| аз. "Бурят-Монголой Унэн" ("Бурятская правда"). Печататься начал в 1930 (рассказ "Кровавая расправа"). В 1932 Д. выступил с повестью "Луна в затмении" о классовой борьбе в улусе в период коллективизации - первым крупным произв. бурят, художеств. прозы. В 1935 напечатана повесть "Отравление от брынзы". Д. собирал произв. устного нар. творчества. Автор публицистич. и критич. статей.
Соч.: Зохаолнууд, Улан-Удэ, 1958.
Лит.: Писатели Советской Бурятии, Улан-Удэ, 1959.
ДОН (др.-греч. Tanais), река в Европ. части СССР. Дл. 1870 км, пл. басе. 422 000 км2. Берёт начало на вост. склонах Среднерусской возв., у г. Новомосковска (Тульская обл. РСФСР). Впадает в Таганрогский зал. Азовского м. В верховьях (до впадения Тихой Сосны) течёт в сравнительно узкой долине; прав, берег высокий (местами до 90 м), сильно расчленён оврагами, левый - отлогий; русло извилистое, много перекатов. Главнейшие притоки: Непрядва, Красивая Меча, Сосна - справа; Воронеж - слева. На участке ср. течения (до г. Калач-на-Дону) долина значительно расширяется, сопровождается широкой поймой (у г. Серафимович до 6 км). Прав. берег также обычно возвышен. Здесь в Д. впадают Тихая Сосна, Чёрная Калитва - справа; Битюг, Хопёр, Медведица, Иловля - слева. Ср. течение заканчивается обширным Цимлянским водохранилищем, образованным в 1952 путём сооружения у станицы Цимлянской плотины Цимлянской ГЭС, поднявшей уровень Д. на 26 м. Создание водохранилища позволило осуществить стр-во Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, а также создать ресурсы воды для орошения и обводнения значит. площадей засушливых земель и улучшения судоходных условий на нижнем Д. Ниже плотины до устья река течёт в широкой (до 20-30 км) долине с широкой поймой. Глубины достигают местами 20 м. Ниже г. Ростова-на-Дону начинается дельта (пл. до 340 км2). В ниж. течении в Д. впадают: Север-ский Донец - справа, Сал и Зап. Ма-ныч - слева.Питание гл. обр. снеговое. Басе. Д. относительно маловоден. Ср. сток в устье (без учёта забора воды на орошение) составляет 29,5 км3, или 935 м3/сек (с созданием Цимлянской ГЭС он уменьшился приблизительно на 160 м3/сек). Замерзает в верховьях в нач. ноября, в низовьях в 1-й декаде декабря, вскрывается соответственно в середине апреля и в последней декаде марта. Ежегодно Д. выносит до 14 млн. т наносов и ок. 6,2 млн. т растворённых минеральных веществ. Малые уклоны в ниж. течении обусловливают очень медленное течение ("Тихий Дон"). Д. судоходен от устья до г. Георгиу-Деж (1355 км), весной суда доходят до с, Хлевное (235 км выше Георгиу-Деж). Важнейшими портами являются Георгиу-Деж, Калач-на-Дону, Волгодонск (на Цимлянском водохранилище), Ростов-на-Дону, Азов. Благодаря созданию Волго-Донского судоходного канала им. Ленина Д. связан с Балтийским, Белым и Каспийским морями.
По реке перевозятся: вверх - хлеб, уголь, металл, цемент, нефтепродукты, пром. и прод. товары, минерально-строит. грузы; вниз - минерально-строит. грузы, соль, шихта, руда, минеральные удобрения, пром. и прод. товары. Вывозятся на Волгу: уголь, хлеб, минерально-строит. грузы. С Волги поступают: лес, соль, металлич. шихта, руда, минеральные удобрения.
Осн. промысловые рыбы: судак, лещ, сазан, чехонь, донская сельдь, осётр и севрюга (особенно в низовьях и в устье).
