| гибель или ранения людей, повреждение трансп. средств, дорожных сооружений, грузов и др. Д.-т. п. и их последствия иногда характеризуют понятием аварийность. Для анализа причин и факторов, способствующих возникновению Д.-т. п., в целях планирования мероприятий по их предупреждению и устранению во всех странах мира ведётся учёт Д.-т. п. В 1969 во всём мире от Д.-т. п. погибло более 200 тыс. и получило ранения св. 4 млн. человек. Соотношения по видам Д.-т. п. (данные по СССР за 1970) в официальной статистике следующие: столкновение трансп. средств-25,1%; опрокидывание трансп. средств - 19,9% ; наезды на пешеходов - 36,8% ; наезды на неподвижные препятствия - 5,3% ; наезды на гужевой транспорт - 0,8%; на животных-0,3% ; наезды на велосипедистов -3,6% ; наезды на стоящие трансп. средства-3% ; падения пассажиров - 2,5% ; прочие происшествия - 2,7%.
Профилактика Д.-т. п. направлена на ослабление влияния или полную ликвидацию факторов, приводящих к Д.-т. п. Факторы, от к-рых зависит безопасность дорожного движения, связаны с автомобилем, дорогой и человеком. Требования безопасности применительно к автомобилю включают как улучшение его технич. состояния в процессе эксплуатации, так и совершенствование конструкции самого автомобиля (см. Безопасный автомобиль). Предупреждение Д.-т. п. во многом связано с развитием и совершенствованием улично-дорожной сети. Предупреждению Д.-т. п. и повышению пропускной способности улично-дорожной сети способствует применение совр. средств регулирования движения: теле-автоматич. систем с использованием ЭВМ, многопрограммных контролёров и т. п. В разработке профилактич. мероприятий по сокращению числа Д.-т. п. человек как участник движения занимает центр. место. Снижение уровня аварийности и травматизма может быть достигнуто повышением мастерства водителей и улучшением дисциплины пешеходов и водителей транспорта.
За нарушение "Правил дорожного движения Союза ССР" (1965) в зависимости от характера нарушения и тяжести вредных последствий установлена гражд., административная, уголовная ответственность либо применяются меры обществ. воздействия. К ответственности привлекаются водители и владельцы трансп. средств - источников повышенной опасности; должностные лица, виновные в выпуске на линию технически неисправных трансп. средств, в неисправном содержании дорог и сооружений на них и т. п.; пассажиры трансп. средств и пешеходы, если они своим поведением на улично-дорожной магистрали создали аварийную обстановку.
Лит.: Булатов А. И., Крулев Г. И., Предупреждение дорожно-тран-спортных происшествий, М., 1961; Бабков В. Ф., Дорожные условия и безопасность движения, М., 1964; Маландин И. Г., Происшествия и правонарушения на автомототранспорте и городском электротранспорте в СССР, Саратов, 1968.
И. Г. Маландин.
ДОРОЖНЫЕ ВОЙСКА, предназначены для восстановления, строительства и ремонта автомоб. дорог и мостов в оперативном тылу, организации и несения на них дорожно-коменд аптекой службы. Имеются в Вооруж. Силах СССР и нек-рых др. социалистич. стран. Состоят из дорожно-строит., мостостроит., дорожно-комендантских и др. частей. Оснащены технич. средствами для восстановления разрушенных участков автомоб. дорог и мостов на них, а также спец. оборудованием и имуществом для обеспечения движения. Созданы и получили значит. развитие в годы Великой Отечеств, войны 1941-45.
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ, представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски; устанавливаются на автомоб. дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов об опасных участках и информации о введённых ограничениях или иных особенностях условий движения. В 1927 в СССР впервые были стандартизированы и введены шесть Д. з. В 1933 их количество увеличилось до 22, в 1953 - до 39, в 1960 - до 55. В 1964 возможности информации об условиях движения были значительно расширены и число различных знаков и табличек к ним составило 78. В СССР принята система, при которой на Д. з. наносятся условные изображения (символы), воспринимаемые быстрее, чем надписи, особенно если последние выполнены на незнакомом для участника движения языке. Графика и технич. характеристики Д. з., утверждённые ГОСТом 10807-71 (илл. см. на вклейках к стр. 464-465), разработаны в соответствии с требованиями Конвенции о дорожных знаках и сигналах (1968, Вена), а также европ. Соглашения (1971, Женева), дополняющего эту конвенцию. Гос. стандартом, включающим 126 различных знаков и табличек к ним (с разновидностями), установлены 4 группы Д. з.: предупреждающие, запрещающие, предписывающие и указательные, а также дополнит, средства информации. Осн. отличит, особенности знаков, определяющие их принадлежность к той или иной группе,- их форма, цвет фона и окаймления.
