БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

равлениях и т. д. Осн. задачи ДОСААФ: воспитание членов общества в духе постоянной готовности к защите интересов социалистич. Родины и любви к Сов. Вооруж. Силам; пропаганда среди населения воен. знаний, героич. традиций сов. народа и его Вооруж. Сил, подготовка молодёжи к воен. службе в соответствии с требованиями Закона СССР о всеобщей воинской обязанности, содействие проведению гражданской обороны, участие в подготовке для нар. х-ва кадров массовых технич. профессий, имеющих воен. прикладное значение (трактористов, радистов, мотористов, электриков, мотоциклистов и др.); осуществление руководства развитием в стране самолётного, вертолётного, парашютного, автомобильного, мотоциклетного, радио-, подводного, водно-моторного, стрелкового, моделизма и др. воен.-технич. видов спорта. ДОСААФ издаёт газеты, журналы, бюллетени, книги и плакаты, организует выпуск воен.-уч. кинофильмов и диафильмов, распространяет воен.-по-литич., воен.-технич. и спортивную лит-ру. Членом ДОСААФ может быть любой гражданин СССР, достигший 14-летнего возраста.

ДОСИ, Риу-Доси (Rio Doce), река в Бразилии. Дл. ок. 600 км, пл. басе, ок. 87 тыс. км2. Образуется слиянием pp. Пиранга и Шопото, стекающих с сев. отрогов гор Серра-да-Мантикейра. До г. Айморес протекает среди горно-холмистой местности в очень порожистом русле, образуя водопады. Впадает в Атлантич. ок. у г. Реженсия. Минимальный расход воды зимой; летом бурные паводки.

ДОСИФЕЙ (1624-1693), молдавский церковный и политич. деятель, митрополит Молдавии; см. Дософтей.

ДОСКА ПОЧЁТА, в СССР одна из форм морального поощрения трудящихся. Предусмотрена типовыми Правилами внутреннего трудового распорядка 1957, а также уставами о дисциплине работников отд. отраслей нар. х-ва. На Д. п. заносятся имена работников, отличившихся в социалистич. соревновании, выдающихся рационализаторов и новаторов произ-ва, помещаются их фотографии и краткое описание трудовых успехов. Д. п. учреждены на предприятиях (в т. ч. в цехах), в колхозах, р-нах, областях, краях, республиках. Решение о занесении на Д. п. принимается фабричными, заводскими или местными (цеховыми) комитетами совм. с администрацией, а на Д. п. р-на, области, края, республики - совместно с соответственными государственными, хозяйственными и профсоюзными органами.

ДИСКИ, дощькы, дцки, род письменных юридич. актов, существовавший в Др. Руси. Назв. происходит от "досок", на к-рых уже в 12-13 вв. делались записи, устанавливавшие долговые обязательства. Д. делились на простые (до 1 руб.), не требовавшие обеспечения в виде заклада вещей, и закладные. Употреблялись вплоть до 17 в.

Использование деревянных досок как материала для записи законов и правовых актов известно и другим европ. народам: на доски были занесены законы афинского реформатора Солона; известные Двенадцати таблиц законы были составлены на 12 досках (tabula - отсюда назв.); в феод. Чехии нек-рые правовые акты, в т. ч. решения земского суда, заносились в земские Д.- книги, снабжённые деревянным переплётом (сгорели в 1541).

ДОСКОНАЛЬНОСТЬ (от польск. doskonafosc), точность, тщательность, основательность, безупречность.

ДОСЛЕДОВАНИЕ, в советском уголовном процессе дополнительное предварительное следствие или дознание по делу, ранее законченному расследованием (по указанию прокурора или суда). Производится в случаях: обнаружения прокурором или судом неполноты расследования, к-рая не может быть восполнена в судебном заседании; существенного нарушения уголовно-процессуального закона при расследовании дела; наличия оснований для предъявления обвиняемому другого обвинения, связанного с ранее предъявленным, либо для изменения обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся по фактич. обстоятельствам от ранее предъявленного; наличия оснований для привлечения к уголовной ответственности по данному делу др. лиц при невозможности выделить материалы о них в отдельное дело; неправильного соединения или разъединения дел.

