| порядке отнесения населённых пунктов к категории городов, рабочих и курортных посёлков" от 12 сент. 1957 устанавливает след. категории Г. Российской Федерации: Г. районного подчинения (культурные и пром. центры с населением не менее 12 тыс. чел., из к-рых не менее 85% составляют рабочие, служащие и члены их семей); Г. краевого, обл. и республиканского (АССР) подчинения(крупные пром. и культурно-политич. центры с населением св. 50 тыс.); в особую категорию выделены гг. Москва и Ленинград.
Население Г. составляет (нач. 70-х гг. 20 в.) 1/3 всего населения мира. В Африке в Г. живёт менее 1/5 населения, в зарубежной Азии - св. 1/5, в Америке и зарубежной Европе - до 3/5, в Австралийском Союзе - св. 83% . В СССР в 1970 в Г. проживало 56% населения.
Больших Г., к к-рым относят Г., имеющие св. 100 тыс. жит., в мире ок. 2 тыс., в т. ч. св. 100 (с пригородами до 150) Г.-"миллионеров" (см. табл. 1), из них в СССР
- 10.Г. (особенно большой совр. Г.) выступает в жизни общества как чрезвычайно многоплановый социальный организм, как сложный экономико-географич., архитектурный и инженерно-строительный, а также культурный комплекс. Г. представляет собой историческую категорию, обусловленную в первую очередь социально-экономич. структурой общества. Возникнув с переходом от первобытнообщинного строя к классовому обществу, Г. получал всё большее развитие по мере углубления общественного разделения труда. На протяжении истории характер Г., место, занимаемое ими в обществ. производстве и в обществ. жизни в целом, их социальный облик, их внешний вид и т. д. существенно изменялись, отражая в первую очередь достигнутый обществом уровень развития производит. сил и производств. отношений. Экономико-географический и социологический очерк. С экономико-географической точки зрения Г. являются прежде
* Численность населения городов СССР
- по данным ЦСУ СССР; население остальных городов- гл. обр. по данным Demographic Yearbook, 1969, UN, а также по нац. источникам.
Город
Страна
Численность населения, тыс. жит.
Год оценки или переписи
города
с пригородами (или конурбация)
Александрия
Египет
1803,9
1966
Амстердам
Нидерланды
831,5
1040,4
1970
Афины
Греция
2500
1971
Ахмадабад
Индия
1507 ,9
1582,5
1969
Багдад
Ирак
1745,3
1965
Баку
СССР
1292
1971
Балтимор
США
905,8
2070,7
1970
Бангкок
Таиланд
2040
1968
Барселона
Испания
1794,4
1968
Белград
Югославия
1204
1971
Белу-Оризонти
Бразилия
1167
1968
Бенгалуру
Индия
1027 ,3
1744,9
1969
Берлин
ГДР
1085
1971
Берлин Западный
-
2124
1970
Бирмингем
Великобритания
1074,9
2446,4
1968
Богота
Колумбия
2512
1970
Бомбей
Индия
5534,4
1969
Брюссель
Бельгия
1077,0
1968
Будапешт
Венгрия
1940
1970
Бухарест
Румыния
1555
1969
Буэнос-Айрес
Аргентина
3549,0
9070,0
1969
Варшава
Польша
1308
1970
Вашингтон
США
756,5
2861,1
1970
Вена
Австрия
1643,0
1970
Гавана
Куба
1755
1970
Гамбург
ФРГ
1826,4
1968
Гвадалахара
Мексика
1352,0
1969
Глазго
Великобритания
956,2
1764,4
1967
Горький
СССР
1189
1971
Гуанчжоу (Кантон)
Китай
1840
1957
Дакка
Бангладеш
829
1969
Дели
Индия
3600
1971
Детройт
США
1511,5
4199,9
1970
Джакарта
Индонезия
2906,5
1961
Йокохама
Япония
2047,0
1968
Каир
Египет
4225,7
1966
Калькутта
Индия
3134,2
5074,7
1969
Канпур
Индия
1163,5
1275,8
1969
Каракас
Венесуэла
786,7
2064,0
1969
Карачи
Пакистан
3060,0
1969
Касабланка
Марокко
1320,0
1969
Киев
СССР
1693
1971
Киото
Япония
1410,0
1968
Китакюсю
Япония
1050,0
1968
Кливленд
США
750,9
2064,2
1970
Кобе
Япония
1253,0
1968
Копенгаген
Дания
863,7
1377,9
1966
Куйбышев
СССР
1069
1971
Лахор
Пакистан
1823,0
1969
Ленинград
СССР
4002
1971
Лима
Перу
2415,7
1969
Лион
Франция
527,8
1074,8
1968
Лондон
Великобритания
7763,8
1968
Лос-Анджелес
США
2816,0
7032.1
1970
Люйда
Китай
1508,0
1957
Мадрас
Индия
2047,7
1969
Мадрид
Испания
2850,6
1968
Город
Страна
Численность населения, тыс. жит.
