| тургии Г. Э. Лессинга, Д. Дидро, П. Бомарше, К. Гольдони; тогда же сформировался жанр "мещанской Д." (средний между трагедией и комедией); была подвергнута сомнению универсальность норм классицизма, произошла демократизация Д. и её языка. Предвестницы романтич. Д.- ранние пьесы ф. Шиллера и И. В. Гёте; их поздняя драматургия периода "веймарского классицизма" явила образцы Д. масштабных идей и осознанного историч. смысла. В 1-й пол. 19 в. наиболее содержат, драматургию создавали романтики (Г. Клейст, Байрон, П. Шелли, В. Гюго; см. Романтизм). Пафос свободы личности и протест против "буржуазности" облекались в яркие и динамичные события, обычно легендарные или исторические, во вдохновенный лиризм монологов и диалогов.
Реалистич. Д. (см. Реализм) возобладала в рус. лит-ре начиная с 20-30-х гг. (Грибоедов, Пушкин, Н. В. Гоголь). Многожанровая драматургия А. Островского с её сквозным конфликтом духовного достоинства и власти денег, с выдвижением на первый план гнетущей силы социальной "обстановки жизни" и бытового деспотизма, с её пристрастием к светлому образу "маленького человека" и преобладанием "жизнеподобных" форм стала решающей в формировании нац. репертуара 19 в. "Жизнеподобные", более или менее свободные от условности Д., исполненные трезвого реализма и психологизма, "сопряжённого" с эпичностью, создал Л. Толстой. На рубеже 19-20 вв. Д. претерпела радикальный сдвиг в творчестве Чехова: стали необязательными единство внешнего конфликта, волевая активность героев, перипетии действия. Чехов воссоздал душевную драму творческой и честной, мучительно ищущей, но не обретающей "сверхличную", "общую" идею интеллигенции, исполненной и возвышенно-романтич. устремлений и бессилия, порой отчаяния перед гнетущей прозой повседневности. Глубокий драматизм он облёк в форму скорбно-иронич. лиризма. Динамика его пьес не в событийности и диалогах-схватках, а в диалогах-беседах и текучести, "импрессио-нистичности" душевных состояний; реплики и эпизоды связаны ассоциативно, по принципу "контрапункта"; раскрытие эмоциональной сложности при обыденном течении событий достигалось подтекстом (разработанным Чеховым одновременно с Метерлинком).
Подъём зап.-европ. Д. относится к рубежу 19-20 вв.: Ибсен, Шоу сосредоточивают внимание на острых социально-философских и нравственных конфликтах. Символистская драматургия Метерлинка периода 1896-1918, сохраняя "трагизм повседневной жизни", "тайны духа" и принцип подтекста ("второго диалога"), насыщается реалистич. красками и оптимистич. социальными идеями. В 20 в. традиции реалистич. Д. унаследовали Р. Роллан, Дж. Б.Пристли, Ш.О'Кейси, Ю.О'Нил, К. Чапек, А. Миллер. Э. Де Филиппе, ф. Дюрренматт, Э. ф. Олби, Т. Уильяме. Видное место в зарубежном иск-ве занимает т. н. интеллектуальная Д., связанная с экзистенциализмом (Ж. П. Сартр, Ж. Ануй). Острые социально-политич. коллизии 20-40-х гг. отразились в творчестве одного из крупнейших социалистич. реалистов Запада Брехта. Театр Брехта -подчёркнуто рационалистический, интеллектуально напряжённый, откровенно условный, ораторский и митинговый.
У истоков сов. Д.- творчество М. Горького, пьеса к-рого "Враги" начинает историю драматургии социалистического реализма. Героика революц. борьбы передана в пьесах Вс. Вишневского ("Оптимистическая трагедия"), Н. Погодина (трилогия, посвящённая В. И. Ленину), К. Тренёва ("Любовь Яровая"), Б. Лавренёва. Яркие образцы сатирич. Д. создал Маяковский ("Клоп", "Баня"), а также М. Булгаков ("Багровый остров"), Ю. Смуул ("Вдова полковника") и др. Жанр пьесы-сказки, сочетающей светлый лиризм, героику и сатиру, разработан Е. Шварцем. Социально-психологич. Д. представлена творчеством А. Афиногенова, Л. Леонова, А. Корнейчука, И. Мики-тенко, А. Арбузова, В. Розова, А. Володина, И. Друцэ, Э. Раннета. Единая в своей социальной тенденции сов. Д. разнообразна по эстетич. и этич. идеалам, по жанровым и стилевым формам. См. также раздел Литература в ст. Союз Советских Социалистических Республик.
