| ти приходят в театр, [М., 1961]; Л ю б и н-ский И., Театр и дети, М., 1962; Рубина Ю., Театр и подросток, М., 1970; Ш п е т Л., Советский театр для детей. Страницы истории, М., 1971. Л.Г.Шпет.
ДЕТСКИЙ ТРУД, наёмный труд малолетних, т. е. лиц, не достигших возраста трудовой дееспособности. В период утверждения капиталистического способа произ-ва применение наёмного труда детей (начиная с 5-6 лет) стало обыденным явлением.
Говоря о причинах появления Д. т. при капитализме, К. Маркс писал: "Поскольку машины делают мускульную силу излишней, они становятся средством применения рабочих без мускульной силы или не достигших полного физического развития, но обладающих более гибкими членами. Поэтому женский и детский труд был первым словом капиталистического применения машин!" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 406).
На ранних стадиях развития капитализма Д. т. эксплуатировался на тех же условиях, что и труд взрослых рабочих; это приводило к физич. и моральной деградации детей и подростков, к высокой их смертности. Проблема Д. т. стала одной из важнейших социальных проблем капиталистич. общества, а ограничение Д. т.-одним из требований рабочего класса. Впервые законодательное ограничение Д. т. было проведено в Великобритании в 1833; был принят закон, ограничивающий продолжительность рабочего дня детей 9 -13 лет 8 часами, а подростков 13-18 лет -12 часами; запрещался ночной труд детей и подростков 9-18 лет. Одним из требований рабочего класса является повышение минимального возраста допуска детей к работе по найму, а также установление возраста обязательного школьного обучения. Однако в большинстве совр. гос-в установлен низкий возраст трудовой дееспособности - в 33 гос-вах (1970) допускается приём на работу детей с 14 лет. Конвенция Междунар. организации труда (МОТ) № 59 (1937), устанавливающая минимальный возраст приёма детей на работу в 15 лет, ратифицирована на 1 янв. 1970 только 22 странами (в т. ч. СССР).
В Иране, Турции, Португалии, Таиланде, Коста-Рике, Гаити дети принимаются на работу с 12 лет. В Японии, Австралии, Исландии, Швеции, ЮАР не запрещается применение труда детей и подростков в ночное время. Рабочее время подростков, не достигших 16 лет, в большинстве штатов США - 8 часов в день, или 48 часов в неделю.
Рабочий день детей по законам штатов Юж. Каролина и Юж. Дакота составляет 10 часов в день, а в штате Айдахо-9 часов в день, или 54 часа в неделю. Проблема Д. т. в капиталистич. странах, несмотря на законы об улучшении условий труда детей, остаётся одной из острых социальных проблем современности. Полное запрещение Д. т. в условиях капитализма, по мнению Маркса, является пустым благочестивым пожеланием.
В странах социализма нет понятия "детский труд". Ф. Энгельс писал:"...впервый же день после взятия им политической власти рабочему классу предстоит принять для охраны женского и детского труда еще гораздо более решительные меры, чем билль о десятичасовом или даже о восьмичасовом рабочем дне" (там же, т. 7, с. 242). Одним из первых декретов Сов. власти был декрет о 8-часовом рабочем дне, запретивший Д. т. и регламентировавший труд подростков. Эти же положения были включены в Кодексы законов о труде РСФСР 1918 и 1922. В действующем трудовом законодательстве СССР, а также в законодательствах др. социалистич. стран установлен высокий возраст трудовой дееспособности (напр., Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 дек. 1956 запрещён приём на работу лиц моложе 16 лет, в исключит. случаях, по согласованию с фабричными, заводскими или местными комитетами профсоюзов, могут приниматься на работу лица, достигшие 15 лет). Подробно об условиях труда подростков см. в ст. Несовершеннолетн ие.