ДОСОФТЕЙ, Досифей (1624-1693), молдавский церковный и политич. деятель, митрополит Молдавии. Д. внёс крупный вклад в развитие культуры Молдавии. Зачинатель молд. стихосложения. Возобновил в Молдавии в 1681 книгопечатание; оборудование и бумагу для типографии получил из Москвы. Переводил на молд. и рус. яз. книги в стихах и прозе. Д. возглавлял группу молд. бояр, стремившихся к сближению с Россией. При его участии в 1674 и 1684 велись переговоры о переходе Молдавии в рус. подданство. В 1683-84 Д. жил в г. Стрый (Зап. Украина). Произв. Д. являются также и вкладом в культуру румынского народа.

Лит.: Грекул И. Д., Свет приходит из Москвы, Киш., 1960; История литерату-рий молдовенешть, вол. 1, Кишинэу, 1958, с. 36-38. .

ДОСПЕВСКИЙ, Доспевски Станислав (псевд.; наст, имя и фам. Зафир 3 о граф) (3.12.1823, Самоков,-6.1. 1878, Стамбул, Турция), болгарский живописец эпохи Болг. возрождения. Племянник живописца 3. Зографа. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (нач. 1850-х гг.) и в петерб. АХ (1853-56) у ф. А. Бруни. Один из создателей болг. светского реалистич. иск-ва. В своих лаконичных, исполненных мужеств. сдержанности портретах (автопортрет, 1854, Нац. художеств, гал., София; портрет К. Нектариева, 1862, Художеств. гал., Пловдив; портрет Д. Ламбревой, 1862, Дом-музей Д., Пазарджик) точно запечатлел характерные черты своих современников. Д. участвовал в нац.-освободит, борьбе болг. народа и умер в тур. тюрьме.

С. Доспевский. Портрет С. Чома-кова. Национальная художественная галерея. София.

Лит.: Львова Е.. Станислав Доспев-ский, "Искусство", 1952, № 5; Лавре-нов Ц., Станислав Доспевски, в кн.: Възрожденски художници, София, 1956.

ДОСПЕХИ, старинное русское название защитного боевого снаряжения, прикрывавшего различные части тела воина и его лошади от ударов холодным оружием. Д. изготовлялись в виде металлич. сетки (Д. кольчатые) или из металлич. пластин (Д. пластинчатые). К Д. относились шлемы, латы, кольчуги, широкие металлич. пояса и т. п. В конце 17 в., с развитием огнестрельного оружия, Д. потеряли своё значение (см. Защитное вооружение).

ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ, см. в ст. Освобождение досрочное.

ДОССОР, посёлок гор. типа, центр Ма-катского р-на Гурьевской обл. Казах. ССР. Ж.-д. станция на линии Гурьев -Кандагач (г. Октябрьск), в 95 км к С.-В. от Гурьева. 8 тыс. жит. (1970). Один из первых центров добычи нефти в Эм-бинском нефтяном р-не (нефть была обнаружена в 1911). Авторемонтный з-д.

ДОСТ МУХАММЕД (1790, по др. данным, 23.12.1793,- 9.6.1863, Герат), афганский эмир (с 1834). Двадцатый сын Паинда-хана, главы племени баракзаев. После распада Дурранийской державы в 1818 управлял (с 1826/27) Кабульским и Газнийским княжествами. В 1834 провозгласил себя эмиром, положив начало новой, Баракзайской династии. Объединительная политика Д. М., в к-рой он пытался заручиться поддержкой России, встретила противодействие Великобритании. В 1838 Великобритания развязала войну против Афганистана (см. Англоафганские войны 19-20 вв.). На первом её этапе Д. М. активно участвовал в оказании отпора агрессорам, но в кон. 1840 сдался в плен и был выслан в Индию. В 1842 англичане, потерпевшие поражение в войне, были вынуждены освободить Д. М. Он вернулся в Афганистан и вновь занял пост эмира. В течение 1855-63 присоединил Кандагар, Вост. Систан, земли на левобережье р. Аму-дарьи, Герат.

