| ым темпераментом и мощной творческой фантазией, Д. с первых шагов решительно вступил на путь романтизма и вскоре стал главой романтич. школы, ярчайшим выразителем её прогрессивных, а в ряде работ и революц. тенденций. В 1822 выставил картину - "Данте и Вергилий" ("Ладья Данте", Лувр, Париж), полную эмоционального накала и мрачного, трагич. пафоса. Картиной "Резня на Хиосе" (1823 - 24, Лувр) Д. откликнулся на совр. события, изобразив страдания греков под тур. игом. Проникнутое драматизмом и горячим сочувствием к бедствиям греч. народа, полотно Д. прозвучало протестом против жестокости и насилия, а также и против поощрения турок франц. политикой на Балканах. Гражд. позиция художника, жизненность его образов, необычная свежесть живописи (под впечатлением пейзажей Констебла Д. переписал картину в светлых тонах) вызвали яростные нападки реакц. критики. В картине "Греция на развалинах Миссолун-ги" (1827, Музей изящных иск-в, Бордо) Д. вновь обратился к борьбе греков за нац. независимость. Холодной и условной, оторванной от жизни офиц. акаде-мич. живописи Д. противопоставил взволнованное и напряжённое иск-во, проникнутое гуманистич. пафосом, духом активного действия и борьбы. Новизной, красноречивостью и одухотворённостью отличались и живописные приёмы Д.: динамичная композиция, экспрессивный мазок, насыщенный колорит со звучными контрастами светотени и цвета. В поисках захватывающих сюжетов, мужественных, благородных героев, глубоких и сильных страстей Д. нередко обращался к произв. У. Шекспира, И. В. Гёте, Дж. Байрона, В. Скотта ("Тассо в доме умалишённых", 1824, Художеств, музей, Вин-тертур; "Казнь дожа Марино Фальеро", 1826, собр. Уоллес, Лондон; "Смерть Сар-данапала", 1827, Лувр; "Убийство епископа Льежского", 1829, Музей изящных иск-в, Лион); в литографиях на темы "Фауста" (1827-28) и "Гамлета" (1834-1843) Д. выразил тончайшие оттенки переживаний, заслужив похвалу Гёте.
Э. Делакруа. Автопортрет. 1829. Лувр. Париж.
В 1830 под непосредств. впечатлением Июльской революции Д. написал большое полотно "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах", Лувр; илл. см. на вклейке к ст. Исторический жанр). Изобразив реальных участников восстания рядом с аллегорич. фигурой Свободы, он создал величеств, образ нар. революции, где воедино слиты героич. действительность и прекрасная романтич. мечта о свободе. В 1831 Д. написал две картины на темы Великой франц. революции ("Буасси д'Англа в Конвенте", Музей изящных иск-в, Бордо; "Мираоо и Дрё-Брезе", Новая Карлсбергская глиптотека, Копенгаген). В батальных композициях ("Битва при Пуатье", 1830, Лувр; "Битва при Нанси", 1831-34, Музей изящных иск-в, Нанси; "Битва при Тайбуре", 1837, Нац. музей Версаля и Трианонов, илл. см. т. 3, вклейка к стр. 41), посвящённых событиям нац. истории, Д. не только ярко воссоздал обстановку сражения и облик его участников, но и передал драматич. напряжение, ожесточение битвы, где сталкиваются массы воинов.
Совершив в 1832 путешествие в Алжир и Марокко, Д. по многочисленным зарисовкам с натуры написал ряд картин ("Алжирские "женщины", 1833-34, и "Еврейская свадьба в Марокко", 1839,- в Лувре; "Арабские комедианты", 1848, Музей изящных иск-в, Тур; "Львиная охота в Марокко", 1854, Эрмитаж, Ленинград); эти романтически красочные образы Востока отмечены поэтичностью замысла, живым ощущением своеобразия быта, нравов и характеров. Реалистич. завоевания Д. ярко выразились в его психологич. портретах(автопортрет, 1829, портрет Ф. Шопена, 1838,- в Лувре) оригинальных пейзажах и натюрмортах. Многочисленным работам Д. в области монументальной живописи (росписи Бур-бонского, 1833-47, и Люксембургского, 1845-47, дворцов, Старой ратуши, 1849-53, галереи Аполлона в Лувре, 1849-51, церкви Сен-Сюльпис, 1849-1861,- в Париже), так же как его многим картинам 1840-50-х гг. на ист., религ. и мифологич. сюжеты ("Правосудие Тра-яна", 1840, Музей изящных иск-в, Руац; "Взятие крестоносцами Константинополя", 1840-41, Лувр; "Битва св. Георгия с драконом", ок. 1854, Музей изящных иск-в, Гренобль), присущи высокие декоративные качества, особенно свободный полёт фантазии, колористич. великолепие, живописный размах, но вместе с тем и черты театральности, субъективности, подчас преувеличенной патетики.
