БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

се авторского участия в школьных стенгазетах, рукописных альманахах и журналах, лит. кружках и др.

Д. т. в области музыки рассматривается не как процесс создания произведений иск-ва, а как один из методов муз. воспитания. С большим вниманием относились к муз. Д. т. выдающиеся сов. музыканты-педагоги и теоретики Б. В.

Асафьев и Б. Л. Яворский. Проблемы муз. Д. т. широко исследовались Ин-том дошкольного воспитания АПН СССР (Н. А. Ветлугиной). Значительный вклад в муз. воспитание и образование детей внесён Д. Б. Кабалевским, В. Н. Шацкой, В. С. Локтевым и др.

Во многих странах в 60-е гг. 20 в. стала применяться т. н. релятивная система муз. обучения, в к-рой важное место занимает импровизация. Эта система была разработана на основе нац. муз. традиций выдающимся венг. композитором З. Кодаем, а затем и педагогами ряда др. стран (в т. ч. СССР) применительно к своим нац. муз. традициям.

В 60-е гг. большую популярность приобрели фото- и кинолюбительство детей, также развивающее детские художественно-творческие способности. Самостоятельность детей проявляется в выборе сюжета и композиций, в разработке сценария фильма.

В исполнительских видах художеств. деятельности детей (в театральных, хо-реографич., хоровых, оркестровых и др. самодеятельных коллективах) заложены большие возможности развития творческих способностей, самостоятельности в интерпретации порученной роли, муз. произведения, читаемого текста.

Развитию художеств. Д. т. способствуют занятия пением, ритмикой, рисованием, лепкой и др., организуемые в детских садах; уроки лит-ры, музыки и пения, рисования, а также факультативные занятия иск-вом в общеобразовательной школе; различные ученические художеств. кружки и коллективы в школах, внешкольных и культурно-просвет. учреждениях; сеть муз. и спец. художеств. школ для одарённых детей; регулярно проводимые выставки, смотры, конкурсы художеств. Д. т. Всё более заметной становится роль семьи в творческом развитии детей.

В нач. 30-х гг. для оказания помощи школе и внешкольным учреждениям в эстетич. воспитании детей и развитии художественного Д. т. в областных, краевых и республиканских центрах СССР были созданы дома художеств, воспитания, спец. научно-методич. учреждения. В домах работали кружки и студии по различным видам иск-ва, коллективы детской художеств. самодеятельности. В 1952 дома художеств, воспитания были объединены с дворцами и домами пионеров и школьников (Центр. дом художеств, воспитания в Москве в 1946 преобразован в Ин-т АПН РСФСР, ныне Н.-и. ин-т художеств, воспитания АПН СССР).

Изучение Д. т. сосредоточено в н.-и. ин-тах Академии пед. наук СССР: технического - в НИИ трудового обучения и проф. ориентации, художественного -в НИИ художеств, воспитания.

Музейные коллекции произв. художеств. Д. т. имеются в Ленинграде, Киеве, Ереване и др. Крупные центры художеств. Д. т. есть в Индии (Дели), Югосла-вии (Нови-Сад), Франции (Севр), Италии (Флоренция), США (при Музее совр. иск-ва в Нью-Йорке, Колумбийском ун-те и др.). С конца 19 в.-позднее в рамках деятельности ЮНЕСКО -действуют междунар. организации, способствующие развитию художеств. Д. т.

Илл. см. на вклейках - к стр. 168-169 и табл. XII (стр. 176-177).