Лит.: Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Гегель Г. В. Ф., Драматическая поэзия, Соч., т. 14, М., 1958; Белинский В. Г., О драме и театре, М.-Л., 1948; Брехт Б., О театре, пер. с нем., М., 1960; Волькенштейн В., Драматургия,М., 1969; Аникст А., Теория драмы от Аристотеля до Лессинга, М., 1967; Сахновский-Панаев В. А., Драма, Л., 1969; К арягин А. А., Драма как эстетическая проблема, М., 1971; Thompson A. R., The anatomy of drama, 2ed., Los Ang., 1946; Diirrenmatt F., Theaterprobleme, 3 Aufl.,Z., 1955; StyanJ. L., The elements of drama, Camb., 1963; С1ark В. Н., European theories of the drama, rev. by H. P9pkin, N. Y., 1965; Bentley E., The life of drama, L., 1966; Episches Theater, Koln - В., 1966; Кегг W., Tragedy and comedy, N. Y., 1967; Perspectives on drama, edited by J. L. Calderwood and H. E. Toliver, N. Y., 1968. В. Е. Хализев.
2) Один из осн. жанров (видов) драматургии наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, Д. воспроизводит прежде всего частную жизнь людей, но её гл. цель - не осмеяние человеч. характеров и нравов, а изображение личности в её драматич. отношениях с обществом. Подобно трагедии, она изображает героев в процессе их духовного становления или нравств. изменения, однако её характеры лишены исключительности, свойственной трагич. героям. Д. тяготеет к воссозданию острых противоречий и коллизий. Вместе с тем её конфликты не столь напряжённы и неизбывны и в принципе не исключают разрешения.
Предвестия Д. обнаруживаются уже в античной (напр., у Еврипида) и особенно ренессансной драматургии; однако как самостоят. жанр Д. сложилась и получила теоретич. обоснование только во 2-й пол. 18 в. у просветителей (мещанская драма Д. Дидро, Л. С. Мерсье во Франции, Г. Э. Лессинга в Германии); её интерес к социальной практике, быту, нравств. идеалам демократич. среды, к психологии простого, "среднего" человека способствовал развитию реалистич. начал в европ. иск-ве (см. Реализм).
Для начальных этапов развития Д. характерно благополучное разрешение изображаемых конфликтов. В дальнейшем внутр. драматизм сгущается, благополучная развязка встречается всё реже, а герой остаётся обычно в разладе с обществом, с самим собой; его участью всё чаще становится душевное страдание или одиночество ("Гроза" и "Бесприданница" А. Н. Островского, "Строитель Сольнес" и "Гедда Габлер" Г. Ибсена, пьесы А. П. Чехова, Б. Шоу). Напряжённое идейное противоборство героя и среды (общих условий жизни) отличает драмы М. Горького. В сер. 20 в. ведущей остаётся психологич. Д. Отд. разновидности Д. смыкаются с иными жанрами, активно используя их средства выразительности (напр., приёмы трагикомедии, театра масок и др.). Реалистич. психологич. Д.- распространённая форма совр. сов. драматургии. Т. М. Родина.
ДРАМА (Drama), город на С.-В. Греции, в Македонии. Адм. ц. нома Драма. 32,2 тыс. жит. (1961). Торг, центр с.-х. р-на плодородной межгорной долины (табак и рис). Текст., таб., пищ. предприятия.
ДРАМАТУРГИЯ (греч. dramaturgia), 1) совокупность драматич. произведений к.-л. писателя, народа, эпохи. 2) Сюжет-но-образная концепция спектакля или фильма. Основу театр. Д. составляет лит. драма, к-рая, однако, в совр. театре претворена в режиссёрский сценарий. Для киноискусства характерна Д. в форме сценария.
