БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ИНСПЕКЦИЯ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ, учреждена в 1869.
ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС 1917, второй (после Апрельского кризиса 1917).
ГОММОЗ [от франц. gomme - камедь (от лат. gummi, cummi, греч. kommi)].
КАРАИБСКОЕ МОРЕ (Caribbean Sea), см. Карибское море.
КАССОВЫЙ ПЛАН Госбанка СССР.
КЛИСТРОН [от греч. klyzo - ударять, окатывать (волной) и (элек)трон].
КОЛОТЫЙ ЛЕСОМАТЕРИАЛ, заготовки из древесины.
ДЕВЕНТЕР (Deventer), город в Нидерландах.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ООН Всеобщая.
ДЕВТАШЛАРЫ (от перс.-тур. dev -злой дух и тур. ta$lar - камни).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

вании целых К. в. невозможно применение подшипников качения, поэтому иногда К. в. делают составными. По условиям технологии составными выполняют также крупные К.в. с диаметром шеек до 1 м. Наиболее просты в изготовлении К. в., у к-рых оси всех шатунных шеек находятся в одной плоскости. Простейшим К. в. можно считать кривошип.

Рис. 1. Коленчатый вал: 1 - коренная шейка; 2 - колено; 3 - шатунная шейка; 4 - щека.

Рис. 2. Подшипниковый узел составного коленчатого вала; /, 4 - подшипники качения; 2 - шатун; 3 - шатунная шейка; 5 - коренная шейка; 6 - противовес.

КОЛЕОПТИЛЕ, колеоптиль (от греч. koleos - ножны и ptilon - перо), влагалищный лист, первый (бесцветный, зелёный или красноватый) лист злаков, не имеющий листовой пластинки и представляющий собой замкнутую трубку. В К. заключены молодой проросток, перышко и конус нарастания стебля, к-рые он защищает от повреждений. При прорастании зерновки К. пробивает почву твёрдой верхушкой, к-рая затем разрывается, и из вершины К. выходит след. лист. В дальнейшем К. засыхает. К., по-видимому, представляет собой ср. часть семядоли.

КОЛЕОРИЗА (от греч. koleos -ножны и rhiza - корень), корневое влагалище, окружающее в виде чехла первичный корень, заключённый в семени растения. Выполняет защитную функцию. К. характерна для злаков, имеется у эвкалиптов. При прорастании семени (зерновки) её прорывают растущие корешки.

КОЛЕРА ПРАВИЛО, полуэмпирическое правило, утверждающее, что относительное изменение сопротивления р металла в магнитном поле Н, зависящее от многих факторов (темп-ры, примесей и т. п.), может быть выражено в виде зависимости от одной величины НЭф = Нp300/p, где р -сопротивление проводника в отсутствии поля, рзоо - сопротивление в поле при комнатной темп-ре (300 К). К.п. позволяет данные о зависимости сопротивления р от поля Н для разных образцов одного металла изобразить в виде одной кривой. Это выражение было установлено впервые нем. физиком М. Колером в 1938.

Т. к. НЭф ~l/rn (1 -длина свободного пробега; гн - средний радиус орбиты электрона в магнитном поле), то К. п. указывает на то, что гл. причина изменения сопротивления в магнитном поле - вращение электронов вокруг магнитных силовых линий. Отклонения от К. п., наблюдающиеся гл. обр. на монокристаллич. образцах металлов, нашли объяснение в совр. теории гальваномагнитных явлений.

Лит. см. при ст. Гальваномагнитные явления. М. И. Каганов.

КОЛЁСНАЯ ПАРА, один из осн. узлов ходовой части вагона или экипажной части локомотива. Представляет собой ось с двумя насаженными на неё колёсами, к-рые служат для направления движения вагонов и локомотивов по рельсам. К. п. воспринимают и передают все нагрузки подвижного сосгава на рельсы и обратно. К. п. объединяют по две, три или более в тележки.

Вагонные К. п. имеют обычно неподвижно укреплённые на оси колёса (рис.). В нек-рых случаях колёса могут вращаться на оси или перемещаться по ней (сближаться или раздвигаться в зависимости от ширины колеи). Электровозные, тепловозные К. п., а также К. п. моторных вагонов, кроме весовых нагрузок, воспринимают вращающий момент от тяговых электродвигателей через одно- или двухступенчатую зубчатую передачу или от редуктора тяговой гидропередачи. Большое зубчатое колесо передачи насаживается на ось К. п.