Историческая справка. Уже в 1-м тыс. до н. э. Д. являлся важным торговым путём между центральными районами совр. РСФСР (включая Поволжье) и Приазовьем. В устье Д. в 4 или 3 вв. до н. э. возникла на месте совр. Азова греч. колония Танаис. По Д. шла торговля с антич. колониями в Крыму и на Таманском п-ове. В нач. 1-го тыс. н. э. в р-не ниж. течения находился путь, по к-рому проходили орды гуннов и болгар; после их ухода на Д. возникли поселения вост. славян (антов). В 7-9 вв. ниж. и ср. Д. находился под властью хазар. Набеги венгров и печенегов вытеснили слав, население на верх. Д. и его притоки.
Река Дон: 1 - в верхнем течении: 2 - в среднем течении: 3 - Ростовский речной порт.
С 11 в. в р-не ниж. Д. находились кочевья половцев, а с 13 в. он оказался под властью монголо-татар( Золотой Орды) и опустел. В 14-16 вв. Д. являлся торг. путём, связывавшим Россию с генуэзскими колониями в Крыму (в устье Д. находилась генуэзская колония Тана). В 15 в. на Д. возникают поселения вольных людей - казаков; в 16 в. образуется Донское казачье войско. В 17 в. Д. был опорной базой крестьянской войны под руководством С. Т. Разина, а в нач. 18 в. на Д. произошло крупное Булавин-ское восстание 1707-09. В 18 в. в связи с переходом казачества к земледелию и притоком крестьян на Д. резко возрастает население. Развитие капитализма и связанный с этим рост горнозаводской пром-сти и городов привели к образованию на Д. пром. р-на-Донбасса, к-рый стал крупным центром революц. движения. Во время Гражд. войны 1918-20 на Д. шла упорная борьба с белоказаками. В период Великой Отечеств, войны 1941-45 в ходе Сталинградской битвы 1942-43 и последующего наступления сов. войск на Д. происходили ожесточённые бои.
Лит.: Давыдов Л. К., Гидрография СССР, т. 2, Л., 1955; Кама, Волга, Дон. Путеводитель, Пермь, 1967.
ДОН (Don), река в Великобритании, в сев. части Шотландии. Дл. 131 км. Берёт начало в сев. отрогах Грампианских гор, протекает по горно-холмнстой местности, впадает в Северное м., вблизи г. Абердин. Ловля лососей.
ДОН (исп. и итал. don, от лат. dominus -господин), господин, почтительное обращение к мужчине в Испании и др. странах исп. языка; ставится перед именем. В Италии - почётный титул духовенства и дворян. Донья (исп.)и донна (итал. и португ.) - обращение к женщине.
"ДОН", литературно-художеств. и обществ.-политич. журнал, орган СП РСФСР. Издаётся ежемесячно в Ростове-на-Дону с 1957. Гл. редактор -М. Соколов (с 1957). В 1945-56 выходил как альманах. Журн. объединяет преим. писателей юга России; в нём были опубл. произв. М. Шолохова (2-я ч. "Поднятой целины", рассказ "Судьба человека"), Г. Шолохова-Синявского, А. Калинина, В. Закруткина, М. Соколова, В. Фоменко, Д. Петрова (Бирюка), А. Оленича-Гнененко, Б. Изюмского, Р. Гамзатова, К. Кулиева, А. Кешокова, Д. Кугультинова, А. Шогенцукова, В. Монастырёва, В. Пальмана, М. Цагараева и др. Тираж (1972) 50 тыс. экз.
ДОНАВИЦ (Donawitz), до 1939 город в Австрии, в пров. Штирия; включён в состав г. Леобен.