Лит.: Толмачев В., Техническое любительство, М.- Л., 1932; Куличенко В. Ф. и Волков А. И., Будущие инженеры, М., 1937; Разумовский В. Г., Развитие технического творчества учащихся, М., 1961; Войцеховский Б. Т., Развитие творчества учащихся при конструировании, М., 1962; Кудрявцев Т. В. и Якиманская И. С., Развитие технического мышления учащихся, М., 1964: Коме кий Д. М., Столяров Ю. С., Автоматика и кибернетика в физико-техническом кружке, М., 1964; Столяров Ю., Юные конструкторы и техническое творчество, М., 1966; Техническое творчество школьников. Сборник, М., 1969. Бакушинский А. В., Художественное творчество и воспитание, М., 1925; Ветлу-гина Н. А., Музыкальное развитие ребенка, М., 1968; Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 1967; Игнатьев Е. И., Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд., М., 1961; Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. Сборник, М., 1969; Лабунская Г. В., Изобразительное творчество детей, М., 1965; Сакулина Н. П.. Рисование в дошкольном детстве, М., 1965; Толстой Л. Н., Собр. соч. в 20 томах, т. 15, М., 1964; Чуковский К.И., От двух до пяти, 19 изд., М., 1966; Harris D., Children's drawings as measures of intellectual maturity. N. Y., 1963; LowenfeldV., Creative and mental growth, 4ed., N. Y.. 1964; Read H., Education through art, L., 1965.

Ю. С. Столяров, Б. П. Юсов, В.И. Лейбсон.

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ (ДЮСШ) в СССР, внешкольные спец. спортивные учреждения, основной задачей к-рых является подготовка и физическое воспитание высококвалифицированных юных спортсменов, а также общественного физкультурного актива для ведения массовой работы по физич. культуре и спорту в школе и пионерской организации. Различают ДЮСШ комплексные (по нескольким видам спорта) или специализированные (по одному виду спорта). ДЮСШ создаются в системе мин-в просвещения (нар. образования) союзных республик, Мин-ва путей сообщения СССР, добровольных спортивных обществ и ведомств и действуют на основе утверждённого типового положения.

По формам, организации и задачам ДЮСШ могут быть районными, городскими, областными, центральными и республиканскими. Приём в школы производится по рекомендации общеобразовательных школ и на основе отбора детей и подростков, имеющих соответствующую физич. подготовку. В соответствии с особенностями отдельных видов спорта возраст детей и подростков, принимаемых в школы, от 8 до 14 лет. Как правило, в школах организуют группы: подготовительная, 2-го и 1-го юношеских спортивных разрядов, 2-го и 1-го спортивных разрядов взрослых, кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта. Срок обучения в группе - 1-2 года. Для каждого года обучения установлены нормативы по общей и специальной физической подготовке и уровню спортивных достижений уч-ся.

В 1971 в СССР было 3813 ДЮСШ (ок. 1,3 млн. уч-ся), в т. ч. 2434 школы (ок. 1 млн. уч-ся) в системе органов нар. образования, 1245 (340 тыс. уч-ся) - в системе добровольных спортивных обществ. Ю. К. Деревягин.

ДЕТУШ (Destouches) (прозвище; наст. имя и фам. Филипп Н е р и к о, Nericault) (9.4.1680, Тур, - 4.7.1754, замок Фортуазо, близ Мелёна, деп. Сена и Марна), французский драматург. С 1723 чл. Франц. академии. Писал комедии характеров: "Неблагодарный" (1712), "Клеветник" (1715), "Мот" (1736, рус. пер. 1789). Лучшая его комедия "Тщеславный" (1732) осмеивает дворянское самомнение. Д. следовал класси-цистич. поэтике Н. Буало, однако в поздних пьесах комич. элемент значительно ослабевает, появляются "чувствительные" сцены. В ряде комедий Д. выступает против сословных предрассудков: "Женатый философ" (1727, рус. пер. 1827), "Притворная Агнеса" (изд. 1736, пост. 1759, рус. пер. 1764).

Соч.: Euvres dramatiques, v. 1-10, P., 1755-58; то же, v. 1-6, P., 1822.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.- Л., 1946, с. 706-09; История западно-европейского театра, т. 2, М., 1957; Hankiss J., Ph. Nericault-Destouches, 1'homme et 1'oeuvre, Debreczen, 1920.

