20 м, диам. в основании до 4 м, обладает вторичным ростом в толщину. Листья линейные, кожистые, длинные, расположенные пучками на концах ветвей. Цветки крупные, обоеполые, правильные, с венчиковидным раздельно-листным околоцветником, в пучках по 2-4. Д. д. растёт на о-вах Канарских и Сокотра; нек-рые деревья живут до 5-6 тыс. лет. Из надрезов коры вытекает смола (драконова кровь). Волокна листьев используются для плетения различных изделий.



Драконово дерево; а - ветвь с цветками; 6 - цветок; в - разрез плода.

ДРАКОНОВЫ ГОРЫ (бурск. Drakensberg), горы на Ю.-В. Африки, от р. Саби на С. до р. Грейт-Кей на Ю., часть уступа Роджерса, или Б. Уступа (см. Уступ Большой). В ср. части включают вост. окраину нагорья Лесото с наибольшими во всей Юж. Африке высотами (г. Та-бана-Нтленьяна, 3482 м). Служат водоразделом между короткими реками басе. Индийского ок., расчленяющими их крутой ступенчатый вост. склон, и верховьями р. Оранжевой. От приморской низменности отделены полосой холмистых предгорий. Сложены светлыми песчаниками системы Карру, перекрытыми темноцветными толщами базальтов, обусловливающими плоскость вершин Д. г., разделённых эрозией на крутосклонные ступенчатые плато.

Драконовы гopы

Климат и растительность вост., наветренных, и зап., подветренных, склонов резко различны. На вост. склонах выпадают обильные (гл. обр. летние) дожди (до 2000 мм в год); зап., сухие, склоны имеют резко континентальный климат. Зимой на вершинах гор выпадает снег. Вост., влажные, склоны покрыты до 1200 м тррпич. - "дождевыми" лесами с вечнозелёными лиственными и хвойными деревьями, лианами, эпифитами; с 1200-1500 м и до 2000 м - заросли колючих кустарников, ксерофитов и суккулентов (акации, алоэ), выше-горные луга и кам. россыпи. На зап. склонах леса уступают место саваннам и зарослям кустарников. Л. А. Михайлова.

ДРАКОНТ, Дракон (греч. Drakon), древнейший афин. законодатель, составивший в 621 до н. э., будучи архонтом, свод законов. См. Драконта законы.

ДРАКОНТА ЗАКОНЫ, первая кодификация афинского (аттического) права, осуществлённая архонтом Афин Драконтом в 621 до н. э. Запись обычаев в Д. з. сопровождалась их отбором и пересмотром. Д. з. содержат и уголовные законы, отличавшиеся крайней жестокостью: смертная казнь назначалась не только за кражу, поджог или умышленное убийство, но также и за незначит. проступки.

Сохранились отрывок из Д. з. в надписи 409-408 до н. э., из к-рого видно, что за непредумышленное убийство назначалось изгнание, но вместе с тем устанавливалась возможность примирения родственников обеих сторон; если таковых не окажется, 10 членов фратрии, к к-рой принадлежал убитый, могли разрешить невольному убийце доступ в страну. Ограничивая кровную месть, Д. з. запрещали самовольную расправу над убийцей, за исключением тех случаев, когда он будет застигнут на его собственной земле. Не считалось преступлением убийство вора, если оно было совершено для самозащиты или отобрания украденного имущества. Важное значение имели и нормы Д. з., посвящённые организации судебного процесса по уголовным делам. Д. з. действовали, по-видимому, вплоть до реформ Солона (594 до н. э.), однако нормы, касающиеся непредумышленного убийства и самозащиты, сохранялись в афинском праве дольше. Суровость Д. з. лежит в основе распространённых выражений "драконовские меры", "драконовские законы". З. М. Черниловский.

ДРАКОНЫ (Draco), род пресмыкающихся сем. агам отр. ящериц. Дл. до 30 см; туловище узкое и приплюснутое, хвост длинный, тонкий. Д.- древесные формы, способные к планирующему полёту: кожные складки по бокам тела расправляются при помощи удлинённых ложных рёбер, образуя "парашют", благодаря к-рому Д. могут пролетать св. 20 м. У самцов на горле сильно развита кожная складка - горловой мешок, к-рый может раздуваться и выдвигаться вперёд при помощи отростков подъязычной кости. Окраска яркая, пёстрая, с металлич. блеском. 14 видов. Распространены гл. обр. на Малайском архипелаге, а также в Юж. Азии (Индия). Обитают преим. на вершинах деревьев. Питаются насекомыми и их личинками. Наиболее известен летучий Д. (D. volans).

