БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ы. Д.-К. обводняется пересыхающими водотоками, стекающими гл. обр. с юж. склона Эльбурса. Оазисы расположены в пределах подгорных равнин, окружающих пустыню (Дам-ган, Себзевар и др.).

ДЕШТЕ-ЛУТ, пустыня в центр, части Иранского нагорья, на В. Ирана. Дл.ок. 550 км, шир. от 100 до 200 км, преобладающие вые.-500-600 м. Поверхность состоит из ряда плоскодонных бессточных впадин (на вые. 200-500 м) и горных перемычек вые. 1000-2000 м (до 2992 м). Встречаются барханные пески вые. до 100-200 м и слабо закреплённые саксаулом, джузгуном и солянками грядово-бугристые пески, на Ю-- самые большие в Иране. Физич. выветривание создало многочисл. "столбы", "грибы" и т. п. формы рельефа. Значит, участки пустыни заняты такырами, или галечни-ково-щебнистыми поверхностями, типа гаммад, а также солончаками. По окраинам Д.-Л.- редкие оазисы.

ДЕШТЕСТАН, одно из назв. пустыни наЮ. Ирана и Пакистана. См. Гермсир.

ДЕШТ-И-КИПЧАК, Кипчакская степь, название в араб, и перс, источниках 11-15 вв. степей и пустынь, простиравшихся от низовий Сырдарьи и оз. Балхаш до устья Дуная. Впервые термин "Д.-и-К." встречается у перс, автора На-сира Хосрова в 11 в., когда кипчаки, или половцы, придя с берегов Иртыша, с 1030 стали соседями Хорезма и заняли терр. совр. Казахстана и юга Европ. части СССР. В 13 в. Д.-и-К. завоевали татаро-монголы (см. Золотая Орда). Д.-и-К. обычно делился на Зап. и Вост. Кипчак. Терр. Зап. Кипчака известна в рус. летописях под назв. Половецкая земля.

Лит.: Кудряшов К. В., Половецкая степь, М., 1948.

ДЕЭМУЛЬГАТОРЫ в нефтедобыче, вещества, способствующие разрушению эмульсий, образовавшихся из нефти и воды. При введении в эмульсию Д. адсорбируются на поверхностном слое частиц дисперсной фазы (т. н. глобул), образуя вокруг глобул новый слой, насыщенный Д., к-рый обладает меньшей ме-ханич. прочностью. Благодаря этому при столкновении глобул облегчается их слияние и разрушение эмульсии. Теория разрушения эмульсий разрабатывалась в СССР школой акад. П. А. Ребиндера, в США И. Ленгмюром.

Главные потребители Д. (десятки тыс. т в год) - нефтяные промыслы и нефтеперерабатывающие заводы, где Д. применяются для обезвоживания и обессоли-вания нефти. Расход Д. при разрушении эмульсии типа "вода в нефти" колеблется от неск. десятков до неск. сотен г на 1 т эмульсии. Д. для разрушения эмульсии типа "вода в нефти" обычно представляют собой неионогенные поверхностно-активные вещества, синтезированные на основе окиси этилена и окиси пропилена. А. И. Арутюнов.

ДЕЭМУЛЬГИРОВАНИЕ, процесс, обратный эмульгированию, разрушение эмульсий, т. е. дисперсных систем, состоящих из двух несмешивающихся жидкостей, одна из к-рых в виде мелких капель равномерно распределена в объёме другой. Капли эмульсии при Д. укрупняются вследствие коалесценции (слияния) в процессе броуновского движения, седиментации (оседания) или перемешивания. Д. приводит к полному или частичному расслоению образующих эмульсию жидкостей. Д. происходит, когда действие стабилизаторов эмульсий (эмульгаторов) перестаёт быть эффективным, т. е. образуемые ими на поверхности капель защитные оболочки разрушаются или теряют способность предотвращать коале-сценцию. В пром-сти и в лабораториях Д. осуществляют механич. методами (центрифугированием, фильтрацией через пористые материалы, перемешиванием), нагреванием или вымораживанием, воздействием электрич. поля, высаливанием (введением электролитов), а также введением специальных реагентов - деэмуль-гаторов, к-рые нейтрализуют действие эмульгаторов, реагируя с ними химически, или вытесняют их с поверхности капель эмульсии. Деэмульгаторами обычно служат поверхностно-активные вещества, обладающие более высокой, чем эмульгаторы данной эмульсии, поверхностной активностью, но меньшей стабилизующей способностью.

