| тва человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой - зреет потребность протеста. Д. прозорливо увидел рост буржуазного индивидуализма, идеологии "наполеонизма". Так возникает галерея персонажей от "подпольного человека" в "Записках из подполья" до Ивана Карамазова в "Братьях Карамазовых". Отстаивая свободу личности, Д. вместе с тем считал, что неогранич. своеволие влечёт за собой антигуманистич. действия. Преступления он рассматривал как наиболее типичное проявление закона индивидуалистич. самоутверждения. Перенося принципы художеств, исследования личности на область обществ, отношений, Д. видел в революц. движении своей эпохи лишь анархо-индивидуали-стич. бунтарство (роман "Бесы"). Он опасался, что в революц. практике может восторжествовать безнравственная идея: цель оправдывает средства. Материалом для его художеств. обобщений в области политики служили деятельность таких современников, как М. А. Бакунин и С. Г. Нечаев, у к-рых идеи социализма представали в извращённом мелкобуржуазном виде, а также опыт бурж. революций, в к-рых беспощадно подавлялись требования трудового народа. Мечта сохранить веру в человека, обрести идеал, основанный на победе доброго начала, влекла Д. к образу Христа, в к-ром, по мысли писателя, воплощены высшие нравств. критерии. Однако историч. опыт неумолимо опровергал эту веру, свидетельствуя, что христианство не способно создать рай на земле. Иван Карамазов, повторяя тезис Вольтера, восклицает: "Я не бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то божьего не принимаю и не могу согласиться принять" (Собр. соч., т. 9, 1958, с. 295). В "Легенде о великом инквизиторе", являющейся филос. кульминацией "Братьев Карамазовых", Д. выступает против теории "счастливого" общества, в к-ром уничтожается свобода человека, его духовные интересы. Героям, владеющим силой аналитического все-разрушающего разума, Д. противопоставляет таких людей, к-рые обладают добротой сердца, наделены тонкой душевной интуицией. Таковы Соня Мармеладова ("Преступление и наказание"), Лев Мышкин ("Идиот"), Алёша Карамазов ("Братья Карамазовы"), готовые пострадать за всё человечество. О романе "Идиот" Д. писал: "Главная мысль романа -изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь" (Письма, т. 2, 1930, с. 71). Однако трагедия Мышкина - в несоответствии идеально доброго, доверчивого правдолюбца реальной жизни. Поэтому он и смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с к-рым он ассоциируется в романе. Полагая, что невозможно построение общества на основах пауки и разума, Д. вместе с тем признавал "реальность и истинность требований коммунизма и социализма..." ("Литературное наследство", т. 83, 1971, с. 446). Исследуя "глубины души", он считал недостаточными социальные средства борьбы со злом и искал нравств. опору для человечества в идее бога. В "Дневнике писателя" (1877) Д. утверждал: "...зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, ...ни в каком устройстве общества не избегнете зла..." (Поли, собр. художественных произведений, т. 12, 1929, с. 210). В то же время он писал: "...люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей" (там же, с. 122). Т. о., и в решении проблемы добра и зла писатель был глубоко противоречив.
Д. создал особые формы реалистич. творчества, к-рые охарактеризовал след, образом: "У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве) и то что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для... меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казенный взгляд на них по-моему не есть еще реализм, а даже напротив" (Письма, т. 2, с. 169). Он сочетал силу гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и страстность публициста. Д.- создатель идеологич. романа, в к-ром развитие сюжета определяется гл. обр. борьбой идей, столкновением мировоззрений, воплощённых в характерах персонажей-идеологов. В рамках детективного сюжета он ставил со-циально-филос. проблемы. Динамичность композиции, драматич. напряжённость в развитии конфликтов, экспрессивность и сгущённость слога служили целям воплощения сложных нравственно-психоло-ги-ч. и социально-филос. проблем.
Памятник Ф. М. Достоевскому в Москве. Скульптор С. Д. Меркуров. 1911-13.
Ф. М. Достоевский.
Романы Д. полифоничны. "Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского",- пишет М. М. Бахтин, первым исследовавший полифонизм творчества Д. ("Проблемы поэтики Достоевского", 1963, с. 7). Но при этом авторское отношение к миру раскрывается в произведениях Д. с большой силой и полнотой. Полифоничность художественного мышления Д. была отражением того "многоголосия" самой социальной действительности, к-рое он гениально обнаружил в сер. 19 в. и к-рое достигло крайнего напряжения в 20 в. Этим и объясняется мощное воздействие Д. не только на художественную культуру, но и на филос. и эстетич. мысль 20 в. Противоречивость творчества Д. определила прямо противоположные интерпретации его деятельности как художника и мыслителя. Одна группа бурж. философов считала Д. христианским вероучителем (В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев). Другие стремились превратить его в предшественника ницшеанских идей анар-хо-бурж. индивидуализма. Большое внимание уделяют творчеству писателя представители экзистенциализма, стремясь изобразить Д., наряду с С. Кьеркегором и ф. Ницше, своим идейным предшественником. В марксистской критике признание гениальности Д. как художника сопровождалось борьбой против его реакц. идей. В статьях А. В. Луначарского с марксистских позиций охарактеризованы противоречия мировоззрения Д.