Лит.: Труд подростков на подземных работах, в шахтах и рудниках любого рода. Международная конференция труда. Сессия 49-я. Доклад IV(2) [MOT], Женева, 1965; Молодежь и труд. Международное бюро труда. Международная конференция труда. Сессия 44-я. Доклад 1, ч. 1, Женева, 1960; Киселев И. Я., Капитализм и рабочая молодежь, М., 1964; Working children. A report on child labor 1969, Wash., 1970; Children and youth in Latin America, 1969, Santiago, 1969. Е. Н. Коршунова.
ДЕТСКОЕ КИНО, произведения киноискусства - художественные (игровые и мультипликационные), хроникально-документальные и научно-популярные фильмы, создаваемые специально для детей. К Д. к. относятся также фильмы для взрослых, по своему содержанию соответствующие задачам воспитания подрастающего поколения. В СССР Д. к.-одно из активных средств коммунистич. воспитания детей. Оно использует и: развивает традиции сов. киноискусства, опыт, художеств, достижения сов. лит-ры и театра, следует принципам сов. педагогики. При работе над детским фильмом учитываются возрастные особенности юных зрителей, специфика их мышления, эстетич. восприятия.
Впервые Д. к. как особая область киноискусства было создано в Сов. Союзе. В дореволюц. России в Петербурге, Москве и др. городах иногда устраивались киносеансы для детей, на к-рых демонстрировались экранизации рус. нар. сказок, классич. лит-ры, первые рус. мультипликационные фильмы. В 1918 был выпущен первый фильм для юных зрителей ("Сигнал" по рассказу В. Г. Гаршина, реж. А.А. Аркатов). С 1924 началось регулярное производство детских фильмов. В 1927 состоялось совещание по вопросам детского и школьного кино под председательством Н. К. Крупской, к-рое оказало большое влияние на развитие Д. к. В крупных городах были открыты детские кинотеатры, началась кинофикация школ, создан научно-методич. киносектор при Центр, доме художеств. воспитания детей в Москве (в 1931), на студии "Союзкинохроника" (Москва) стал выходить ежемесячный киножурнал "Пионерия" (по инициативе реж. А. А. Ованесовой). В 1936-48 в Москве работала киностудия "Союздетфильм", являвшаяся центром сов. детской кинематографии. В 1936 создана студия "Союзмультфильм", выпускающая мультипликационные фильмы для детей. В 1959 при киностудии "Мосфильм" организовано объединение "Юность", в 1963 киностудия им. М. Горького преобразована в Центр, киностудию детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Создаются фильмы для детей и юношества, разнообразные по жанрам, видам, тематике. Ставятся киноэпопея и сказка, драма и комедия, новелла лирич. и сатирич., приключенческий фильм, экранизируются произведения лит-ры. Фильм "Красные дьяволята" (1923, по повести П. А. Бля-хина, реж. И. Н. Перестиани) по существу положил начало революционной теме в сов. Д. к. Ярким, значит, явлением стал первый звуковой детский фильм "Рваные башмаки" (1933, реж. М. А. Барская; повторно выпущен в 1970) о жизни детей нем. рабочих в годы, предшествующие фашизму. Героике революции и Гражданской войны, жизни и подвигам сов. детей и молодёжи во время Великой Отечеств, войны 1941-45 посвящены мн. фильмы, в т. ч.: "Федька" (1937, реж. Н. И. Лебедев), "Дума про казака Голо-ту" (1937, по "РВС" А. П. Гайдара, реж. И. А. Савченко), "Белеет парус одинокий" (1937, по повести В. П. Катаева, реж. В. Г. Легошин), "Жила-была девочка" (1944, реж. В. В. Эйсымонт), "Сын полка" (1946, по повести В. П. Катаева, реж. В. М. Пронин), "Молодая гвардия" (1948, по роману А. А. Фадеева, реж. С. А. Герасимов). Для сов. Д. к. с самого начала его