ДРАММЕН (Drammen), город и порт на Ю.-В. Норвегии, на берегу Драмсфьорда, при впадении в него р. Драмс-Эльв. Адм. центр фюльке Бускеруд. 49,3 тыс. жит. (1969). Крупный центр целлюлозно-бум. пром-сти. Маш.-строит. з-д, судоверфь. Близ Д.- гранитные карьеры. Вывоз целлюлозы и бумаги.
"ДРАНГ НАХ ОСТЕН" (нем. Drang nach Osten - натиск на восток), выражение, характеризующее захватническую политику герм, феодалов, а затем бурж.-помещичьей и империалистич. Германии в отношении стран Центр., Вост. и Юго-Вост. Европы. Развивавшаяся с 9 по 20 вв., она имела периоды резкого усиления и временного спада, принимала разные формы (прямые колониальные захваты и насильств. колонизация и германизация, экономич. экспансия, преследование нац. культуры, пропаганда идей о культурном и расовом превосходстве немцев над др. народами и др.).
В период феодализма можно выделить 4 осн. волны герм. вост. экспансии: 9 в.- борьба восточнофранкских феодалов с Великоморавской державой, их наступление на Посавскую и Далматинскую Хорватию; 10 - нач. 11 вв.- натиск "Священной Рим. империи" на полабо-прибалтийских славян, Чехию и Польшу; 2-я пол. 12 - нач. 15 вв.- покорение бранденбургскими и саксонскими князьями полабо-прибалтийских славян, а Тевтонским орденом - пруссов, экспансия нем. феодалов и купцов, католич. церкви, а также Ордена меченосцев и Ливонского ордена в Вост. Прибалтику, захват Габсбургами словенских земель; 16-18 вв.-образование многонациональной монархии Габсбургов, подчинивших Чехию, Словакию, Венгрию и Хорватию, экспансия на В. всё более усиливавшегося с сер. 17 в. Бранденбургско-прусского гос-ва, захватившего в результате разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) львиную долю польских земель. В промежутках между этими осн. волнами вост. экспансии герм. феодалов наблюдались периоды их временного отступления, связанного с героич. сопротивлением полабо-прибалтийских славян и польско-нем. войнами нач. 11 в., Ледовым побоищем 1242, битвами при Сауле 1236 и Дурбе 1260, Грюнвальдской битвой 1410 и гуситским революционным движением нач. 15 в., Тринадцатилетней войной Польши с Тевтонским орденом 1454-66 и разгромом Ливонского ордена Россией в ходе Ливонской войны 1558-83. В кон. 18 -нач. 19 вв. герм, экспансия на В. была временно прервана событиями Вел. франц. революции и войнами революционной, а затем наполеоновской Франции.
Традиции феод. политики "Д. н. О." были возрождены и использованы прусской буржуазией и юнкерством в условиях формирования бурж.-национали-стич. концепций в ходе борьбы за объединение Германии "сверху", под главенством Пруссии. С 50-х гг. 19 в. вошёл в политич. и науч. оборот и термин
"Д. н. О.", что было связано с оформлением этих концепций и общественно-политич. борьбой против них в слав, странах. "Д. н. О." стал во 2-й пол. 19-20 вв. политической, а также историко-юридич. концепцией, оправдывавшей агрессивные устремления герм. бурж.-юнкерского, а затем империалистич. гос-ва. В образовавшейся Герм. империи (1871) политика "Д. н. О." первоначально приняла форму экономич. экспансии в страны Вост. и Юго-Вост. Европы, выражалась в усилении германизаторской политики в польских землях Пруссии. С ожесточённой борьбой в Австро-Венгрии против освободит. движения слав, народов связано зарождение в Австрии пангерманизма (Г.Шёнерер) с его крайней антиславянской направленностью. В кон. 19 - нач. 20 вв. наиболее ярко концепция "Д. н. О." как важной составной части внешнеполитич. доктрин герм. империализма проявилась в программных установках и политич. деятельности Пангерманского союза, а также ген. штаба и мин-ва иностр. дел кайзеровской Германии в годы 1-й мировой войны 1914-18.