И. А. Лилеева.

ДЕ TXAM, Д е Т а м (De Tham) (De -военачальник; полностью - X о а н г X о а Т х а м , Hoang Hoa Tham) (ок. 1857-10.2.1913), руководитель вооруж. выступлений против франц. колонизаторов в Сев. Вьетнаме в кон. 19 -нач. 20 вв. В национально-освободит. борьбу включился с 1887. В период с 1893 по 1913 возглавлял крест, движение в р-не Йентхе пров. Бакжанг, к-рое до 1896 являлось составной частью освободительного движения "Как выонг". В 1897 франц. колонизаторы, к-рым не удалось сломить сопротивление армии Де Т., заключили с ним перемирие и признали его власть над отдельным р-ном. В нач. 20 в. Де Т. оказал поддержку сторонникам одного из идеологов нарождающейся буржуазии Фан Бой Тяу. В эти же годы им был подготовлен ряд антифранц. выступлений. В 1909 франц. колонизаторы, нарушив соглашение 1897, начали наступление на укреплённый р-н Де Т. Его отряды, не получив поддержки из др. р-нов страны, потерпели поражение. Де Т. был вынужден скрываться у крестьян. В 1913 он был убит предателями. Де Т.- один из нац. героев вьетнамского народа.

И. М. Щедрое.

ДЕУЛИНСКОЕ ПЕРЕМИРИЕ 1618, заключено 1 дек. между Рус. гос-вом и Речью Посполитой на 14,5 лет в с. Де-улино, близ Троице-Сергиева монастыря (совр. г. Загорск), после неудавшейся попытки польского войска во главе с королевичем Владиславом в 1617-18 захватить Москву. В состав рус. делегации входили бояре Ф. И. Шереметев, Д. И. Мезецкий, окольничий А. В. Измайлов и др., польск. посольство возглавляли А. Новодворский, Л. Сапега, Я. Гонсевский. Чтобы получить передышку, рус. пр-во было вынуждено уступить Польше смоленские (за исключением Вязьмы), черниговские, новгород-север-ские земли с 29 городами, в т.ч. Смоленск. Королевич Владислав, ссылаясь на соглашение с боярами-изменниками в 1610 и на то, что нек-рые москвичи признали его царём в 1611, не отказывался от претензии на рус. престол. После Д. п. был проведён размен пленными, в результате к-рого в Москву вернулся находившийся в плену отец царя Михаила Романова патриарх Филарет и др. Д. п. не разрешило конфликта России с Польшей. Тяжёлые условия Д. п. полностью были ликвидированы в результате войн с Речью Посполитой в 1632-34, 1654-67 (см. Андрусовское перемирие 1667, "Вечный мир" 1686).

Лит.: С а в и ч А. А., Деулинское перемирие 1618 г., "Уч. зап. Московского государственного педагогического ин-та им. К. Либкнехта", т. 4, Серия историческая, 1939, в. 2.

ДЕУС ЭКС МАХИНА (лат. deus ex machina, букв.- бог из машины), драматургический и постановочный приём в др.-греч. театре: внезапное появление на сцене божества, приводящее действие к развязке. Его вмешательство разрешало конфликт, лежащий в основе трагедии, определяло судьбу героев. Приём Д. э. м. осуществлялся при помощи специальной подъёмной машины - эоремы. Этот приём использован в трагедии Софокла "Филоктет" и в трагедиях Еврипида -"Елена", "Ипполит", "Ифигения в Тавриде", "Ион", "Электра" и др.

В переносном смысле выражение Д. э. м. применяют к неожиданному разрешению какого-либо конфликта.

ДЕУТЕРОЦЕЛЬ (от греч. deuteros -второй и koilos - полый), то же, что вторичная полость тела, или целом.

ДЕ-ФАКТО (лат. de facto, букв.- на деле), фактически; в междунар. праве одна из форм признания гос-ва или правительства, означающая официальное, но неполное признание. Обычно признание Де-ф. носит временный характер, является как бы переходным этапом перед признанием де-юре. См. также Признание государства.

