| ношеская энциклопедия" ("Oxford junior encyclopaedia", v. 1-13, Oxford, 1964), "Юношеская научная энциклопедия" ("Junior science encyclopaedia", v. 1-8, L., 1966), "Детская энциклопедия [„Британской энциклопедии"]" ("Children's Britannica", v. 1-12, L., 1964); в И н д и и-"Детская энциклопедия" ("Сачитра Вишвакош", т. 1-10, Дели, 1967, на яз. хинди); в И т а л и и-"Алфавитная энциклопедия для мальчиков и девочек" ("Enciclopedia alfabetica per ra-gazzi", v. 1-3, Milano, 1956), "Сокровище итальянского ребёнка" ("II tesoro del ragazzo italiano", 5 ed., v. 1-8, Torino, 1968-); в С Ш А -"Новая книга знаний". Детская энциклопедия ("The new book of knowledge". The children's encyclopaedia, v. 1-20, N. Y., 1969), "Юношеская энциклопедия [„Британской энциклопедии"]" ("Britannica junior encyclopaedia for boys and girls", v. 1-15, Chi. -L., 1969); во Франции -"Энциклопедия [изд-ва] Ларусса для детей" Р. Гийо (Guillot R., "Encyclopedic Larousse des enfants", P., 1956, пер. на англ. яз. в США в 1958 и Великобритании в 1962), "Энциклопедия для молодёжи" ("Encyclopedic pour la jeunesse", t. 1-4, P., 1958-62); в Ф Р Г-"Детский лексикон [изд-ва] Мейера" ("Меу-ers Kinderlexikon", Mannheim, 1960), "Юношеский лексикон [изд-ва] Кнаура" ("Knaurs Jugendlexikon", Munch., 1960).
В социалистич. странах Д. и ю. э. изданы: в Венгрии -"Детская энциклопедия" ("Gyermekenciklopedia", Budapest, 1961); в ГДР -"От „Антона" до „Цилиндра"". Лексикон для детей ("Von Anton bis Zilinder". Das Lexikon fur Kinder, В., 1968), "Юношеский лексикон [изд-ва] Мейера" ("Meyers Jugendlexikon", Lpz., 1968); в Чехословакии -"Мир вокруг нас" ("Svet kolem nas", Praha, 1963), "Детская энциклопедия" ("Detska encyklopedie", 3 vyd., Praha, 1966, пер. на словацкий яз., Братислава, 1966, и на болг. яз., София, 1961), "Что это такое..." ("Со to je, kdyz se fekne...", Praha, 1968); в Югославии - "Мир вокруг нас". Энциклопедия для детей и молодёжи ("Svijet oko nas". Enciklopedija za djecu i omladinu, sv. 1, A - M, 3 izd., Zagreb, 1964), "Детская энциклопедия" ("Decja encik'lopedija", 3 izd., Novi Sad, 1962). п. К. Колмаков.
ДЕТСКИЕ ЯСЛИ, см. Ясли детские.
ДЕТСКИЙ ДОМ, в СССР гос. воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или потерявших связь с ними, а также детей, нуждающихся в помощи и защите гос-ва (вследствие болезни родителей, лишения их родительских прав и т. д.).
В 1918 существовавшие в дореволюц. России на благотворительные средства приюты детские декретом СНК были преобразованы в гос. Д. д. В первые годы Сов. власти Д. д. находились в ведении Наркомата соц. обеспечения (дети были приравнены к нетрудоспособным членам общества, пользовавшимся правом полного гос. обеспечения); с 1920 переданы в систему органов нар. образования. Создание гос. сети Д. д. сыграло значит, роль в ликвидации детской безнадзорности и беспризорности в годы Гражд. войны. В период Великой Отечеств, войны 1941-45 Д. д. сыграли особую роль в гос. обеспечении и воспитании детей воинов Сов. Армии, партизан и детей, родители к-рых погибли.
