| тей таких последствий империалистич. и Гражд. войн, как потеря родителей, эпидемии, голод, массовые перемещения населения. По различным данным, число детей, нуждавшихся в немедленной помощи гос-ва, составляло в 1921 4-6 млн. чел., в 1923 - 2,5-4 млн. 27 янв. 1921 для объединения и согласования деятельности всех ведомств по оказанию помощи детям и борьбе с Д. б. была создана Комиссия по улучшению жизни детей - "Деткомиссия ВЦИК" во главе с ф. Э. Дзержинским. В 1921-. 1922 только в Поволжье получили питание и одежду ок. 5 млн. детей, 150 тыс. детей было эвакуировано, 200 тыс. принято на содержание Красной Армией, профсоюзами, крестьянскими орг-циями. В 1923 гос. помощь получили более 1 млн. детей-сирот. Сеть приёмников-распределителей, в к-рых оказывалась первая социальная помощь беспризорным и проводилась их подготовка к переводу в организованный коллектив (в стационарные дет. учреждения), составляла в 1921 - 175, в 1926-284; в детских домах, колониях, коммунах различных типов в 1917 воспитывалось 30 тыс., в 1919-125 тыс., в 1921 -540 тыс. детей. Многие детские дома, колонии и коммуны приобрели широкую известность постановкой воспитат. работы и добились больших успехов в воспитании беспризорных: колония имени М. Горького, коммуна имени Ф. Э. Дзержинского, Прилуцкая трудовая коммуна, Болшевская коммуна, Лопасненский ин-т трудового воспитания "Новая жизнь" и др. Важное значение для развития борьбы с Д. б. имели пост. ВЦИК и СНК от 21 сент. 1925 О мероприятиях по подготовке воспитанников дет. домов к трудовой деятельности и от 5 апр. 1926 О порядке и условиях передачи воспитанников в крест, семьи, пост. ЦИК и СНК СССР от авг. 1926 О мерах по борьбе с детской беспризорностью и др. В 1924 был создан "Фонд им. В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям", в 1926- добровольное общество "Друг детей". В результате проведённой работы Д. б. быстро сокращалась: в 1924 в дет. домах находилось 280 тыс., в 1926-250 тыс., в 1927/28-159 тыс. детей. Ликвидация Д. б. была в основном завершена в сер. 30-х гг. В 1935 СНК СССР и ЦК ВКП(б) в своём пост, отметили, что в условиях улучшения материального положения трудящихся и при значит, количестве дет. учреждений наличие нек-рого числа беспризорных детей объясняется только недостатками профилактич. работы. В пост, была подчёркнута роль общественности в воспитании детей, определена система мероприятий по предупреждению Д. б. и безнадзорности, разработаны меры борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, повышена ответственность родителей за воспитание детей.
В годы Великой Отечеств, войны 1941-45, когда многие дети потеряли родителей, Сов. гос-во при активной помощи общественности сумело предотвратить Д. б. Пост. СНК СССР от 23 янв. 1942 Об устройстве детей, оставшихся без родителей, предусмотрело расширение сети детских учреждений, первоочередное их снабжение, регламентировало вопросы устройства детей и возвращения их в семьи.
В СССР Д. б. практически отсутствует: планомерно осуществляется система мероприятий, направленная на ликвидацию безнадзорности, повышение эффективности семейного и школьного воспитания, организации досуга несовершеннолетних, социального контроля за поведением, времяпрепровождением, связями детей и подростков. Местными органами власти установлены ограничения пребывания несовершеннолетних на улице и в других обществ, местах после 22 часов, посещения ими ресторанов и кафе; запрещена продажа несовершеннолетним спиртных напитков. За вовлечение детей и подростков в преступную деятельность, в пьянство, бродяжничество и попрошайничество, азартные игры, проституцию установлена уголовная ответственность (см., напр., УК РСФСР, ст. 210). Законом предусматривается ответственность родителей и других воспитателей за надлежащее выполнение ими своих обязанностей по воспитанию детей, по их обучению и подготовке к общественно полезной деятельности; при нарушении этих обязанностей принимаются меры воздействия, вплоть до отобрания детей у родителей или лишения родительских прав (напр., Кодекс законов о браке и семье РСФСР, ст. 52). Безнадзорные подростки и семьи, в которых они воспитываются, берутся на учёт детскими комнатами милиции и комиссиями по делам несовершеннолетних для проведения профилактич. работы, а в случае необходимости и мер воздействия в отношении самого подростка или его родителей. См. также Опека, Попечительство, Родительские права и обязанности.