развития характерны широкий тематич. охват явлений современной жизни, обращение к проблемам формирования характера ребёнка в сов. обществе, долга и дружбы, морали и этики, жизни школы и т. д. На материале современности построены фильмы: "Тимур и его команда" (1940, по повести Гайдара, реж. А. Е. Разумный), "Алёша Птицын вырабатывает характер"(1953, по А. Л. Барто, реж. А. М. Граник), "Васек Трубачёв и его товарищи" (1955), "Отряд Трубачёва сражается" (1957) (по повести В. А. Осеевой, реж. обоих фильмов И. А. Фрэз), "Друг мой, Колька!" (1961, реж. А. А. Салтыков и А. Н. Митта), "Добро пожаловать..." (1964, реж. Э. Г. Климов), "Последний день каникул" (1964, реж. А. П. Жебрюнас), "Звонят, откройте дверь" (1966, реж. Митта), "Доживём до понедельника" (1969, реж. С. И. Ростоцкий) и др. В лучших фильмах проявилось стремление ввести детей в реальный мир глубоких человеческих отношений, научить самостоятельно мыслить и оценивать жизненные явления. Значит. часть фильмов для детей составляют фильмы-сказки, мн. из к-рых основаны на фольклорном материале или представляют собой экранизацию лучших произведений классич. и совр. лит-ры. Большую популярность получили фильмы: "По щучьему велению" (1938), "Василиса Прекрасная" (1940), "Конёк-Горбунок" (1941),"Кащей Бессмертный" (1945)(реж. всех фильмов А. А. Роу), "Каменный цветок" (1946, по П. П. Бажову, реж. А. Л. Птушко), "Золушка" (1947, реж. Н. Н. Кошеверова и М. Г. Шапиро) и др. В 60-е гг. в фильмы-сказки вводятся бытовые, реалистич. черты, элементы пародии, стилизации, совр. разговорная речь ("Морозко", реж. Роу, "Айболит-66", реж. Р. А. Быков, и др.). Сказочный жанр успешно развивается в мультипликационных фильмах. В 30-х гг. выпущены "Новый Гулливер" (1935), "Золотой ключик" (1939, по А. Н. Толстому) (реж. обоих фильмов Птушко), где игра актёров сочетается с рисованной и объёмной мультипликацией. Тематич. разнообразие, богатство изобразит, приёмов, высокий художеств, вкус характеризуют фильмы: "Конёк-Горбунок" (1947, реж. И. П. Иванов-Вано), "Федя Зайцев" (1948, реж. В. С. и 3. С. Брумберг), "Каникулы Бонифация" (1966, реж. Ф. С. Хитрук), "Варежка" (1967, реж. Р. А. Качанов) и др.
Большое значение для воспитания детей имеют выдающиеся сов. фильмы: "Мать" В. И. Пудовкина (по М. Горькому), "Чапаев" бр. Васильевых (по Д. М. Фурманову), трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и И. 3. Трауберга, "Детство Горького" М. С. Донского (по М. Горькому) и др.
В создании детских фильмов участвуют видные писатели, художники, композиторы. К работе в Д. к. обращались реж. Л. О. Арнштам, В. М. Петров, Г. Л. Рошаль, В. А. Шнейдеров, С. И. Юткевич и др.
Широко использует Д. к. возможности документального и научно-популярного кино. Выпускаются научно-популярные киножурналы для детей: "Звёздочка" (4 раза в год), "Хочу всё знать" и "Горизонт" (ежемесячно), документальный киножурнал "Пионерия" (ежемесячно). Для научно-популярных фильмов характерно сочетание гуманистич. направленности с занимательностью, научного содержания с поэтичной сказочной формой ("Русачок", "Серая звёздочка", "Как чайка догоняла грузовик", "Тук-тук-тук" и др.)
Мн. сов. фильмы для детей удостоены почётных наград и премий на междунар. кинофестивалях: "Жила-была девочка" (реж. Эйсымонт), "Чук и Гек" (реж. И. В. Лукинский и М. Н. Фёдорова), "Школа мужества" (реж. В. П. Басов и М. В. Корчагин), "Лурджа Магданы" (реж. Т. Е. Абуладзе и Р. Д. Чхеидзе), "Девочка ищет отца" (реж. Л. В. Голуб), "Дикая собака Динго" (реж. Ю. Ю. Ка-расик)и др.