Год оценки или переписи
города
с пригородами (или конурбация)
Манила
Филиппины
1499,0
1968
Мельбурн
Австралийский Союз
76,2 2108.5
1968
Мехико
Мексика
3483,6
1969
Милан
Италия
1687,3
1968
Монреаль
Канада
1222,0
2527,0
1968
Монтевидео
Уругвай
1250
1967
Монтеррей
Мексика
1011,9
1969
Москва
СССР
7172
1971
Мюнхен
ФРГ
1260,6
1968
Нагоя
Япония
1996,0
1968
Нанкин
Китай
1419,0
1957
Неаполь
Италия
1267.0
1968
Новосибирск
СССР
1180
1971
Нью-Йорк
США
7867,8
16135,5
1970
Осака
Япония
3078,0
1968
Париж
Франция
2590,8
8196,7
1968
Пекин
Китай
4010,0
1957
Прага
Чехословакия
1105,6
1970
Пусан
Юж. Корея
1425,7
1966
Пхеньян
КНДР
1000
1970
Рисифи
Бразилия
1100,5
1968
Рим
Италия
2656.1
1968
Рио-де-Жанейро
Бразилия
4207,3
1968
Сайгон
Юж. Вьетнам
1682,0
1968
Сан-Паулу
Бразилия
5684,7
1968
Сантьяго
Чили
2447,7
1967
Сан-Франциско
США
715,7
3109,5
1970
Свердловск
СССР
1048
1971
Сеул
Юж. Корея
3794,9
1966
Сиань
Китай
1310,0
1957
Сидней
Австралийский Союз
155,5
2444,7
1968
Сингапур
Сингапур
1987,9
1968
София
Болгария
973,5
1969
Стамбул
Турция
1742,0
2043,4
1965
Стокгольм
Швеция
756,7
1288,8
1968
Сурабая
Индонезия
1007,9
1961
Тайбэй
Китай
1604,0
1969
Тайюань
Китай
1020,0
1957
Ташкент
СССР
1424
1971
Тегеран
Иран
2719,7
1966
Токио
Япония
9012,0
11350.0
1968
Турин
Италия
1142,2
1968
Тяньцзинь
Китай
3220,0
1957
Ухань
Китай
2146
1957
Филадельфия
США
1948,6
4817 ,9
1970
Хайдарабад
Индия
1294,8
1363,4
1969
Ханой
ДРВ
1096
1963
Харбин
Китай
1552,0
1957
Харьков
СССР
1248
1971
Хьюстон
США
1232,8
1985,0
1970
Циндао
Китай
1121,0
1957
Чикаго
США
3366,9
7612,3
1970
Чунцин
Китай
2121
1957
Чэнду
Китай
1107
1957
Шанхай
Китай
6900
1957
Шэньян
Китай
2411
1957
всего местами средоточия промышленного производства и циркуляции значительных масс товаров, что определяет и развитие в них транспортных функций. Возникновение и развитие городов неотделимо от появления и углубления территориального (географического) разделения труда. Это и определяет производственные функции Г.: в сфере промышленности, транспорта, обмена, а также произ-ва услуг для тяготеющих к Г. ареалов. Наряду с основной массой Г., базой развития к-рых являются функции обществ. производства, имеются и др. типы Г., основанные на функциях административных (хотя обычно они сочетаются с торговыми и производственными), военных (Г.-крепости), связанные с культурой и наукой (университетские Г., такие, как Оксфорд, Гейдельберг, Тарту, в новейшее время - "Г. науки", напр. Дубна), с оздоровлением и отдыхом (Г.-курорты, напр. Сочи, Карлови-Вари), религией (Г.- религиозные центры, напр. Мекка, Лурд) и т. п. Типология Г. по их функциям (а также величине, зависящей, в свою очередь, от объёма этих функций) должна быть дополнена признаками географич. положения Г. и характера его связей с тяготеющей к нему территорией, Так, среди Г. пром. профиля можно выделить Г., расположенные вблизи месторождений полезных ископаемых или источников энергии (напр., Г. Донбасса или Рурского басс.); в транспортных узлах, в густозаселённых районах, где велики или особенно дёшевы ресурсы рабочей силы; в р-нах, обладающих значит. ресурсами с.-х. сырья (особая разновидность - Г.- центры плантационного хозяйства) и т. п. Г.-порты различаются по роли в их функциях экспорта, импорта и внутр. перевозок. Во всех случаях для оценки экон.-географич. условий развития Г. важны величина и хоз. насыщенность тяготеющей к нему территории; для портов часто особенно выигрышно расположение в устье большой реки, с хорошо развитым бассейном (Ленинград, Нью-Йорк, Роттердам, Гамбург), около пролива (Стамбул, Копенгаген), или на далеко выдающемся крупном мысу (Дакар, Кейптаун). Поскольку экономико-географич. факторы, определяющие тип Г. через его функции, исторически изменчивы, могут исторически менять свой профиль и сами Г. Существенна и природная обстановка, в к-рой развивается Г., напр. его расположение близ горных проходов (многие Г. Сев. Италии), на судоходной реке (напр., волжские Г.), в удобной бухте (напр., Владивосток), на рубеже природных зон и т. п.
