| Г. Дроздовского. 23 июня Д. а. (8-9 тыс. чел.) при содействии донского атамана П. Н. Краснова начала т. н. 2-й Кубанский поход в составе 4 именных полков (Корниловского, Алексеевского, Марковского и Дроздовского), развёрнутых позже в дивизии. К сент. 1918 численность Д. а. возросла до 30-35 тыс. чел. за счёт мобилизации кубанского казачества и контрреволюц. элементов, скопившихся на Сев. Кавказе, и стала называться Кавказской Д. а. С осени 1918 пр-ва Великобритании, Франции и США усилили материально-технич. помощь Д. а. При поддержке Антанты силы юж-норус. контрреволюции были объединены в т. н. Вооруж. силы Юга России (ВСЮР) во главе с Деникиным. В конце 1918- нач. 1919 Деникину удалось нанести поражение 11-й сов. армии и захватить Сев. Кавказ. В янв. Кавказская Д. а. была разделена на 2 армии: Кавказскую и собственно Д. а., к к-рым позже была присоединена Донская армия, воссозданная из остатков красновской казачьей армии.
И. Добровский. К. Доброджану-Геря.
Захватив в июне 1919 Донбасс, Царицын и Харьков, Деникин 20 июня (3 июля) начал поход на Москву, в к-ром гл. удар наносила Д. а. (40 тыс. чел.) под командованием ген. В. 3. Май-Маевского. На захваченной белогвардейцами терр. устанавливался террористич. режим (см. Деникинщина). Белогвард. войска отличались жестокостью и грабежами, поэтому Д. а. (сокращённо "Добрармия") в народе наз. "грабь-армией". В боевом отношении нек-рые части и соединения Д. а. обладали сравнительно высокими боевыми качествами, т. к. в её составе было большое количество офицеров, фанатично ненавидевших Советскую власть, но с лета 1919 её боеспособность снизилась в связи с большими потерями и включением в состав Д. а. мобилизованных крестьян и даже пленных красноармейцев. В ходе контрнаступления Красной Армии (с октября 1919) Д. а. потерпела решающее поражение и откатилась на Ю., а в нач. 1920 отступила за Дон и вследствие огромных потерь была сведена в корпус (5 тыс. чел.) под команд, ген. А. П. Кутепова. 26-27 марта 1920 остатки Д. а. были эвакуированы из Новороссийска в Крым, где вошли в состав армии ген. П. Н. Врангеля.
С. Н. Семанов, В. Г. Сорокин.
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО, один из способов комплектования и пополнения во-оруж. сил, основанный на привлечении в войска добровольцев. Д. существовало с давних времён во многих гос-вах. Особенно широко Д. проявлялось в войнах, к-рые носили справедливый характер и вызывали подъём патриотизма. В СССР принцип Д. был положен В. И. Лениным в основу формирования Красной Армии и ВМФ в янв. 1918. С переходом в мае 1918 к комплектованию Красной Армии на основе обязательных призывов Д. сохранялось, но стало играть вспомогат. роль. С янв. 1972 на воен. службу в Сов. Вооруж. Силах в качестве прапорщиков и мичманов в добровольном порядке принимаются военнослужащие и военнообязанные, не имеющие офицерских званий. За рубежом во многих армиях наряду с комплектованием их на основе воинской повинности сохраняется наём (вербовка) добровольцев; в нек-рых странах (напр., в Великобритании после 1967) вооруж. силы комплектуются только путём вербовки добровольцев.