Предупреждающие знаки (общий признак предупреждения - треугольник жёлтого цвета с красным окаймлением) сообщают водителю о характере предстоящей опасности и необходимости принять меры, соответствующие обстановке, но не вводят (кроме знака 1.6) к.-л. дополнит, ограничений при проезде обозначенных мест. Запрещающие знаки (общий признак запрещения -жёлтый круг с красным окаймлением, кроме знаков 2.1, 2.15, 2.22, 2.23, 2.25, имеющих отклонения по цвету поля и форме) вводят определённые ограничения в движении. Предписывающие знаки (общий признак предписания - голубой круг) разрешают движение только в определённых направлениях с определённой скоростью. Указательные знаки (общий признак указания - прямоугольник) оповещают об особенностях дорожной обстановки, напоминают об обязанностях выполнять соответствующие обстановке требования правил дорожного движения или информируют о расположении на пути следования обозначенных объектов. В дополнение к знакам 4.5, 4.6, 4.14-4.17 с надписями на рус. языке в республиках СССР при необходимости могут устанавливаться знаки с надписями на нац. языках, а на туристских маршрутах знаки с надписями, выполненными лат. буквами, передающими произношение названий на соответствующем нац. языке. Допускается применение предупреждающих, запрещающих, а также указательных знаков 4.5а и 4.5б с белым фоном. Однако на протяжении одной дороги (в городе, крупном насел. пункте в целом) должны устанавливаться знаки с одинаковым фоном. Дополнит. средства информации, выполненные в форме табличек, используются при необходимости уточнить, ограничить или усилить действие Д. з. Цвет табличек соответствует фону предупреждающего или запрещающего знака, с которым они применены.
Все знаки должны быть освещены или покрыты светоотражающими материалами, обеспечивающими их распознавание в тёмное время суток на расстоянии не менее 100 м. Знаки устанавливаются изображением только навстречу движению. В случае, если условия движения таковы, что знаки, расположенные справа по ходу движения, могут быть не замечены водителями, они должны быть повторены над проезжей частью, на разделительной полосе или на левой стороне дороги (улицы). Установка знаков и уход за ними, обеспечивающие их соответствие требованиям стандарта, производятся орг-циями, в ведении к-рых находятся улицы или дороги.
ГОСТ 10807-71 введён с 1 июля 1972. Однако по экономич. соображениям в отношении отд. знаков предусмотрено поэтапное внедрение: знаки 2.22; 2.23; 2.25а,б,в; 4.5а; таблички 5.1 - с 1 июля 1973; знаки 1.56, в; 1.6 с табличкой 5.2 а или 5.2 в; 1.11а,б; 1.17б,в; 2.15; 4.6; 4.8; 4.9а,б; 4.13 и 4.24 - с янв. 1975.
Лит.: ГОСТ 10807-71. Знаки и указатели дорожные; ГОСТ 8442 - 65. Знаки путевые и сигнальные железных дорог.
И. Г. Маландин, Б. Г. Чернышёв.
ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ, средства механизации, применяемые для выполнения комплекса работ при строительстве, содержании и ремонте автомоб. дорог, а также в ж.-д., гидротехнич., аэродромном, пром. и гражданском строительстве и т. д. Совр. Д. м. изготовляют в виде самостоят, агрегатов, а также как навесное или прицепное оборудование к колёсным и гусеничным тягачам.
Существующие Д. м. можно классифицировать по роду выполняемых работ: машины для подготовит, работ (древо-валы, кусторезы, корчеватели, рыхлители, дернорезы и др.); машины для земляных работ (экскаваторы, скреперы, бульдозеры, автогрейдеры, дорожные фрезы, землевозные тележки и т. д.); машины для укладки гравийно-щебёночных и стабилизированных покрытий (машины для распределения каменных и вяжущих материалов, уплотнения асфальтобетона и др.); машины для строительства асфальтобетонных дорог (смесители и укладчики асфальтобетона); машины для укладки цементобетонных покрытий (рельс-формы и оборудование для их установки, профилировочные машины, машины для распределения бетона, для нарезки температурных швов, бетоноотделочные машины и распределители плёнкообразующих жидкостей); машины для содержания и ремонта дорог (пескоразбрасыватели, дорожные щётки, поливочные машины, снегоочистители, ремонтёры и т. д.). Д. м. выполняют как основные работы (земляные, усовершенствование облегчённых и переходных дорожных покрытий, строительство асфальтобетонных дорог, укладка цементобетонных покрытий), так и вспомогательные (подготовительные), а также применяются при содержании и ремонте дорог.