ДОНАТЕЛЛО (Donatello; собственно Донато ди Никколоди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (ок. 1386, Флоренция, -13. 12. 1466, там же), итальянский скульптор. Один из основоположников скульптуры Возрождения в Италии. В 1404-07 работал в мастерской Лоренцо Гиберти. В 1425-38 имел общую мастерскую с арх. Микелоццо. Работал гл. обр. во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53). В 1451 посетил Ман-тую, Венецию, Феррару. Творчество Д., впитавшее демократич. традиции культуры Флоренции 14 в., представляет собой одну из вершин развития иск-ва флорентийского кватроченто. В нём воплотились свойственные иск-ву Возрождения поиски новых, реалистич. средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку и его духовному миру. Глубокий интерес к реальности во всём многообразии её индивидуальных, конкретных проявлений сосуществует в творчестве Д. со стремлением к возвыш. обобщению и героич. типизации. Д. одним из первых художественно осмыслил опыт антич. иск-ва и пришёл к созданию классич. форм и видов ренессансной скульптуры (свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, "живописного" рельефа).
Первым известным нам произведениям Д. (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё присущи готич. скованность и нерасчленённость форм, измельчённость линейного ритма. Однако уже мраморная статуя св. Марка, выполненная в 1411-13 для фасада церкви Орсанмикеле, является произведением скульптуры Ренессанса. Она отличается ясной тектоникой построения фигуры, спокойным величием и силой. В созданной для той же церкви статуе св. Георгия (мрамор, ок. 1416, Нац. музей, Флоренция) Д. воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу внутр. собранность и напряжение, патриотич. гражданств, звучание. Выполненные Д. в 1416-35 совм. с помощниками статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, Музей собора, Флоренция) представляют собой галерею остро индивидуальных образов, исполненных суровой правды. В 1420-е гг. Д., развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает т. н. живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображений (рельеф "Пир Ирода" на бронз, купели сиенского баптистерия, 1423-27). В содружестве с арх. Микелоццо он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с антич. по формам саркофагом (на к-ром покоится фигура умершего), с аллегорич. фигурами и величеств. ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425-27, баптистерий, Флоренция). Пребывание Д. в Риме в нач. 1430-х гг. углубило интерес художника к наследию античности. Впечатления от антич. иск-ва воплотились в полном праздничности и изящества рельефе "Благовещение" с пышным антикизирую-щим декором (т. н. алтарь Кавальканти, известняк с подцветкой и позолотой, терракота, ок. 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентийского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами "путти" (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция). Ренессансным претворением антич. форм отмечена и созданная Д. в 1430-х гг. бронз. статуя Давида (илл. см. т. 5, табл. X) - первое изображение человеческой наготы в статуарной скульптуре Возрождения. Совершенство мягкой обобщённой пластики, юношеская гибкость и угловатость линий, настроение лирич. мечтательности сочетаются в статуе с несвойственной иск-ву античности внутр. сложностью и многоплановостью образа. В 1434-43 Д. оформляет интерьер Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, где им совм. с Брунеллески осуществляется новый тип синтеза иск-в, для к-рого характерна равнозначность архит. и скульпт. форм (илл. см. т. 4, табл. IV). Наивысший расцвет творчества Д. связан с падуанским периодом. В Падуе Д. создал первый светский монумент эпохи Возрождения - конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор, известняк, 1447-53), отличающийся величеств. простотой построения, спокойствием и мужеств. целеустремлённостью образа. Для церкви Сант-Антонио в Падуе Д. выполнил в 1446-50 один из наиболее крупных скульпт. алтарей эпохи Возрождения, состоявший из статуй и рельефов, заключённых в строгое ордерное обрамление. В рельефах алтаря многофигурные сцены, жизненные и драматичные, мастерски развёрнуты в иллюзорном пространстве. Поздние произв. Д., созданные в условиях нарастающего кризиса демократич. традиций треченто и раннего кватроченто, полны обострённой экспрессии и духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскраш. дерево, 1450-е гг., баптистерий, группа "Юдифь и Олоферн", бронза, ок. 1456-57, пл. Синьории, рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., завершены учениками Д., - все во Флоренции). Влияние творчества Д. на развитие итал. иск-ва эпохи Возрождения было огромным. Достижения Д. были восприняты мн. скульпторами кватроченто, а также живописцами Паоло Уччелло, Андреа дель Кастанъо, Андреа Мантеньей и др. Произведения Д. изучали Микеланджело и Рафаэль. Портрет стр. 435.