ДОБРОВСКИЙ (Dobrovsky) Йосеф (17.8.1753, Дьярмат, близ Дьёра, Венгрия, - 6.1.1829, Брно), чешский просветитель, один из основателей славяноведения и деятелей чеш. Возрождения. В 1768-76 учился на филос., затем на богословском ф-тах Карлова ун-та в Праге. С 1784 чл. Королев. об-ва наук в Праге. Почётный чл. Росс. академии (1820). Выступал против политики германизации славян, проводившейся в Австр. империи. Заложил основы сравнит, изучения слав. языков, слав. культуры и истории. Д. впервые разработал периодизацию чеш. литературы и языка. Дал науч. описание грамматич. строя чеш. языка, положив в основу современного ему лит. языка лит. язык 16 в., что способствовало сохранению в чеш. языке многочисл. архаизмов и в то же время раскрыло его богатства. В истории чеш. нац. культуры Д. считал важнейшим период гусизма, хотя отрицательно оценивал деятельность таборитов; разоблачал культ св. Яна Непомуцкого, символизировавший победу католической реакции над гуситской Чехией. В цикле статей "Критические опыты очищения чешской истории от позднейших вымыслов" (1803-19) Д. подверг критике чешские легенды. В 1783-84 издал вместе с ф. М. Пельцлем собрание ист. документов ("Скрипторес рерум богемика-рум"). Издавал науч. славистич. сборники "Славин" (1806-08) и "Слованка" (1814-15). Для развития чеш. поэзии большое значение имели сформулированные Д. в 1795 правила просодии, в к-рых он исходил из особенностей чеш. языка. Д. внёс большой вклад в изучение старо-слав. языка и письменности ("Глаголитика", 1807, "Основы древнеславянского языка", 1822, и др.). Способствовал укреплению чешско-русских культурных связей.
Соч.: Spisy a projevy, sv, 5-23, Praha, 1936 - 63 (издание не закончено); Vybor z dila, Praha, 1953; Instituciones linguae slavicae dialecti veteris, [W.], 1852; в рус. пер.-Грамматика языка славянского по древнему наречию, ч. 1 - 3, СПБ, 1833-34.
Лит.: Палацкий Ф., Биография Йосефа Добровского, пер. с нем., М., 1838; Josef Dobrovsky. 1753 - 1953. Sbornik studii k dvoustemu vyroci narozeni, Praha, 1953.
Л. Н. Смирнов.
ДОБРОДЖАНУ-ГЕРЯ (Dobrogeanu-Gherea) Александру (2.7.1879, Плоешти,-4.12.1937), деятель румынского рабочего движения. Сын К. Доброджану-Геря. В 1910-20 чл. Социалистической партии Румынии (в 1910-18 называлась С.-д. партия Румынии), один из руководителей её лев. крыла (с 1918). В 1920 был делегатом 2-го конгресса Коминтерна; встречался с В. И. Лениным. В 1920 избирался деп. рум. парламента. Чл. компартии Румынии (КПР) с 1921. Участник 2-го (1922), 3-го (1924) и 4-го (1928) съездов КПР, чл. ревизионной комиссии ЦК КПР (1922-24). В 1924 был избран членом ЦК КПР. Неоднократно подвергался арестам. В 1925 направлен ЦК КПР в Москву для работы в ИККИ. В 1927 вступил в чл. ВКП(б). В 1928-31 на парт, работе в Румынии. С 1932 жил и работал в СССР.
Лит.: Tanacescu F I., Alexandra Dobrogeanu-Gherea, "Analele Institutului de studii istorice si social-politice de pe linga al PCR", 1968, № 1.
ДОБРОДЖАНУ-ГЕРЯ (Dobrogeanu-Gherea) Константин (наст. имя и фам. - Соломон К а ц) (21.5. 1855, с. Славянка Харьковской губ., - 7.5. 1920, Бухарест), румынский социолог, лит. критик, публицист. Преследуемый царским пр-вом за участие в народнич. движении, эмигрировал (1875) в Румынию. Участвовал в издании социалистич. газет и журналов. Стал одним из организаторов рум. с.-д. кружков, составил (1886) программу этих кружков. Был одним из основателей С.-д. партии рабочих Румынии (1893). Как лит. критик требовал от иск-ва реалистического отражения жизни, боролся за "тенденциозное", т. е. идейное, иск-во. В эстетич. воззрениях объединял влияние И. Тэна и русских революц. демократов. Критич. деятельность Д. способствовала развитию реализма в рум. лит-ре.