Вагонная колёсная пара: 1 -шейка; 2 - ось; 3 - колесо.

Лит.: Вагоны, под ред. Л. А. Шадура и И. И. Челнокова, М., 1965. Б. Н. Покровский.

КОЛЁСНАЯ ФОРМУЛА, 1) условный индекс, принятый для обозначения числа ведущих колёс автомобилей, в к-ром первая цифра соответствует общему числу колёс, а вторая - числу ведущих (напр., ЗИЛ-130-4 X 2. ГАЗ-66-4 X 4, ЗИЛ-131-6 X 6). 2) Условное числовое (или буквенное) обозначение ходовой части локомотива, наз. также осевой формулой, указывает число и расположение колёсных осей. Первые цифры К. ф.- число передних поддерживающих осей, вторые - число движущих (передающих вращающий момент) осей, третьи - число задних поддерживающих осей. Совр. локомотивы, как правило, не имеют поддерживающих осей, а движущие оси объединены в двух- или трёхосные тележки (обозначение К. ф.: 2-2 или 3-3; за рубежом В - В или С - С). Для локомотива с электропередачей к К. ф. добавляют индекс у цифры, обозначающий, что движущие оси имеют тяговые двигатели (напр., электровоз ВЛ-10 имеет К. ф. 20 - 20 - 20 - -20).

КОЛЕСНИКОВ Борис Павлович [р.17 (30). 5. 1909, Петербург], советский геоботаник, лесовед, чл.-корр. АН СССР (1970). Чл. КПСС с 1945. Окончил Дальневосточный лесотехнич. ин-; (1931). В 1934-55 работал в н.-и. учреждениях Дальневосточного филиала АН СССР; в 1955-64 в Ин-те биологии, с 1965 в Ин-те экологии растений и животных Уральского научного центра АН СССР. В 1963-68 ректор, с 1968 зав. кафедрой Уральского ун-та им. А. М. Горького. Осн. труды по лесоведению, ботанической географии и охране природы Урала и Д. Востока. Разработал осн. положения географо-генетич. классификации типов леса, лесохозяйственного районирования терр. СССР и рационального использования лесных ресурсов тайги. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Растительность восточных склонов среднего Сихотэ-Алиня, М., 1938; Очерк растительности Дальнего Востока, Хабаровск, 1955; Кедровые леса Дальнего Востока, М.Л., 1956; Пути повышения продуктивности лесов Западного Урала, Пермь, 1960; Некоторые вопросы развития лесной типологии, в сб.: Типы и динамика лесов Урала и Зауралья, Свердловск, 1967; Высокогорная растительность среднего Сихотэ-Алиня, Владивосток, 1968.

КОЛЕСНИКОВ Иван Степанович [р. 2(15).12.1901, с. Подосиновка, ныне Новохопёрского р-на Воронежской обл.], советский хирург, акад. АМН СССР (1971), засл. деят. науки РСФСР (1964), ген.-майор мед. службы. Чл. КПСС с 1928. В 1931 окончил Воен.-мед. академию им. С. М. Кирова, работал в клинике С.П. Фёдорова; с 1953 заведующий госпитальной хирургической клиникой этой академии. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 армейский хирург и хирург фронта. Основные работы по вопросам военно-полевой, грудной хирургии, хирургич. лечению туберкулёза, гемотрансфузиологии, трансплантологии, реаниматологии. Под редакцией К. издано "Руководство по лёгочной хирургии" (1969). Ленинская пр. (1961). Награждён орденом Ленина, 12 др. орденами (в т. ч. 3 иностранными), а также медалями.

Соч.: Удаление инородных тел из плевральной полости лёгких и средостения, М., 1949; Резекция лёгких, [Л.], 1960; Оперативное лечение глубоких термических ожогов, Л., 1962 (совм. с В. С. Вихриевым); Экономные резекции лёгких при туберкулёзе, Л., 1965 (совм. с Н. В. Путовым и С. Н. Соколовым).

