БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

ёжи обусловили во многих странах мира подъём междунар. революц. движения, развитие детского коммунистич. и демократич. движения.

В Сов. России первые коммунистич. детские группы и союзы были созданы в 1918-20: "Юные коммунисты" в Нижнем Новгороде и Одессе, деткомы и дет-горсоветы в Белоруссии, "Муравейник" в Перми, деткомпартия в Туле, юнтруд-армия и "Юные Спартаки" на Украине и пр. По окончании Гражданской войны сложились условия для образования единой массовой детской коммунистич. организации под руководством комсомола, к-рая была осн. 19 мая 1922 по решению 2-й Всероссийской конференции РКСМ (см. Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина).

В эти же годы детские коммунистич. организации создаются в ряде капиталистич. стран (Германия, Швейцария, Италия, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.). 2-й конгресс Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ, 1921) поручил нац. союзам молодёжи организацию детских групп. При исполкоме КИМ был создан комитет деткомдвижения, к-рый координировал работу детских коммунистич. организаций, проводил междунар. мероприятия в защиту прав детей. В сент. 1922 в Берлине состоялась 1-я конференция руководителей детских коммунистич. организаций 11 стран. КИМ сформулировал главные задачи детских коммунистич. организаций: "... объединение пролетарских детей под руководством коммунистов, пробуждение классового сознания в пролетарском ребенке и воспитание его в пролетарской солидарности и борьбе с эксплуататорами. Вся деятельность детских групп должна быть направлена на то, чтобы создать из ребенка соратника на общем фронте пролетарской борьбы. Детская коммунистическая группа поэтому является первой ступенью к коммунистической организации молодежи" ("Партия, комсомол и детское движение". Сб., 1928, с. 32-33). Большое внимание разработке идеологии, основ и политич. задач молодёжного и детского демократич. движения уделяли В. И. Ленин и выдающиеся деятели междунар. коммунистич. и рабочего движения Н. К. Крупская, Ф. Э. Дзержинский, М. И. Калинин, С. М. Киров, К. Цеткин, Г. Димитров, Э. Тельман, В. Пик, М. Торез, П. Тольятти, Хо Ши Мин.

Работа Д. д. о. в 20- нач. 30-х гг. в капиталистич. странах проходила в сложных условиях: гонения со стороны властей и полиции, противодействие церкви и школы, влияние бурж. молодёжных и детских организаций. Тем не менее Д. д. о. усиливали своё влияние на детей трудящихся, опираясь на успехи междунар. революционного движения, используя опыт пионерской ооганизации им. В. И. Ленина. В 1926 Д. д. о. действовали в 18 странах, объединяя ок. 45 тыс. чел., а к нач. 30-х гг.- ок. 150 тыс. (без СССР и МНР).

Д. д. о. выступали против фашизма и милитаризма, участвовали в сборе средств для Междунар. организации помощи борцам революции (МОПР), проводили Междунар. детские недели, помогали стачечным комитетам и семьям забастовщиков, разоблачали лживую информацию об СССР, устраивали политич. дискуссии в школах. В связи с наступлением фашизма и милитаризма на демократич. силы в капиталистич. странах накануне 2-й мировой войны и усилением репрессий, 6-й конгресс КИМ (1935) в соответствии с решением Исполкома Коминтерна об изменении форм борьбы в защиту детей трудящихся от фашизма принял постановление о роспуске большинства Д. д. о. В годы 2-й мировой войны 1939-45 во многих странах дети трудящихся участвовали в борьбе против фашизма и агрессии, в борьбе народов за нац. независимость. В историю детского демократич. движения навечно вписаны имена нац. героев-подростков: Лёни Голикова, Зины Портновой, Валентина Котика, Бориса Царикова, Марата Казея, Володи Дубинина (СССР), Ким Донга и Ле Ван Тама (Вьетнам), Мптко Пала-узова (Болгария), Витольда Нодельско-го (Польша), Франко Чезана (Италия), Бошки Буха (Югославия), Элени Папагеоргиу (Греция) и др.