ДЕФЕКАТОР (от лат. defaeco - очищаю от осадка, гущи, мути) в сахарном производстве, аппарат для очистки свекловичного сока от примесей с помощью извести. Д. выпускаются периодич. и непрерывного действия. Последние наиболее распространены. Применяются для предварит, и основной дефекации (см. Сахар). В котле предварит, дефекации к соку добавляется небольшое количество извести (0,2-0,3% ) для создания оптимальных условий коагуляции белков и коллоидных веществ. Основная дефекация - введение ок. 2-3% извести (от массы свёклы) для создания избытка извести, к-рый при дальнейшей обработке углекислым газом - сатурации (адсорбц. очистка сока) переходит в раствор. В зависимости от конструкции котла Д. предварит, дефекации делятся на много- и однокот-ловые, последние бывают вертикальные (одно- и многокамерные) и горизонтальные. В вертикальных Д. сок подаётся снизу вверх, в горизонтальных - с одного конца. Д. непрерывного действия - вертикальный сборник цилиндрич. формы с мешалкой внутри.

ДЕФЕКАЦИОННАЯ ГРЯЗЬ, дефекат, отход свеклосахарного производства, содержащий известь. Образуется в процессе очистки свекловичного сока. Выход Д. г. 8-12% массы перерабатываемой свёклы. В свежей Д. г. ок. 40% воды. Подсушенная до сыпучего состояния (влажность 25-30% ) она содержит (в %): извести углекислой (с примесью едкой) 60-75, органич. веществ 10-15, азота 0,2-0,7, фосфора (Р2О5) 0,2-0,9, калия (К2О) 0,5-1, нек-рое кол-во магния, серы и микроэлементов. Является хорошим известковым удобрением, к-рое применяют (в СССР ежегодно до 3 млн. т) для известкования дерново-подзолистых и серых лесных почв, оподзо-ленных и выщелоченных чернозёмов с гидролитич. кислотностью (см. Кислотность почвы) не менее 2 мг-экв на 100 г, преимущественно в р-нах свеклосеяния. Доза Д. г. (рассчитывают по полной гидролитич. кислотности) 3-5 т/га.

ДЕФЕКАЦИЯ (от лат. defaecatio - очищение) (биол.), выведение неусвоенных организмом остатков пищи из пищеварительного тракта. У млекопитающих животных и человека - опорожнение толстых кишок от каловых масс. При Д. рефлекторно расслабляются сфинктеры, закрывающие прямую кишку, и кал выбрасывается перистальтическими движениями толстой и прямой кишок. Центр рефлекса Д. находится в поясничной части спинного мозга. Произвольные влияния, побуждающие или задерживающие Д., идут от коры головного мозга.

ДЕФЕКАЦИЯ в сахарном производстве, очистка сырого свекловичного сока от посторонних примесей (см. Дефекатор).

ДЕФЕКТ МАСС, разность между массой атома данного изотопа, выраженной в атомных единицах массы, и массовым числом, равным числу нуклонов в ядре данного изотопа. Д. м. связан с энергией связи нуклонов в ядре и характеризует устойчивость данного ядра. Иногда пользуются Д. м., отнесённым к одному нуклону, называемому упаковочным множителем (см. Ядро атомное).

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от лат. defectus - недостаток и ...логия), научная отрасль, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психич. недостатками и вопросы их обучения и воспитания.