Существуют два осн. типа Д. д.: дошкольные - для детей 3-7 лет и школьные - для детей 7-18 лет. Дошкольные Д. д. строят свою работу на основе программы воспитания в детском саду. Воспитанники школьных Д. д. учатся в школе данного микрорайона. Д. д. вместе со школой решают задачи коммунистич. воспитания, всестороннего развития детей, готовят их к самостоятельной жизни. При Д. д. создаётся попечительский совет, к-рый является органом общественности и содействует пед. коллективу в организации уч.-воспитат. работы и укреплении материально-технич. базы Д. д. Большую заботу о Д, д. проявляет сов. общественность - шефствующие пром. предприятия, учреждения, колхозы, совхозы и др.
В связи с ростом благосостояния трудящихся количество Д. д. и численность воспитанников в них сокращаются. В 1971 насчитывалось 1031 Д. д., 109 тыс. воспитанников (в 1958-4065 Д. д., 367 тыс. воспитанников).
Л. К. Балясная.
ДЕТСКИЙ ПАРАЛИЧ, группа детских заболеваний, обусловленных поражением нервной системы н сопровождающихся отсутствием или ограничением произвольных движений. К Д. п. относят вялый паралич, возникающий после острого инфекционного полиомиелита, и детский спастический паралич.
Д. п. спастический (церебральный детский паралич) возникает в результате поражения двигательных центров или двигательных путей при вирусных заболеваниях (корь, грипп и др.), сопровождающихся менин-гоэнцефалитом, или в результате кровоизлияния в мозг при длительных тяжёлых либо стремительных родах и др. Д. п. спастический чаще развивается вследствие кровоизлияния в мозг у недоношенных, родившихся в состоянии асфиксии детей - болезнь Л и т-л а (по имени англ, врача У. Литла, описавшего её). Заболевание проявляется повышением тонуса мышц, вследствие чего бёдра ребёнка повёрнуты внутрь, колени прижаты одно к другому (в тяжёлых случаях ноги перекрещиваются, отчего ребёнок не может ни сидеть, ни ходить), стопы касаются земли только носками. При волнениях, резких раздражениях (внезапный громкий звук, резкое неожиданное пассивное движение) тонус мышц усиливается, в силу чего произвольные движения затрудняются. Часто отмечаются насильственные непроизвольные чрезмерные движения - гиперкинезы.
Лечение в острый период симптоматическое; в последующем - ванны, массаж, лечебная гимнастика, побуждение ребёнка к активным движениям; препараты, снижающие тонус мышц, глутами-новая к-та, церебролизин, гаммалон; ортопедические мероприятия.
Лит.: Ц у к е р М. Б., Детские церебральные параличи, в кн.: Многотомное руководство по педиатрии, т. 8, М., 1965, с. 233 - 49; Эйдинова М. Б. и Правдина-Винарская Е. Н., Детские церебральные параличи и пути их преодоления, М., 1959 (библ.Х
ДЕТСКИЙ САД, учреждение для обществ, воспитания детей дошкольного возраста. Д. с. как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе нар. образования (см. Дошкольные учреждения).
Первое детское учреждение типа Д. с.-школа для малышей - было организовано в 1802 в Нью-Ланарке (Шотландия) Р. Оуэном. Впервые назв. "Д. с." было дано Ф. Фребелем дошкольному учреждению в Германии в 1837. В России первые Д. с. были открыты в 60-х гг. 19 в. В 1914 их насчитывалось 150 (4000 детей). С первых дней существования Сов. гос-ва началась организация Д. с. как массовых учреждений. За годы Сов. власти организована широчайшая сеть Д. с. В Программе КПСС поставлена задача дальнейшего расширения сети дошкольных учреждений с тем, чтобы удовлетворить потребности трудящихся в обществ, воспитании детей. Д. с. открываются местными Советами депутатов трудящихся, предприятиями, ведомствами, колхозами. С 1959 наряду с Д. с. организуются ясли-сады для детей с 2 месяцев до 7 лет. Работой всех дошкол-ьных учреждений руководят мин-ва просвещения и их местные органы. На конец 1970 насчитывалось 83 100 Д. с. и яслей-садов, в к-рых воспитывалось 8099,7 тыс. детей.
Содержание воспитат. работы в Д. с. определяется гос. "Программой воспитания в детском саду". Воспитание и обучение ведутся на родном языке детей. В Д. с. осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей в соответствии с их возрастными особенностями. Детей объединяют в группы по 20-25 чел. по возрастному принципу: младшая группа - дети 4-го года жизни, средняя группа - дети 5-го года, старшая группа -дети 6-го года, подготовительная группа к школе - дети 7-го года. Дети в Д. с. находятся 10 или 12 часов в день; для детей, родители к-рых работают по сменам или работа к-рых связана с отъездами, имеются интернатные Д. с., откуда детей берут домой только на выходные дни.