Опубликовал ряд работ, в к-рых пропагандировал идеи диалектич. и ист. материализма: "Карл Маркс и наши экономисты", "Рабство и социализм" (1884). Допускал ошибки оппортунистич. характера, к-рые впоследствии разрослись и вылились в меньшевистскую теорию неокрепостничества, изложенную в кн. Д. "Неокрепостничество" (1910). Не разделял идею союза рабочего класса и крестьянства, что долгое время оказывало пагубное влияние на рум. рабочее движение.
Соч.: Studii critice, v. 1-2, Вис., 1956; Scrieri social-politice, Вис., 1968.
Лит.: Ковач А., Доброджяну-Геря и русская литература, "Научные доклады высшей школы, филологические науки", 1960, № 1; Историография нового времени стран Европы и Америки, М., 1967, гл. 12; Ивашку Д ж., К. Доброджяну-Геря, "Румынская литература", 1968, №3; Farcasanu S., Dobrogeanu-Gherea reprezentant de frunte al criticii materialiste si progresiste rominesti, Buc., 1955. Ю.А.Кожевников.
ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ МЫС (англ. Саре of Good Hope), мыс Бурь (португ. Cabo das Tormentas), скалистый мыс на Ю. Африки под 34°21' ю. ш. и 18°30' в. д. Первым достиг мыса португ. мореплаватель Б. Диаш в 1488 и дал ему назв.-мыс Бурь (Бурный), но португ. король Жуан II переименовал его в Д. Н. м. (имея в виду надежду достигнуть отсюда Индии).
ДОБРОКЛОНСКИЙ Михаил Васильевич [22.10(3.11).1886, Петербург,-16.11.1964, Ленинград], советский искусствовед, чл.-корр. АН СССР (1943). С 1919 сотрудник Эрмитажа. Преподавал в Ин-те истории иск-в (1922- кон. 20-х гг.), АХ (с 1923), ун-те (1944-51) -в Ленинграде. Занимался проблемами атрибуции и систематизации рисунков, хранящихся в музеях СССР; составил науч. каталоги Эрмитажа: "Рисунки итальянской школы XV и XVI веков" (1940), "Рисунки Рубенса" (1940), "Рисунки фламандской школы XVII -XVIII веков" (1955), "Рисунки итальянской школы XVII -XVIII веков" (1961). Автор работ, посвящённых зап.-европ. и сов. графике. Чл. редколлегии "Всеобщей истории искусств" (1956-66). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Лит.: Левинсон-Лессинг В. Ф., М. В. Доброклонский [к 40-летию работы в Эрмитаже], Л., 1959.
"ДОБРОЛЁТ", "Российское общество добровольного воздушного флота", организовано в Москве (1923) с первонач. капиталом 2 млн. руб. золотом. Осн. цель об-ва -создание гражд. авиации для обслуживания на началах коммерч. расчёта отраслей нар. х-ва СССР (организация возд. линий для перевозки пассажиров, транспортировки почты и др. грузов, произ-ва аэрофотосъёмок, содействия мореходству и т. п.). Наряду с "Д." в это время созданы аналогичные об-ва "Укрвоздухпуть" и "Закавиа". Из отд. наиболее крупных работ, выполненных "Д.", можно отметить участие в спасении экипажа и пассажиров дирижабля "Италия" (1927), возд. разведку льдов для Карской экспедиции (1929), спасение команды и пассажиров парохода "Ставрополь" (1929) и мн. др.
"Д." было построено большое кол-во средств возд. транспорта. В 1930 общая длина возд. линий "Д." составляла 26 тыс. км. За 7 лет самолёты "Д." налетали 10 млн. км, перевезли 47 тыс. пассажиров и 408 т грузов. В конце 1930 "Д.", "Укрвоздухпуть" и "Закавиа" объединились и образовали Всесоюзное об-во гражд. возд. флота. См. Гражданская авиация. Н. Н. Семенкевич.
ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович [24.1(5.2).1836, Н. Новгород, ныне Горький,-17(29).11.1861, Петербург], русский литературный критик, публицист, революц. демократ. Род. в семье священника. Учился в духовной семинарии (1848-53). В 1857 окончил Главный пе-дагогич. ин-т в Петербурге. Будучи студентом, организовал подпольный кружок, выпускал рукописную газету "Слухи", возглавлял борьбу студентов против реакц. администрации ин-та. Уже в первые годы жизни в Петербурге проявились демократич. настроения Д.; его резко враждебное отношение к самодержавию выражено в смелых революц. стихах: "На 50-летний юбилей Н. И. Греча" (1854), "Ода на смерть Николая I" (1855) и др., к-рые распространялись за пределами педагогического института. В 1856 Д. познакомился с Н. Г. Чернышевским, затем с Н. А. Некрасовым и вскоре стал их соратником по работе в журн. "Современник". В том же году он выступил в печати, а в 1857 начал постоянную работу в "Современнике". Сотрудничал также в "Журнале для воспитания" (1857-1859). В 1858 Д. опубликовал статьи, в к-рых обосновал свои лит.-эстетич., филос. и историч. взгляды: "О степени участия народности в развитии русской литературы", "Первые годы царствования Петра Великого", "Русская цивилизация, сочинённая г. Жеребцовым". Эти статьи, охватывающие широкий круг актуальных литературно-общественных проблем, проникнуты духом воинствующего демократизма.
В условиях обществ, подъёма конца 50-х гг. становилась всё более определённой революционно-демократич. позиция Д., нашедшая своё выражение как в литературно-критических статьях, так и в публицистич. выступлениях против дворянско-бурж. либерализма: "Литературные мелочи прошлого года" (1859), фельетоны и стихотворные пародии в "Свистке" - сатирич. отделе "Современника". В 1859-60 появились статьи "Что такое обломовщина?" (о романе И. А. Гончарова "Обломов"), "Тёмное царство" и "Луч света в тёмном царстве" (о пьесах А. Н. Островского), "Когда же придёт настоящий день?" (о романе И. С. Тургенева "Накануне"); опираясь на реалистич. картины жизни и типические образы, созданные писателями, Д. клеймил деспотизм и крепостнич. уклад, сравнивая его с тюрьмой, в к-рой гибнет всё живое; осуждал бездействие, безволие и пассивность ("обломовщина"); указывал на неизбежность появления нового героя - деятеля и борца - в русской жизни и лит-ре ("русский Инсаров"). Он призывал к ликвидации крепостничества и всех его порождений (ст. "Черты для характеристики русского простонародья", 1860, и др.). В. И. Ленин высоко ценил лит.-критич. работы Д.
Д. развивал эстетич. принципы В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Свой метод художеств, анализа он называл "реальной критикой". Руководствуясь этим методом, он стремился "...толковать о явлениях самой жизни на основании литературного произведения, не навязывая, впрочем, автору никаких заранее сочиненных идей и задач" (Собр. соч., т. 6, 1963, с. 98). Критерий правды был важнейшим для Д. Особенность его критического иск-ва - в умении соединять эстетич. анализ образов, созданных художником, с исследованием той правды жизни, к-рая эти образы породила. Всей силой своего таланта Д. отстаивал принципы реализма и народности лит-ры, защищал идею её высокой гражданственности. Обществ, служение было для Д. высшим критерием деятельности художника. Он осуждал и высмеивал иск-во, лишённое прогрессивного обществ, содержания, ставшее достоянием "праздных ленивцев". Страстный полемист, Д. пользовался разнообразными критич. жанрами и сатирич. приёмами (иронич. восхваление, критич. фельетон, язвительная пародия в стихах и прозе) в борьбе против поверхностно-обличительной лит-ры, эпигонской поэзии, реакц. журналистики.
В мае 1860 Д. по настоянию друзей выехал за границу для лечения начинавшегося туберкулёза. Он жил в Германии, Швейцарии, Франции, более полугода в Италии, где происходили события, связанные с нац.-освободит, движением под руководством Дж. Гарибальди. Эти события дали материал для серии статей Д., в к-рых он, используя опыт итал. революции, разоблачал антинародный характер бурж. либерализма и прославлял республиканцев ("Непостижимая странность", "Отец Александр Гавацци и его проповеди", "Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура" и др.). В июле 1861 Д. вернулся на родину, не поправив здоровья. Острый туберкулёзный процесс, напряжённая работа, крушение революц. надежд в связи с усилением политической реакции свели его в могилу.