Гуманистический антибуржуазный характер реализма Д., в высокой степени свойственное ему искусство создания интеллектуального романа оказали огромное влияние на рус. и мировую литературу.
Соч.: Поли. собр. художественных произведений, под ред. Б. В. Томашевского и К. Халабаева, т. 1-13, Л., 1926-30; Собр. соч., под общей ред. Л. П. Гроссмана и др., т. 1 - 10, М., 1956 - 58; Письма. 1832 - 1881, под ред. и с прим. А. С. Долинина, т. 1 - 4, М.- Л., 1928-59.
Лит.: Луначарский А. В., Собр. соч., т. 1, М., 1963, с. 157-99; его же, Вступительное слово на вечере, посвященном Ф. М. Достоевскому, 29 ноября 1929 г., в кн.: Литературное наследство, т. 82, М., 1970; Ф. М. Достоевский в русской критике. Сборник статен (ст. В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. К. Михайловского, М. Горького и др.), М., 1956; Переверзев В. Ф., Творчество Достоевского, [2 изд.], М., 1922; Гроссман Л. П., Жизнь и труды Ф. М. Достоевского, М.-Л., 1935; его ж е, Достоевский, 2 изд., М.,1965; Шкловский В., За и против. Заметки о Достоевском, М., 1957; Творчество Ф. М. Достоевского, М., 1959; Долинин А. С., Последние романы Достоевского, М.- Л., 1963; Фридлендер Г. М., Реализм Достоевского, М.- Л., 1964; Кирпотин В. Я., Ф. М. Достоевский. Творческий путь (1821 -
1859), М., 1960; его же, Достоевский в шестидесятые годы, М., 1966; его же, Разочарование и крушение Родиона Раскольни-кова, М., 1970; Чирков Н. М., О стиле Достоевского. Проблематика. Идеи. Образы, М., 1967; Кудрявцев Ю. Г., Бунт или религия. (О мировоззрении Ф. М. Достоевского), [М.], 1969; Бельчиков Н. Ф., Достоевский в процессе петрашевцев, М., 1971; Достоевский и его время. [Под ред. В. Г. Базанова и Г. М. Фридлендера], Л., 1971; Сучков Б., Великий русский писатель, "Литературная газета", 1971, 17 ноября; Храпченко М., Достоевский и его литературное наследие, "Коммунист", 1971, N° 16; Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников, т. 1-2, М., 1964; Достоевская А. Г., Воспоминания, М., 1971; Описание рукописей ф. М. Достоевского, под редакцией В. С. Нечаевой, М., 1957; Ф. М. Достоевский. Библиография произведений ф. М. Достоевского и литературы о нем. 1917 - 1965, М., 1968; Меieг-G r a f e J., Dostojewski als Dichter, В., 1925; Kaufmann W., Existentialism from Dostbjovsky to Sartre, Cleveland -N. Y., [1968]. А.А.Белкин.
ДОСУГ, часть внерабочего времени, к-рая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания). Деятельность, входящую в сферу Д., можно условно разделить на неск. взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учёба и самообразование в широком смысле слова, т. е. различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач. Другую, наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре Д. представляют различные формы любительской и обществ, деятельности: самодеят. занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т. д. Важное место в сфере Д. занимает общение с др. людьми: занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т. д.). Часть Д. расходуется на пассивный отдых. Социалистич. общество ведёт борьбу за вытеснение из сферы Д. различных явлений "антикультуры" (алкоголизм, антиобществ. поведение и др.).
К. Маркс считал свободное время осн. мерилом богатства коммунистич. общества (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 217), поскольку оно служит условием для всестороннего развития личности. В связи с сокращением рабочей недели, развитием и улучшением системы обществ. питания и бытового обслуживания время Д. постоянно возрастает. Вместе с ростом и обогащением Д. меняется его содержание, происходит перераспределение удельного веса между осн. его функциями. Разумное использование Д. во всё большей степени служит для восстановления сил индивида, затраченных им в процессе производств. деятельности и исполнения непреложных обязанностей, для его духовного и физич. развития. В социалистич. обществе в условиях научно-технич. революции всё большее значение приобретает последняя функция Д., т. к. она, обеспечивая устойчивое удовлетворение физич. и духовных потребностей каждого человека, способствует дальнейшему повышению продуктивности его производств, труда, более быстрому и лёгкому овладению новыми профессиями и полноценному участию в жизни общества.
