БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ч. представление о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил, присутствие к-рых раскрывается не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворённости. Ощущение скрытого дыхания жизни в природе и людях, органичность воссоздания натуры соединяются в зрелых произв. Д. 1506-1510-х гг. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности (-"Гроза", Гал. Академии, Венеция; "Три философа", Художественно-ист, музей, Вена). Общая направленность творчества Д. определила интимно-лирич. эмоциональную окраску выполненных им портретов [портрет юноши, Карт, гал., Берлин-Далем; женский портрет (т. н. "Лаура"), Художественно-ист, музей, Вена; портрет А. Броккардо, Музей изобразит, иск-в, Будапешт], а также его интерес к самостоят, выразительности природы, подготовивший формирование нового живописного жанра - пейзажа. В поздних произв. Д. ("Спящая Венера", илл. см. на вклейке к стр. 216; "Сельский концерт", Лувр, Париж) полностью определилась гл. тема творчества художника - гар-монич. единство человека и природы. Её воплощению служат открытия Д. в области художеств, языка, сыгравшие важную роль в развитии европ. масляной живописи. Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодич. выразительность контуров, Д. с помощью мягкой прозрачной светотени добился органич. слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины. Он придал полнокровную теплоту и свежесть звучанию гл. цветовых пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Творч. концепция Д. своеобразно преломила совр. ему натурфилософские идеи, оказавшие влияние на формирование венецианского гуманизма, и отразила свойственную Возрождению влюблённость в красоту человека и земного бытия. Художеств. наследие Д. оказало преобразующее воздействие на венецианскую живопись 16 в. и положило начало периоду её яркого расцвета. Достижения Д. были восприняты многими современниками художника (Джованни Беллини, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старшим и др.) и получили дальнейшее развитие в творчестве его ученика Тициана.

Лит.: Смирнова И. А., Джорджоне, М., 1955; её же, Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964, с. 27 - 42; Лазарев В. Н., Выставка "Джорджоне и джорджонески" в Венеции, "Искусство", 1956, М°1; Vеinturi L., Giorgione e il gior-gionismo, Mil., 1913; Z am petti P., Giorgione e i giorgioneschi. Catalogo della mostra, Venezia, 1955; В aid ass L., Heinz G., Giorgione, W.- Munch., 1964. М.И. Свидерская.

ДЖОРДЖТАУН (Georgetown), столица и гл. экономич. центр Гайаны. Расположен на берегу Атлантич. ок., при впадении р. Демерара. Климат субэкваториальный влажный. Ср. темп-pa янв. 26 °С, сентября 28 °С; осадков 2230 мм в год. 195 тыс. жит. (1970, с пригородами). Д. основан в кон. 18 в. голл. поселенцами под назв. Таброк (или Стабрук), в 1784 стал центром голл. колонии в Юж. Америке. В нач. 19 в. город перешёл во владение англичан, к-рые переименовали его в 1812 в Д.; здесь находилась резиденция губернатора. С 1831 стал центром Брит. Гвианы. С нач. 30-х гг. 20 в. в Д. происходили забастовки трудящихся. В кон. 40-х гг. усилилась борьба против колон, господства. Наиболее крупные выступления имели место в февр. 1962, апр. 1963 и летом 1964. С мая 1966 Д.- столица независимого roc-ва Гайаны.

Д.- крупный порт страны; вывоз (ок. 2,5 млн. т в год) бокситов, леса, сахара, рома и др.; ввоз (ок. 0,3 млн. т) зерна, пром. товаров. Произ-во муки, сахара, маргарина, сигарет, пива, мыла и др. Лесопиление. Ж.-д. ст. Аэропорт (Тимери, в 48 км от Д.) междунар. значения.

В центре Д.- прямоугольная сетка ровных, широких, озеленённых улиц; здания правительства и Нац. собрания (1829-34), суда (1880-е гг.), ратуши (1887-89); соборы - деревянный англиканский (1889-92) и железобетонный католический (после 1913). В сер. 20 в. в деловых и торг, кварталах построены железобетонные здания, но преобладают 1-этажные деревянные дома на высоких кирпичных опорах. В Д. находятся: ун-т, Публичная б-ка, Музей Гайаны; драма-тич. театр "Гилд тиэтр"; Ботанич. сад.