Д. широко используют при обезвоживании и обессоливании сырой нефти, во мн. процессах хим. технологии, при получении сливочного масла и т. д.

Лит.: Клейтон В., Эмульсии, их теория и технические применения, пер. с англ., М., 1950, с. 603; Левченко Д. Н., Бергштейн Н. В., Худякова А. Д., Николаева Н. М., Эмульсии нефти с водой и методы их разрушения, М., 1967.

ДЕЭТИМОЛОГИЗАЦИЯ (от де... и этимология), опрощение, изменение в морфологической (словообразовательной) структуре слова, когда для сознания носителей языка оказывается потерянной этимологич. связь этого слова с той или иной непроизводной основой. Д. может быть вызвана либо тем, что слова с исходной непроизводной основой перестают существовать в языке ("важный"- ср. др.-рус. "вага"), либо тем, что данное слово слишком далеко ушло в своём семантич. развитии от слова с соответствующей непроизводной основой ("крупный"- ср. "крупа").

Лит.: Б у л а х о в с к и й Л. А., Деэтимологизация в русском языке, в сб.: Труды Ин-та русского языка АН СССР, т. 1, М., 1949., Р. А. Агеева.

ДЕ-ЮРЕ (лат. de jure, букв.- по праву) (юридич.), в междунар. праве полное офиц. признание гос-ва или правительства; см. также Де-факто, Признание государства.

ДЕЯНИЕ ПРЕСТУПНОЕ, см. в ст. Преступление.

"ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ", анонимное раннехристианское сочинение, включённое в состав Нового завета', является продолжением евангелий: повествует о распространении христианства после смерти Иисуса Христа. В центре первой части "Д. а."- деятельность иерусалимских учеников Христа, в центре второй - проповедь апостола Павла. Автор (скорее всего, он - то же лицо, что и составитель Евангелия Луки) использовал письменные источники, подвергнув их лит. обработке (включение обширных речей). Материал "Д.а." подчас противоречит сведениям Посланий апостола Павла, да и между двумя частями самих "Деяний" имеются противоречия (напр., т. н. чудо на пути в Дамаск изложено по-разному в авторском рассказе и в проповеди Павла). Вопрос о времени их составления спорен: протестантская богословская лит-pa относит их к 80-100, в сов. науке преобладает датировка 2-й четвертью 2 в. Остаётся спорным и вопрос о цели "Д. а.": являлись ли они памятником апологии христианства вообще, направленным против язычества и иудейства, или же отражали борьбу внутри христианства, между иудео-христианами (выступавшими за сохранение в христианстве нек-рых элементов иудаизма) и паулинистами (стремившимися к радикальному разрыву с иудаизмом), или между к.-л. иными группировками. "Д. а."- важный источник для изучения раннего христианства.

А. П. Каждан.

"ДЕЯТЕЛИ РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ", биобиблио-графич. словарь, издание Всесоюзного об-ва политкаторжан и ссыльнопоселенцев (М., 1927-34), под ред. Ф. Я. Кона, Б. П. Козьмина, В. И. Невского, И. А. Теодоровича и др. Содержит краткие биографии участников революц. движения, библиографию о них. Хронологически разбит на 5 периодов: кон. 18 в.-50-е гг. 19 в. (т. 1, ч. 1); 60-е гг. 19 в. (т. 1, ч. 2); 70-е гг. (т. 2); 80-е гг. (т. 3-4); 90-е гг. -1904 (т. 8-10). С.-д. (до 1905) предназначались т. 5-7. Вышли: т. 1 (ч. 1-2, 1927-28), т. 2 (в. 1-4, 1929-32), т. 3 (в. 1-2, 1933-34), т. 5 (в. 1-2, 1931-33). Издание не завершено.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание к-рой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие от действий животного, Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человек противополагает себе объект Д. как материал, к-рый сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт Д.

Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д., и, следовательно, неотъемлемой характеристикой Д. является её осознанность. Д. является реальной движущей силой обществ, прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что Д. как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием Д. является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне Д., в сфере человеческих идеалов и ценностей. Совр. науч.-тсхнич. развитие всё более демонстрирует, что не только Д. в сфере искусства или нравственности, но и науч. познание, или технико-инструментальная Д., получает свой смысл в конечном счёте в зависимости от её нравств. ориентированности, от её влияния на человеческое существование. С др. стороны, зависимость самой Д. от др. социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.