КОЛЕСНИКОВА Надежда Николаевна [31.8(12.9).1882, Москва,-18.3.1964, там же], деятель революц. движения в России. Чл. Коммунистич. партии с 1904. Окончила Моск. пед. курсы; учительница. Участница Декабрьского вооруж. восстания 1905 в Москве на Пресне. В 1907-1916 вела парт, работу в Москве и Баку, чл. Бакинского к-та РСДРП. Подвергалась репрессиям. После Февр. революции 1917 - секретарь Моск. окружной орг-ции РСДРП(б). В авг. 1917 вместе с мужем Я. Д. Зевиным вернулась в Баку; участвовала в борьбе за установление Сов. власти в Азербайджане. С апр. 1918 нарком просвещения Бакинского СНК. С янв. 1919 пред. Астраханского губкома РКП(б). В дальнейшем работала зам. наркома просвещения Азерб. ССР, в Наркомпросе РСФСР, зав. агитпропотделом Моск. губкома РКП(б), в Ярославском губкоме партии. В 1929-32 ректор Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. В 1933-57 на науч. работе в ИМЭЛ при ЦК ВКП(б) и в Центр, музее В. И. Ленина. Автор историко-парт. работ и воспоминаний. Делегат 15-16-го съездов ВКП(б). Награждена 2 орденами Ленина и медалями.

С о ч.; По дорогам подполья. (Из воспоминаний), Баку, 1966.

Лит.: Платонов Б., Большой день комиссара коммуны (Н. Н. Колесникова), в кн.: Женщины русской революции, М., 1968, с. 181 - 96.

КОЛЕСНИЦА, разновидность колёсной повозки, применявшаяся при боевых действиях, для триумфальных, ритуальных и погребальных процессий, а также для спортивных состязаний. Ритуальные и боевые К. встречаются при раскопках богатых могил кон. 3-го тыс. до н. э. и более позднего времени (находки в Кише, Уре, Закавказье и пр.). Известны также изображения К. (глиняные и бронзовые модели, рельефы, росписи), найденные на значит, терр. Евразии и Сев. Африки.

Боевые К. широко применялись в войсках государств Др. Востока (Др. Египта, Ассирии, Персии, Др. Китая, Индии и др.). Воины на боевых К. составляли особые отряды, к-рые действовали впереди или на флангах пехоты. Удар К. расстраивал ряды неприятеля, а следовавшая за ними пехота завершала его поражение. Боевые К. были нескольких видов: на 2 колёсах, запрягавшиеся одной или парой лошадей (один воин управлял лошадьми, а другие сражались копьями, мечами или стреляли из луков); на 4колёсах, запрягавшиеся четвёркой лошадей, к её дышлам прикреплялись копья, к осям - косы, лошади покрывались панцирем.

Хеттская боевая колесница. Изображение на рельефе Рамсеса II в Абу-Симбеле. 13 в. до н. э

В классич. Греции К., запряжённая лошадьми, применялась преим. для спортивных состязаний. В Риме наибольшее значение приобрели триумфальные К., предназначавшиеся для победных имп. шествий. В них запрягалось до 8 пар коней. В ср. века в Зап. Европе употреблялись боевые К. с высокими прочными стенками, в к-рых были прорезаны бойницы; в таких К. помещались стрелки и даже небольшие орудия.

КОЛЁСНОЕ СУДНО, судно, приводимое в движение гребными колёсами. Ось гребного колеса, имеющего лопасти (плицы), размещённые по его внеш. окружности, располагается над поверхностью воды поперёк судна у его бортов или в корме. Габаритная ширина К. с. с бортовыми колёсами обычно в 2-2,5 раза превышает ширину корпуса; К. с. с кормовыми колёсами имеет увеличенную длину.

Широкое распространение К. с. получили в связи с появлением паровых машин (кон. 18- нач. 19 вв.), сначала на реках, а затем и на морях. К. с. было первым судном с механич. двигателем, пересекшим Атлантич. ок. (1838). Крупнейшее грузопассажирское мор. К. с. "Грейт Истерн" (1857) имело дл. 207 м, шир. 25,3 м, водоизмещение 27400 т. Паровые машины мощностью 3680 л. с. вращали бортовые гребные колёса диаметром 17м, кроме того, на судне были установлены гребной винт, приводимый в движение машиной мощностью 3970л. с., и паруса на 6 мачтах.