В социалистич. странах массовые организации детей и подростков стали органической частью гос. системы социалистич. воспитания подрастающего поколения. Для детских организаций создана гос. сеть дворцов и домов пионеров и др. внешкольных учреждений. Детские организации социалистич. стран оказывают посильную помощь трудящимся в экономич. и культурном строительстве. Стали тоадицион-ными междунар. встречи детей социалистич. стран. Повсеместно действуют клубы интернациональной дружбы. За активную работу по социалистич. воспитанию детей и подростков пионерские ооганизации НРБ, ГДР, МНР, СССР, ВНР награждены орденами.

В 1971 в социалистич. странах действовали массовые организации детей и подростков: Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (осн. в 1922), Димитровская пионерская организация "Септемврийче" в НРБ (1944), Союз венгерских пионеров (1946), Союз пионеров Кубы (1964), Пионерская организация Югославии (1942), Союз польских харце-ров (1945), "Сонёндан" в КНДР (1946), Пионерская ооганизация им. Э. Тель-мана в ГДР (1948), Пионерская организация МНР им. Сухэ-Батора (1925), Пионерская организация СРР (1944), Пионерская организация Социалистич. союза молодёжи ЧССР (1945), Пионерская организация ДРВ им. Хо Ши Мина (1941).

В 50-60-е гг. усилилось влияние Д. д. о. в капиталистич. странах. Группы и отряды этих организаций создаются обычно по месту жительства детей и подростков (их деятельность в гос. и частных школах, как правило, не разрешается). Д. д. о. участвуют в политич. кампаниях трудящихся, распространяют воззвания в защиту мира и предвыборную лит-ру коммунистич. и рабочих партий, изучают историю революц. борьбы, знакомятся с жизнью и трудом народов социалистич. гос-в, переписываются со своими сверстниками из разных стран.

Среди Д. д. о., действующих в капиталистич. странах: "Пионеры Франции" (осн. в 1945), Пионерская организация Союза свободной немецкой молодёжи Зап. Берлина (осн. в 1967), "Молодая гвардия" в Австрии (осн. в 1946), Демократический союз пионеров Финляндии (осн. в 1945), "Юные пионеры" в Норвегии (осн. в 1952), "Бегущие вперёд" в Швейцарии (осн. в 1961), Союз пионеров Бельгии (осн. в 1945), "Лесной народ" в Великобритании (осн. в 1925). В странах Африки и Азии, завоевавших нац. независимость, Д. д. о. участвуют в ликвидации неграмотности, в возрождении нац. экономики и культуры. Среди них: Пионерская организация Гвинейской Республики, "Пионеры Сенегала", "Пионеры Нар. Республики Конго", "Авангард насеровцев" в АРЕ. Изменяется и характер деятельности нац. скаутских организаций, многие из них сотрудничают с Д. д. о. (напр., скауты Ирана, Пакистана, Алжира, Индии).

При многих Д. д. о. созданы группы детей младшего школьного (в нек-рых странах и старшего дошкольного) возраста: в СССР - октябрята, в ВНР -кишдобош (маленькие барабанщики, названа в честь детей - героев Революции 1848-49), в НРБ - чавдарче (по имени легендарного героя Чавдара), в МНР -богатыри, в ПНР - зухи (смелые), в ЧССР - искры, в ДРВ - августята, в ГДР - юные пионеры, в Великобритании - эльфины при организации "Лесной народ", в Австрии - буревестники в организации "Молодая гвардия". В таких группах дети готовятся к вступлению в ряды Д. д. о.

Многие Д. д. о. издают свои газеты и журналы (см. Детские и юношеские журналы, Пионерские газеты).