Лит.: Xалфин Н. А., Провал британской агрессии в Афганистане, М., 1959; Бабаходжаев М. А., Борьба Афганистана за независимость, М., 1960; Массон В. М., Ромодин В. А., История Афганистана, т. 2, М., 1965.

Н. А. Халфин.

ДОСТАЛОВА (Dostalova) Леопольда (р. 23.1.1879, Велеславин, близ Праги), чехословацкая актриса, нар. арт. ЧССР (1947). Род. в актёрской семье. Ученица Г, Квапиловой. В 1901 дебютировала в Нац. театре в Праге. В 1920-24 выступала в пражском Гор. театре на Виноградах, с 1924 вновь в Нац. театре. Д.-актриса большого темперамента, ей близки образы женщин сильных духом, обуреваемых страстями. Среди лучших ролей Д.: леди Макбет ("Макбет" Шекспира), Антигона ("Антигона" Софокла), Медея ("Медея" Еврипида), Балладина ("Балладина" Словацкого) и др. В 56-е гг. играла роли: Мурзавецкая ("Волки и овцы" Островского), Людмила ("Драгомиры" Тыла) и др. Гос. пр. ЧССР (1946).

Соч.: Herecka vzpomina, 2 vyd., Praha, 1964.

ДОСТАТОЧНАЯ СТАТИСТИКА, совокупность функций от результатов наблюдений, к-рые содержат ту же статистич. информацию о неизвестных величинах, что и сами результаты наблюдений. В случае существования Д. с. можно обширную совокупность результатов наблюдений заменить без потери информации неск. статистич. характеристиками. См. Статистические оценки.

ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ ПРИНЦИП, достаточного основания закон (лат. principium sive lex rationis sufficientis), принцип логики, согласно к-рому всякое суждение, исключая суждения непосредственного восприятия, аксиомы и определения, должно быть обосновано (доказано) в том смысле, что должно быть приведено достаточное основание истинности этого суждения. В составе достаточного основания могут быть аксиомы (постулаты, принципы), определения, удостоверенные суждения непосредственного восприятия и выводные суждения, уже обоснованные посредством доказательств. При этом учитывается, что в практике научного и повседневного мышления нек-рые из суждений, входящих в достаточное основание, напр. аксиомы, законы науки, общеизвестные положения и т. п., могут не формулироваться явно; равным образом , не выявленным до конца может быть и ход рассуждения, ведущий от основания к обосновываемому суждению. Это не нарушает Д. о. п., если и форма рассуждения, и суждения, входящие в основание (в т. ч. и недостающие, но к-рые могут, при необходимости, быть выявлены), действительно обосновывают данное суждение.

Д. о. п. лежал фактически в основе всех логич. теорий древности, средневековья и нового времени, хотя явно как особый принцип был сформулирован Г. В. Лейбницем, к-рый придавал ему не только логич. (относящийся к мышлению), но и онтологич. (относящийся к бытию) смысл: "...ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым,- без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе" (Избр. филос. соч., М., 1908, с. 347). В последующем развитии логики Д. о. п. стал пониматься как чисто логич. принцип. В связи с развитием математич. логики выяснилось, что он носит исключительно содержательный характер - его нельзя представить в виде формулы к.-л. логического исчисления.