Для земляных работ при строительстве и ремонте дорог используют как землеройные машины общего назначения -экскаваторы, скреперы, бульдозеры, грейдеры и автогрейдеры, грейдер-элеваторы, так и спец. дорожные фрезы. Уплотнение земляного слоя производят катками и трамбовками. При послойном уплотнении грунта, отсыпаемого самосвалами, скреперами и др., применяют самоходные и прицепные, кулачковые и пневмоколёсные катки, виброкатки, трамбовки (ударные и вибрационные). При строительстве оснований, а также усовершенствованных, облегчённых и переходных дорожных покрытий Д. м. распределяют щебень, гравий, каменную мелочь, а также перевозят вяжущие материалы (при устройстве покрытий из смешанных материалов). Распределитель щебня и гравия (рис. 1) укладывает щебень слоем вые. до 250 мм и шир. 3100-3600 мм.
Рис. 1. Распределитель щебня и гравия.
Машина имеет приспособлениедля получения поперечного уклона покрытий и 2 виброплиты для уплотнения щебня. Производительность щебнеукладчика до 100 т/ч. Распределитель каменной мелочи - навесное оборудование на самосвале. Мелкие фракции из кузова самосвала поступают в распределитель и через регулирующую заслонку высыпаются на полотно дороги. Производительность распределителя до 800 м2/ч. Для распределения вяжущих материалов используют гудронаторы, битумовозы и др. Эти машины монтируются на самоходных шасси или выполняются полуприцепными.
Рис. 2. Распределитель цемента.
При строительстве оснований применяют машины для измельчения и укрепления (стабилизации) местных или привозных грунтов и гравийно-щебёночных материалов путём перемешивания их с органич. (дёгтем, битумом, эмульсией) либо неорганич. (цементом, известью) вяжущими материалами. При малых объёмах работ применяют прицепные и навесные дорожные фрезы (на тракторах, автогрейдерах и спец. двухосных колёсных шасси) и распределители цемента (рис. 2); при больших объёмах - однопроходные грунтосмеситель-ные машины (рис. 3).
Рис. 3. Грунтосмесительная машина.
Гравийно-щебёночные материалы с вяжущими перемешивают также в трёхагрегатном комплекте, состоящем из многоковшового погрузчика на гусеничном ходу, к-рый одновременно является тягачом, передвижного смесителя и укладчика. При устройстве асфальтобетонных покрытий для приготовления, укладки, равномерного распределения и уплотнения смесей используют асфальтобетоносмесители и асфальтобетоноу кладчики. При строительстве асфальтобетонных покрытий битумную смесь перевозят, хранят, перекачивают и дозируют битумовозы.
Рис. 4. Распределитель цементобетонной смеси.
Рис. 5, Бетоноукладчик.
Рис. 6. Нарезчик температурных швов.
Рис. 7. Рыхлитель.
Рис. 8. Шнекороторный снегоочиститель.
Для цементобетонных покрытий применяют комплекс машин, к-рые производят подготовку основания, установку рельс-форм, распределение бетона по основанию, уплотнение, отделку поверхности покрытия, устройство швов и их затирку, обработку свежеуложенного бетона. В комплекс машин входит оборудование для установки рельс-форм, навесное оборудование на тракторе, выполняющее ряд работ - планировку песчаного подстилающего слоя, его уплотнение, укладку-стыковку и закрепление звеньев рельс-форм. Для этой же цели применяют самоходный рельсоукладчик и профилировщик основания, к-рый перемещается по рельс-формам, планирует слой песка профилированным отвалом и уплотняет его вибробрусом за 1-2 прохода при толщине слоя 300 мм, ширине захвата от 3,5 до 1м. Цементобетонную смесь распределяют равномерным слоем по всей ширине основания бетонораспре-делители периодич. и непрерывного действия (рис. 4). Бетоноотделочные машины разравнивают, уплотняют и выглаживают цементобетонную смесь. По принципу действия различают бетонораспредели-тели трамбующие и вибрационные, а по устройству ходовой части - колёсные, передвигающиеся по рельс-формам, и гусеничные. Рабочие органы бетоноотделоч-ных машин, к-рые затирают поверхность покрытия: разравнивающий брус, трамбующий брус, выглаживающая лента или плита. Наряду с этим применяют спец. выглаживающие машины с шириной захвата до 7 л и производительностью 40-80 м3/ч. Имеются бетоноукладчики, выполняющие весь комплекс работ: укладку, разравнивание, уплотнение (рис. 5).