ДЖОРДЖТАУН, город в Малайзии; см. Пинанг.

ДЖОРОВ Стоян Илиев (1878-1950), болгарский революционер, участник Великой Окт. социалистич. революции. Чл. болг. партии тесняков с 1904. Во время Революции 1905-07 в России помогал большевикам отправлять оружие из Болгарии в Россию. С 1908 чл. РСДРП, вёл революц. работу в Баку, в 1911 был арестован и выслан в Енисейский уезд. В 1917 чл. Центр, бюро профсоюзов и врем, к-та РСДРП(б) Красноярска. Участвовал в создании 3-го Интернационала, был пред, болгарской секции при ЦК РКП(б). С 1919 жил в Болгарии, где продолжал революц. работу, являясь чл. Болгарской компартии. В 1941-45 участник антифаш. партиз. движения в Болгарии.

Лит.: Г оренский М., Кудрявцева А.,Сафронов В., Между двумя революциями. (Очерки истории Красноярской большевистской организации 1907 - 1917 гг.), Красноярск, 1960, с. 119-21.

ДЖОС (Jos), плато в центр, части Нигерии, между pp. Нигер и Бенуэ. Сложено кристаллич. породами. Ср. вые. 1200-1400 м, наибольшая - 1735 м. Над слабоволнистой поверхностью изолированно поднимаются гранитные пики, плосковершинные холмы и конусы потухших вулканов. На Д. берут начало мно-гочисл. притоки Нигера и оз. Чад. Климат экваториально-муссонный, летне-влажный; годовое кол-во осадков ок. 1000 мм. Покрыто вторичными высокотравными саваннами. Значит, месторождения олова, тантала и ниобия.

ДЖОСЕР, Джесер, древнеегипетский фараон (по новейшим данным, ок. 2780-2760 до н. э.), основатель III династии. При нём завершилось объединение Верх. и Ниж. Египта в могучую деспотию (столицей стал Мемфис). Д. победил кочевников Синайского п-ова и закрепил егип. господство над расположенными здесь медными рудниками. При нём была подчинена часть Северной Нубии, отданная царём жрецам бога Хнума. К Ю. от 1-го Нильского порога была создана линия укреплений. Со времени Д. началось стр-во пирамид в Др. Египте.

Лит.: Гонейм М. 3., Потерянная пирамида, пер. с. англ., М., 1959; Лауэр Ж. Ф., Загадки египетских пирамид, [пер. с франц.], М., 1966; L a u e r J. Ph. Histoire monumentale des Pyrarnides d'Egypte, t. 1, Le Caire, 1962.

Дж. П. Джоуль.

X. Дж. Джубран.

ДЖОТТО ди Бондоне (Giotto di Bondone) [1266 или 1267, Колле-ди-Веспиньяно (?), Тоскана,- 8. 1. 1337, Флоренция], итальянский живописец. Представитель иск-ва Проторенессанса. Учился, по-видимому, в мастерской Чимабуэ (1280-90). Работал гл. обр. в Падуе и Флоренции. Пользовался широким признанием среди своих современников и граждан Флоренции, где с 1334 руководил стр-вом собора и гор. укреплений.