Существуют многообразные классификации типов и форм Д.- разделение Д. на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т. д. С точки зрения творч. роли Д. в социальном развитии особое значение имеет деление её на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известйыми же средствами) и продуктивную Д., или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств. В связи с совр. науч.-технич. революцией творческая Д. приобретает всё более массовый характер, что порождает целый ряд социальных проблем, начиная от необходимости радикальной перестройки системы образования и кончая проблемой известной "девальвации" творческой Д. отд. человека в условиях включения её в индустриальные формы организации духовного производства. Развитие этого процесса подчёркивает, что личность несводима к выражению только в формах Д. и что гармония личности и Д. возможна лишь на основе наполнения Д. подлинно человеческим смыслом. В противном случае неизбежна чисто инструментальная трактовка человека как лишь орудия стоящей над ним Д., а это служит идеологич. предпосылкой тоталитарных форм организации обществ, жизни. Вопрос об отношении Д. и личности может решаться лишь как часть более широкой проблемы человека. В истории познания понятие Д. играло и играет двоякую роль: во-первых, ми-ровоззренч. принципа, во-вторых, мето-цологич. постулата, положенного в основание ряда социальных наук. В качестве мировоззренч. принципа понятие Д. утвердилось начиная с нем. клас-сич. философии, когда в европ. культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения Д. как основания и принципа всей культуры. Первые шаги к такой точке зрения сделал И. Кант. В его гносеологии субъект был рассмотрен не как созерцающий внешнюю действительность, а как созидающий формы предметности. Кант выдвинул проблему двух начал, руководящих отношением субъекта к объекту,- познавательного и нравственного; причём первое определяет формы Д. и то, что можно назвать её операциональной структурой, а второе - направление, смысл и оценку Д. Эти два начала толковались Кантом как принципиально различные и взаимно несводимые. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвёл И. Г. Фихте, рассматривая субъект ("Я") как чистую самодеятельность, как свободную активность, к-рая созидает мир ("не Я") и ориентируется на этич. идеал. Но поскольку Фихте выдвинул нравств. критерий (совесть)и т. о. ввёл внедеятельност-ный фактор, он тем самым подорвал единство своей концепции. Наиболее развитую рационалистич. концепцию Д. построил Г. Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует Д. как всепроникающую характеристику абс. духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Гл. роль он отводит духовной Д. и её высшей форме -рефлексии, т. е. самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию Д., в рамках к-рой центр. место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В этой концепции обстоят, анализу подвергнута диалектика структуры Д. (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства), сделан ряд глубоких замечаний о социально-ист, обусловленности Д. и её форм.

В послегегелевской бурж. философии концепция Д., развитая нем. классич. идеализмом, подвергается резкой критике, при этом акцент перемещается с анализа рациональных компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания, обнаруживающиеся в жизни человека. Против гегелевской концепции -против Д. "всеобщего", подавляющего единичную личность, выступил дат. мыслитель С. Кьеркегор. Разумному началу в человеке он противопоставляет волю, а Д., в к-рой Кьеркегор видит отрешённое от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеческое существование. Волюнтаристская и ирра-ционалистич. линия (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Гартманит. д.), рассматривающая волю как основу мирового и индивидуального существования, на место разумного целеполагания (т. е. Д.) ставит порыв и переживание. Эта тенденция получила своё продолжение в совр. экзистенциализме. Вместе с тем в кон. 19 в. реализуется и др. филос. линия, делающая акцент на межличностных (общечеловеческих) компонентах культуры, к-рые выступают как регулятивы Д. и её направленности (баденская школа неокантианства с её учением о ценностях, Э. Кассирер и его концепция роли знаковых структур). Ещё одно направление анализа связано с феноменологией Э. Гуссерля, к-рая отказала в самодостаточности формам Д., сложившимся в но-воевроп. культуре, и поставила эти формы в более широкий контекст (выраженный, в частности, в понятии жизненного мира). Она попыталась показать, что поиск и определение смысла человеческого бытия требуют преодоления нату-ралистич. установки сознания (воспринимающего человека по аналогии с физич. объектом) и человеческой Д.

Тенденция отказа от рассмотрения Д. как сущности человека и единств, основания культуры усиливается в зап. философии на рубеже 19-20 вв. Это связано не только с утратой социального оптимизма, присущего бурж. цивилизации, но и с критикой техницистского активизма, осуществляемой нек-рыми направлениями немарксистской философии. Происходит осмысление тех зловещих последствий, к к-рым привёл чистый активизм (защищаемый, в частности, в актуализме итал. философа Дж. Джен-тиле), не подчинённый нравств. началам. Понятие Д. замещается другими, более широкими понятиями - жизни, жизненного мира, существования и т. д.