Комиссия Д. к. Союза кинематографистов СССР поддерживает связи с деятелями зарубежного Д. к., проводит творч. мероприятия, активизирующие процесс развития кино для детей. Вопросы теории и практики Д. к. разрабатываются К. К. Парамоновой и др.
В др. социалистич. странах в Д. к. работают режиссёры: К. Земан, К. Кахиня (ЧССР), Д. Петров, С. Шива-чев (НРБ), X. Бальман, Г. Клейн, К. Пет-цольд, В. Бек, X. Каров, К. Георги (ГДР), Д. Палашти, 3. Фабри (ВНР), Е. Бостан(СРР), Я.Насфетер (ПНР) и др. Ставятся историко-революц. фильмы и фильмы о современности, игровые и мультипликационные, экранизируются нар. сказки и произв. детской классич. и совр. литературы. Выпускаются научно-популярные фильмы, киножурналы "Пионерский еженедельник" (ГДР), "Наш журнал" (СРР) и др.
Во многих капиталистических странах производство детских фильмов началось после 2-й мировой войны 1939-45.
Для лучших художественных-фильмов, выпускаемых в Великобритании, характерны глубокое понимание внутреннего мира ребёнка, поэтичность, немало фильмов посвящено дружбе детей и животных. Во Франции вслед за поэтич. сказками-аллегориями "Белая грива" и "Красный шар" (реж. А. Ламорис) появилась серия короткометражных фильмов-новелл о духовном мире детей. В США известностью пользуются фильмы У. Диснея "Белоснежка и семь гномов" (1938), "Бэмби" (1942). Экранизируются сказки, произведения детской мировой классич. и совр. лит-ры, снимаются фильмы о дружбе детей и взрослых с животными. В капиталистических странах (особенно США) Д. к. нередко проповедует антигуманистические идеи, ведущие к развращению сознания детей. Значительное явление Д. к. Швеции - серия фильмов "Малютка Червен, Боцман и Мозес", "Червей и Скроллан", "Червен и Мю-зак" (по мотивам рассказов А. Линд-грен, реж. У. Хельоом). В Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции и др. странах имеются детские киноклубы, которые организуют спец. сеансы для детей, проводят диспуты и конференции, выпускают бюллетени.
В 1958 при ЮНЕСКО создан Междунар. центр фильмов для детей и молодёжи (Брюссель), к-рый координирует работу нац. центров, организует ежегодные Междунар. фестивали детских фильмов (проводятся с 1953), издаёт информационную лит-ру по Д. к.
Илл. см. на вклейке, табл. XI (стр. 176-177).
Лит.: Б е г а к Б..Громов Ю., Большое искусство для маленьких, М., 1949; Дол и некий И., Развитие детского кино, в кн.: Очерки истории советского кино,т. 2, М., 1959; его же, Детское кино, там же, т. 3, М., 1961; Парамонова К. К., Рождение фильма для детей, М., 1962; её же, Образ-характер - роль в фильме для детей, М., 1966; её ж е, В зрительном зале - дети, М., 1967. Н. И. Преснякова.
ДЕТСКОЕ МЕСТО, образование, осуществляющее связь между плодом в период его внутриутробного развития и организмом матери; то же, что плацента.
ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ, питание ребёнка. (О питании новорождённого ребёнка и грудного ребёнка см. в ст. Вскармливание.) От правильно построенного питания зависит нормальное физич. и нерв-но-психич. развитие ребёнка, выработка иммунитета к различным заболеваниям. Особенностью развития детей всех возрастов является их высокая потребность во всех пищевых и биологич. компонентах. Вопрос о потребности детей старше года в пищевых веществах рассматривается дифференцировано для различных возрастных групп. В СССР принято деление детей на следующие возрастные группы: от рождения до 2,5-3,5 недель (период новорождённости), далее - до 1 года, затем от 1 года до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 12 лет и от 12 до 15 лет. Пища ребёнка должна содержать все необходимые пищевые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и др.) в необходимом количестве при правильном соотношении белков, жиров и углеводов (соответственно 1:1:4). У детей старшего школьного возраста (12-15 лет) в связи с повышенными энергетич. затратами увеличивается потребность в углеводах, и это соотношение должно составлять 1:1:5.