Первоначально все суда с механич. двигателями имели гребные колёса, но из-за частых поломок на волнении мор. К. с. вскоре уступили место винтовым судам. На внутр. водных путях К. с., несмотря на большие габариты, увеличенную массу и сложность изготовления, использовались сравнительно долго благодаря высокой эффективности гребных колёс. Однако с появлением более совершенных конструкций судовых движителей, хорошо работающих на мелководье, К. с. практически вытеснены судами с гребными винтами, водомётными движителями и крылъчатыми движителями. Э. Г. Логвинович.

КОЛЕСО, деталь машин и механизмов; имеет форму диска или обода со спицами, вставленными в ступицу. К. может свободно вращаться на оси или быть закреплённым на ней. Служит для передачи или преобразования вращательного движения.

К.- одно из величайших изобретений человечества, известно примерно с сер. 4-го тыс. до н. э. (Месопотамия). Предшественником К. можно считать применённый много тысячелетий назад деревянный каток, к-рый подкладывали под перемещаемый груз. Первоначально К. представляло собой диск, насаженный на ось. Во 2-м тыс. до н. э. конструкция его совершенствуется: появляется К. со спицами, ступицей и гнутым ободом. Позднее для увеличения прочности К. стал применяться металлич. обод, к-рый затем в трансп. машинах был заменён шинами. Изобретение К. способствовало развитию и совершенствованию ремёсел: К. было применено в гончарном круге, мельнице, прялке, токарном станке и т. д. С изобретением самодвижущихся повозок К. стало играть активную роль движителя. В ирригационных сооружениях, на мануфактурных фабриках, рудниках и т. п. применялись водяные колёса. В 19 в. вместо водяного К. для передачи энергии стали использовать турбину, осн. элементом к-рой также является К. В большинстве рабочих машин К. служит для изменения частоты вращения, перемены направления движения, для передачи движения с горизонтальной оси на вертикальную или наоборот (в ремённых, зубчатых передачах и др.).

КОЛЕСОВ Анатолий Иванович (р.18.1. 1938, с. Литвинское, ныне Осакаровского р-на Карагандинской обл.), советский спортсмен (классич. борьба), засл. мастер спорта (1963), преподаватель, тренер. Чл. КПСС с 1964. Олимпийский чемпион (1964, Токио), чемпион мира (1962-1963, 1965) н СССР (1959, 1964). С 1969 зам. пред. Комитета по физич. культуре и спорту при Сов. Мин. СССР. Награждён 2 орденами, а также медалями.

КОЛЕСОВ Фёдор Иванович [20.5(1.6). 1891, Уральск,- 29.7.1940, Москва], советский гос. и парт, деятель, один из организаторов борьбы за Сов. власть в Туркестане. Чл. Коммунистич. партии с 1917. Род. в семье служащего. Конторщик на ж. д. в Оренбурге, с 1916в Ташкенте. С сент. 1917 чл. Исполкома Ташкентского совета; один из руководителей всеобщей забастовки (сент. 1917). Делегат 2-го Всеросс. съезда Советов (окт. 1917), избран чл. ВЦИК. С нояб. 1917 по нояб. 1918 пред. СНК Туркестанской АССР, чл. Туркестанского крайкома партии. Участник Гражд. войны 1918-20, политкомиссар. Делегат 8-го съезда РКП(б) (1919). В 1923-28 пред. ВСНХ Д. Востока, чл. Дальревкома, чл. Гомельского губисполкома. В 1929-33 учился в Моск. архит. ин-те и в аспирантуре Академии архитектуры, затем работал архитектором.

КОЛЕСОТОКАРНЫЙ СТАНОК, специализированный металлорежущий станок для обточки колёс сформированных колёсных пар подвижного состава ж.-д. транспорта. На К. с. производят обточку цельнокатаных и бандажированных колёс по профилю катания, гребню и внутр. торцу при изготовлении новых и восстановлении (обточкой) изношенных в процессе эксплуатации колёсных пар. Строят К. с. для вагонных колёсных пар и для локомотивных пар. К. с. имеют симметричный двусторонний привод (на оба колеса) с механич. или гидропластовыми зажимными устройствами, 2 или 4 суппорта. В последнем случае 2 суппорта - обдирочные для обдирочных проходных резцов и 2 суппорта - копировальные для чистовых профилеобразующих резцов. В качестве профилеобразующих применяются чашечные и призматические резцы, которые работают от механич. или гидравлич. копировальных устройств. Обточку изношенных колёсных пар без выкатки их из-под тележек локомотива (пара разгружается от веса локомотива и приподымается над рельсами) ведут на К. с. упрощённой конструкции с приводом от тягового электродвигателя непосредственно через ведомое зубчатое колесо тягового редуктора, расположенное на оси колёсной пары. Д. Л. Юдин.