Работу Д. д. о. координируют Всемирная федерация демократич. молодёжи (ВФДМ) и созданный при ВФДМ Меж-дунар. комитет детских и юношеских организаций (СИМЕА). Под патронажем СИМЕА проходят семинары руководителей Д. д. о., конференции науч. работников, детских писателей и журналистов, организуются междунар. конкурсы детского творчества, спортивные состязания, кампании в защиту прав детей. В летние каникулы проводится традиционное международное детское лето в лагерях Артек (СССР), Республика им. В. Пика (ГДР), Кранево (НРБ), Чилле-берц (ВНР). Д. д. о. поддерживают между собой контакты, сотрудничают с прогрессивными междунар. организациями. В Чехословакии, Франции, Финляндии, Великобритании и др. странах организуются междунар. летние лагеря. Д. д. о. активно участвуют в борьбе за претворение в жизнь Декларации прав ребёнка, в мероприятиях ЮНЕСКО по развитию культуры и просвещения. Деятельность Д. д. о. по воспитанию детей и подростков в духе идеалов мира и социального прогресса, гуманизма и интернационализма положительно характеризовалась и отмечалась мн. прогрессивными международными организациями.

Буржуазия, стремясь ослабить революционизирующее влияние Д. д. о. на молодое поколение, в целях воспитания детей и подростков в духе бурж. идеологии, создаёт многочисленные детские религ. организации, шовинистич. военно-спортивные молодёжные и детские союзы (среди бурж. детских организаций наиболее реакционными были "Гитлер-югенд" в Германии, "Балилла" в Италии, к-рые действовали в условиях фашистского режима). В нач. 20 в. во многих странах мира организованы союзы бойскаутов и герлскаутов. В капитали-стич. странах действуют (1972) скаутские организации, к-рые объединяют ок. 10 млн. чел. (см. Скаутизм) Получили развитие организации, к-рые формально не ставят целей политич. воспитания, а призваны содействовать общекультурному и физич. развитию, проф. ориентации детей и подростков, т.н. детские лиги природы, ассоциации детских площадок, любительские клубы (напр., в США: "Клубы мальчиков", "Будущие домашние хозяйки", "Будущие фермеры" и др., к-рые ведут работу с детьми и подростками начиная с 7-10-летнего возраста). Однако по существу их деятельность направлена на воспитание подрастающего поколения в духе верности идеалам бурж. общества.

Лит.: Наследникам революции. Документы партии о комсомоле и молодежи, М., 1969: Партия, комсомол и детское движение. Сб. под ред. ЦБ юных пионеров при ЦК ВЛКСМ, [М.], 1928; Пионеры за рубежом, М.- Л., 1927; Зарубежные молодежные организации, [М., 1968]; Пушкина В., Пионерский глобус, [М.], 1967; Димитров Г., За младежта и пионерите, София, 1966; Hoernle E., Manual for leaders of children's groups, В., [1920]; Seid bereit zum Kampf fur die Sache Ernst Thal-manns, [В.], 1958; New trends in youth organizations (a comparative survey), P., 1960, UNESCO; Facts on world scouting, 2 ed., Ottawa, 1961. Э. С. Соколова, В. В. Лебединский, В. Л. Пушкина.

ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ, периодич. издания для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. В России первый детский журнал - "Детское чтение для сердца и разума" (1785-89), основанный Н. И. Новиковым,- носил просветит, характер. В 1-й пол. 19 в. Д. и ю. ж. имели в основном религиозно-монархич. направление. Единственным заслуживающим внимания, по мнению В. Г. Белинского, был журн. "Новая библиотека для воспитания" (1847-49) под ред. П. Г. Редкина. Во 2-й пол. 19 в. под влиянием революц.-демократич. движения появились прогрессивные Д. и ю. ж.: "Подснежник" (1858-62), "Рассвет" (1859-62), "Родник" (1882-1917), "Детское чтение" (1869-1906, с 1906 переименован в "Юную Россию", выходил до 1918), последний редактировали сначала А. Н. Острогорский, затем В. П. Острогорский и Д. И. Тихомиров. В этих журналах печатались лучшие произведения рус. и мировой лит-ры. В то же время получили распространение журналы, в к-рых значит, место занимали псевдоромантич. повести, пропагандировались бурж.-филантропич. идеи ("Задушевное слово" и др.). В кон. 19 в. начали выходить научно-популярные журналы ("Юный читатель", с 1899, запрещён в 1906, и др.). В лит. журн. "Тропинка" (1906-12) наряду со стилизованными фантастич. и мистич. сказками, стихами символистов печатались произв. А. Куприна, А. Н. Толстого, К. Чуковского и др. Процесс нарастания борьбы революц. пролетариата отразился и на характере новых Д. и ю. ж. Появляются журналы, близкие революц.-демократич. направлению: "Золотое детство" (1907 -1917), "Маяк" (1909-18) под ред. И. И. Горбунова-Посадова. Последний журнал рекомендовала детям рабочих газ. "Правда" (25 дек. 1912).