Концепция "Д. н. О.", дополненная самыми крайними формами шовинизма и расизма, геополитич. идеями о необходимости завоевания для немцев -"жизненного пространства" и т. д., стала одной из важнейших составных частей идеологии и политики герм, фашизма и его захватнической политики накануне и в период 2-й мировой войны 1939-45. Разгром фаш. Германии во 2-й мировой войне нанёс удар по политике и концепции "Д. н.О.". Однако старый лозунг " Д. н. О." (хотя и в завуалированной форме) был возрождён некоторыми реваншистскими и милитаристскими кругами ФРГ; его пропаганда и историческое "обоснование" заняли видное место в "Остфор-шунге" (-"изучении Востока") в ФРГ. Реакц концепция "Д. н. О." в течение многих столетий отравляла сознание герм, народа, воспитывая в нём ложные традиции презрения к др. народам, веры в мнимое превосходство "герм. расы".
Лит.: Грацианский Н. П., Немецкий Drang nach Osten в фашистской историографии, в кн.: Против фашистской фальсификации истории. Сб. ст., М.- Л., 1939; Германская экспансия в Центральной и Восточной Европе. Сб. ст. по истории так называемого "Дранга нах Остен", пер. с польск., М., 1965; Королюк В. Д., "Дранг нах Остен" и историческое развитие народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в период феодализма, "Советское славяноведение", 1966, № 4; "Дранг нах Остен" и историческое развитие стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Сб. ст., М., 1967; Исследование по славяно-германским отношениям. Сб. ст., М., 1971. В. Д. Королюк, В.К.Волков.
ДРАНГИAHA (в античных и иран. источниках также Зарангиана, Зранка, Заранг и др.), древнеиран. область в басс, оз. Хамун (Зарех) и низовьях Гильменда (в соседних р-нах совр. Ирана и Афганистана). Во времена Ахеменидов (впервые Д. упоминается в Бехистунской надписи) и в эллинистич. период - одна из основных вост.-иран. областей. С приходом саков в кон. 2 в. до н. э. на Д. постепенно распространяется назв. Сака-стан (Систан). В 1 в. до н. э. Д. наз. также отд. провинция рядом с Сакастаном, при Сасанидах - область в Сакастане.
ДРАНИШНИКОВ Владимир Александрович [29.5(10.6). 1893, Петербург, - 6.2. 1939, Киев], советский дирижёр, засл. арт. РСФСР (1933). Окончил в 1916 Петрогр. консерваторию у А. Н. Еси-повой (фп.) и Н. Н. Черепнина (композиция и дирижирование). С 1914 концертмейстер, с 1918 дирижёр, в 1925-36 гл. дирижёр Мариинского театра (ныне Ле-нингр. театр оперы и балета им. С.М.Кирова). С 1936 гл. дирижёр и художеств, руководитель Укр. театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко в Киеве. Исполнительское иск-во Д. отличалось высокой культурой, темпераментом, он достигал особой красочности оркестра. Впервые в Сов. Союзе дирижировал операми: "Саломея" Р. Штрауса (1924), "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева (1926), "Воццек" Берга (1927), "Борис Годунов" Мусоргского (в первонач. авторской ред., 1928), балетом "Пламя Парижа" Асафьева (1932) - все на сцене Ленингр. театра оперы и балета им. С. М. Кирова. В Киеве руководил пост. опер "Тихий Дон" (1936) и "Поднятая целина" (1937) Дзержинского, "Тарас Бульба" Лысенко (1937), "Щорс" Лятошинского (1938) и др. Д.- автор ряда муз. соч. и статей по вопросам муз. иск-ва.
ДРАНМОР (Dranmor) Фердинанд (псевд.; наст, имя и фам. Людвиг Фердинанд Шмид; Schmid) (22.7.1823, Берн,- 17.3.1888, Берн), швейцарский поэт. Писал на нем. яз. Жил в Бразилии. Предшественник неоромантизма в швейцарской литературе, Д. выступил со сб-ками "Книга странствий" (1860) и "Поэтические фрагменты" (I860), где собраны лирич. стихи, переводы и поэмы. В эпич. произв. "Император Максимилиан" (1868) Д. поэтизирует ср.-век. нем. императора; в соч. "Вальс демонов" (1868) - аскетизм; в книгах "Реквием" (1869) и "Осенние листья" (1879) прославляет смерть.
Соч.: Gesammelte Dichtungen, 4 Aufl., Frauenfeld, 1900.
Лит.: Jасоbу D., F. Schmid (Dranmor), в кн.: Allgemeine Deutsche Biographie, Bd 54, В., 1908; F. Dranmor, в кн.: Gu11th e r W-, Dichter der neueren Schweiz, Bd 1, Bern - Munch., 1963.