Нарезку температурных швов осуществляют нарезчики (рис. 6) с вибрац. режущими органами для работы в свежеуложенном бетоне и с абразивными дисками - в затвердевшем бетоне (через 8-12 ч после укладки). Поперечные швы нарезаются виброножом, а продольные -вибродиском. Для выглаживания бетона в зоне шва и предотвращения вспучивания бетонной смеси на машине установлен выглаживающий поддон, в прорезь к-рого входит диск. На заднем мостике машины находится устройство для заливки швов спец. мастикой. Машина для распределения плёнкообразующих жидкостей (с целью создания влагонепроницаемой плёнки на поверхности свежеуложенного бетона и предотвращения его растрескивания) имеет секционную раму на самоходном шасси с передвигающейся по ней кареткой, на к-рой установлены сопла для разбрызгивания эмульсии и известкового молока под давлением. На раме находятся компрессор и баки для эмульсии и известкового молока. Ширина захвата 3,5-7 м. Производительность 1500-3000 м3/ч.
Д. м. для подготовительных работ производят расчистку дорожной полосы или площади от леса, кустарника, корней, дёрна, а также для рыхления тяжёлых и каменистых грунтов. К Д. м. этой группы, имеющим навесное или прицепное оборудование к тракторам и тягачам, относятся: древовал - для валки деревьев; кусторез с клинообразным отвалом и подрезающими ножами, в передней части к-рого крепится клин-колун для раскалывания пней и раздвижки деревьев; корчеватель-собиратель с отвалом и корчующими зубьями; дернорез с ножом для срезания дёрна шириной до 30 см, рыхлитель (рис. 7), на раме к-рого расположены мощные зубья для рыхления плотных грунтов на глубину до 70 см и для разрушения гравийно-щебёночных и асфальтобетонных покрытий.
Машины для содержания и ремонта дорог относятся к группе коммунальных машин. Подметально-уборочные машины собирают мусор с проезжей части дорог вращающимися цилиндрич. и конич. щётками и подают его на транспортёр, откуда мусор сбрасывается в бункер. Уборку производят с увлажнением, пневматич. способом и др. Кроме самоходных машин, используют прицепные дорожные щётки с увлажняющими устройствами. Поливочно-моечные машины применяются не только для обработки дорожных покрытий, но также для поливки придорожных зелёных насаждений и тушения пожаров. Эти машины, как правило, монтируются на шасси автомобиля и имеют цистерну ёмкостью до 6000 л, центробежный насос и распределит, насадки для разбрызгивания воды. Снег убирают с дорог плужными и роторными снегоочистителями. Рабочий элемент плужных снегоочистителей -плуг - смонтирован в передней части автомобиля или трактора. Роторные снегоочистители, как правило, имеют два рабочих органа, один из к-рых (шнек, фреза, плуг) срезает снег и подаёт во второй - ротор, отбрасывающий снег на расстояние до 20 м. Широкое распространение получили шнекороторные снегоочистители (рис. 8). Базой снегоочистителей может быть автомобиль, трактор и колёсный тягач. Погрузку снега в транспортные средства осуществляет снегопогрузчик с рабочим органом в виде диска и питателя с захватывающими лапами, к-рые загребают и подают снег на скребковый транспортёр, сбрасывающий его в транспортные средства. Снегопогрузчики монтируют на базе автомобиля. Пескоразбрасыватели посыпают песком дорогу (с целью повышения сцепления колёс автомобиля с поверхностью дороги при её обледенении): из металлич. кузова для песка скребковый транспортёр подаёт песок в воронку, откуда он попадает на вращающийся разбрасывающий диск (тарельчатый питатель). При ремонтных работах используют: асфальторазогре-ватели для разогрева асфальтовых покрытий при удалении асфальта или раз-равнивании его; асфальтораскладчики (рис. 9); заливщики битума для заделки трещин в асфальтовых покрытиях; бето-ноломы для взломки цементобетонных покрытий и оснований при ремонте дорог, прокладке кабелей, канализационных коммуникаций и т. п. Все эти машины монтируются на автомобиле и имеют специализированное оборудование. При ремонте дорог и их содержании используют навесное оборудование на тракторе или малогабаритном колёсном тягаче: косилки для скашивания травы на обочинах дорог, откосах и в кюветах; буры для бурения ям; буры-столбоставы для бурения ям и установки в них надолб, дорожных знаков, столбов; щётки для подметания дорог; траншеекопатели; погрузочные ковши; вилочные захваты; машины для очистки кюветов от наносов и восстановления их поперечного профиля и др. При ремонте грунтовых и гравийных дорог применяют также автогрейдеры и реже грейдеры, бульдозеры и др. землеройные машины.
Рис. 9. Малогабаритный асфальтораскладчик.
Совр. направления в области конструирования Д. м.: повышение производительности, надёжности, долговечности и манёвренности, снижение стоимости, металло - и энергоёмкости, широкая автоматизация управления, создание базовых шасси и использование различного навесного оборудования, созд |