С именем Д. связан переворот в развитии итал. живописи. Смело порывая со ср.-век. художеств, канонами и традициями итало-византийской живописи, Д. вносит в религ. сюжеты земное начало. Сцены евангельских легенд он изображает с небывалой жизненной убедительностью, превращая их в исполненный драматизма, увлекательный рассказ. К числу ранних работ Д. относятся нек-рые из фресок Верхней церкви Сан-франческо в Ассизи (между 1290 и 1299). Фрески выполнялись группой мастеров, поэтому достоверные произведения Д. определить трудно (ряд исследователей отрицает авторство Д.). В нач. 1300-х гг. Д. посетил Рим. Знакомство -с позднеантич. живописью и произведениями П. Каваллини повлияло на его творчество. В 1304-06 Д. создаёт своё гл. произведение - росписи капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. Расположенные на стенах капеллы в 3 яруса, росписи воссоздают в последовательном порядке историю жизни Марии и Христа. Решение темы в виде ряда драматич. эпизодов, соблюдение в каждой композиции единства времени и места, небывало энергичное построение объёмов и пространства сценич. площадки, простота ситуаций и пластическая выразительность жестов, светлый, праздничный колорит делают росписи выдающимся произв. проторенессансной живописи в Италии. Исполненные сдержанности и достоинства герои Д. отражают становление представлений о ценности человеч. личности и земного бытия. В нач. 14 в. Д. выполняет росписи в церкви Бадия во Флоренции (1300-02; фрагменты обнаружены в 1966), а также ряд алтарных образов, среди к-рых наиболее известна "Мадонна во славе" ("Мадонна Оньис-санти"; 1310-20, Гал. Уффици, Флоренция). Сохраняя традиц. композицию, Д. достигает большей убедительности пространственного построения, монументальности и внутренней значительности образа. К позднему периоду творчества Д. относятся росписи капелл Перуцци (ок. 1320) и Барди (1320-25) во флорентийской церкви Санта-Кроче на темы житий Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста, Франциска Ассизского. Органически связанные с архитектурой капелл, росписи отличаются спокойной торжественностью, архитектонической стройностью композиции, сдержанностью цветовой гаммы.

Д. приписывают проект кампаниям (колокольни) флорентийского собора, к-рой при готич. характере декора свойственны ясная расчленённость и ритмич. соразмерность частей (стр-во начато в 1334, продолжено в 1337-43 Андреа Пизано, завершено ок. 1359 Ф. Таленти). Творчество Д. оказало огромное влияние на развитие итал. иск-ва, к-рое сказывалось как в работах его учеников (Таддео Гад-ди), так и в произв. многих крупнейших мастеров 14-15 вв. (Альтикьеро, Аван-цо, Мазаччо, Кастаньо) и Высокого Возрождения (Микеланджело).

Илл. см. на вклейке к стр. 217.

Лит.: Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М. -Л., 1939; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1, М., 1956, с. 110-22; [Данилова И.], Джотто. [Альбом], М., 1970; Gnudi С., Giotto, Mil., 1958: Salvini R. (red.), Tutta la pittura di Giotto, 2 ed., Mil., 1962; Bucci M., Giotto, Firenze, [1966]; V i-gorelli G., Baccheschi E., L'ope-ra completa di Giotto, Mil., 1966.

И. Е. Данилова.

ДЖОУЛЬ (Joule) Джеймс Прескотт (24.12.1818, Солфорд, Ланкашир,-11.10.1889, Сейл, Чешир), английский физик, чл. Лондонского королев. об-ва (1850). Был владельцем пивоваренного завода близ Манчестера. Внёс значит. вклад в исследование электромагнетизма и тепловых явлений, в создание физики низких темп-р, в обоснование закона сохранения энергии. Д. установил (1841; опубликовано в 1843), что количество тепла, выделяющееся в металлич. проводнике при прохождении через него элек-трич. тока, пропорционально электрич. сопротивлению проводника и квадрату силы тока (см. Джоуля - Ленца закон). В 1843-50 Д. экспериментально показал, что теплота может быть получена за счёт механич. работы, и определил механич. эквивалент теплоты, дав тем самым одно из экспериментальных обоснований закона сохранения энергии. В 1851, рассматривая теплоту как движение частиц, теоретически определил теплоёмкость нек-рых газов. Совместно с У. Томсоном опытным путём установил, что при медленном стационарном адиабатическом протекании газа через пористую перегородку темп-pa его изменяется (см. Джоуля - Томсона эффект). Обнаружил явление магнитного насыщения при намагничивании ферромагнетиков.