Лит.: Дзержинский Ф. Э., Избранные статьи и речи, М., 1947; Гернет М.Н., Социально-правовая охрана детства, М.. 1923: Вопросы борьбы с преступностью, в. 6, М., 1967; Крупская Н. К., О воспитании и обучении, М., 1946. Г. М. Миньковский.
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА в СССР, внешкольное учреждение, работа к-рого направлена на коммунистич. воспитание детей и подростков, оказание помощи уч-ся в глубоком усвоении основ наук, на воспитание культуры чтения. Читателями Д. б. являются в основном уч-ся 1-8-х классов (7-14 лет) и дошкольники, умеющие читать, а также руководители детского чтения. Фонды Д. б., комплектуемые с учётом возрастных особенностей читателей, содержат общественно-политич., научно-популярную, художеств, лит-ру, справочные издания, дет. журналы и газеты, грампластинки, диафильмы и диапозитивы, а также научно-методич. литературу и библиографические издания для руководителей детского чтения.
Д. б. обслуживают читателей диффе-ренцированно; особое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым читателем. В работе Д. б. используются различные формы и методы: выставки, беседы, открытый доступ читателей к книжным полкам, обсуждения книг, литературные утренники и вечера, встречи с писателями, читательские конференции, литературные игры, кружки рецензентов, друзей книги и т. д.
Первые Д. б. в России начали создаваться во 2-й пол. 19 в. на средства пе-дагогич. и культурно-просветит. обществ, частных лиц (библиотека в Кронштадте для детей моряков, библиотека Бередни-ковой в Москве, Д. б. в Петербурге, Н. Новгороде, Перми, Кишинёве, Одессе и др.).
После победы Октябрьской революции повсеместно начали создаваться самостоятельные Д.б. как библиотеки социалистич. типа. Одним из инициаторов организации Д. б. была Н. К. Крупская. Она разработала принципы библиотечного обслуживания детей, отбора книг, связи детских и школьных библиотек. За годы Советской власти сеть Д. б. непрерывно росла. На 1 янв. 1971 в СССР насчитывалось 6498 Д. б. Кроме того, детей обслуживают школьные библиотеки и детские отделения массовых библиотек для взрослых, к-рым Д. б. оказывают мето-дич. помощь. Республиканские и областные Д. б. выпускают рекомендательные библиографич. указатели для детей и руководителей дет. чтения, методич. лит-ру, ведут информационную и справочно-биб-лиографич. работу. Всесоюзным центром методической помощи Д. б. является Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина.
Лит.: Н. К. Крупская о библиотечном деле, М., 1957; Детская библиотека. Практическое пособие. Ред.-сост. Н. Б. Медведева и И. И. Лаврннович. М., 1967; Житомирова Н., Воронец В., Серова Н., Руководство чтением детей в библиотеке, 2 изд., М., 1964.
Н. Б. Медведева.
"ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ "ЛЕВИЗНЫ" В КОММУНИЗМЕ", произведение В. И. Ленина, посвящённое вопросам стратегии и тактики коммунистич. партий, международному значению истории большевизма и Октябрьской революции (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 1-104). Написано в апр.- мае 1920 к открытию 2-го конгресса Коминтерна. Содержит 10 глав. Книга в Сов. России была напечатана в июне 1920 на рус. яз., в июле на англ, и франц. яз. и подарена делегатам 2-го конгресса Коминтерна (19 июля - 7 авг. 1920). Важнейшие положения ленинского труда легли в основу решений конгресса. Во 2-й пол. 1920 книга была издана за границей. В СССР к 1 июля 1971 была напечатана отдельным изданием 209 раз на 54 яз. общим тиражом 7548 тыс. экз. За рубежом к 1969 выдержала 151 издание в 32 странах.
Обложка первого издания книги.
В этой книге, как и в ряде др. своих трудов, Ленин развивает идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о стратегии и тактике пролетарской партии; на основе всемир-но-историч. опыта большевизма в России и борьбы революц. рабочих в др. странах Ленин создал целостное учение о стратегии и тактике - науку о руководстве революц. борьбой пролетариата.
После победы Окт. социалистич. революции перед коммунистам, партиями капиталистич. стран встала важнейшая задача: опираясь на революц. подъём масс, возглавить борьбу пролетариата. Но большинство коммунистам, партий, только что возникших, не имели ещё боевого революц. опыта, не усвоили марксистской стратегии и тактики, не обладали марксистско-ленинской закалкой, организованностью, плохо были связаны с широкими массами. Наряду с открытыми правооппортунистич. элементами в них появились "левые" коммунисты, к-рые толкали партии на путь сектантства и авантюризма. "Левые" отвергали участие коммунистов в работе профсоюзов, к-рыми руководили социал-демократы, требовали бойкота бурж. парламентов; выдвинули лозунг - "никаких компромиссов" и т. п. Они раскалывали коммунистам, партии и мешали им теснее сплотиться с массами рабочего класса. Поэтому Ленин в работе "Д. б. „л." в к." направил главный удар против этой серьёзной опасности в междунар. коммуни-стич. движении и указал пути для её преодоления.