В процессе перехода к коммунистич. обществу изучению и разумной организации Д. уделяется всё большее внимание. Подробнее см. в ст. Свободное время. Лит.: Грушин Б. А., Свободное время. Актуальные проблемы, М., 1967.
Э. М. Мирский.
ДОСХИ, меотское племя, одно из древних племён,обитавшее в 1-м тыс. до н. э. на вост. и юго-вост. побережье Азовского м. См. Меоты.
ДОСЧАТОЕ, посёлок гор. типа в Горь-ковской обл. РСФСР. Пристань на р. Оке, в 10 км к С. от ж.-д. ст. Выкса. 3-д медицинского оборудования, листопрокатный цех горьковского з-да "Метиз".
ДОСЬЕ (франц. dossier), совокупность документов и материалов, относящихся к к.-л. конкретному делу или вопросу, а также папка с этими материалами.
ДОТ, долговременная огневая точка. Термин применялся в 30-50-х гг. 20 в. См. Долговременное огневое сооружение.
ДОТАЦИЯ (позднелат. dotatio - дар, пожертвование, от лат. doto - одаряю, наделяю), ассигнования из бюджета, предназначенные на покрытие плановых убытков, для сбалансирования нижестоящих бюджетов. При капитализме Д. широко применяется как форма санирования (оздоровления) капиталистич. предприятий, оказания финанс. поддержки военной пром-сти и малоприбыльным сферам приложения капитала (отрасли инфраструктуры и др.). Д. выделяется на проведение науч. исследований. Бурж. гос-во использует Д. также как средство регулирования бюджетов местного "самоуправления", что усиливает их зависимость от центра. Д. выплачивается часто на возмещение убытков монополиям в добывающих отраслях в связи с "бедностью руд", фермерам на ликвидацию потерь, связанных с сокращением посевных площадей в целях поддержания высокого уровня цен. В условиях империализма Д. выступает как средство дополнит, обогащения финанс. олигархии.
При социализме Д. выделяется из гос. бюджета для покрытия плановых убытков гос. предприятий и хоз. орг-ций, реализующих осн. продукцию по ценам ниже плановой себестоимости. Д. получают и отдельные opr-ции непроизводств. сферы (напр., театры).
Использование Д. в тяжёлой пром-сти СССР в восстановит, период, в годы Великой Отечеств, войны 1941-45 и в первые послевоен. годы ускорило индустриализацию страны и реконструкцию отраслей х-ва на новой технич. основе. Однако широкое использование Д. являлось вынужденной мерой, экономически противоречившей принципам хозяйственного расчёта. В 1949 были повышены оптовые цены на продукцию нек-рых отраслей тяжёлой пром-сти. На этой основе система Д. в большинстве отраслей пром-сти была отменена, но сохранилась во мн. отраслях добывающей, нек-рых отраслях обрабат. пром-сти, а также на планово-убыточных предприятиях др. отраслей пром-сти. Хоз. реформа, осуществление к-рой началось в 1965, создала необходимые предпосылки для ликвидации плановой убыточности отраслей и предприятий: были пересмотрены оптовые цены (1967), что позволило ликвидировать плановую убыточность отраслей и значительно сократить число планово-убыточных предприятий (напр., в угольной, лесозаготовительной и рыбной пром-сти), возросла заинтересованность предприятий в более эффективном использовании материальных, трудовых и финанс. ресурсов.
Д. выделяется также вышестоящими бюджетами нижестоящим на покрытие разрыва между их доходами и расходами. До 30-х гг. в СССР применялись общие Д. на усиление ресурсов местных бюджетов, а также целевые Д. на строго определённые цели. С 1932 осн. методом сбалансирования нижестоящих бюджетов стали отчисления от общесоюзных доходов. Сфера Д. была резко ограничена. Это укрепило устойчивость союзных и местных бюджетов, повысило ответственность и заинтересованность союзных республик и местных Советов в изыскании собственных источников доходов. Д. из вышестоящих бюджетов применяется лишь в тех случаях, когда другие, более эффективные методы сбалансирования бюджета исчерпаны. Проводимые в ходе хоз. реформы мероприятия по укреплению доходной базы местных бюджетов, в особенности сел. и поселковых, значительно сокращают сферу применения Д.
Р. Д. Винокур.