В Д. входят специальные педагогики: сурдопедагогика (изучающая процессы воспитания и обучения детей с недостатками слуха); тифлопедагогика (процессы воспитания и обучения детей с дефектами зрения); олигофренопедагогика (проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей); логопедия (проблемы изучения и исправления недостатков речи). Д. включает также проблемы обучения и воспитания детей со сложными дефектами (слепоглухонемота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.). К Д., кроме того, относятся специальная психология, охватывающая психологич. изучение детей с упомянутыми выше дефектами развития, а также сурдотехника и тифло-техника, разрабатывающие технич. средства обучения, коррекции и компенсации дефекта. Внутри Д. продолжается дифференциация и возникновение новых областей (напр., области изучения детей с временными задержками психич. развития, с двигательными нарушениями и др.); в область Д. включаются вопросы, связанные с общеобразоват. и проф. подготовкой взрослых с дефектами, напр, зрения и слуха.

Как целостная отрасль знания Д. складывается в результате развития и сближения отдельных её областей, установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с разными видами дефектов. Большое значение для выявления этих закономерностей имеет применение комплексного разностороннего подхода к изучению аномальных детей с участием педагогов, врачей, физиологов, психологов и др. специалистов.

Клинико-физиологическое и психологическое изучение аномальных детей составляет естественнонаучную основу входящих в Д. спец. педагогик. На данных этого изучения базируется решение вопросов о сроках, системе и методах обучения и воспитания детей с тем или иным типом нарушений в развитии, о путях и средствах коррекции и компенсации недостатков их развития через систему спец. обучения и воспитания, включая их подготовку к общественно полезному труду.

Д. тесно связана с рядом смежных наук - невропатологией, патофизиологией, общей и мед. генетикой, патопси-хол'огией, педагогической и детской психологией, общей педагогикой, языкознанием и др. В свою очередь, она даёт уникальный материал для этих наук, а также для теории познания.

Сов. Д. сложилась в борьбе с идеали-стич. концепциями в области закономерностей развития аномального ребёнка, порождавшими теории о крайней ограниченности возможностей развития аномальных детей, сводившими осн. задачу Д. к приспособлению аномальных детей к элементарному физическому труду. Благоприятной основой для развития сов. Д. явились законодательные акты Сов. гос-ва, к-рыми обучение и воспитание аномальных детей было включено в общегос. систему нар. образования, а затем введено всеобщее обязательное обучение этих детей, а также созданы спец. н.-и. учреждения и уч. заведения для подготовки специалистов-дефектологов (см. в ст. Педагогическое образование). Научная разработка вопросов Д. в СССР ведётся в Н.-и. ин-те дефектологии АПН СССР (Москва), ин-тах педагогики и психологии УССР (Киев) и в нек-рых др. научных учреждениях, а также на кафедрах дефектологич. ф-тов пед. ин-тов. Значительная научно-методическая работа проводится учителями спец. школ. Выходили сборники ч Учебно-воспитательная работа в специальных школах" (1940-57) и "Специальная школа" (1958-68). С 1969 издаётся журн. "Дефектология".

За рубежом (кроме социалистич. стран) вместо понятия Д. применяется более ограниченное понятие "специальное обучение" (special education), сужающее область Д. как науки и имеющее в значит, мере прагматич. направленность. В ФРГ, Австрии и Швейцарии распространено также более узкое понятие "лечебная педагогика" ("Heilpadagogik").

Лит.; Д о б р о в а А. Д., Очерк истории советской дефектологии (1917 - 1929), М., 1952 (дисс.); Основы обучения и воспитания аномальных детей, М., 1965; Дьячков А. И., Развитие советской дефектологии, "Советская педагогика", 1967, >Jb 9; Дефектологический словарь, 2 изд., М., 1970.

В. И. Лубовский.

"ДЕФЕКТОЛОГИЯ", научно-методич. журнал, орган АПН СССР, издаётся в Москве с 1969. Периодичность - 6 раз в год. Освещает проблемы теории и практики обучения и воспитания (дошкольного и школьного) детей с нарушениями умств. и физич. развития, общего и проф. обучения взрослых глухих и слепых, дефектологического образования и т. п. Популяризирует передовой опыт спец. школ и дошкольных учреждений. Публикует материалы о новых технич. средствах и пособиях для обучения аномальных