Илл. см. на вклейке, табл. XVIII (стр. 512-513).
Лит.: Либман М. Я., Донателло, М., 1962; Р1anisсig L., Donatello, Firenze, 1947; Jansоn H. W., The sculpture of Dpnatellp, v. 1 - 2, Princeton, 1957; Grassi L., Tutta la scultura di Donatello, Mil., 1958; Castelfranco G., Donatello, Mil., 1963. М.Я.Либман.
ДОНАТИ (Donati) Джованни (16. 12. 1826, Пиза, - 20. 9. 1873, Флоренция), итальянский астроном. Учился в ун-те в Пизе, получил место ассистента при обсерватории во Флоренции. Наблюдал мн. кометы и первым открыл большую комету 1858, назв. его именем (см. Донати комета). С 1864 - директор обсерватории. Известен спектроскопич. исследованиями комет. Основатель Ар-четрийской астрофизической обсерватории близ Флоренции (1872).
ДОНАТИ КОМЕТА, долгопериодич. комета с периодом ок. 1950 лет, одна из наиболее ярких комет. Д. к. движется вокруг Солнца по вытянутой эллиптич. орбите, приближаясь к нему в перигелии на 0,58 астрономич. единицы и удаляясь в афелии на 300 астрономич. единиц. Открыта 2 июня 1858 Дж. Донати. Замечательна длит, видимостью невооружённым глазом (с середины августа до начала декабря), что позволило исследовать её особенно подробно. В 1-й половине окт. 1858 достигала блеска звезды нулевой величины и имела 3 хвоста: хвосты I и II типа дл. до 70 млн. км и короткий размытый хвост III типа по Ф. А. Бредихину (см. Кометы). Вокруг ядра наблюдалось одновременно до 7 светящихся оболочек.
ДОНАТИСТЫ, сторонники религ. движения в рим. Сев. Африке 4-5 вв. Движение Д. возникло в 311, когда часть афр. церквей отказалась признать только что избранного карфагенского епископа Цецилиана. Этим было положено начало расколу афр. христ. церкви на "цецили-анистов", и ли "католиков", и противников Цецилиана, позже названных Д. (по имени их руководителя епископа Доната). Ортодоксальную католич. церковь, к-рая при покровительстве рим. имп. Константина I и его преемников превратилась в -активного защитника существующего социального и политич. строя, в Сев. Африке поддерживали преим. представители господствующего класса. К Д. примыкали гл. обр. трудящиеся и эксплуатируемые слои: колоны, рабы, гор. беднота. Д. проповедовали непримиримость к христианам, отступившим от своей веры в нач. 4 в. в период гонений на них рим. властей, прославляли "мучеников за веру". С сер. 4 в. движение Д. ясно обнаруживает черты оппозиции рим. власти. Донатист-ская церковь поддержала антирим. восстания, возглавленные вождями мавретан-ских племён, братьями Фирмой (371-373) и Гильдоном (397-398). Однако выступления рядовых Д. против крупного землевладения и эксплуатации (восстания аго-нистиков) внушали страх епископам Д., к-рые даже призывали против восставших рим. войска. К кон. 4 в. к Д. примкнули антиримски настроенные представители господств, класса. После совместного Карфагенского собора 411 ортодоксальной и донатистской церквей римские власти официально объявили о запрещении до-натизма и организовали преследование Д.; однако они существовали в Африке ещё в 6 в.
Лит.: Дилигенский Г. Г., Северная Африка в IV -V вв.. М., 1961 (имеется подстрочная библ.). Г. Г. Дилигенский.
ДОНАТОР (от лат. donator - даритель), в искусстве средневековья и Возрождения (а иногда и в иск-ве более позднего времени) изображение строителя храма (с моделью здания в руках) или заказчика произведения живописи (реже скульптуры и декоративно-прикладного иск-ва); Д. обычно предстоит перед Христом и богоматерью или святыми.
Лука Лейденский. "Богоматерь с младенцем, Магдалина и донатор".