Соч.: The scientific papers, v. 1 - 2, L., 1884-87; в рус. пер. -Некоторые замечания о теплоте и о строении упругих жидкостей, в кн.: Основатели кинетической теории материи, М. -Л., 1937.

Лит.: Wood A., Joule and the study of energy, L., 1925.

ДЖОУЛЬ, единица энергии и работы в Международной системе единиц и МКСА системе единиц, равная работе силы 1 н при перемещении ею тела на расстояние 1 MB направлении действия силы. Названа в честь англ, физика Дж. Джоуля. Обозначения: рус. дж, междунар. J. Д. был введён на Втором междунар. конгрессе электриков (1889) в абсолютные практические электрические единицы в качестве единицы работы и энергии электрического тока. Д. был определён как работа, совершаемая при мощности в 1 вт в течение 1 сек. Междунар. конференция по электрич. единицам и эталонам (Лондон, 1908) установила "международные" электрич. единицы, в том числе т. н. междунар. Д. После возвращения с 1 янв. 1948 к абс. электрич. единицам было принято соотношение: 1 междунар. Д. = 1,00020 абс. Д.

Д. применяется также как единица количества теплоты. Соотношения Д. с др. единицами: 1 дж = 107эрг =0,2388 кал.

Г. Д. Бурдун.

ДЖОУЛЯ-ЛЕНЦА ЗАКОН, определяет количество тепла Q, выделяющегося в проводнике при прохождении через него электрич. тока: Q пропорционально сопротивлению R проводника, квадрату силы тока I в цепи и времени прохождения тока t, Q=aI2Rt. Здесьа - коэфф. пропорциональности, зависящий от выбранных единиц измерения; если I измеряется в амперах, R - в омах, t - в секундах, то при а=0,239 Q выражено в калориях, при а - 1-в джоулях. На Д.-Л. з. основан расчёт электроосветит. установок, на-греват. и отопит, электроприборов.

Д.-Л. з. установлен в 1841 англ. физиком Дж. Джоулем и независимо от него в 1842 русским учёным Э. X. Ленцем.
818.htm
ДИАФРАГМОВЫЙ НАСОС (диафрагменный, мембранный), насос, в к-ром роль поршня выполняет гибкая пластина-диафрагма, закреплённая по краям и изгибающаяся под действием рычажного механизма или переменного давления среды. При изгибе диафрагмы в одну сторону происходит всасывание жидкости, при изгибе в другую - нагнетание. Д. н. применяется для

Диафрагмовый насос: 1 - всасывающий клапан; 2 - нагнетательный клапан; 3 -диафрагма.

подачи воды с примесями грунта (т. н. лягушки), химически активных и воспламеняющихся жидкостей и др.

ДИАФТОРЕЗ (от греч. diaphtheiro -разрушаю), повторный метаморфизм горных пород, при к-ром горные породы, образовавшиеся в условиях глубинного высокотемпературного метаморфизма, подвергаются затем низкотемпературному метаморфизму и превращаются в диафториты, т. е. породы низких ступеней метаморфизма (филлиты, зелёные сланцы и др.), сохраняющие следы бывшего более глубокого метаморфизма. Термин "Д." предложен (1909) австр. петрографом Ф. Бекке. Д. рассматривают иногда как проявление регрессивного метаморфизма, протекающего в результате поднятия горной породы из более глубоких и прогретых зон земной коры в зоны более низких температур и давлений. См. также Метаморфизм горных пород.

ДИАХРОНИЯ (от греч. dia - через, сквозь и chronos - время), 1) совокупность методов языкознания, направленных на изучение фактов языка в их ист. развитии. 2) Соответствующая область общей лингвистики, противопоставляемая синхронии. По Ф. де Соссюру, предметом диахронич. лингвистики являются отношения, связывающие элементы в порядке ист. последовательности, не воспринимаемой одним и тем же коллективным сознанием,- элементы, заменяющиеся один другим, но не образующие системы; предметом синхронич. лингвистики являются логич. и психологич. отношения, связывающие сосуществующие элементы и образующие систему, как они воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием. Ш. Балли принял точку зрения Соссюра на синхронию и Д. Большинство же лингвистов, принимая само противопоставление синхронии и Д., отрицает его абсолютность (швейц. учёный А. Сегпе, белы. -Э. Бёйсенс; Э. Косерю). Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон и др. вслед за Бодуэном де Куртенэ считают, что диахронич. изучение не исключает понятие системы, а синхронич. описание не может целиком исключить понятие эволюции. Это мнение разделяется большинством совр. языковедов. Рус. языковедам была с самого начала чужда категоричность противопоставления синхронии и Д. (хотя это противопоставление само по себе оправдано как методич. приём).