Творчество Д. принадлежит к вершинам мировой живописи 19 в. благодаря его героич. свободолюбивому духу, драматич. ощущению противоречий жизни, смелости мысли, чувства и воображения, страстности живописного языка. Д. придал цвету активную эмоционально-образную выразительность; в числе первых он применил принцип разложения цвета, систему дополнит, тонов, цветных теней и рефлексов, отчасти предвосхитив открытия импрессионистов. Дневник Д. (к-рый он вёл с 1822), его статьи и много-числ. письма содержат критику бурж. цивилизации, размышления об иск-ве, характеристику творчества художников прошлого и современности.
Илл. см. на вклейке к стр. 57.
Соч.: Мысли об искусстве, о знаменитых художниках, пер. с франц., М.,1960; Дневник Делакруа, пер. с франц., т. 1 - 2, М., 1961.
Лит.: [Кожина Е. Ф.]. Эжен Деля-круа. [Альбом], М., 1961; Гастев А. А., Делакруа, М., 1966; Escholier R., Delacroix, v. 1 - 3, P., 1926 - 29; Н и у g h e R., Delacroix, L., 1964. С. В. Морозова.
ДЕЛАМБР (Delambre) Жан Батист Жо-зеф (19.9.1749, Амьен,-19.8.1822, Париж), французский астроном, геодезист и метролог. С 1792 член и с 1803 секретарь отделения матем. наук Парижской АН. Совм. с П. Мешеном принимал (1792-97) участие в градусном измерении дуги меридиана от Дюнкерка до Барселоны, послужившем основанием для установления метрической системы мер. Д. вычислил таблицы видимых движений Солнца, больших планет и спутников Юпитера. Усовершенствовал методы астрономич. вычислений. Написал 6-томную историю астрономии.
Соч.: Histoire de 1'astronomie ancienne, v. 1 - 2, P., 1817; Histoire de 1'astronomie du moyen age, P., 1819; Histoire de 1'astronomie moderne, v. 1 - 2, P., 1821; Histoire de 1'astronomie au dix-huitieme siecle, P., 1827.
ДЕЛAMИНАЦИЯ (от позднелат. delamino - разделяю на слои), один из способов гаструляции, при к-ром клетки зародыша делятся параллельно его поверхности.
ДЕЛАМОТ (de la Mothe) Жан Батист Мишель (1729-1800), архитектор; см. В ал лен-Деламот Ж. Б. М.
ДЕЛАНДР (Deslandres) Анри (24.7.1853, Париж,-15.1.1948, там же), французский астроном, чл. Парижской АН (1902). Чл. Бюро долгот и директор Медонской обсерватории (близ Парижа). В 1891 Д. изобрёл спектрорегистратор скоростей и спектрогелиограф (независимо от амер. астронома Д. Хэла). С помощью этого инструмента он осуществлял на Медонской обсерватории повседневное фотографирование хромосферы на всей площади диска Солнца. Кроме того, Д. открыл закономерности в расположении полос поглощения в спектрах газов, совместно с А. А. Беккерелем исследовал действие магнитного поля на положения спектральных линий, измерил скорости вращения различных частей колец Сатурна и получил многочисл. фотографии больших планет и планетарных туманностей.