Д. о. п. в каждом отд. рассуждении реализуется обычно с той или иной степенью приближения, в связи с чем возникают глубокие вопросы, в частности о средствах получения достоверных заключений в науках, основанных на наблюдениях и экспериментах и широко пользующихся вероятностными и индуктивными выводами. Проблема обоснования суждений во всей её полноте входит в теорию познания, к-рая и даёт ответ на вопросы о связи логич. обоснования суждений с практикой, с историей науки и техники, с историч. развитием средств вывода, применяемых в научных рассуждениях. Теоретико-познават. контекст подчёркивает значение Д. о. п. как требования обосновывать истинность суждений (к-рое в зависимости от области и задач исследования может пониматься с разной степенью полноты и строгости), не допускать произвола в науч. выводах, не принимать "на веру" суждения, не имеющие в составе наличного знания достаточного основания. Б.В.Бирюков.

ДОСТАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ (в математике и логике), см. Необходимые и достаточные условия.

ДОСТОВЕРНОСТЬ, термин, применяемый в теории вероятностей, логике, гносеологии и праве (теория судебных доказательств). Чаще всего в филос. и логико-методологич. исследованиях употребляется в качестве характеристики знания как обоснованного, доказательного, бесспорного и как синоним истины. В экспериментальном естествознании достоверными нередко называют события, суждения о к-рых рассматриваются как эмпирически подтверждённые спец. экспериментами или, шире,- общественно-про-изводств. практикой.

Несколько особый смысл этот термин приобретает в вероятностей теории. В т. н. субъективной, или персональной, вероятности Д. чаще всего трактуется как понятие, отражающее уверенность субъекта в правильности своей оценки вероятности наступления того или иного события. С этой точки зрения Д. также выражает степень осведомлённости данного лица об условиях и факторах, содействующих или противодействующих наступлению событий. В этом смысле, за исключением предельно идеализированных и упрощённых случаев, Д. включает в себя значит, элемент неопределённости, поскольку исчерпывающая осведомлённость о подобных условиях и факторах практически неосуществима. А. И. Ракитов.

ДОСТОЕВСКИЙ Михаил Михайлович [13(25).10.1820, Москва,- 10(22).?.1864, Петербург], русский писатель. Старший брат Ф. М. Достоевского. В большинстве повестей Д., написанных в традициях натуральной школы, изображается существование петерб. чиновников, обывателей. В повести "Господин Светёлкин" (1848) ощутимо влияние "Шинели" Н. В. Гоголя. Вместе с братом издавал журн."Время" (с 1861), в к-ром развивались идеи почвенничества.

Соч.: Собр. соч., [со ст. ф. Достоевского "Несколько слов о М. М. Достоевском"], т. 1-2, П., 1915.

ДОСТОЕВСКИЙ Фёдор Михайлович [30.10(11.11).1821, Москва,- 28.1(9.2). 1881, Петербург], русский писатель. Род. в семье лекаря Мариинской больницы для бедных. Окончив в 1843 Петерб. военно-инж. уч-ще, был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год вышел в отставку. Первый роман Д. "Бедные люди" (1846) выдвинул его в ряд признанных писателей гоголевского направления - натуральной школы. В. Г. Белинский высоко оценил роман за изображение социальной трагедии "маленького человека". В след. повести "Двойник" (1846) Белинский отметил "огромную силу творчества" Д., глубину концепции, но критически отозвался о "фантастическом колорите" этого произведениями. Поли. собр. соч., т. 10, 1956, с. 40, 41). Позднее появились "Белые ночи" (1848) и "Неточка Незванова" (1849). В них явственнее обнаружились те черты реализма Д., к-рые выделяли его из среды писателей натуральной школы,- углублённый психологизм, исключительность характеров и ситуаций.

"Бедные люди". Макар Девушкин. Акварель П. М. Боклевского. 80-е гг. 19 в.