Уклад жизни детей в Д. с. организуется в рамках рационального режима и чередования игр, занятий, посильного труда и отдыха. Забота о здоровье и правильном физич. развитии детей - одна из важнейших задач Д.с. Её решение обеспечивается правильным режимом дня, рациональным питанием, закаливанием детского организма, профилактич. мероприятиями, гимнастич. упражнениями, мед. надзором. В режиме Д. с. много времени отводится разнообразным играм, в т. ч. дидактическим - на развитие речи, слуха, счёта, на распознавание цвета, формы и т. д. (см. Игры детские). Торжественными и весёлыми музыкально-художественными утренниками отмечаются рево-люц. праздники и памятные даты.
На занятиях дети знакомятся с явлениями природы и обществ, жизни, учатся рисованию, лепке, конструированию, пению, овладевают начатками грамоты и элементарными матем. представлениями. В процессе занятий у детей развиваются речь и мышление, постепенно формируются первонач. навыки уч. деятельности: умение слушать и понимать объяснения воспитателя, действовать согласно его указаниям, доводить работу до конца. Детей приучают наблюдать природу, воспитывают любовь к ней, уважение к труду людей. Всей системой своей работы Д. с. готовит детей к школе.
В Д. с. детей воспитывают педагоги со спец. пед. образованием. Воспитатели Д. с. тесно связаны с семьями детей, ведут пропаганду пед. знаний среди родителей. Для дошкольных работников выпускаются наглядные пособия (картины, альбомы, диафильмы, кинофильмы), методич. лит-pa, справочники. Вопросы воспитания детей в Д. с. широко освещает журн. "Дошкольное воспитание".
В др. социалистич. странах дошкольные учреждения также входят в систему нар. образования и содержатся за счёт гос-ва.
В капиталистич. странах Д. с. существуют гл. обр. на частные средства, а также на средства церковных и обществ, организаций. В США имеются дошкольные учреждения, создаваемые родителями на кооперативных началах. Содержание воспитат. программы Д. с. зависит от пед. взглядов их организаторов и руководителей.
Илл. см. на вклейке, табл. IX (стр. 176-177).
Лит.: Программа воспитания в детском саду, М., 1970; Дошкольное воспитание. Библиографический справочник, 2 изд., М., 1965; Справочник по дошкольному воспитанию, 2 изд., М., 1967. М. В. Залужская.
ДЕТСКИЙ ТЕАТР, 1) спектакли, разыгрываемые силами детей. История Д. т. восходит к т. н. школьному театру, возникшему в России в 17 в. В сов. время Д. т. представляет собой один из видов детской художеств, самодеятельности, организуемой в дворцах и домах пионеров и школьников, школах, клубах и т. п. (см. Детское творчество, Художественная самодеятельность). 2) Театр для детей (театр юных зрителей - ТЮЗ) - проф. театр, предназначенный для детской аудитории.
В дореволюц. России проф. театров для детей не было. После Октябрьской революции создание их стало предметом заботы государства. Сов. Д. т. складывался при активной поддержке и прямом содействии первого нар. комиссара просвещения А. В. Луначарского (он возглавлял директорию 1-го Гос. театра для детей, Москва, 1920). Большой вклад в дело становления и развития Д. т. внесли его первые деятели и руководители -А. А. Брянцев, Н. И. Сац, Ю. М. Бонди, Г. Л. Рошаль, А. И. Соломарский, С. Я. Городисская, А. А. Такаишвили, Г. И. Шагаев и др. Первые Д. т. появились в годы Гражд. войны в Петрограде, Москве, Саратове, Екатеринодаре, но просуществовали недолго. В 1920-е гг. создаются театры во мн. городах страны: Театр для детей в Харькове (1920, ныне ТЮЗ им. М. Горького во Львове), Московский театр для детей (1921, ныне Центральный детский театр), Ленинградский театр юных зрителей (1922), Киевский театр для детей (1924, ныне ТЮЗ им. Ленинского комсомола), Московский театр юного зрителя (1924), Русский и Грузинский ТЮЗы в Тбилиси (1927 и 1928), ТЮЗы в Горьком (1928, см. Горъковский театр юного зрителя), Баку (1928), Ереване (1929), Новосибирске (1930, см.