Переваривающая способность желудочно-кишечного тракта ребёнка к 1-му году жизни достигает значит, совершенства, и набор продуктов для детей старше года должен стать разнообразнее. Употребляют молоко и молочные продукты, яйца, мясо (говядина, телятина, нежирная свинина, курица, мозги, печень), нежирные сорта рыбы, крупы и мучные изделия, сахар. Особое внимание в меню должно быть уделено разнообразию овощей и фруктов, ягод как в свежем, так и в обработанном виде. Рекомендуется включать в рацион детей огородную и дикорастущую зелень (лук, укроп, петрушку, шпинат, салат и т. д.). Необходимо применение пищи, богатой клетчаткой (хлеб, овощи). Масло, молоко, сахар, хлеб, овощи, крупы включаются в меню ежедневно, творог, сыр, сметана, рыба, мясо, яйца могут употребляться не каждый день; один день в неделю может быть вегетарианским, но обязательно с употреблением продуктов, содержащих достаточное количество животного белка (напр., яиц). В питании детей до 1,5 лет применение кондитерских изделий ограничено, в дальнейшем в виде сладостей желательно употреблять варенье, повидло, джем, сухое печенье. Шоколадные изделия можно давать детям лишь с 2-3-летнего возраста. Растительное масло должно составлять 10-15% от общего количества жиров. Детям старше 2 лет можно в ограниченном количестве разрешить использовать в питании свежую варёную колбасу, сосиски, нежирную ветчину; дети этого же возраста могут получать сыр, икру, вымоченную сельдь. Жирами богато масло, сливки, молоко. Консервы, маринады, копчёности детям раннего возраста давать не следует, тогда как для детей старшего возраста они допустимы в ограниченном количестве. Потребность в витаминах следует удовлетворять за счёт пищевых средств; в весеннее время, когда содержание витаминов во фруктах и овощах снижается, назначают синтетич. препараты витамина С - от 50 до 100 мг в сутки. Очень полезно включать в рацион детей дрожжи, содержащие ценные белки, витамины трупы В и фосфор. Главнейшим источником витамина D является рыбий жир, а также молоко, печень животных, яйца. Минеральные вещества дети получают из продуктов животного и растит, происхождения. Важным моментом является кулинарная обработка, к-рая придаёт пище вкус, запах, внешний вид. До 1,5 лет дети должны получать паровые мясные изделия, овощи в виде пюре; с 2 лет овощи могут быть мелко изрублены, мясо с 3 лет может быть тушёным, жареным мелкими кусочками и т. д. В более старшем возрасте питание дифференцируется не столько по форме кулинарной обработки, сколько по объёму порций. Меню для детей школьного возраста (7-15 лет) отличается от меню взрослого только объёмом разового и суточного питания.
Рациональное Д. п. включает и правильный режим питания. До 1,5 лет ребёнка можно кормить 5, затем 4 раза в сутки. Питание в течение суток должно распределяться следующим образом: завтрак 20-25% , обед 35-40%, полдник 15% , ужин 30-25% от суточного рациона. Важно правильное употребление воды в питании ребёнка: 1-й год жизни -150-100 мл на 1 кг массы, 1-3 года -100 мл, 3-7 лет -60 мл, более старшим детям -50 мл в сутки на 1 кг массы. Для улучшения питания детей особенно в зимний и весенний периоды, когда поступление свежих фруктов и овощей сокращается, пищ. пром-сть СССР выпускает овощные и фруктово-ягодные соки, консервы, пюре, овощи и фрукты быстрой заморозки, сухое молоко, готовые смеси в детском ассортименте. Технология производства этих продуктов обеспечивает сохранение важных пищевых веществ, входящих в состав их сырья, в том числе и витаминов.
В Директивах 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития нар. х-ва СССР на 1971-75 сказано: "Повысить качество, расширить ас |