В ходе ист. развития одни Г. утрачивали своё значение (или даже вовсе исчезали, о чём свидетельствуют "мёртвые города"), другие усиливали его, приобретая всё более обширное поле тяготения. Величина последнего зависит и от развития системы трансп. связей; прогресс транспорта способствует развитию более крупных Г., оставляя за мелкими роль лишь местных центров. В целом историч. развитие ведёт ко всё большей урбанизации населения и укрупнению Г. Степень урбанизации страны - важный показатель уровня её экономич. развития. Для совр. урбанизации характерно широкое распространение групповых форм гор. расселения (так, в СССР в локальных группах Г. сосредоточено св. 3/4 гор. населения). Нередко вблизи совр. больших Г. находятся города-спутники. Часто Г. срастаются, образуя агломерации (см. Агломерация населённых пунктов) или конурбации (наиболее известные примеры - огромная сплошь урбанизированная полоса в США - от Бостона до Вашингтона - т. н. мегалополис; официальные конурбации в Великобритании и мн. др.). В социалистич. странах групповые формы городского расселения упорядочиваются с помощью районных планировок.
В Г. в сконцентрированном виде проявляются производств. отношения, определяющие социальный строй данного общества (см. ниже - Исторический очерк развития Г.).
Г. представляет собой определённый, отличный от деревни тип социальной организации (общности), жителям к-рого присущи черты, объединяемые понятием гор. образа жизни. Для Г. характерна концентрация и интенсивность различных форм социального общения, специфическая (по сравнению с деревней) демографич., проф. и организац. структура. Так, крупный совр. Г. отличается высокой степенью разнообразия видов профессий, концентрацией квалифицированной рабочей силы, повышенной долей занятости в сферах науки, культуры, управления (особенно возрастающей в условиях совр. научно-технич. революции), развитой системой гос. и обществ. организаций и т. д. В противовес относит. стабильности ср.-век. Г., социальная организация совр. Г. отличается высокой динамичностью структуры, множественностью и разнообразием внеш. и внутр. связей, отсутствием замкнутых социальных "ячеек" (община, цех). Гор. образ жизни отличается большим разнообразием жизненных укладов, потребностей, вкусов, привычек. Традиции, обычаи играют в Г. значительно меньшую роль, чем в деревне. Г., особенно крупные, притягивая население из обширных ареалов, становятся очагами смешения различных этнич. групп и их взаимной ассимиляции; в то же время в капитали-стич. и др. Г. досоциалистич. эпохи имеют место уродливые явления этнической сегрегации (напр., существование негритянских гетто в США).
Совр. Г., особенно крупный, представляет собой сложный строит.-инж. комплекс, систему инж. сооружений и коммуникаций (водопровод, канализация, сеть тепло- и газопроводов, кабелей и наземных линий электропередач, устройства городского транспорта и т. п.), необходимых для нормальной эксплуатации жилого фонда, для взаимных связей между собой жилых р-нов, территорий пром. предприятий, конечных пунктов внегородского транспорта, общественных и торговых центров. Важное значение для создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения имеет уровень благоустройства Г. - развитие городского транспорта, создание сети коммунально-бытовых учреждений, гор. освещения, мероприятия по озеленению Г., их санитарной очистке и т. д. (см. ст. Благоустройство населённых мест, Городское хозяйство). Система сани-тарно-гигиенич. мероприятий в современном Г. направлена на устранение отрицательных последствий, которые имеет для здоровья человека жизнь в большом Г., таких, как перенаселённость, недостаток чистого воздуха и света, оторванность от природы, повышенная запылённость (см. также Городской климат), шум, нервные перегрузки, с чем связано значительное распространение в Г. нек-рых болезней: сердечно-сосудистых, рака лёгких, нервных болезней, туберкулёза.
Облик города, непре |