КОЛЕССА Филарет Михайлович [5(17). 7.1871, с. Ходовичи, ныне Стрыйского р-на Львовской обл.,-3.3.1947, Львов], советский музыковед-фольклорист, композитор и литературовед, акад. АН УССР (1929). В 1898-1929 преподавал в гимназиях Львова, Стрыя, Самбора. С 1939 проф., руководитель кафедры укр. фольклора и этнографии Львовского ун-та им. И. Франко. Одновременно (с 1940) директор Львовского филиала Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР. Автор науч. работ по укр. и слав. муз. фольклору, сборников обработок укр. нар. песен и собств. хоровых сочинений и др. Многочисл. труды К. являются значит, вкладом в укр. фольклористику. Деп. Верх. Совета УССР 2-го созыва. Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Мелодп украшських народних дум, Кшв, 1969; Музикознавч! пращ, Кшв, 1970: Фолъклористичш праць Кшв, 1970; Муэичн? твори, Кшв, 1972.

Лит.: Шуст Я. I., Ф. М. Колесса, К., 1955; Грица С. И., Фольклористична д1яльн!сть Ф. М. Колесси, в кн.: К олесса Ф. М., Мелоди украшських народних дум, Кшв, 1969. Л. С. Кауфман.

КОЛЕТ (Colet) Джон (ок. 1467-16.9.1519, Шин, графство Суррей), английский гуманист, теолог, один из предшественников Реформации. Известен как глава оксфордского кружка гуманистов. В курсе лекций, посвящённом посланиям апостола Павла, к-рый К. с 1497 читал в Оксфордском ун-те, давал критич. толкование библейских текстов. Оказал значит, влияние на формирование мировоззрения Т. Мора и Эразма Роттердамского. В 1505 стал настоятелем собора св. Павла в Лондоне; в 1509 открыл при соборе школу, основанную на гуманистич. принципах воспитания. В 1513 стал капелланом при дворе Генриха VIII. Не порывая с католицизмом, обличал нравы духовенства, отрицал тайную исповедь, поклонение иконам, безбрачие духовенства, институт монашества.

КОЛЕТТ (Colette) Габриель Сидони (28. 1. 1873, Сен-Совёр-ан-Пюизе, деп. Ионна,-3.8.1954, Париж), французская писательница. Чл. Академии Гонкуров (1944). В 1900 опубл. автобиографич. роман "Клодина в школе", подписанный, как и последующие романы о Клодине, псевдонимом её первого мужа - Вилли. Начиная с кн. "Диалоги животных" (1904), К. выступала под своей фамилией и опубликовала многочисленные романы (более 50), пьесы, статьи. Романы К. изображают среду рантье или тех, кто её обслуживает: артистич. богему ("Скиталица", 1910; "Изнанка мюзик-холла", 1913), дам полусвета ("Шсри", 1920; "Конец Шери", 1926, рус. пёр. 1927). По детальности изображения профессиональной среды близкая к 6р. Гонкур, К. чужда сатиры и глубокого критицизма. Лучшие произв. К.- книги воспоминаний: "Дом Клодины" (1922), "Сидо" (1930) и др. Лирич. дневник "Вечерняя звезда" (1946) - об оккупации Франции нем.-фаш. захватчиками и Движении Сопротивления. Награждена орденом Почётного легиона (1953).

Соч.: CEuvres completes, v. 1 - 15, P., [1948-50]; Contes des mille et un matins, [P., 1970].

Лит.: Луначарский А. В., Кодетта Вилли, в его кн.: О театре и драматургии, т. 2, М., 1958; История французской литературы, т. 4, М., 1963; С о с t e a u J., Colette, P., 1955; Davies M., Colette, Edin.- L., 1961 (имеется библ.). О. И. Ильинская.

КОЛЕУС (Coleus), род растений сем. губоцветных. Гл. обр. многолетние травы или полукустарники с супротивными листьями. Цветки голубые или лиловые, мелкие, в ложных мутовках, собранных в сложные соцветия. Ок. 150 видов, в тропиках Вост. полушария. Нек-рые виды (С. parviflorus, С. edulis и др.) имеют крахмалистые клубни и культивиру