Лит.: d'Azambuja L., Henri Deslandres (1853 - 1948), "L'astronomie", 194,8, v. 62,
ДЕ ЛА РОШ, Деларош (De la Roche) Мазо (15.1.1879, Ньюмаркит, ок. Торонто,-12.7.1961, Торонто), канадская писательница. Окончила ун-т в Торонто. Её роман "Джална" (1927) открыл серию из 16 романов о семье Уайтоук; последний из них - "Утро в Джалне" (1960). Интересы автора сосредоточены только на семейных отношениях-социальные проблемы почти не волнуют её героев. Автор популярной пьесы "Семья Уайтоук" (1935). В автобиографии "Повторения" (1957) совр. капиталистич. образу жизни противопоставлен патриархальный уклад.
Лит.: Thomas С., Canadian novelists. 1920 - 1945, Toronto, 1946; Ра се у D., Creative writing in Canada, Toronto, [1967]; Literary history of Canada, ed. C. F. Klinck, [Toronto, 1965].
ДЕЛАРОШ (Delaroche) Поль (наст, имя Ипполит) (17.7.1797, Париж,-4.11.1856, там же), французский живописец. Ученик А. Гро. Картины Д. ("Дети Эдуарда IV", 1831, Лувр, Париж; "Убийство герцога Гиза", 1834, Музей Конде, Шантийи) изображают гл. обр. драматич. эпизоды ср.-век. истории. Натуралистич. тенденция - прозаически - будничная, поверхностная трактовка ист. событий, стремление к внеш. правдоподобию обстановки, костюмов и бытовых деталей - сочетается в творчестве Д. с занимательностью романтических сюжетов, идеализацией королей, знати и феод, нравов. Д. принадлежат также огромная роспись с изображением художников прошлого в Школе изящных иск-в в Париже ("Гемицикл", 1837-41), ряд портретов и религ. композиций.
П. Деларош. "Кромвель у гроба Карла I". 1849. Эрмитаж. Ленинград.
Лит.: Paul Delaroche. Exposition des ceuv-res, P., 1857. С. В. Морозова.
ДЕЛАФОС (Delafosse) Эрнест Франсуа Морис (20.12.1870, Сансернь, деп. Шер,- 23.11.1926, Париж), французский языковед и историк. С 1921 профессор школы вост. языков во Франции. Работы Д. по изучению языков, истории, этнографии народов Зап. Судана послужили основой для всех последующих исследований. Большое науч. значение представляют его лингвистич. труды в области африканистики (описания языков группы манде, мандинго, бамбара, фула и др.). Д. принадлежит теория единого происхождения всех афр. языков, общепризнанная лишь в части, касающейся бантоидных и банту языков.
Соч.; Manuel dahomeen, P., 1894; Essai de manuel de la langue agni, P., 1900; Les noires de I'Afrique.P., 1922; La langue mandingue et ses diabetes, v. 1 - 2, P., 1929 - 55.
H. В. Охотина.
ДЕЛЕАНУ Ливиу (псевд.; наст, имя и фам. Липа Самуилович К л и г м а н) [8(21).2.1911, Яссы,-12.5.1967, Кишинёв], молдавский советский поэт. До 1940 работал в Бухаресте литографом, корректором, сотрудничал в демократич. журналах. Первый сб. стихов "Волшебные зеркала" вышел в 1927. В сб-ках"Часы бдения" (1937) и "Белый ил" (1940) звучат ноты социального протеста. Поэт осуждает фашизм ("Мечи над Испанией", 1940), выражает сочувствие угнетённым, их борьбе против капиталистич. строя. Нек-рые стихи написаны под влиянием символизма. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 Д. создал вдохновенные стихи, проникнутые сов. патриотизмом. В поэме "Краснодон" (1950; изд. 1957 под назв. "Бессмертная молодость", рус. пер. 1958) воспел подвиг героев-краснодонцев. Драматич. поэма "Волшебная булава" (1951, рус. пер. 1959) аллегорически отражает дружбу молд. и рус. народов. Лирика Д. отличается задушевностью, иногда патетичностью. Д. много писал для детей.
Соч.: Стихурь алесё, Кишинэу, 1958; Тннереце фэрэ моарте, Кишинэу, 1967; Вер-сурь, Кишинэу, 1967; в рус. пер.- Стихотворения, Кишинев, 1960; Песни разных времен, М., 1963.