Принцип Д. как источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологич. роль в становлении и развитии ряда социальных наук. Напр., в культурно-ист, теории Л. С. Выготского мышление было рассмотрено как результат интериоризации практич. действие и свойственной им логики. Концепция Д. сыграла важную роль в развитии языкознания, психологии, этнографии и др.

Вместе с тем принцип Д. при его развёртывании в конкретных исследованиях потребовал углублённого анализа механизмов Д. и формирующих её факторов. Это привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно Д., хотя и связанных с нею и влияющих на неё. Теория социального действия (М. Вебер, Ф. Знанецкий), с к-рой связано развитие бурж. социологии в 20 в., не ограничивается анализом всеобще-рациональных компонентов целеполагаю-щей Д., но выявляет значение ценностных установок, и ориентации, мотивов Д., ожиданий, притязаний и т. д. В результате произошло существенное расширение исходного принципа в этих науках.

Марксистская философия в своей трактовке Д. преодолела ограниченность узко рационалистич. и идеалистич. понимания Д. Марксизм исходит из целостного понимания Д. как предметной, как органич. единства чувств.-практич. и тео-ретич. форм Д. Эта целостность синтезируется в марксистском понятии практики, включающем многообразные формы человеческой активности и ставящем во главу угла труд как высшую форму Д. Марксистская концепция деятельной сущности человека стала исходной методологич. базой для ряда социальных наук. На ней выросли марксова теория стоимости, трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса, марксистская педагогика и др.

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Какабадзе З. М., Проблема "экзистенциального кризиса" и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля, Тб., 1966; Трубников Н. Н., О категориях "цель", "средство", "результат", М., 1968; Батищев Г. С., Деятельностная сущность человека, как философский принцип, в кн.: Проблема человека в современной философии, М., 1969; Гайденко П. П., Трагедия эстетизма, М., 1970. А.П.Огурцов, Э.Г.Юдин.

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ СЛОЙ, 1) Д. с. в метеорологии, слой почвы, тепловое состояние и влагосодержание к-рого обусловлены теплообменом с атмосферой, а темп-pa испытывает суточные и сезонные колебания. Простирается до слоя постоянной годовой температуры. 2) Д. с. в мерзлотоведении, слой сезонного промерзания, и протаивания, верхний слой горных пород, подвергающийся периодич. промерзанию и протаиванию, к-рые связаны соответственно с зимним охлаждением и летним прогреванием земной поверхности. Глубина слоя в зависимости от ср. годовой темп-ры горных пород, годовой амплитуды темп-р на их поверхности, состава грунта и его влажности колеблется от 0,1 до 5-7 м. Макс, глубины Д. с. наблюдаются при темп-ре горных пород, равной О °С, что соответствует юж. границе распространения многолет-немёрзлых пород.

ДЖАБАДАРИ Иван Спиридонович [16(28).12.1852, с. Сагареджо, ныне Са-гареджойский р-н Груз. ССР,-25.4(8.5). 1913, Тбилиси], революционер-народник. Из груз, дворян. В 1872-74 учился в Мед.-хирургич. академии в Петербурге. Участвовал в студенч. выступлениях. С 1874 вёл пропаганду в Москве среди рабочих. Являлся одним из организаторов "Всероссийской социально-революционной организации" (1875) и авторов её устава. Арестован в Москве 4 апр. 1875. По "процессу 50-ти" 14 марта 1877 приговорён к 5 годам каторги. Впоследствии работал присяжным поверенным в Тбилиси. Принимал участие в революц. движении 1905. Автор воспоминаний ("Былое", 1906, № 5-6; 1907, № 8-10).

ДЖАБАЛПУР, город в центр. Индии, в шт. Мадхья-Прадеш, на р. Нарбада. 406,2 тыс. жит. (1969). Крупный трансп. узел. Хл.-бум., керамич., резиновая, пищ. пром сть, металлообработка. Осн. в 1-й пол. 19 в. как англ, военная база. Известен религ. сектой тхуги (душителей).

ДЖАБАЛЬ-УС-СИРАДЖ, город в центральной части Афганистана. Около 10 тыс. жит. Важный промышленный центр страны. Хл.-бум. ф-ка, цем. з-д, небольшая ГЭС.

ДЖАБАРЛЫ Джафа