ДОТНУВА, город (до 1956 - посёлок) в Кедайнском р-не Литов. ССР. Ж.-д. станция в 75 км к Ю.-В. от г. Шяуляй. Литовский н.-и. ин-т земледелия.
ДОУ (Dou) Герард (Геррит) (1613-1675), голландский живописец; см. Дау Г.
ДОУ (Dawe) Джордж (8.2.1781, Лондон,- 15.10.1829, Кентиш-Таун), английский живописец. В 1819-29 работал в Петербурге, где написал (с помощью рус. живописцев В. А. Голике и А. В. Полякова) 329 погрудных портретов генералов - участников Отечеств, войны 1812 и походов 1813-14, большие портреты М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли (оба 1829), 4 портрета солдат-ветеранов (1828; все назв. портреты -в Галерее Отечеств, войны 1812, Эрмитаж, Ленинград); выполнял также частные заказы. Портретам Д. присущи роман-тич. приподнятость, живость характеристик, виртуозность живописи.
Дж. Д о у.
Портрет А. С. Шишкова. Эрмитаж. Ленинград.
Лит.: Макаров В. К., Джордж Доу в России, в кн.: Труды отдела западноевропейского искусства, т. 1, Л., 1940 [Гос. Эрмитаж].
ДОУЛАТШАХ САМАРКАНДИ, Доулатшах ибн Ала ад-Доуле (1438-1491), персидский и таджикский писатель. Автор популярного трактата "Тазкират ош-шоара" (окончен в 1487) -важного источника по истории перс, и тадж. лит-ры, включающего биографические рассказы о поэтах и отрывки из произведений ок. 350 поэтов. В тексты включены сведения по истории, преим. Хорасана и Ср. Азии 10-15 вв. Труд заключают панегирич. стихи Д. С., посвящённые его покровителям - поэтам А. Навои, Джами и султану Хусейну Байкаре. Мн. сведения "Тазкират ош-шоара" недостоверны и носят легендарный характер.
Соч.: The Tadhkiratu'sh-Shuara, "Memoirs of the poets" of Dawlatschah, ed. by E. G. Browne, Leiden, 1901; Тазкират ош-шоара, под ред. Мохаммеда Аббаси, Тегеран, 1337 с. г. х. (1958).
ДОУСОН (Dawson) Джордж Мерсер (1.8.1849, Пикту, Канада,-2.3.1901, Оттава), канадский геолог и географ; путешественник и исследователь зап. областей Канады, Брит. Колумбии и канад. части Скалистых гор. Исследовал район верховьев р. Фрейзер (1878), произвёл геологич. съёмку pp. Боу и Белли (1880-82) и отд. зап. частей Скалистых гор (1882-84). С 1895 директор геологич. управления Канады. Именем Д. назван город в устье р. Клондайк на С.-З. Канады и горный хребет в верховьях р. Юкон. Д. исследовал также о. Ванкувер и о-ва Королевы Шарлотты. В 1887-88 возглавлял экспедицию по гео-лого-географич. исследованию терр. в сев.-зап. Канаде (терр. Юкон).
Соч.: On the superficial geology of British Columbia, L., 1878; The mineral wealth of British Columbia, Montreal, 1889.
ДОУСОН (Dawson), город на С.-З. Канады, при впадении р. Клондайк в р. Юкон. Торг.-распределит, центр золо-топром. р-на, пережившего подъём в конце 19 - нач. 20 вв. и затем пришедшего в упадок. 0,9 тыс. жит. (1966). Добыча россыпного золота. ГЭС. Назван в честь Дж. М. Доусона.
ДОФА, 3,4 -диоксифенилала-н и н, C6H3(OH)2CH2CH(NH2)COOH, аминокислота; у животных - один из предшественников в цепи биосинтеза катехоламинов, образуется в тканях в результате окисления тирозина. У животных, растений и нек-рых микроорганизмов Д.- первый промежуточный продукт в синтезе меланинов. Выделение Д. с мочой у здоровых людей составляет 50-55 мкг в сутки, резко увеличиваясь при развитии злокачественной опухоли -нейробластомы. При лечении паркинсонизма и гипертонии применяют ингибитор ДОФА-декарбоксилазы - а-метил-Д. (альдомет).
Лит.: Матлина Э. Ш., Меньшиков В. В., Клиническая биохимия катехоламинов, М., 1967; Гроллман А., Клиническая эндокринология и ее физиологические основы, пер. с англ., М., 1969.
ДОФАМИН, 3,4 - диоксифенил-этиламин, окситирамин, C6H3(OH)2CH2CH2(NH2), промежуточный продукт биосинтеза катехоламинов, образующийся в результате декар-боксилирования диоксифенилаланина (ДОФА). Ряд органов и тканей |