Новосибирский театр юного зрителя) и др. К 1930 было уже 20 Д. т., играющих как на русском, так и на др. языках народов СССР. Сеть их с каждым годом расширялась; одновременно росло и количество кукольных театров. Зарождение сов, театра кукол как проф. театра для детей также относится к 1918-19, когда возникли первые театры этого типа (Театр петрушек и китайских теней Н. Я. и И. С. Ефимовых в Москве, Театр марионеток Л. В. Шапориной-Яковлевой в Петрограде). В 1971 в стране работало ок. 100 театров кукол, обслуживающих детей младшего школьного возраста (см. Театр кукол).
Репертуар Д. т. первоначально составляли гл. обр. инсценировки сказок и повестей, входящих обычно в круг детского чтения ("Маугли" по Киплингу, "Соловей" по Андерсену, "Гайавата" по Лонгфелло, "Том Сойер" и "Принц и нищий" по Твену, "Конёк-Горбунок" по Ершову и др.). Свою специфику Д. т. искали не только в репертуаре, но и в сценич. решении спектаклей, стремясь к особой красочности и синтетичности представления или используя принципы детской игры ("Дон Кихот" по Сервантесу в Ленингр. ТЮЗе, "Негритёнок и обезьяна" Н. И. Сац и С. Г. Розанова в Моск. т-ре для детей).
В середине 1920-х гг. появляются первые пьесы для детей на совр. темы: "Тимошкин рудник" Л. Ф. Макарьева, "Чёрный Яр" А. Н. Афиногенова, "Аул Гидже" Н. Я. Шестакова, "Винтовка 492116" А. А. Крона. Их героем становится сов. подросток. Сценич. воплощение подобных ролей выдвинуло на первый план плеяду молодых актрис-травести. Среди них В. А. Сперантова, А. А. Охи-тина, К. П. Коренева, Н. Н. Казарино-ва, Г. В. Бурцева, С. А. Фомина, Г. Н. Купрашвили и др. С нач. 1930-х гг. сов. драматургия заняла осн. место в репертуаре Д. т., способствуя воспитательной работе школы и пионерской организации. В дальнейшем развитии в ней постепенно преодолевалось слишком узкое понимание специфики Д. т., выражавшееся в иллюстративности и дидактичности ряда детских пьес. Значительно расширился круг авторов. Наряду с детскими писателями - А. Я. Бруштейн, В. А. Любимовой, Е. Л. Шварцем, Л. А. Кассилем, С. В. Михалковым -в создании драматургии Д. т. приняли участие К. А. Тренёв ("Гимназисты"), В. П. Катаев ("Белеет парус одинокий"), И. В. Шток ("Дом № 5"), А. Н. Толстой ("Золотой ключик"), М. А. Светлов ("Сказка" и "20 лет спустя"). Центром внимания Д. т. становится проблема морального и обществ, облика подростка ("Серёжа Стрельцов" Любимовой, "Брат героя" Кассиля, "Клад" Шварца), его способность к подвигу ("Единая боевая" Бруштейн, "Хлопчик" М. Н. Даниэля). К сер. 1930-х гг. окончательно складываются осн. идейно-художеств. и пед. принципы сой. Д. т. как театра высокого проф. уровня, обслуживающего детей разного возраста, строящего свой репертуар в соответствии с интересами и психологич. особенностями той или иной возрастной группы: для младших школьников разрабатывается преим. жанр театр, сказки, в к-рой фантастика и фольклор сочетаются подчас с элементами совр. действительности ("Снежная королева" Шварца, "Сказки" и "Двенадцать месяцев" С. Я. Маршака, "В гостях у Кащея" В. А. Каверина и др.); приключенческие, историко-революц. пьесы, комедии составляют основу репертуара для подростков; спектакли с более углублённой проблематикой (в т. ч. произв. отечественной и иностранной классич. драматургии, выбор к-рых часто определяется школьной учебной программой) адресованы старшеклассникам. В каждом Д. т. имеется пед. часть, осуществляющая связь со школой.