ДРАНСИ (Drancy), город во Франции, в деп. Сен-Сен-Дени. Сев.-вост. пригород Парижа. 69,5 тыс. жит. (1968). Маш.-строит., металлообр., хим., пищ., деревообр. пром-сть. В 1941-44, во время 2-й мировой войны, здесь находился фаш. концентрационный лагерь.
ДРАНЫЙ Семён Алексеевич (1667-1708), один из предводителей Булавинского восстания 1707-09. В 1707 возглавлял борьбу казаков Северского Донца против карат, отряда Ю. В. Долгорукого. 8 июня 1708 Д. вместе с Н. Голым и С. Беспалым на р. У разовой разгромили Сумской полк, но 30 июня и 2 июля отряды Д. и Беспалого потерпели поражение под местечком Тор и в урочище Кривая Лука на Северском Донце. Д. погиб в бою.
ДРАНЬ, дранка, драница, колотые (щипаные) тонкие (3-5 мм) деревянные планки (дощечки) для обивки стен и потолков под штукатурку (штукатурная Д. дл. 1-2,5 м, шир. 12-30 мм) и для покрытия крыш (кровельная Д. дл. 0,4-1 м, шир. 90-130 мм). Д. наз. также пилёные планки из шпона, применяемые под штукатурку.
ДРАП (франц. drap - сукно), тяжёлая, плотная шерстяная ткань сложного переплетения из пряжи аппаратного (суконного) прядения. Д. состоит обычно из 2 слоев, благодаря чему обладает высокими теплоизолирующими свойствами. Лицевая сторона ткани часто вырабатывается из более высококачеств. шерсти, чем изнанка. В зависимости от структуры и рисунка переплетения Д. может быть ворсованным и неворсованным, одно-и многоцветным, с гладким лицом и рисунчатой подкладкой. Из Д. шьют зимние и демисезонные пальто.
"ДРАПО РУЖ" ("Le Drapeau Rouge" -"Красное знамя"), бельгийская еженедельная газ., ЦО ЦК Коммунистич. партии Бельгии. Осн. в 1921 в Брюсселе Ж. Жакмоттом.
ДРАТВА, дратвенная нитка (польск. dratwa, от нем. Draht - проволока), прочная кручёная льняная нитка, служащая при ремонте обуви для крепления подошвы к заготовке. Для предохранения от действия влаги Д. пропитывают варом.
ДРАХЕНЛОХ (Drachenloch), пещера в вост. части Швейц. Альп, к Ю. от Боденского оз. (Швейцария). Расположена на вые. 2445 м. В мустьерскую эпоху была местом обитания охотников-неандертальцев (древность, по данным радиоуглеродного анализа, св. 50 тыс. лет). Раскопками Э. Бехлера в Д. обнаружены остатки очага, кам. и костяные орудия, множество костей пещерного медведя и сложенные из известняковых плит "ящики", в к-рых, видимо, хранили наиболее ценные части медвежьих туш. Группы медвежьих черепов, уложенные вместе с костями конечностей в "ящики", по мнению нек-рых исследователей, говорят о зарождении в эту эпоху примитивных религ. верований.
Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд.. К.. 1953; Bitchier E., Das alpine Palaolithikum der Schweiz, Basel, 1940; Muller-Karpe H., Handbuch der Vorgeschichte, Bd 1, Altsteinzeit, Munch., 1966.
ДРАХМА (греч. drachme), 1) древнегреч. весовая и ден. единица; как серебряная монета начала чеканиться с 6 в. до н. э.; масса Д. первоначально составляла 4,25 г серебра, в дальнейшем 4,32 г. 2) Совр. ден. единица Греции = 100 лептам. По курсу Госбанка СССР на 1 янв. 1972 100 Д.= = 3 руб. 01 коп. 3) Единица вышедшего из употребления аптекарского веса, аптекарская Д. составляла 1/8 унции и содержала 3 скрупула; рус. аптекарская Д. равнялась 3,732 г; в системе английских мер аптекарская Д. = 3,888 г. 4) Жидкая Д., мера вместимости, применявшаяся в США, равна 3,6966 мл. 5) Торговая Д., мера массы в системе а |