Правая часть диптиха "Благовещение". 1522. Старая пинакотека. Мюнхен.
"ДОНБАСС" ("Донбас"), литературно-художеств. и общественно-политич. журнал, орган СП Украины. Выходит в Донецке раз в 2 месяца на укр. и рус. яз. Осн. в сент. 1923 как альманах под назв. "Забой" (Артёмовск), в 1933 переименован в "Литературный Донбасс", в янв. 1968 преобразован в журнал. Активное участие в его издании принимали в разное время М. Слонимский, А. Селивановский, Г. Баглюк, И. Ле, П. Беспощадный, Б. Горбатов, П. Байдебура, А. Клоччя и др. Тираж (1971) ок. 19-21 тыс. экз.
ДОНБАССКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ 1943, наступательная операция войск Юго-Зап. и Юж. фронтов 13 авг.-22 сент. во время Велцкой Отечеств. войны 1941-45. Разгром нем.-фаш. войск в Курской битве 1943 создал благоприятные условия для освобождения Донбасса, к-рый нем.-фаш. командование стремилось удержать любой ценой. В Донбассе оборонялись 1-я танк, и 6-я армии группы армий "Юг" под командованием ген.-фельдм. Э. Манштейна (всего св. 20 дивизий). Передний край глубокоэшелонированной обороны противника проходил по pp. Северский Донец и Миус. 13 и 16 авг. в наступление перешли войска прав, крыла и центра Юго-Зап. фронта (ген. армии Р. Я. Малиновский). Форсировав Северский Донец и овладев Изюмом, они привлекли к себе сильные резервы противника и этим облегчили войскам Юж. фронта (ген. армии Ф. И. Толбухин) прорыв обороны врага на р. Миус. Войска Юж. фронта перешли в наступление 18 авг., в ходе 6-дневных ожесточ. боёв прорвали оборону противника севернее Куйбышево и овладели важным опорным пунктом Донецко-Амвросиевкой. В прорыв были введены механизированные и кав. соединения, к-рые развернули наступление в юж. направлении, охватывая таганрогскую группировку противника. Развивая наступление, войска Юж. фронта 30 авг. освободили Таганрог, 1-2 сент. войска Юго-Зап. и Юж. фронтов перешли к преследованию отходящего противника и к 8 сент. продвинулись на 75 км. 8 сент. было освобождено Сталино (ныне Донецк). При содействии десантов Азов-' ской воен. флотилии были освобождены Мариуполь и Осипенко. К 22 сент. сов. войска вышли на рубеж Новомосковск, восточнее Запорожья, р. Молочная. В результате Д. н. о. советские войска при содействии партизан разгромили крупную группировку противника, освободили Донбасс и создали благоприятные условия для последующих операций по освобождению Сев. Таврии, Правобережной Украины и Крыма.
ДОНБАССКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1919, наступательная операция Юж. фронта (команд. А. И. Егоров, чл. РВС И. В. Сталин, М. М. Лашевич) 25-31 дек. против Добровольч. и осн. сил Донской армий белых во время Гражд. войны 1918-20. Преследуя отходящего противника, сов. войска Юж. фронта (13-я, 1-я Конная и 8-я армии) 23 дек. форсировали р. Северский Донец и вышли на линию Изюм, ст. Яма, Лисичанск, Нижнее, Славяносербск. Для защиты Донбасса и прикрытия отхода главных сил Добровольческой армии в юго-восточном направлении ген. А. И. Деникин сосредоточил в р-не Бахмут - ст. Попасная группу ген. С. Г. Улагая (3 кав. корпуса и 2 пех. дивизии), намереваясь нанести контрудар по 1-й Конной армии и отбросить её за Северский Донец. Сов. командование решило с ходу овладеть Донбассом, для чего была поставлена задача: 13-й армии-наступать на Славянск, Юзовку, Новониколаевское; 1-й Конной армии (4-я, 6-я и 11-я кав. дивизии) с приданными 9-й и 12-й стрелк. дивизиями |