В годы Великой Отечеств, войны 1941-1945 Д. т. (часть к-рых была эвакуирована в тыл) вели большую работу по обслуживанию не только детского, но и взрослого зрителя. Особое значение в это время приобрела тема патриотич. служения Родине (спектакли "Сказка о правде" М. И. Алигер, "Сын полка" В. П. Катаева, "Город мастеров" Т. Г. Габбе и др.). Со 2-й пол. 40-х гг. в спектаклях Д. т. всё большее внимание начинает уделяться внутр. миру, формированию характера подростка и юноши, становлению их этич. и гражд. самосознания ("Красный галстук" С. В. Михалкова, "Аттестат зрелости" Л. Б. Гераскиной, "Два капитана" по В. А. Каверину). С утверждением высоких нравственных идеалов сов. молодёжи связана драматургия В. С. Розова ("Её друзья", "В добрый час!", "В поисках радости"). О жизни совр. сов. школы рассказывали пьесы А. Г. Хмелика ("Друг мой, Колька!"), Н. Г. Долининой ("Они и мы"). В пьесах "Именем Революции" М. Ф. Шатрова (1957, МТЮЗ), "Семья" И. Ф. Попова (1960, Центр, детский театр), "Удивительный год" М. П. Прилежаевой (1969, там же) на сцене Д. т. был воссоздан образ В. И. Ленина.
Большое значение для развития Д. т. имела деятельность режиссёров и актёров Л. Ф. Макарьвва, И. С. Деевой, Н. Я. Маршака, А. 3. Окунчикова, В. С. Колесаева, П. В. Цетнеровича, М. О. Кнебель, Т. А. Шамирханя-на, В. Л. Витальева, Ю. П. Киселёва, Р. Н. Капланянаи др.
В 1960-е гг. выдвинулись режиссёры 3. Я. Корогодский, П. О. Хомский, А. Я. Шапиро, И. Унгуряну и др. Среди актёров Д. т.- Л. Н. Князева, М. Г. Куприянова, И. Д. Воронов, В. Ф. Сингаевская, Р. Ф. Лебедев, Е. И. Шевченко и др. В Д. т. начинали творч. деятельность О. Н. Ефремов, Р. А. Быков, А. В. Эфрос. Для Д. т. работали художники Н. А. Шифрин, В. Ф. Рындин, Б. Г. Кноблок, В. Л. Та-лалай, композиторы Д. Б. Кабалевский, Н. М. Стрельников, И. Н. Ковнер и др.
В СССР в 1971 действовали 46 драматических и один музыкальный (1965, рук. Н. И. Сац) Д. т.
Наряду с Д. т. спектакли для детей ставятся также и в театрах для взрослых.
В социалистич. странах Д. т. широко пользуются опытом и репертуаром сов. театра для детей, имеют гос. поддержку, располагают стационарными помещениями. Д. т. созданы в Болгарии, Венгрии, ГДР ("Театр дружбы" в Берлине, рук. И. Роденберг, "Театр молодого поколения" в Дрездене),и Румынии, Чехословакии (Театр им. И. Волькера в Праге, рук. В. Адамек). В капиталистич. странах Д. т. является делом частной инициативы или местной общественности. Б. ч. это передвижные коллективы полу проф. характера. В США спектакли для детей часто осуществляются силами студентов гуманитарных ф-тов ун-тов и колледжей (в виде их летней практики). В числе видных деятелей Д. т. за рубежом: Л. Шансерель (Франция), П. Слейд (Великобритания), Г. Снюк (Нидерланды) и др.
В 1965 создана Междунар. ассоциация театров для детей и юношества (АССИТЕЖ), президентом к-рой с 1968 является К. Я. Шах-Азизов (руководитель Центр, детского театра, Москва), ген. секретарём - Р. М. Бодуэс (Франция).
Илл. см. на вклейке, табл. X (стр. 176-177).
Лит.: Сац Н., Розанов С., Театр для детей, М., 1925; Аронов С., Театр юного зрителя в СССР, М.- Л., 1940; Театр для детей. Сб., М., 1955; Сац Н., Де |