Титульный лист 1-го издания Сочинений Н. А. Добролюбова. СПБ. 1862.
Н. А. Добролюбов, Б. Г. Добронравов.
Наряду с Чернышевским Д. был глашатаем идей крест. революции в России, страстным защитником нар. интересов. Содержание его деятельности определяется последовательным отрицанием монархии и крепостнич. системы, в к-рой он видел осн. причину отсталости России, борьбой за демократич. революцию, за экономич. и культурное развитие страны, за широкое просвещение народа. Д. не был сторонником развития России по капиталистич. пути. Хотя в ряде работ ("Роберт Овэн и его попытки общественных реформ", рецензия на кн. "От Москвы до Лейпцига" И. Бабста и др.) Д. указывал на относит, прогрессивность капиталистич. системы х-ва по сравнению с крепостнич., он стремился найти для России такую форму экономич. развития, к-рая обеспечила бы развитие крупного производства и исключила возможность капиталистич. эксплуатации трудящихся. По его мнению, такой формой могли быть пром.-земле дельч. ассоциации, организуемые на базе крест. общин после перехода власти к трудящимся в результате народной революции. В основе материалистических убеждений Д., сложившихся под влиянием отечеств, традиций (А. Н. Радищев, В. Г. Белинский) и за-падноевроп. филос. учений (Л. Фейербах, Р. Оуэн и др.), лежала вера в зреющие силы народа, в успех крест. революции, к-рую должна возглавить разночинная интеллигенция.
Т. о., Д. был социалистом-утопистом и просветителем, но его утопизм соединялся со стремлением к практич. действиям (из писем Д. видно, что он был причастен к начинавшейся в России подпольно-революционной работе), а просветительство носило активно-деятельный характер.
В отличие от официальной науки, Д. в своих историч. работах не сводил историю к деяниям князей, царей и полководцев и видел её осн. движущую силу в нар. массах. Д. признавал закономерность историч. развития, но историч. прогресс трактовал идеалистически, сводя его в основном к духовному обогащению человечества. Д. понимал классовую борьбу как вечный антагонизм между "аристократией" и "демократией" и рассматривал "уничтожение дармоедов и возвеличивание труда" как постоянную тенденцию истории; он отмечал, что на протяжении тысячелетий "...только форма эксплуатации меняется и делается более ловкою и утонченною; но сущность все-таки остается та же, пока остается по-прежнему возможность эксплуатации" (там же, т. 5, 1962, с. 460). В историч. воззрениях Д. содержались материалистич. тенденции. Он указывал на "нужду и голод" как на причины борьбы народов против угнетателей.
Лит. деятельность Д. оставила яркий след в истории рус. критики, эстетики, публицистики, оказала глубокое воздействие на многие поколения революционеров. В 1901 В. И. Ленин указывал (в связи с 40-летием со дня смерти критика), что Д. дорог "...всей образованной и мыслящей России...", как "...писатель, страстно ненавидевший произвол и страстно ждавший народного восстания против „внутренних турок"- против самодержавного правительства" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 370). Ф. Энгельс писал, что в России "... была и критическая мысль и самоотверженные искания в области чистой теории, достойные народа, давшего Добролюбова и Чернышевского" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 147). К. Маркс говорил, что ставит Добролюбова как писателя "... наравне с Лессингом и Дидро" (там же, т. 33, с. 2G6).
Сов. наука много сделала для изучения жизни и деятельности Д., как и других революц. демократов. Собрано и научно прокомментировано его лит. наследие (в т. ч. письма). Ряд работ посвящён характеристике эстетич. концепции критика, его пониманию реализма и народности искусства. Изучены также филос., экономич., историч., педагогич. взгляды Д., что позволило с большой полнотой определить его историч. роль как одного из предшеств |