Лит.: Чиботару С., Кувынт деспре Ливиу Делеану, "Нистру", 1967, № 8.
В. П. Коробан.
ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, издание правительствами бурж. стран по уполномочию парламента нормативных актов, имеющих силу закона. В отличие от обычной нормоустанав-ливающей деятельности правительства, при Д. з. парламент отказывается от своих законодательных полномочий в пользу правительства. Акт Д. з. издаётся по вопросам, входящим в исключит, компетенцию парламента. Издавать нормы в порядке Д. з. могут как сами пр-ва, так и любые подчинённые им исполнит, ведомства (министерства, департаменты, управления, бюро и т. д.). Делегация за-конодат. полномочий парламентом пр-ву может быть осуществлена прямо (парламент принимает закон, в к-ром указывается, какой орган, по каким вопросам и на какой срок получает право издания актов в порядке Д. з.) или косвенно (парламентский закон составляется в очень общих выражениях, и применить его без соответствующей нормоустанавливающей деятельности исполнит, органов власти невозможно).
Акты, принятые в порядке Д. з., вступают в силу либо только после одобрения их парламентской резолюцией ("разрешительная процедура"), либо немедленно после издания (в последующем могут быть аннулированы парламентской резолюцией - "запретительная процедура"). Существующий в бурж. странах парламентский (Великобритания, Австралия, Нов. Зеландия) и судебный (США, Филиппины) контроль над Д. з. носит сугубо формальный характер.
Получившее широкое распространение в эпоху империализма Д. з. открыто противоречит провозглашённым ранее демократич. принципам бурж. конституционализма и парламентаризма, т. к. оно резко сокращает права и компетенцию выборных законодат. органов. Конституции многих буржуазных гос-в (США, Бельгии, Швейцарии, Дании) либо запрещают Д. з., либо не содержат положений, предусматривающих его, тем не менее оно применяется и в этих странах. Конституции бурж. гос-в, принятые после 2-й мировой войны 1939-45 (Италия, ФРГ, Франция), прямо предусматривают возможность Д. з.
Многие совр. бурж. специалисты по проблемам гос-ва и права оправдывают распространение Д. з. возрастающей сложностью гос. управления и необходимостью спец. познаний для этого. В этих условиях, считают они, парламент должен ограничиться закреплением в законах общих принципов, уступив право их детализации тем ведомствам, к-рые обладают соответствующей технич. квалификацией. В действительности, однако, Д. з. представляет собой одно из наиболее откровенных выражений кризиса бурж. парламентаризма и законности, является проявлением бесконтрольности правящих кругов. А. А. Мишин.
ДЕЛЕДДА (Deledda) Грация (27.9.1871, Нуоро, Сардиния,-15.8.1936, Рим), итальянская писательница. Принадлежала к веристской школе (см. Веризм). Гл. тема её многочисл. романов и повестей - жизнь сардинских крестьян и батраков, в к-рой господствует рок, принимающий форму непреодолимой страсти; от неё спасает лишь религия ("Элиас Портолу", 1903). Прозу Д. отличают тонкий психологизм, лирич. описания сардинской природы. Нобелевская пр. (1926).
С о ч.: Romanzi e novelle, v. I - 4, Mil., 1955-59; в рус. пер. - Одиночество, М., 1912; Пепел, М., 1915; Тоскующие души, М., 1918; Сардинские рассказы, П., 1919; [Новеллы], в кн.: Итальянские новеллы. 1860-1914, [вступ. ст. Б. Г. Реизова], М.- Л., 1960; Свирель в лесу. Рассказы, [ст. И. Володиной], М., 1967.
Лит.: Storia della letteratura italiana, v. 8, Mil., 1968.