Мировоззрение Д. формировалось под влиянием демократич. и социалистич. идей Белинского, теорий франц. социалистов-утопистов, особенно Ш. Фурье. С 1847 Д. посещал общество М. В. Петрашевского; с 1848 стал активным участником революц. кружков Н. А. Спешнева и С. Ф. Дурова. На собраниях петрашевцев Д. дважды читал запретное письмо Белинского к Гоголю. Привлечённый по делу петрашевцев, Д. в 1849 был приговорён к смертной казни, к-рую перед самым расстрелом заменили 4-летней каторгой с последующим определением в рядовые. На каторге у Д. усилились эпилептич. припадки, к к-рым он был предрасположен. В 1859 он получил разрешение на переезд в Петербург; опубл. повести "Дядюшкин сон" (1859), "Село Степанчиково и его обитатели" (1859), роман "Униженные и оскорблённые" (1861). Крупнейшим произв., написанным вскоре после каторги и о каторге, явились "Записки из Мёртвого дома" (1861-62). Изображение страданий людей из народа прозвучало сильным обвинением кре-постнич. строю. И. С. Тургенев сравнивал "Записки..." с Дантовым "Адом", а А. И. Герцен - со "Страшным судом" Микеланджело. В атмосфере обществ, подъёма 1859-61 и последующего разгрома революц. движения Д. активно участвовал в обществ, жизни России. В эти годы он сблизился с лит. критиком А. А. Григорьевым, философом Н. Н. Страховым. В журн. -"Время" и "Эпоха", к-рые Д. издавал вместе с братом М. М. Достоевским, писатель пропагандировал теорию т. н. почвенничества. Резко критикуя порядки крепостнич. России, разложение дворянства, рост новых капиталистич. форм эксплуатации, он вместе с тем полагал, что особый путь историч. развития России поможет ей избежать революц. потрясений, приведших в Зап. Европе к торжеству бесчеловечных законов капитализма.

" Преступление и наказание". Раскольников. Рис. А. Н. Корсаковой. 1961.

Д. возлагал надежды на сближение интеллигенции, оторвавшейся от "почвы", с народом, на нравств. совершенствование. В свете этого своего идеала он гневно обличал зап.-европ. бурж. цивилизацию ("Зимние заметки о летних впечатлениях", 1863) и духовное "подполье" индивидуалиста ("Записки из подполья", 1864). Д. полемизировал с идеологами революц. демократии (журн. -"Современник") и особенно с радикалами-позитивистами (журн. "Русское слово") -о путях обществ, преобразований, проблемах этики, отношении к народу, о сущности иск-ва.

В 60-70-е гг. Д. создал свои наиболее выдающиеся романы: "Преступление и наказание"(1866),"Идиот" (1868),"Бесы" (1871-72), "Подросток" (1875) и "Братья Карамазовы" (1879-80), в к-рых отражены его важнейшие философские, социальные, нравственные искания. В 1873-74 он редактировал журн. "Гражданин" (изд. совм. с кн. В. П. Мещерским), где начал печатать "Дневник писателя", к-рый отд. выпусками продолжал издавать ежемесячно в 1876-77, один выпуск в 1880, один - в 1881.

"Идиот". Илл. Ф. Эйхенберга. Нью-Йорк, 1956.

Наряду с размышлениями на злободневные темы обществ, жизни, лит.-критич. откликами и воспоминаниями в них помещено неск. художеств, произв.: "Мальчик у Христа на ёлке", "Кроткая", "Сон смешного человека" и др. В "Дневнике писателя" опубл. и речь об А. С. Пушкине, в к-рой Д., изложив своё понимание нац. значения поэта, раскрыл свои нрав-ственно-филос. идеалы.

В творчестве Д. отразились противоречия действительности и обществ, мысли в эпоху острой ломки социальных отношений в России и в Зап. Европе. Новый бурж. строй приводил к кризису обществ, идеалов, шаткости нравств. жизни. Д. писал о себе: "...Я - дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных" (Письма, т. 1, 1928, с. 142). Основа реалистич. творчества Д.- мир человеческих страданий, трагедия ущемлённой и униженной личности. Гениально владея иск-вом психологич. анализа, Д. показал, как подавление достоинс