Цель своей работы Ленин видел в том, чтобы, проанализировав опыт развития рус. революции в связи с актуальными проблемами стратегии и тактики мирового коммунистич. движения, показать ч...то, что есть общеприменимого, общезначимого, общеобязательного в истории и современной тактике большевизма" (там же, с. 30).
Подчёркивая междунар. значение Окт. революции, Ленин указывал, что нек-рые основные её черты "...имеют не местное, не национально-особенное, не русское только, а международное значение" (там же, с. 3). "...Русский образец,- писал Ленин,- показывает всем странам кое-что, и весьма существенное, из их неизбежного и недалекого будущего" (там же, с. 4). Одновременно он отмечал конкретные особенности развития революц. движения в различных странах на основе общих закономерностей.
Анализируя причины и условия формирования в России идейно и организационно сплочённой и закалённой революц. пролетарской партии, Ленин дал характеристику главных этапов в истории большевизма. "Большевизм существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года" (там же, с. 6); он возник на самой прочной основе теории марксизма. Ленин показал, что по богатству опыта большевизм не имеет себе равного в мире (см. там же, с. 8).Он раскрыл многообразие форм борьбы, применявшихся большевиками на различных этапах в зависимости от конкретных условий, подчёркивая, что в борьбе за власть Советов большевики проявляли гибкую тактику, осторожность и осмотрительность. Одно из основных условий успеха большевизма - твёрдая революционная, сознательная дисциплина, сплочённость вокруг партии масс пролетариата.
В этой и др. работах Ленин разъясняет и развивает дальше коренные вопросы теории социалистич. революции: о диктатуре пролетариата, о партии и её роли в системе диктатуры рабочего класса, о дисциплине в партии, о роли теории, о привлечении широких масс рабочего класса на сторону пролетарской революции. Ленин подверг резкой критике тех "левых" коммунистов, к-рые выступали против необходимой централизации и твёрдой дисциплины в рядах коммунистич. партий, провозглашали демаго-гич. лозунги против "диктатуры вождей" в партии и т. п. Критикуя "левых", Ленин указывал, что отрицание партийности и партийной дисциплины "...равносильно полному разоружению пролетариата в пользу буржуазии. Это равносильно именно той мелкобуржуазной распыленности, неустойчивости, неспособности к выдержке, к объединению, к стройному действию, которая неминуемо всякое пролетарское революционное движение погубит, если дать ей потачку" (там же, с. 26-27).
Для успешной борьбы за социализм и коммунизм главное - руководящая роль коммунистич. партии. "Без партии, железной и закаленной в борьбе, без партии, пользующейся доверием всего честного в данном классе, без партии, умеющей следить за настроением массы и влиять на него, вести успешно такую борьбу невозможно",- писал Ленин (там же, с. 27). Коммунистич. партия, подчёркивал Ленин, становится непобедимой тогда, когда она вскрывает и анализирует ошибки и недостатки в своей работе, умеет вовремя исправить их. Считая правый оппортунизм гл. опасностью в рабочем движении, Ленин в то же время призвал к критике "левого" доктринёрства и догматизма, к необходимости излечения "детской болезни „левизны" в коммунизме". "Левые" в международном коммунистич. движении не понимали значения для революционной партии пролетариата сочетания легальных и нелегальных форм борьбы, не учитывали, что сила и непобедимость партии, владеющей революц. теорией, заключается в её тесной связи с массами. Ленин говорил, что надо проникнуть в профсоюзы, пусть даже реформистские, и вести там коммунистич. работу, участвовать в бурж. парламентах. Ленин писал: "Мы, большевики, участвовали в самых контрреволюционных парламентах, и опыт показал, что такое участие было не только полезно, но и необходимо для партии революционного пролетариата как раз после 1-ой буржуазной революции в России (1905) для подготовки 2-ой буржуазной (П. 1917) и затем социалистической (X. 1917) революции" (там же, с. 45).