Лит.: О соотношении синхронного анализа и исторического изучения языков, М., 1960; Соссюр Ф. де, Курс общей лингвистики, пер. с франц., М., 1933; Косариу Э., Синхрония, диахрония и история, в сб.: Новое в лингвистике, в. 3, М., 1963; Будагов Р. А., Проблемы развития языка, М.-Л., 1965; Бодуэн де Куртенэ И. А., Избранные труды по общему языкознанию, пер. с франц., т. 1 - 2, М., 1963.

А. А. Леонтъев.

ДИАШ, Диаш ди Новаиш [Dias (Diaz) de Novaes] Бартоломеу (р. ок. 1450-ум. 29.5.1500), португальский мореплаватель. В 1487 во главе экспедиции, имевшей целью найти мор. путь в Индию, исследовал юго-зап. побережье Африки от 22° до 33° ю. ш. Первым из европейцев обогнул Африку с Ю. Пройдя вдоль юж. берега Африки до бухты Алгоа, был вынужден по требованию команды повернуть в Португалию; на обратном пути открыл мыс Доброй Надежды (1488). В 1500 принял участие в экспедиции П. А. Кабрала и погиб в пути недалеко от мыса Доброй Надежды.

Лит.: Xарт Г., Морской путь в Индию, пер. с англ., М., 1959; Хенниг Р., Неведомые земли, [пер. с нем.], т. 4, М., 1963.

ДИБ (Dib) Мухаммед (р. 21.7.1920, Тлемсен), алжирский писатель. Пишет на франц. яз. В реалистич. трилогии "Алжир" воссозданы типичные характеры алж. бедняков (т. 1 - "Большой дом", 1952, рус. пер. 1955), феллахов (т. 2 -"Пожар", 1954, рус. пер. 1956) и мастеровых (т. 3 - "Ремесло ткача", 1957, рус. пер. 1959), к-рых 2-я мировая война побуждает искать пути социального и нац. освобождения. В революции находят смысл жизни простые люди (роман "Африканское лето", 1959, рус. пер. 1962). В духе апокалиптич. видений атмосфера войны воплотилась в романе "Кто помнит о море" (1962) и в новелле "Беспощадная ночь" (1963, рус. пер. 1964). Декларация Д. "Время ответственности миновало" (1964) обнажила истоки духовного кризиса Д., его модернистского мифотворчества (роман "Беги на дикий берег", 1964) и натуралистически обеднённой трактовки истории, социальных обстоятельств и чеяовеч. характеров (роман "Танец короля", 1968). И лишь в цикле новелл "Талисман" (1966) символика Д. не абстрактна, она выражает трагизм самой реальности.

Соч.: Dieu en Barbarie, P., 1970; Formulaires, P., 1970; в рус. пер.- В кафе. Рассказы, М., 1958.

Лит.: Levi-Valensi J., Ben-cheikh J. E., Diwan algerien, P., 1967; Кhatibi A., Le roman maghrebin, P., 1968.

В. П. Балашов.

ДИБАЗОЛ, лекарственный препарат из группы спазмолитических средств, обладающий сосудорасширяющим и спазмоли-тич. действием; снижает кровяное давление, стимулирует функции спинного мозга. Применяют внутрь в таблетках и порошках, подкожно и внутривенно -в растворе при спазмах кровеносных сосудов, гладкой мускулатуры желудочно-кишечного тракта, гипертонических кризах и некоторых заболе