Всего в России с кон. 18 в. до Октября 1917 издавалось в разное время более 100 Д. и ю. ж.

После победы Октябрьской революции сов. Д. И ю. ж., как и вся сов. детская литература, становятся активными помощниками партии и гос-ва в деле ком-мунистич. воспитания подрастающих поколений. Первый сов. журнал для детей "Северное сияние" (1919-20) был основан М. Горьким. С 1919 Д. и ю. ж. выходят не только в Петрограде и в Москве, но также и во многих др. городах. С созданием пионерской организации (1922) появляются пионерские журналы "Барабан" (1923-26, слился затем с "Пионером"), "Юные строители" (1923-25), "Юные товарищи" (1922), "Пионер" (с 1924); спец. журналы для крестьянских детей: "Искорка" (1924-33), "Дружные ребята" (1927-53, в 1933-1937 выходил под назв. "Колхозные ребята"). Большую роль в развитии сов. детской художеств, лит-ры сыграли журналы "Воробей" (впоследствии "Новый Робинзон", 1923-25), "Ёж" (1928-35), "Чиж" (1930-41), "Затейник" (1929-41 и 1946-53). Рост интереса юношества к вопросам преобразования природы, к технике вызвал необходимость создания специализированных научно-популярных журналов -"Юный натуралист" (с 1928), "Юный техник" (с 1956), "Квант" (с 1969) и др.

Перед детской лит-рой, в т. ч. и перед журналами, пост. ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы" (1969) выдвинута задача повышения идейно-художеств. уровня публикуемых произведений в целях воспитания у ребят преданности комму-нистич. идеалам, любви к Родине, высоких морально-этич. качеств, чувства пролетарского интернационализма, трудолюбия, интереса к знаниям.

В 1971 в СССР выпускались центр. Д. и ю. ж.: "Весёлые картинки", "Мурзилка", "Пионер", "Юный натуралист", "Костёр", "Юный техник", "Советский школьник" (для слепых детей). В союзных республиках, а также в Тат. и Башк. АССР выходят Д. и ю. ж. на нац. языках. В нек-рых крупных городах выпускаются дет. альманахи ("Звёздочка", с 1953, и "Дружба", с 1951, в Ленинграде, "Волжские зори", с 1949, в Куйбышеве, "Тропинка", с 1967, в Новосибирске, и др.). В круг чтения старшеклассников входят также комсомоль-ско-молодёжные журналы -"Вожатый", "Комсомольская жизнь", "Юность", "Смена", "Знание-сила", "Техника -молодёжи" и др. Вопросы детской журналистики и руководства детским чтением освещаются критико-библиографич. журналом "Детская литература".

Зарубежные Д. и ю. ж. Первые журналы для детей появились в кон. 18 в. в Германии ("Leipziger Wochenblatt" -"Лейпцигский еженедельный листок", 1772-74, осн. И. X. Аделунгом, и др.). Широкое распространение в Зап. Европе и США Д. и ю. ж. получают к сер. 19 в. Наряду с журналами, имевшими прогрессивную идейно-художеств. направленность (напр., в США "Youth's Companion"-"Друг юноши", 1827-1941; в Великобритании "Boy's own Paper"-"Собственный листок мальчика", с 1879), издавалось значит, число Д. и ю. ж. религиозного направления (в Германии "Deu-tscher Kmderfreund"-"Немецкий друг детей", 1878-1932, в США "The Catholic Youth Magazine"-"Журнал католической молодёжи", 1857-61, и др.)- В совр. капиталистич. странах (особенно в США) самую многочисленную группу Д. и ю. ж. составляют коммерч. издания, стоящие на низком идейно-художеств. уровне. Огромными тиражами выходят "комиксы"- серии смешных картинок с постоянными юмористич. героями, и т. н. хор-рор-комикс - комиксы ужасов, пропагандирующие насилие. Продолжают распространяться периодич. издания религ. характера. Компартии и др. прогрессивные организации в капиталистич. странах противодействуют изданию и распространению журналов, растлевающих сознание и чувства детей и юношества, и в противовес им издают свои журналы (напр., в Италии "Pioniere"-"Пионер", в Финляндии "Rakett"-"Ракета", и др.).