Летучий дракон.

ДРАКУНКУЛЁЗ (от лат. dracunculus -маленький дракон, змея), ришта (тадж., букв.- нить), глистное заболевание, вызываемое круглым глистом (гельминтом) Dracunculus medinensis, относящимся к нематодам, паразитирующим преим. в подкожной клетчатке. Поражает человека и нек-рых животных (собак, шакалов и др.). Распространён в ряде районов Африки, Индии, Аравийского п-ова, Ирана, Бразилии. В СССР отмечался в Ср. Азии в очагах; ликвидирован при активном участии сов. учёного Л. М. Исаева и с 1932 не регистрируется.

Человек заражается при заглатывании с водой инвазированных рачков - циклопов. Через 9-14 мес. после заражения возникают аллергич. явления (крапивница, приступы удушья и др.), а также тошнота, рвота, поносы, обмороки. На коже вокруг места паразитирования гельминта образуется пузырь. Нередко в этом месте виден паразит. Пузырь через неск. дней лопается с образованием и последующим отторжением некротич. массы. При соприкосновении с водой (купании) из поражённого участка в воду выделяется личинка паразита и внедряется в тело циклопа. Д. может осложняться синовиитами (воспаление суставных сумок), контрактурами и т. д. Л е ч е-н и е: хирургич. удаление гельминта, антиаллергич. и противовоспалит. средства. Профилактика: правильная организация системы водоснабжения. Лит.: Кассирский И. А., Плотников Н. Н., Болезни жарких стран, 2 изд., М., 1964.

ДРАМА (греч. drama, букв.-действие), 1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой; см. Род литературный). Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Д. сформировалась на основе эволюции театр, иск-ва: выдвижение на первый план актёров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало её возникновение как рода лит-ры. Его специфику слагают: сюжетность, т. е. воспроизведение хода событий; драматич. напряжённость действия и его членение на сценич. эпизоды; непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие (или подчинённость) повествовательного начала (см. Повествование). Предназначенная для коллективного восприятия, Д. всегда тяготела к наиболее острым проблемам и в самых ярких образцах становилась народной. По мысли А. С. Пушкина, назначение Д. в том, чтобы "...действовать на толпу, на множество, занимать его любопытство" (Поли. собр. соч., т. 7, 1958, с. 214).

Д. присуща глубокая конфликтность; её первооснова - напряжённое и действенное переживание людьми со-циально-историч. или "извечных", обще-человеч. противоречий. Драматизм, доступный всем видам иск-ва, закономерно доминирует в Д. По мысли В. Г. Белинского, драматизм - важное свойство человеч. духа, пробуждаемое ситуациями, когда заветное или страстно желаемое, требуя осуществления, находится под угрозой.

Исполненные драматизма конфликты находят воплощение в действии - в поведении героев, в их поступках и свершениях. Большинство Д. построено на едином внеш. действии (что соответствует принципу "единства действия" Аристотеля), основанном, как правило, на прямом противоборстве героев. При этом действие прослеживается от завязки до развязки, захватывая большие промежутки времени (ср.-век. и вост. Д., напр. "Шакуитала" Калидасы), или же берётся лишь в его кульминационном моменте, близком к развязке (антич. трагедии, напр. "Эдип-царь" Софокла, и мн. Д. нового времени, напр. "Бесприданница" А. Н. Островского). Классич. эстетика 19 в. склонна абсолютизировать эти принципы построения Д. Рассматривая вслед за Гегелем Д. как воспроизведение сталкивающихся между собой волевых актов ("акций" и "реакций"), Белинский писал: "Действие драмы должно быть сосредоточено на одном интересе и быть чуждо побочных интересов... В драме не должно быть ни одного лица, которое не было бы необходимо в механизме ее хода и развития" (Поли. собр. соч., т. 5, 1954, с. 53). При этом "...решение в выборе пути зависит от героя драмы, а не от события" (там же, с. 20).