Разъясняя вопрос о допустимости по-литич. компромиссов, Ленин указывал, что в процессе революц. борьбы пролетарская партия может и должна заключать соглашения, политич. блоки в интересах рабочего класса. Он писал: "Вести войну за свержение международной буржуазии, войну во сто раз более трудную, длительную, сложную, чем самая упорная из обыкновенных войн между государствами, и наперед отказываться при этом от лавирования, от использования противоречия интересов (хотя бы временного) между врагами, от соглашательства и компромиссов с возможными (хотя бы временными, непрочными, шаткими, условными) союзниками, разве это не безгранично смешная вещь?" (там же, с. 54). Ленин советовал, не жертвуя принципами, находить такую форму компромисса, к-рая не стесняла бы коммунистов в проведении ими идейно-политич, борьбы, давала возможность сохранить революц. тактику и орг-цию. Ленин учил, что тактика партии должна быть построена на строго объективном учёте расстановки классовых сил, на науч. анализе ист. обстановки. Ленин писал, что коммунистич. партии должны научиться побеждать наверняка. Это означает, что им надо, по примеру большевиков, в полной мере овладеть всеми формами классовой борьбы пролетариата: "не владея всеми средствами борьбы, мы можем потерпеть громадное - иногда даже решающее - поражение..." (там же, с. 81). Коммунистич. партии, по словам Ленина, должны учитывать разнообразие форм движения, нац. различия, осн. принципиальные задачи борьбы и конкретные формы, к-рые эта борьба принимает и неизбежно должна принимать в каждой отдельной стране. Ленин обращал внимание на необходимость правильного науч. анализа наличия революц.ситуации в той или иной стране. Разъясняя вопрос о том, когда революция может считаться назревшей, как и при каких условиях может быть обеспечена её победа, Ленин отмечал, что для победы революции недостаточно только идейного завоевания пролетарского авангарда. "С одним авангардом победить нельзя. Бросить один только авангард в решительный бой, пока весь класс, пока широкие массы не заняли позиции либо прямой поддержки авангарда, либо, по крайней мере, благожелательного нейтралитета по отношению к нему и полной неспособности поддержать его противника, было бы не только глупостью, но и преступлением" (там же, с. 11-78). Для победы революции нужен собственный политич. опыт широких трудящихся масс. "Таков,- говорит Ленин,- основной закон всех великих революций..." (там же, с. 78).
Книга Ленина имела и имеет огромное значение для развития коммунистич. и рабочего движения, является острым оружием в борьбе против уклонов в коммунистич. и рабочем движении, в особенности в борьбе против совр. правого и "левого" оппортунизма, догматизма и доктринёрства. Н. К. Фоминов.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественные, научно-художеств. и научно-популярные произведения, написанные специально для детей - от дошкольного до старшего школьного возраста. В СССР Д. л. стала одним из крупнейших отрядов общей лит-ры, объединившей лит. силы народов всех республик. Как и в лит-ре для взрослых, в сов. Д. л. поднимается множество разнообразных проблем нар. жизни и жизни детей, но в доступной соответств. возрасту читателей форме. Художеств. Д. л. многотемна, многожанрова, а научно-художественная - освещает все области знаний. Развивается Д. л. на научно-педагогич. основе, издат. планы строятся по возрастам, тематич. и жанровым разделам. Обычно в понятие Д. л. включается также широкий круг произв. для взрослых, прочно вошедших в обиход детского чтения,-прежде всего, произв. нар. творчества и классиков. В круг чтения рус. детей вошли сказки и стихи А. С. Пушкина, баллады В. А. Жуковского, басни И. А. Крылова, стихи и поэмы М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, Ш. Руставели, В. В. Маяковского, Н. С. Тихонова, Я. Купалы, Я. Коласа, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Р. Гамзатова, рассказы и повести Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, В. М. Гаршина, Н. Г. Гарина, А. И. Куприна, А. Н. Толстого, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, Д. А. Фурманова, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, Б. С. Житкова, В. П. Катаева, Н. А. Островского, Л. С. Соболева, Б. Н. Полевого и мн. др.
Ж. Верн. "Дети капитана Гранта". Илл. Э. Риу (1881).
Почти во всём мире дети читают "Дон Кихот" М. Сервантеса, "Робинзон Кру-зо" Д. Дефо, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "Приключения Мюнхгаузена" Р. Э. Распе, "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле (перечисленные книги обычно в сокращ. изданиях), "Хижина дяди Тома" Г. Бичер-Стоу, "Маленький оборвыш" Дж. Гринвуда, "Без семьи" Г. Мало, "Овод" Э. Войнич, рассказы Э. Сетон-Томпсона, "Алиса в стране чудес" Л. Кэррола, повести Марка Твена, романы В. Скотта, Ч. Диккенса, Ж. Верна, Ф. Купера, сказки X. К. Андерсена, Ш. Перро, братьев Я. и В. Гримм, В. Хауфа и др. Сравнительно с поэзией др. стран была богата англ, поэзия для детей, в к-рой сильны традиции дет. фольклора. С |