ДЕЛЕКЛЮЗ (Delescluze) Луи Шарль (2.10.1809, Дрё,-25.5.1871, Париж), французский мелкобурж. революционер, чл. Парижской Коммуны 1871. Журналист. Активный участник Революции 1848; был комиссаром Временного пр-ва в деп. Нор и Па-де-Кале; редактировал газ. "Революсьон демократик э сосиаль" ("Revolution democratique et sociale"). Участвовал в демонстрации 13 нюня 1849, организованной мелкобурж. демократами в знак протеста против реакц. внешней политики президента Луи Бонапарта. В 1854 за участие в тайных респ. обществах вначале был приговорён к 4 годам тюремного заключения, а по истечении этого срока сослан на каторгу в Кайенну (Франц. Гвиана). После амнистии 1859 вернулся во Францию. В 1868 и 1870 за выступления против пр-ва Второй империи был трижды приговорён к тюремному заключению. 26 марта 1871 Д. был избран чл. Парижской Коммуны от 11-го и 19-го округов, являлся членом её Исполнит, комиссии (с 3 апр.), Воен. комиссии (с 21 апр.), гражд. делегатом при Воен. министерстве (с 10 мая). Погиб на баррикаде в Париже в дни последних боёв с версальцами. Портрет стр. 51.
Лит.: Лурье А. Я., Портреты деятелей Парижской Коммуны, М., 1956; Молчанов Н. Н., Герои Коммуны: Шарль Деле-клюз, "Новая и новейшая история", 1971, № 1 - 2; Proles Ch., Les hommes de la revolution de 1871. Ch. Delescluze (1830 -1848-1871), P., 1898; Dessal M., Un revolutionnaire jacobin Ch. Delescluze. 1809 -1871, P.,1952. А.И. Молок.
ДЕЛЕНИЕ, действие, обратное умножению, заключается в нахождении одного из двух сомножителей, если известны произведение их и др. сомножитель. Т. о., разделить а на b - это значит найти такое х, что bх = а или хb = а. Результат Д. х наз. частным, или отношением, а и b. Заданное произведение а наз. делимым, а заданный множитель b - делителем. Для обозначения Д. употребляют знаки двоеточия (а : b) или горизонтальной (иногда наклонной) черты (a/b, a/b).
В пределах системы целых чисел Д. не всегда возможно (6 делится на 2 и 3, но не делится на 5, см. Делимость), но в тех случаях, когда оно возможно, результат его всегда определён единств, образом (как говорят, однозначно). В системе всех рациональных чисел (т. е. чисел целых и дробных) Д. не только однозначно, но и всегда осуществимо, за единств, исключением - Д. на нуль. Если исходить из данного выше определения Д., то легко видеть, что Д. числа, отличного от нуля, на нуль невозможно. Результатом Д. нуля на нуль, по определению,может быть любое число (т. к. всегда с*0 = 0). Обычно в алгебре предпочитают (чтобы не нарушать однозначности Д.) считать, что Д. на нуль невозможно во всех случаях.
От точного Д., к-рое до сих пор рассматривалось, отличается Д. с остатком. Это, по существу, совершенно особая операция, отличная от Д. в определ. выше смысле. Если а и b - целые неотрицательные числа, то операция Д. с остатком числа а на число b состоит в определении целых неотрицательных чисел х и у, удовлетворяющих требованиям:
1) а = хb + у,
2) у < b.
При этом а наз. делимым, b - делителем, х - частным, у - остатком. Эта операция всегда осуществима и всегда однозначна. Если у = 0, то говврят, что а делится на b без остатка. Аналогично определяется операция Д. с остатком для многочленов вида Р(х) = а0хп + a1xn-l+... + ап. Она состоит в нахождении по двум многочленам Р(х) и Q(x) двух многочленов S(x) и R(x), удовлетворяющих требованиям:
1)P(x) = S(x)Q(x) + R(x);
2) степень R(x) меньше степени Q(x). Эта операция также всегда осуществима и однозначна. Если R(x) = 0, то Р(х) делится на Q(x) без остатка.
Лит.: Депман И. Я., История арифметики, 2 изд., М., 1965; Курош А. Г., Курс высшей алгебры, 9 изд., М., 1968.
ДЕЛЕНИЕ, форма размножения организмов и клеток, входящих в состав тела многоклеточных. У бактерий Д. осуществляется путём образования поперечной перегородки, чему предшествует удвоение (репликация) нити ДНК нуклеоида (см. Ядро). У одноклеточных водорослей и животных, обладающих типич. клеточным ядром, Д.- вместе с тем и бесполое размножение. Д. может осуществляться как в активном, так и в покоящемся (инци-стированном) состоянии. Наряду с Д. надвое, у простейших часто посл |