Однако в шекспировских хрониках и "Борисе Годунове" Пушкина единство внешнего действия ослаблено. У А. П. Чехова оно отсутствует: здесь одновременно развёртывается неск. сюжетных линий. Нередко решающую роль обретает действие внутреннее, при к-ром герои не столько совершают что-либо, сколько переживают устойчиво-конфликтные ситуации, уясняют свои позиции, напряжённо размышляют. Внутр. действие, присутствующее уже в антич. трагедиях и характерное для "Гамлета" У. Шекспира, доминирует в Д. кон. 19 - сер. 20 вв. (Г. Ибсен, М. Метерлинк, А. Чехов, М. Горький, Б. Шоу, Б. Брехт, совр. "интеллектуальная" Д.). Принцип внутр. действия полемично выдвинут в работе Шоу "Квинтэссенция ибсенизма".

Важнейшие формальные свойства Д.: сплошная цепь высказываний, к-рые выступают в качестве актов поведения персонажей (т. е. их действий), и как следствие этого - сосредоточенность изображаемого на замкнутых участках пространства и времени. Универсальная основа композиции Д.: сценич. эпизоды (сцены), в пределах к-рых изображаемое, т. н. реальное, время адекватно времени восприятия, т. н. художественному. В народной, ср.-век. и вост. Д., а также у Шекспира, в пушкинском "Борисе Годунове", в пьесах Брехта место и время действия меняются весьма часто. Европ. Д. 17-19 вв. основывается, как правило, на немногочисл. и весьма пространных сценич. эпизодах, совпадающих с актами театр, спектаклей. Крайнее выражение компактности освоения пространства и времени - известные по "Поэтическому искусству" Н. Буало "единства", сохранившиеся вплоть до 19 в. ("Горе от ума" А. С. Грибоедова).

Предназначенная для "игры" на сцене и сосредоточивающая действие на замкнутых участках пространства и времени, Д., как правило, тяготеет к условности образов, о чём говорили Пушкин ("изо всех родов сочинений самые неправдоподобные... сочинения драматические..."-Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 37), а также Э. Золя и Л. Н. Толстой. Готовность безоглядно предаваться страстям, склонность к внезапным решениям, к острым интеллектуальным реакциям и яркому лапидарному выражению мыслей и чувств присущи героям Д. в большей степени, чем людям в реальной жизни и персонажам повествоват. произведений. По мысли франц. актёра Тальма, драматург и актёры соединяют "...в тесном пространстве, в промежутке каких-нибудь двух часов все движения, все волнения, которые даже и страстное существо может часто только пережить в долгий период жизни" ("Тальма о сценическом искусстве", М., 1888, с. 33).

Осн. предмет поисков драматурга -значительные и яркие, целиком заполняющие сознание душевные движения, к-рые являются преим. реакциями персонажей на ситуацию данного момента: на сказанные слова, на чьё-то движение и т. п. Мысли же, чувства и намерения, неопределённые и смутные, не связанные с ситуацией данного момента, воспроизводятся в Д. с меньшей конкретностью и полнотой, чем повествовательной формой.

В прежние эпохи - от античности и вплоть до 19 в.- названные свойства Д. вполне отвечали тенденциям общелитературным и общехудожественным. Преображающее, идеализирующее или гротескное начало в иск-ве доминировало над воспроизводящим, и формы изображённого отклонялись от форм реальной жизни. В связи с этим Д. не только успешно соперничала с эпич. родом, но и воспринималась в качестве "венца поэзии" (Белинский). В 19-20 вв. Д. уступила первенство др. художеств, формам и прежде всего роману, где противостояние человека миру и его психология воспроизводятся тоньше, шире и свободнее. Стремление иск-ва к жизнеподобию и натуральности, отозвавшись "снижением" Д. (особенно на Западе в 1-ю пол. 19 в.), вместе с тем радикально видоизменило её структуру: под воздействием опыта романистов традиц. условность и гиперболизм драматич. изображения стали сводиться к минимуму (Островский, Чехов, Горький с их стремлением к полной бытовой и психологич. достоверности образов). Однако и новая Д. сохраняет элементы "неправдоподобия": расхождение между формами реального и драматически претворённого бытия неизбежно. Даже в предельно, казалось бы, житейски достоверных пьесах Чехова многие высказывания персонажей условно поэтичны и декламационны: В. Немирович-Данченко назвал их "стихотворениями в прозе".