В социалистич. странах Д. и ю. ж. содействуют приобщению детей к строительству социализма, работе детских организаций, учёбе детей, организации их досуга. В 1971 Д. и ю. ж. издавались: в Болгарии -"Дружинка" (-"Звено", с 1949), "Другарче" ("Друг", с 1965), "Пионерски ръководител" ("Пионерский вожатый", с 1946) и др.; в Венгрии -"Pajtas" ("Октябрёнок", с 1946), ("Пионер", с 1949) и др.; в ГДР -"Bummi" ("Бумми", с 1957), "Junge Generation" ("Молодое поколение", с 1947) и др.; в Польше-"Plomyczek" ("Огонёк", с 1948) и др.; в Румынии -"Ariel po-gonici" ("Ёжик", с 1957), "Cravata rosie" ("Красный галстук", с 1953) и др.; в Чехословакии - "Ceskoslovensky pionyr" ("Пионер Чехословакии", Прага, с 1954), "ABC pionierov" ("Азбука пионеров", Братислава, с 1960) и др.; в Югославии - "Другарче" ("Друг", Скопье, с 1953), "Pionir" ("Пионер", Загреб, с 1942), "Пионири" ("Пионеры", Белград, с 1944) и др.

Лит.: Чехов Н. В., О детских журналах, в кн.: Детская литература, сост. Н.В.Чехов, М., 1909, с. 59-82; Горький М., Слово к взрослым. [О задачах журнала для детей], "Северное сияние", 1919, № 1 - 2; Крупская Н. К., О детской литературе и детском чтении, М., 1954; Старцев И. И., Вопросы детской литературы и детского чтения, М., 1962; М., 1967. Н. Б. Медведева, И. П. Матяшов.

ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ, научно-популярная справочная литература, предназначенная для самообразования и воспитания детей и юношества. Д. и ю. э. знакомят читателей с окружающим миром, основами науч. дисциплин, достижениями науки, техники, культуры, с родной страной и зарубежными странами. В соответствии с возрастными особенностями читателей энциклопедии делятся на детские и юношеские. Сложились два осн. типа структуры Д. и ю. э.: систематические (преобладающий тип) и алфавитно-словарные, иногда оба типа сочетаются (напр., "Оксфордская юношеская энциклопедия" делится на тома по отраслям знания, а материал каждого тома расположен в алфавитно-словарном порядке).

Прообразом юношеских энциклопедий была книга Я. А. Коменского "Видимый мир в картинках" ("Orbis sensualium pic-tus", 1658, первый рус. пер. 1768). В кон. 18- нач. 19 вв. в ряде стран Зап. Европы стали появляться Д. иго. э. в форме систематич. энциклопедий. В России первая детская энциклопедия была издана в 1802-"Детская энциклопедия, или Новое сокращение всех наук". Лучшей дореволюц. Д. и ю. э. была 10-томная "Детская энциклопедия" И. Д. Сытина (М., 1913-14), подготовленная при участии Ю. Н. Вагнера, Н. А. Морозова, М. Н. Новорусского и др. учёных.

В СССР выпущены систематич. "Детская энциклопедия" под ред. А. И. Мар-кушевича (1 изд., 1958-62, в Ютт.; 2 изд., 1964-69, в 12 тт.), алфавитно-словарное издание "Что такое? Кто такой?" (кн. 1-2, М-, 1968).

За рубежом Д. и ю. э. изданы во многих странах, наиболее значительны следующие: в Великобритании -"Оксфордская ю