Использование драматургами 20 в. повествоват. фрагментов и активного монтажа сценич. эпизодов нередко придаёт их творчеству колорит документальности. И вместе с тем именно в этих Д. откровенно разрушается иллюзия достоверности изображаемого и отдаётся дань прямому демонстрированию условности (непосредств. обращения персонажей к публике; воспроизведение на сцене того, о чём вспоминают или мечтают герои; вторгающиеся в действие песенно-лирич. фрагменты).

В образной системе Д. неизменно доминирует речевая характеристика. Однако текст Д. должен быть ориентирован и на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение), и на произнесение монологов и диалогов, а также соответствовать возможностям сценич. времени, пространства и театр, техники (построению мизансцен). Отсюда непременное достоинство Д., обращённой к актёру и режиссёру, - её сценичность, обусловливаемая в конечном счёте конфликт-ностью, или драматизмом действия (см. Конфликт художественный).

Д. как род лит-ры включает в себя множество жанров. На протяжении всей истории Д. существуют трагедия и комедия; для средневековья характерны мистерия, миракль, моралите, школьная Д. В 18 в. сформировался жанр драмы (см. ниже), в дальнейшем ставший доминирующим. Распространены также мелодрамы, фарсы, водевили. В совр. зарубежной Д. обрели важную роль трагикомедии.

Д. 19-20 вв. порой включает в себя лирич. начало (т. н. лирич. драмы Дж. Байрона, Метерлинка, А. Блока) или повествовательное (Брехт наз. свои Д. эпическими); в сер. 20 в. распространяется "документальная" Д., обстоятельно и точно воспроизводящая реальные события, историч. документы, мемуарную лит-ру ("Милый лжец" Дж. Килти, "Шестое июля" М. Шатрова, пьесы-инсценировки по "Дневнику Анны Франк"). Но как ни разнообразны формы Д., она сохраняет свою родовую специфику.

История Д. У истоков европ. Д.-творчество др.-греч. трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана. Др.-римская Д. представлена Плавтом, Теренцием. Античной Д. поручалась роль обществ, воспитателя; она обладала высотой филос. потенциала, пластич. величием трагедийных образов, яркостью карнавально-сатирич. игры в комедии. Расцвет Д. на Востоке относится к более позднему времени. В Индии расцвет и доминирование драматич. жанров падает на сер. 1-го тысячелетия н. э.: творчество всемирно известного Калидасы (4-5 вв.), Шудраки (5 в.). Крупнейшие драматурги Японии - Дзэами Мото-киё (нач. 15 в.), в творчестве к-рого Д. впервые получила законченную лит. форму (жанр ёкёку), и Тикамацу Мондзаэ-мон (кон. 17 - нач. 18 вв.). В 13-14 вв. сформировалась как лит. жанр светская Д. в Китае. "Золотой век" европ. Д. -англ, и исп. ренессансная и барочная Д. (см. Возрождение и Барокко). Высота и трагедийность ренессансной личности, её титанизм и двойственность, её свобода от богов и зависимость от страстей и власти денег, целостность и противоречивость историч. потока воплотились у Шекспира в истинно народной драматич. форме, синтезирующей трагич. и комическое, реальное и фантастическое, обладающей композиционной свободой, сюжетной многоплановостью, сочетающей тончайший интеллект и поэтичность с грубейшим фарсом. Трагедийные пьесы Кальдерона де ла Барка воплотили идеи барокко -дуалистичность мира (антиномия земного и духовного), неизбывность страданий на земле и стоическое самоосвобождение человека посредством духовного преодоления нужды, принуждения и личных страстей. Классикой стала также Д. франц. классицизма, трагедии П. Кор-неля и Ж. Расина психологически глубоко развернули конфликт личного чувства и долга перед нацией и гос-вом. "Высокая комедия" Мольера, смыкавшаяся с трагедией по накалу страсти, сочетала традиции нар. зрелища с принципом классицистской типизации, а сатиру на обществ. пороки - с нар. жизнерадостностью.

Идеи и конфликты эпохи Просвещения отразились в драма